Можно ли вернуть деньги, потраченные на лечение?

print

 

деньги-на-лечение

 

Одна из актуальных проблем, с которыми сталкиваются пациенты при обращении за бесплатной медицинской помощью, – это отказ в оказании бесплатных услуг и предложение получить услуги за плату. Можно ли вернуть денежные средства, потраченные на лечение?

 

Ответить на этот вопрос мы попросили начальника отдела защиты прав застрахованных ООО «СМО «Спасение» Эльвиру Мухитову.

– К нам часто поступают вопросы, связанные с оплатой медицинских услуг, – говорит она. – Мы советуем обращаться в страховую компанию сразу после того, как врач назначил исследование (консультацию узкого специалиста) и сообщил о том, что не может направить вас для получения услуги бесплатно, за счёт средств ОМС. Очень важно, чтобы назначение было отражено в медицинской документации.

Пациент имеет право получить лист назначения за подписью и печатью врача.

Нарушение прав пациента на получение бесплатной медицинской помощи – проблема, которую нужно решать до того, как пациент оплатит медицинские услуги из личных средств. В подавляющем большинстве случаев она решается – при условии свое­временного обращения в страховую компанию.

К сожалению, многие пациенты поступают иначе. Они обращаются к нам после того, как оплатили услуги, с жалобой на медицинскую организацию и требованием вернуть потраченные средства.

Многие ошибочно полагают, что страховая компания может сама возместить пациенту деньги. Однако такой порядок возмещения денежных средств не предусмотрен законодательством.

 


Договор на оказание платных медицинских услуг, согласно требованиям законодательства, должен содержать пункт о том, что пациент проинформирован о возможности получения медицинской помощи без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий


 

Страховая компания может оказать содействие по данному вопросу, направив письмо в медицинскую организацию с требованием возместить пациенту денежные средства. Для этого необходимы два условия: наличие письменной жалобы застрахованного лица (его представителя) с изложением всех обстоятельств дела и признание жалобы обоснованной.

В свою очередь для признания жалобы обоснованной необходимо установление нескольких фактов. Во-первых, назначение исследований и/или консультаций узких специалистов врачом поликлиники, к которой пациент прикреплён по полису ОМС, запись данных назначений в первичной медицинской документации. Затем – нарушение медицинской организацией сроков ожидания, предусмотренных для плановой медицинской помощи программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории республики. И последнее, наличие договоров на оказание платных медицинских услуг, в которых указаны наименование и стоимость услуг, с приложением чеков об оплате.

К сожалению, многие пациенты оплачивают медицинские услуги сразу после назначения их врачом, не имея никаких доказательств того, что им было отказано в получении услуг по ОМС. В этом случае страховая компания не имеет письменных доказательств нарушения прав пациента, а значит, не может защитить его права.

Важное дополнение. Договор на оказание платных медицинских услуг, согласно требованиям законодательства, должен содержать пункт о том, что пациент проинформирован о возможности получения медицинской помощи без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий. Пациент вправе вычеркнуть этот пункт, если он оплачивает услуги в медицинской организации, работающей в системе ОМС, а получить услуги бесплатно ему не предлагали.