23 октября 2020  5:14
Распечатать

Можно ли обуздать стихию разрушения

Опубликовано: 18.06.2020 20:31

 

агрессия

 

Двухмесячный режим самоизоляции, сменившийся летними каникулами, – чем не воплощение школьной мечты? Но часть детей и подростков остались в этой ситуации один на один со своими проблемами. Как сделать так, чтобы последние не переросли в агрессию, направленную на себя и окружающих?

 

ШКОЛА НА ЛИНИИ ОГНЯ

В понедельник, 15 июня, топ российских новостей возглавила информация о задержании 14-летнего волгоградца, собиравшегося взорвать родную школу. Юный химик готовил «коктейли Молотова» и самодельные взрывные устройства, дабы разобраться со своими недругами – учителями и сверстниками. Слава богу, тут правоохранительные органы, как и в ряде других, менее известных случаев, сработали на опережение. А вот в Керчи в 2018-м трагедию предотвратить не смогли. Студент политехнического колледжа убил 21 человека и застрелился сам… Но речь в материале не о компетентности ФСБ и полиции, а об общественном недуге, который не излечить одними лишь силовыми методами.

Опасное и весьма заразное явление под названием скулшутинг (school shooting – дословно «школьная стрельба») пришло к нам из США, отсюда и термин, которым оперируют психологи. При этом они стараются не раскрывать информацию по теме, чтобы не расширять «границы возможного». Информационная волна, как показывает практика, способна вызвать всплеск реального насилия. Конечно, большинство школьников и студентов адекватно воспринимают публикации СМИ о скулшутинге, но есть и те, для кого это – руководство к действию.

– Поэтому мониторинг обстановки в образовательной среде организован совместными усилиями педагогического, психологического и экспертного сообщества республики, – говорит начальник отдела психологического сопровождения Министерства по делам молодёжи РТ Вера Герасимова. – Однако психологи и педагоги – не волшебники и не всегда способны предвосхитить ситуацию на самом раннем этапе. В Татарстане за последние месяцы заведено два уголовных дела (в школе и техникуме) по фактам подготовки вооружённого нападения на сверстников. К счастью, реальное воплощение замысла удалось предотвратить.

 

ПРОБЛЕМА ТРЕБУЕТ КОНСОЛИДАЦИИ

Уровень насилия в детской, подростковой среде является индикатором психологического здоровья общества. И для реальной поддержки этого здоровья требуются совместные усилия целого ряда ведомств. Задача сформулирована на государственном уровне: в прошлом году постановлением №149 Кабинета Министров Татарстана была утверждена Концепция формирования и развития системы психологической помощи населению на 2019–2022 годы. Определён единый координационный центр по её реализации – Минмолодёжи, в котором открыты профильный отдел и соответствующий ресурсный центр.

Одной из эффективных форм работы сегодня является комплексный мониторинг образовательной среды и психологическое сопровождение «проблемных» учебных заведений. Патронаж, как правило, длится год, которого обычно хватает для диагностики и оздоровления ситуации.

– В первую очередь мы, разумеется, обращаем внимание на проявления насилия, – рассказывает Вера Герасимова. – И если скулшутинг – явление всё-таки экстраординарное, то вот травля детей, в том числе посредством соцсетей, и троллинг встречаются в учебных заведениях достаточно часто. Лекарством в этой ситуации чаще всего становятся групповые тренинги, когда мы стараемся максимально чётко обозначить проблему и вместе с ребятами найти её решение. Важно суметь выстроить доверительный конструктивный диалог с ними, и в этом плане очень многое зависит не только от профессиональных знаний, но и от личности психолога.

 


Подростки вынуждены существовать в системе двойных стандартов – для дома, школы и улицы. Проблему усугубляет само нынешнее время, когда мы думаем одно, говорим другое, а делаем третье


 

Другой формой «отклоняющегося» поведения является уход в деструктивные «группы по интересам». И здесь со стороны психологов превалирует индивидуальный подход, ведь любая, даже невольная романтизация суицида, нар­комании или криминальной субкультуры недопустима, поскольку способствует распространению этой заразы. Подростковый протест и желание самореализоваться нередко заводят молодого человека в тупик, из которого очень сложно выбраться. И помощь требуется до прохождения «точки невозврата».

В значительной мере всё это относится к группам, исповедующим криминальную идеологию (АУЕ). До недавнего времени считалось, что их организуют бывшие члены преступных сообществ, освободившиеся из мест лишения свободы. Однако психологи высказывают другое мнение.

– В данном случае основная причина деструктивного поведения – собственная несостоятельность подростка и его стремление самоутвердиться вкупе с игнорированием моральных норм и непониманием ценности человеческой, в том числе и собственной жизни, – уверена Вера Герасимова. – При этом подростки вынуждены существовать в системе двойных стандартов – для дома, школы и улицы. Проблему усугубляет само нынешнее время, когда мы думаем одно, говорим другое, а делаем третье…

Ещё один пример деструктивных сообществ – агрессивные фанатские группы. Благодаря некой внешней атрибутике и красивым декларациям они интересны подросткам, увлечённым спортом. Но затягивают их туда отнюдь не в целях популяризации футбола. Крепкие мышцы вкупе с обострённым чувством справедливости, которым умело манипулируют, – серьёзная сила. Неслучайно «ультрас» участвуют во всех европейских уличных протестах.

 

КУДА ИДТИ ЗА ПОМОЩЬЮ

«Записные» школьные хулиганы, разумеется, доставляют педагогическому коллективу и сверстникам массу хлопот. От них всегда хотят избавиться, добившись перевода в другую школу. Однако психологи считают их меньшим из зол. Основная проблема – потенциально ведомые тихони, чьё «амплуа» долгое время остаётся нераскрытым, но способным неожиданно выстрелить в определённой среде. Нередко именно такие внешне благополучные ребята пополняют уличные группировки или виртуальные деструктивные сообщества. Не чувствуя понимания и поддержки родителей, друзей и педагогов, они нередко становятся жертвами манипуляторов.

Вот типичный пример. Девушка приехала учиться в Казань. Студенческая жизнь с самого начала не складывается: в общежитии и группе друзей нет, отношения с родителями натянутые. Дефицит живого общения девушка возмещала в соцсетях, где нашла родственную душу в лице 30-летнего мужчины. Ежедневной потребностью стали беседы с ним о смысле жизни, о том, как хочется быть частью единого сообщества, меняющего мир в лучшую сторону. Правда, после разговора девушке казалось, что кругом одни враги –  ну да ведь ей просто открыли глаза… Неизвестно, как в дальнейшем развивалась бы ситуация, не приди в студенческую аудиторию психолог службы «Выбор» с рассказом о том, как людей вовлекают в экстремистские организации. После пары консультаций со специалистом её «настоящий мужчина» предстал в своём истинном образе и быстро исчез с горизонта. В дальнейшем благодаря психологу девушка наладила отношения с близкими и пересмотрела взгляды на жизнь.

Впрочем, в упомянутом выше случае речь шла о действиях относительно взрослого человека. А вот представьте себя на месте родителей 11-летнего школьника, который сбежал из Казани в Уфу с 17-летней девушкой. Несовершеннолетних быстро нашла полиция, но мальчик заявил ошарашенным родителям, что дома не задержится, поскольку хочет быть со своей подругой и разделяет все её взгляды. Последние носили выраженный криминальный характер, и школьник всё больше проникался уголовной «романтикой». Спасло положение обращение в центр «Доверие», вернувший ребёнка в семью. Активную работу пришлось вести не только дома, но и в школе, администрация которой поначалу хотела замять вопрос. Однако рамки межведомственного взаимодействия заставили решать проблему сообща, и выяснилось, что она не только в отношениях мальчика с родителями, но и в нездоровой ситуации в классе, который потихоньку отбивался от рук педагогов. Профессионализм психологов в сочетании с родительскими собраниями и тренингами на сплочение детского коллектива, совместные походы в театры и музеи, проведение дней рождений одноклассников, включая вчерашнего беглеца, принесли свои плоды. В итоге живое общение со сверстниками вытеснило из жизни пятиклассника «старших товарищей» с криминальными установками.

 


Телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122


 

К слову, психологи центра «Доверие» планировали провести работу и с девушкой, однако ни она сама, ни ее законный представитель на связь со специалистами, к сожалению, не вышли.

Заметим, что далеко не в каждом случае, если не брать во внимание столь резонансные происшествия, дети, подростки и их мамы с папами готовы обращаться к психологу. Одни уверены, что со всеми проблемами справятся сами, другие считают такой поход едва ли не постыдным. Однако за «скорой психологической помощью» никуда ходить не нужно. Десять лет назад в Татарстане был создан детский телефон доверия, который работает на базе учреждений государственной молодёжной политики. Ежегодно на него поступает свыше двадцати тысяч звонков от школьников, студентов и их родителей, в том числе по вопросам систематической травли ребёнка и интернет-угроз, включая вовлечение в деструктивные сообщества. Ну а после звонка при необходимости гораздо проще решиться на реальную встречу со специалистом.

Несложное движение навстречу психологической помощи «снизу» и её систематизация в рамках межведомственного взаимодействия «сверху» должны, по мнению Веры Герасимовой, существенно улучшить социальный климат. Задача, понятно, стратегическая и рассчитана на длительный период, но первые шаги на этом пути в Татарстане уже сделаны.


Фото: cirpp.ru
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №87 (28856)


Добавить комментарий

столовая-2 22.10.2020

Горячий привет от холодных котлет

Можно ли вкусно и правильно накормить школьника?...
1510
брифинг 22.10.2020

«Мёша» против стерляди?

За этот год экологами пресечено около четырёх тысяч нарушений природоохранного законодательства, взыскано штрафов на сумму более 54 миллионов рублей....
1410
РЫЖИКОВ 22.10.2020

Ключи от космоса – в руках земляка

Российский космонавт, уроженец Бугульмы, почётный гражданин Бугульминского муниципального района Сергей Рыжиков стал командиром Международной космической станции....
1780
Я-–-профессионал 22.10.2020

Студенты докажут свой профессионализм

В пятёрку регионов по количеству регистраций на Всероссийскую олимпиаду студентов «Я – профессионал» вошёл Татарстан....
1460
мыс-воронова 22.10.2020

Имя на краю земли

В честь нашего земляка-фронтовика назван мыс на курильском острове Уруп....
1940
  • Мнение

    Татьяна СЕЛИВЁРСТОВА, начальник отдела международной деятельности Росмолодёжи, на Форуме молодых дипломатов стран БРИКС:

    СЕЛИВЕРСТОВА

    Татарстан – надёжный партнёр для федеральных органов власти в сфере молодёжного сотрудничества и один из лидеров в этой сфере среди регионов страны. Россия является локомотивом в развитии молодёжного сотрудничества стран БРИКС, а Татарстан играет в этом одну из ведущих ролей.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    23 октября

    Дания Шамиловна Шаймарданова, живописец, член Союза художников России.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров