15 октября 2019  16:22
Распечатать

«Мы не просим. Мы – отдаём…»

Опубликовано: 04.02.2019 13:49

 

э-моция

 

В нашей стране есть «особенные» граждане. В большинстве своём это достаточно молодые люди. У них такие же права и обязанности, но их возможности ограничены отсутствием здоровья, нищенской пенсией, трудностями передвижения. А они, представьте себе, хотят быть равными среди равных: жить, любить, учиться, творить…

К счастью, есть такие люди, которые пытаются им в этом помочь. Например, Неля Суркина – режиссёр творческой инклюзивной студии «Э-моция».

 

– Я слышала, что ваш проект считается в Татарстане уникальным. Почему?

– Принцип «равный равному» и определяет его уникальность. Проект инклюзивный, то есть в нём наравне со здоровыми участвуют и люди с инвалидностью. До нас за это никто не брался, а мы абсолютно убеждены, что молодёжь с ограничениями по здоровью должна жить в обычном обществе среди обычных людей. «Э-моция» задумана для всех, кто хочет заниматься творчеством.

Для начала мы разработали правила нашего сообщества. Первое: любой может обратиться за помощью, но просьба должна быть сформулирована именно как просьба. Люди с инвалидностью порой привыкают, что они особенные, и, значит, любое их желание должно немедленно исполняться. В обществе же здоровых людей вряд ли кто-то бросится помогать, услышав обращение типа «подай-ка мне» или «сделай мне»… И чтобы не было так, что одни только опекают, а другие находятся в привилегированном положении, мы придумали и второе правило: каждый человек имеет право помочь тебе или отказать. Ведь есть вещи, которые кому-то могут быть неприятны, у кого-то могут быть в данный момент свои дела. Ты хочешь, чтобы уважали тебя, помогли тебе? Тогда уважай и другого (цени его время, интересы, желания). Хочешь быть равным – будь!

 


На наших спектаклях зрители порой даже и не догадываются, что на сцене люди с инвалидностью. Только когда ребята выходят на поклон, с костылями или в колясках, приходит осознание и удивление


 

– Да… Жёстко… А чем вообще вы занимаетесь в своей студии?

– Согласно положению о нашей студии, мы «создаём современный пластический музыкальный эмоциональный театр, формируем позитивный образ активного человека с инвалидностью театральными средствами».

 

– Но у большинства ваших студийцев церебральный паралич и болезни опорно-двигательного аппарата. Какой театр?! Это возможно?

– Ещё как возможно. На наших спектаклях зрители порой даже и не догадываются, что на сцене люди с инвалидностью. Только когда ребята выходят на поклон, с костылями или в колясках, приходит осознание и удивление. К тому же наши спектакли всегда бесплатны. И это тоже ломает стереотипы: ведь обычно тех, у кого есть ограничения по здоровью, воспринимают как людей, которые всё время что-то просят. А мы не просим, мы – отдаём.

 

– А почему название вашего театра пишется не по правилам?

– У нас – не театр, а творческая студия «Э-моция» («э»-энергия, «моция» – движение). Мы существуем с сентября 2016 года при казанском Дворце культуры «Юность», руководитель нашей студии – Инесса Клюкина. Когда она решила создать что-то интересное для людей с ограниченными возможностями здоровья, то посоветовалась с победительницами конкурса красоты среди женщин с инвалидностью «Жемчужина Татарстана». И все они попросили создать театр. Но ведь для этого нужны режиссёры, пьесы, декорации, а у дворца культуры какие возможности? Решили остановиться на студии: петь, танцевать, если получится, сценки какие-то ставить…

 

э-моция2

 

– А как вы нашли друг друга?

– Через соцсеть. В студенческие годы, учась в КАИ, я занималась пантомимой, перформансом, а потом вдруг увлеклась буто. Это авангардный стиль современного японского танца, там особым способом надо двигаться. Это похоже на безмолвный театр. Я стала ездить на мастер-классы известных танцовщиков буто, обучалась и хореографии.

Вообще, моё образование никак не связано с творческой деятельностью. Я кандидат экономических наук. Но увидела пост Инессы и решила провести для студийцев мастер-класс по буто.

Пришла посмотреть на них… Восемнадцать человек. Кто-то здоров, кто-то с палочкой, на костылях или в коляске. Средний возраст – лет тридцать. Придумала движения, которые подошли бы всем, и провела мастер-класс. Потом предложила ребятам поставить пластический номер. Наш первый двадцатиминутный спектакль  назывался «#сердцагорода». Постановка необычная: там нет диалогов, а все эмоции передаются через движение. Удобно то, что спектакль можно разбивать на фрагменты и показывать отдельными номерами на разных площадках (что мы не раз и делали).

 

– Вы сказали, что собирались только провести мастер-класс и расстаться со студией…

– Не получилось. После премьеры СМИ буквально «душили нас в объятиях», и на вопрос о планах руководитель студии сказала, что мы готовим следующий спектакль. Ну раз сказала, то куда же деваться (улыбается)?

Кроме спектакля «#сердцагорода», мы теперь играем «Страну сломанных игрушек», «Алые паруса. Исповедь Ассоль» и эскиз по роману Максанса Фермина «Снег». Кстати сказать, 9 февраля мы покажем его в малом зале театра им. Г.Камала.

 


С нашими спектаклями мы гастролировали по Татарстану, ездили в Челябинскую область, участвовали в международных фестивалях «Действующие лица» и «Расширение спектра». А на международном фестивале в Грузии в прошлом году «Э-моция» стала победителем в номинации «Лучший творческий инклюзивный коллектив»


 

Спектакли у нас необычные. На первый взгляд даже странные. Вот «Алые паруса…», например. В основе – мюзикл Веры Хохловой, но текст готовили сами, в жанре вербатим. Это реальные диалоги (или монологи) реальных людей, записанные и воспроизводимые потом актёрами. Для этого ребята брали интервью как у девушек с инвалидностью, так и без. На республиканском форуме «Наш Татарстан» этот спектакль стал победителем.

Сейчас мы готовим постановку «Что я помню о себе». Это будет спектакль-сон.

 

– Ну а как всё это? На какие средства?

– За последний год мы выиграли под свои проекты четыре гранта от Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь). Кроме этого, сейчас нам помогают более трёхсот волонтеров. Они берут на себя костюмы, декорации, прически и грим актеров. На них же – фото- и видео­съёмка, онлайн-трансляции наших спектаклей. Без волонтёров это сделать было бы невозможно.

С нашими спектаклями мы гастролировали по Татарстану, ездили в Челябинскую область, участвовали в международных фестивалях «Действующие лица» и «Расширение спектра». А на международном фестивале в Грузии в прошлом году «Э-моция» стала победителем в номинации «Лучший творческий инклюзивный коллектив».

Кроме этого, у нас есть своя рубрика в социальных сетях «#провереноЭ_моцией» (где участники оценивают «доступную среду» общественных пространств) и YouTube-канал «#ЧеловекS». Там люди с инвалидностью делятся своим опытом, как достичь успеха в спорте, творчестве, профессии.

 

– Так у вас всё замечательно! И никаких проблем?

– Проблема у нас, по сути, одна, но ставящая под угрозу всю нашу деятельность. Это – «недоступная среда». У нас прекрасный ДК, но ведь Жилплощадка, где он располагается, – это край города. Большинство ребят живут в разных концах Казани и не всегда могут пользоваться общественным транспортом. Попробуйте зимой на костылях или на коляске добраться сюда из Азино. Сейчас у многих казанцев есть машины, но с автоволонтерством в городе почти никак. Нам бы помещение какое-нибудь поближе к центру. С более удобной и для артистов, и для зрителей инфраструктурой. Но в Казани очень мало помещений, где в любое время могли бы выступить люди с ограниченными возможностями здоровья.

 

– И все-таки, какие у вас планы?

– Пока вот готовим спектакль, о котором я упомянула, а дальше будет видно. Но, честно говоря, я уже придумала шестой спектакль…

 


Фото: студия «Э-моция»
Автор статьи: КУДРЯВЦЕВА Елена
Выпуск: №16 (28590)


Добавить комментарий

колясочники 15.10.2019

Проект фонда «Ярдэм» выиграл грант Президента РФ

Общая сумма расходов на реализацию проекта, включая софинансирование, составляет более 8,5 миллиона рублей....
1030
цифровое-тв 15.10.2019

Здравствуй «цифра»!

Свершилось! В понедельник, 14 октября, Татарстан перешёл на цифровое телевещание. Более 1,3 миллиона домохозяйств получили возможность бесплатно смотреть 20 каналов в чётком цифровом качестве....
1600
рада-нигматуллина 14.10.2019

НИГМАТУЛЛИНА Рада Хусаиновна

11 октября 2019 года на 89-м году жизни после продолжительной болезни скончалась заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая Нигматуллина Рада Хусаиновна....
3870
бездомные-животные 14.10.2019

Депутаты хлопочут об отсрочке

Татарстанские депутаты поддержали ленинградских коллег, предложивших продлить срок действия переходного периода, по истечении которого передача животных без владельцев в приюты станет обязательной....
2310
квз-дни-открытых-дверей 14.10.2019

На КВЗ началась акция «Неделя без турникетов»

Казанский вертолётный завод холдинга «Вертолёты России» участвует во Всероссийской акции «Неделя без турникетов»....
2320
  • Мнение

    Ольга АЛЕКСАНДРОВА, ректор Всероссийского государственного университета юстиции:

    Александрова

    «Белые пятна» в законодательстве – это следствие стремительного развития общественных отношений. «Державинские чтения» призваны анализировать правовую базу и помогают совершенствовать её. К тому же цифровизация и усложнение систем управления ведут к появлению новых профессий – виртуального адвоката, киберследователя, медиаполицейского.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    15 октября

    Зиля Рахимьяновна Валеева, директор музея-заповедника «Казанский Кремль».

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров