5 июня 2020  6:03
Распечатать

На прогулку по волжской «Атлантиде»

Опубликовано: 16.05.2019 15:37

Чем краеведов порадовало обмеление Куйбышевского водохранилища

 

обмеление-Волги

Дореволюционный мощёный тракт соединял центр города с Дальним Устьем в Адмиралтейской слободе.


Необычный вид экскурсий набирает популярность среди жителей Казани – по старинной булыжной мостовой, пройтись по которой стало возможным из-­за небывалого обмеления Волги.

 

Древний мощёный тракт соединял некогда центр города с так называемым Дальним Устьем в Адмиралтейской слободе. Маршрут ведёт от бывшей Мокрой слободы (ныне набережная у железнодорожного вокзала «Казань-1») вдоль полуострова-волнолома с пляжем «Локомотив» до старых речных причалов. До революции по этому пути курсировал трамвай.

После образования Куйбышевского водохранилища дорога была затоплена, а теперь, после нынешнего обмеления, по ней гуляют казанцы и гости города в поисках новых впечатлений, а иногда и старинных предметов. Для сведения: в настоящий момент вода в Волге в районе Казани убыла приблизительно на 3,1–3,3 мет­ра от нормы по Балтийской системе.

На днях на поднявшуюся из-под речной толщи дорогу одной из турфирм была организована экспедиция. Улучшив момент, более тридцати любителей казанской старины проследовали сначала по насыпанной несколько лет назад ПСО «Казань» песчаной перемычке от пляжа «Локомотив» и лодочной станции до острова Вороний Куст, а затем по открывшемуся мощёному тракту – до старого порта.

«Мы дошли до самого Дальнего Устья, нашли место, где стояли пристани, обнаружили остатки домов и свай, дверные замки, напольную плитку со знаками фабрик (в том числе фабрики Ушковых), подковы, утюг, гирьку для весов, кирпичи с заводскими клеймами и даже рельсы и шпалы времен конки и казанского трамвая! Про брусчатку, гвозди и обломки кирпичей молчу – этого добра там хватает», – написала в соцсетях организатор прогулки Юлия Жизневская.

 


«После сильного обмеления Волги под Казанью археологи обнаружили старую дорогу, вымощенную камнем. Эксперты Комитета РТ по охране объектов культурного наследия провели обследование территории, – сообщается на страничке ведомства в Интернете. – Предварительно мощёная дорога имеет отношение к утраченной пристани, которая располагалась в старых границах русла реки Волги (в районе впадения старого русла Казанки в Волгу). Также в ходе осмотра обнаружены элементы трамвайных путей. Картографический анализ дает основание полагать, что объекты построены предположительно в конце XIX века»


 

 

В её отчёте отмечается, что ориентиром для группы во время экскурсии стали старинные шпалы, «кое-где лежащие посреди ила и тростника». По «всплывшему» тракту исследователи дошли до острова Каменный, где небольшая, но глубокая и быстрая протока отделила их от Петрушкиного разъезда. Сегодня это район улицы Боевой в Кировском районе столицы.

Таким образом, примерная протяжённость маршрута в одну сторону составила 5,3 километра.

«По сути, мы дошли по «островам» и по «дну» от «Локомотива» до Адмиралтейки. Плыть по ледяной воде не стали, но зато на обратном пути нашли рельсы уже советских времён. Путь наш лежал по тем местам, где в обычное время дно Волги (точнее, уже 60 с лишним лет как дно Волги) – можно сказать, по «казанской Атлантиде». Если по нормальной воде плыть в тех местах на лодке, прибор покажет в среднем два метра глубины», – обратила внимание организатор экспедиции.

Как свидетельствует те же соцсети, путь первопроходцев теперь пытаются повторить и многие другие. В течение нескольких дней казанцы увлечённо делятся фотокадрами своих исканий. Одним удалось найти монетки, другим – железяки и фигурные кирпичи, третьим – черепки и значки.

Накануне по старой дороге, открывшейся в результате обмеления Волги, прошли специалисты Комитета РТ по охране объектов культурного наследия. Они пришли к выводу, что найденные там объекты могут быть внесены в реестр памятников, охраняемых государством. Отчёт о предварительном осмотре территории опубликован на странице комитета в Facebook.

 


Фото: vk.com
Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Выпуск: №69 (28643)


Добавить комментарий

Мухаметшин 04.06.2020

За вклад в формирование межнационального мира

В Казани в Доме дружбы народов Татарстана прошло торжественное вручение памятных знаков «100 лет образования Татарской АССР»....
1480
Салахов 04.06.2020

Конституционное закрепление роли науки повысит её престиж

Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации в современных условиях представляется очень важным......
1440
развитие-сельских-территорий1 04.06.2020

Дом с видом на природный ландшафт

У жителей республики появилась возможность приобрести жильё в сельской местности на весьма выгодных условиях....
1980
туризм 04.06.2020

Антикризисные предложения для туристов

Татарстан приготовил ряд привлекательных туристических предложений....
1800
детский-отдых 04.06.2020

Каникулы под присмотром медиков

Министр по делам молодёжи РТ Дамир Фаттахов рассказал, как изменится отдых детей этим летом....
2460
  • Мнение

    Валерий ПЕТРОСЯН, эксперт ООН по химической безопасности:

    ПЕТРОСЯН

    Концентрация вредных веществ в выбросах в атмосферу казанского завода по термопереработке отходов будет настолько мала, что просто не способна причинить ущерб экологии города и здоровью человека. Для сравнения: свалки выбрасывают в десять тысяч раз больше диоксинов.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    5 июня

    Мидхат Габдулхакович Минхаеров (1956), начальник отдела Государственной фельдъегерской службы России в Казани.

    Ирек Хайруллович Фахрутдинов (1933), действительный член АН РТ, бывший генеральный директор Казанского ОКБ бюро «Союз», лауреат Госпремии СССР.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров