Моркваши: живут здесь русские, татары и чуваши…

Сегодня в приволжском посёлке проживают без малого пятьсот человек

В середине прошлого века именно окрестности села Набережные Моркваши Верхнеуслонского района были выбраны для строительства дома отдыха. Тогда-то, во время рытья котлована строители обнаружили находки, которые указывают на то, что наши далёкие пращуры обживали эти живописные места ещё со времён каменного века.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Фото: Артем Субботкин

 

Моркваши

 

Обрывистый крутояр навис над речной гладью. Где-то там, далеко внизу, под ногами, плещутся неторопливые волжские волны. Отсюда, с высоты, Волга с её островами просматривается на много километров. Лёгкий ветерок овевает лицо, крикливые чайки носятся над головой, выпрашивая кусочки хлебного мякиша, которые тут же, прямо на лету, ловко хватают своими изогнутыми клювами…

 

В середине прошлого века именно окрестности села Набережные Моркваши Верхнеуслонского района были выбраны для строительства дома отдыха на триста мест. Тогда-то, во время рытья котлована под будущие корпуса, строители обнаружили находки, которые указывают на то, что наши далёкие пращуры обживали эти живописные места ещё со времён каменного века.

 

ПОД МЫШКОЙ КАМЕННЫЙ ТОПОР, А В РУКЕ КОПЬЁ…

Так был экипирован первобытный человек, который пришёл в здешние места много столетий назад. Об этом говорят обнаруженные прибывшими сюда археологами древние артефакты.

Ещё в начале XX века при строительстве дач на живописном волжском берегу строители вскрыты древние захоронения. Проводивший здесь в 1924 году раскопки археолог В.Смолин установил, что захоронения эти относятся к раннему периоду Ананьинской культуры – приблизительно VII-VI век до нашей эры.

В середине семидесятых годов прошлого века окрестности Моркваш подробно обследовал отец татарстанской археологии А.Халиков. Ему и его коллеге В.Патрушеву удалось обнаружить на берегах Волги ещё две стоянки. Первая относится к так называемой Приказанской культуре. Историкам удалось собрать огромный материал – десятки предметов быта древнего человека: бронзовые и железные вещи.

Возраст второй стоянки и вовсе датируется периодом мезолита – среднего каменного века, что позволяет утверждать, что первобытные люди жили здесь более пяти тысяч лет назад. Об этом говорят найденные учёными орудия древнего человека, изготовленные из кремня и костей: шлифованные наконечники стрел и копий. Как видим, человек облюбовал живописный крутой берег широкой реки с глубокой древности.

 

А ЕЩЁ ЛЕСНЫЕ И ДАЖЕ… ПУСТЫЕ…

Если посмотреть на карту Верхнеуслонского района, то в окрестностях речки Морквашки, которая впадает в Волгу, можно найти ещё два населённых пункта, содержащих в названии это необычное слово, – Моркваши. В нескольких километрах от Волги, в низине, укрылось от посторонних глаз село Лесные Моркваши. А неподалёку раскинулись село со странным названием Пустые Моркваши.

Что же это за странный топоним? Попробуем разобраться.

Как полагают некоторые краеведы, название села связано с именем Екатерины Великой. Якобы, жалуя землями своего очередного фаворита, немца по фамилии Морк, царица сказала: «Морк, отныне все земли сии – ваши!..»

 


Ещё в начале XX века при строительстве дач на живописном волжском берегу строители вскрыты древние захоронения. Проводивший здесь в 1924 году раскопки археолог В.Смолин установил, что захоронения эти относятся к раннему периоду Ананьинской культуры – приблизительно VII-VI век до нашей эры


 

– Версия эта сомнительна, – говорит хозяйка местного музея, преподаватель Татьяна Храмова. – Ведь соседние Лесные Моркваши были известны задолго до царствования Екатерины Великой – ещё с 1567 года. И упоминались под этим именем в известной писцовой Кикиной книге…

Ещё во времена правления Ивана Грозного село Моркваши и речка Морквашка существовали как самостоятельные топонимы. Что же означает это слово? Ответ не может дать никто. Ни в татарском языке, ни тем более в русском похожих слов нет. Не воспринимать же всерьёз анекдотическую версию о квашеной моркови, которую поведали мне местные юмористы. А вот есть ли схожие слова в языках других народов, населявших эти земли? Помимо татар здесь издавна проживали и марийцы и мордва. И сегодня здесь проживает немало чувашей, которые составляют едва ли не треть от всего населения Набережных Морквашей. Есть ли в лексике этих народов слово, хотя бы отдалённо напоминающее название данных населённых пунктов? Вот ещё одна загадка, ответ на которую могли бы дать наши учёные-лингвисты.

 

И СКОРНЯКИ, И ПЛОТНИКИ, И ПРОЧИЕ РАБОТНИКИ…

Татьяна Храмова – основатель и без всякого преувеличения душа музея истории села Набережные Моркваши. Сама она – из местных коренных жителей. С гордостью показывает мне ксерокопию документа – ревизской сказки, обнаруженной в Национальном архиве РТ, где указана фамилия её прапрадеда – крестьянина Тимофея Храмова, которого вместе с остальными крепостными приобрёл у помещика Касливцева владелец усадьбы в Набережных Морквашах местный барин Василий Тиле.

– Основным занятием крестьян было хлебопашество, но жители Набережных Морквашей весьма активно занимались так называемыми отхожими промыслами, – продолжает Татьяна Павловна. – И прежде всего рыболовством: Волга в те времена кормила, не скупясь.

 

 В 1880 году на берегу, неподалёку от места впадения Морквашки в Волгу, развернулась бурная стройка.
Силами купеческого товарищества «Торговый дом Корольков, Барабанов и сыновья» за несколько лет на волжском берегу возвели пятиэтажное каменное здание паровой мельницы. На оборудование казанские купцы не поскупились – машины для парового двигателя, мощность которого позволяла перерабатывать сотни пудов пшеницы, поставляемой с юга по Волге, заказали не где-нибудь, а в Бельгии. И уже в 1892 году мельница стала выдавать первые пуды муки-крупчатки.

Одна из стен музея завешена рыбацкими сетями, здесь же можно увидеть другие снасти, а также багры, которыми плотогоны вылавливали из Волги тяжелые брёвна.

Немало было в селе и умелых плотников. Всего за неделю пара таких умельцев могла поставить новую избу, перекатить на новое место дом, построить крепкий амбар или хлев. Глаз не оторвать от резных оконных наличников, украшенных затейливым узором – их также можно увидеть в музее. Славилось село и своими портными, и мастерами по пошиву шапок, которые изготавливали не только из овчины, но и из меха диких зверей – лисиц и зайцев, в изобилии водившихся в здешних лесах.

А ещё трудились жители волжского села в каменном карьере. В 1860 году местный помещик Василий Тиле начал разработку богатых залежей бутового камня. Его добывали на берегу Волги открытым способом. Здесь же добывали глину, известняк и гипс. Кстати, природные запасы камня в здешних местах были столь значительны, что его добычу вели почти сто лет – до шестидесятых годов прошлого столетия.

 

ПРОГРЕССИВНЫЙ ПОМЕЩИК

В годы моего пионерского детства историки представляли нам облик российского барина-крепостника по картине Александра Бенуа «Утро помещика». Перед нами этакий ленивый и капризный самодур, погрязший в роскоши и неге. Что греха таить, были, конечно, среди отечественного дворянства и свои Маниловы, и Обломовы. Впрочем, долго в своих гнёздах подобные личности не засиживались, а их имения, промотанные и проданные за долги, нередко переходили в руки иных хозяев – энергичных, с деловой хваткой и предпринимательской жилкой. Таковым оказался новый владелец Набережных Морквашей Василий Тиле, который приобрёл эти земли в 1833 году. И уже с первых лет проявил себя как настоящий хозяин, стремившийся повысить урожайность своих полей путём применения современной техники и введения севооборотов.

Прогрессивный помещик выписывал сортовые семена сельхозкультур, разводил породистый скот и одним из первых в губернии завёл промышленные предприятия, где использовал вольнонаёмных рабочих. Так, в 1860 году Василий Тиле, который являлся членом созданного в Казани отделения Всероссийского вольного экономического общества, строит в Морквашах винокуренный завод, на котором использовал наёмных работников, получавших деньги за свой труд. И надо сказать, он был далеко не единственным из тех, кто развивал промышленное производство в Казанском крае.

 

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

Смысл этой народной поговорки русскому человеку предельно ясен. Без хлеба и стол не стол. Казанские купцы понимали это как никто другой, видя в хлебе источник стабильного и постоянного дохода. А поскольку транспортная сеть Российской империи до конца XIX века (как, впрочем, и позже) оставляла желать лучшего, важными связующими торговыми «артериями» тех лет оставались судоходные реки. И в первую очередь красавица Волга, на которую смотрит окнами старинное пятиэтажное здание, чем-то отдалённо напоминающее средневековый замок.

В 1880 году на берегу, неподалёку от места впадения Морквашки в Волгу, развернулась бурная стройка. Силами купеческого товарищества «Торговый дом Корольков, Барабанов и сыновья» за несколько лет на волжском берегу возвели пятиэтажное каменное здание паровой мельницы. На оборудование казанские купцы не поскупились – машины для парового двигателя, мощность которого позволяла перерабатывать сотни пудов пшеницы, поставляемой с юга по Волге, заказали не где-нибудь, а в Бельгии. И уже в 1892 году мельница стала выдавать первые пуды муки-крупчатки.

 


Немало было в селе и умелых плотников. Всего за неделю пара таких умельцев могла поставить новую избу, перекатить на новое место дом, построить крепкий амбар или хлев. Глаз не оторвать от резных оконных наличников, украшенных затейливым узором – их также можно увидеть в музее


 

После революции мельница использовалась по назначению до середины двадцатых годов прошлого века, что позволило кормить жителей страны, едва оправившейся после Гражданской войны и страшного голода. Увы… После отмены НЭПа мукомольное производство было свёрнуто. А в годы Великой Отечественной войны в стенах бывшей мельницы разместились цеха эвакуированной из Москвы кондитерской фабрики, где вскоре наладили выпуск пряников.

– Время было тяжёлое, – вспоминает Татьяна Павловна. – Мы тогда детьми ещё были, и у нас не было даже самого элементарного – школьных тетрадей. Помню, в овраге за фабрикой мы собирали бракованные бумажные мешки для фасовки пряников и сами мастерили из них тетрадки…

В 1948 году здесь произошёл крупный пожар, после которого здание мельницы долгое время пустовало. И лишь сравнительно недавно, уже в XXI веке, власти республики нашли спонсора для его реставрации под современный отель, с условием, что фасад и внешняя отделка сохранят свой первоначальный вид. Но вскоре работы застопорились, и сегодня здание мельницы стоит заброшенным.

 

НА НАШЕЙ УЛИЦЕ – ПРАЗДНИК!

Не обошли Моркваши и бои Гражданской войны. Об этом рассказывает стенд, где представлено оружие тех лет, обнаруженное поисковиками – проржавевший револьвер и штык от винтовки Мосина. А рядом – стенд, посвящённый Великой Отечественной, на фронтах которой воевали более ста жителей села. В центре – портрет уроженца этих мест, Героя Советского Союза Михаила Красавина. В грозном 1943-м он, командуя отделением понтонно-мостового батальона при форсировании Днепра, под огнём противника, обеспечил переправу артиллерийской батареи, миномётной роты и четырёхсот пехотинцев, что позволило нашим войскам захватить важный плацдарм для дальнейшего наступления. Кстати, улица, на которой находится музей, носит имя Михаила Красавина.

Много воды утекло с тех пор, как возникло село Набережные Моркваши. Сегодня в приволжском посёлке проживают без малого пятьсот человек – русские, татары, чуваши… Живут и работают дружно, вместе и отдыхают. В конце августа местные жители отметили День села. Нынешний праздник особенный. Он совпал с торжественным открытием капитально отремонтированного здания Дома культуры, библиотеки и музея. Поздравить жителей с этим событием приехали депутат Госсовета РТ Альмир Михеев и глава Верхне-услонского района Марат Зиатдинов. После поздравлений состоялся концерт, подготовленный силами творческих коллективов под руководством заведующей СДК Аделины Кирилловой совместно с художественным руководителем Татьяной Гершиной.

Звучали песни в исполнении участников прибывшего из Зеленодольска ансамбля «Калинушка», коллективов «Берёзка» и «Морквашсем», а также других вокалистов. Собрала на танцпол всех участников праздника зажигательная песня Аделины Кирилловой. Завершился вечер праздничной дискотекой.

Как видим, умеют потомки жителей Морквашей и работать, и веселиться. А значит, будет жить ещё много лет старинное село, окна домов которого смотрят на широкий волжский плёс с высоты крутого берега…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще