28 января 2021  5:07
Распечатать

Михаил ТИМАЕВ: Без чувственности балет теряет смысл

Опубликовано: 15.12.2020 17:17

 

михаил-тимаев

 

Балет всегда был искусством молодых, но благоволит оно только самым работоспособным и талантливым. С юного возраста балет забирает человека целиком, но и спустя годы не из каждого, кто владеет языком тела, может получиться настоящий артист. Предлагаем беседу с известным казанским танцовщиком, заслуженным артистом Татарстана Михаилом Тимаевым, чью сценическую судьбу можно назвать  счастливой.

 

Ещё студентом хореографического училища он был принят в балетную труппу Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля и вскоре стал ведущим солистом. Среди его ролей, получивших признание профессионалов и публики, – Принц Зигфрид («Лебединое озеро»), Пер Гюнт, Ромео, Спартак… В 2015 году Михаил Тимаев был удостоен Государственной премии РТ им.Г.Тукая за исполнение партии Духа хана Батыя в балете «Золотая Орда».

 

– Михаил, с чего начиналась ваша любовь к балету?

– Свою любовь к балету как искусству реально осознаёшь ближе к окончанию хореографического училища, а всё, что было до этого, – только подготовка. Позже идёт осмысление профессии и своего места в ней.

Мой старший брат занимался в хореографической студии, и, когда мы с мамой приходили за ним, я с восхищением наблюдал за их упражнениями у станка. Мама это заметила, и в семилетнем возрасте меня тоже отдали в эту студию. Нас было 10 ребят, но через два года я остался один среди девчонок. Мне было некомфортно, и я порывался даже бросить студию. Иногда уходил из дома, а в классе не появлялся… Недавно по интернету меня разыскала мой первый педагог Наталья Николаевна Вишневская. Я даже не сразу её узнал –  всё-таки двадцать лет прошло.

 

– Бытует мнение, что в балете почти как в армии, танцовщиков так же муштруют…

– Это не муштра, а самодисциплина. Очень важно держать себя в тонусе. Как минимум один час в день солисты проводят в балетном классе, затем репетиция, а вечером спектакль. У нас всё подчинено плотному графику и железной дисциплине. При расслабленном состоянии не может быть высоких результатов. 

 

– Что даёт ощущение отдыха в паузах между репетициями?

– Читаю, обсуждаю новости с друзьями, пью чай. Иногда на планшете смотрю знаменитые балетные постановки зарубежных театров. Но отдыхать особо некогда, у нас всё подчинено работе.

 

– Что самое главное в хорео­графии?

– Передать состояние души.

 

– Танец – это спонтанный или осмысленный процесс?

– Мы занимаемся классическим танцем, а он предполагает определённые каноны, эстетику. За рубежом даже есть специальные фонды, которые следят за чистотой хореографии (например, фонд Джорджа Баланчина). Поэтому танец – это глубоко осмысленный процесс, спонтанности здесь мало. Одно и то же движение каждый танцовщик может делать по-разному. Работая над ролью, продумываешь нюансы, выстраиваешь пластику, жесты. Движение получает законченность, когда оно внутренне наполнено. Каждый шаг на сцене должен быть глубоко осмысленным, иначе нарушается целостность спектакля. 

 

– В балете есть место чувственности?

– Конечно! Без этого страсть не станцуешь. В основе любого балетного сюжета лежит история любви. Артист должен чувствовать огонь в душе, только тогда зал ему поверит. Без чувственности, по-моему, искусство просто теряет смысл…

 

тимаев

 

– Балет – союз божественного и земного? 

– Танец ни в одной религии не приветствуется, поэтому земного, наверное, всё-таки больше, хотя иногда мы заставляем зрителей плакать. Любой балет – вечная сказка о любви, где эмоции часто зашкаливают, и это сразу передаётся залу.

 

– Какая роль для вас самая трудная?

– Та, которую я ещё не станцевал.

 

– Каждый спектакль – это огромные физические и эмоциональные нагрузки. Это как-то влияет на повседневную жизнь артиста?   

– После спектакля часто чувствуешь себя опустошённым, иногда сидишь долго в гримёрке, анализируешь, что в следующий раз можно подправить, улучшить. Дома же сразу включаюсь в обычную жизнь – играю с маленьким сыном, вывожу на прогулку собаку, перед сном читаю, смотрю новости.

 

– Что читаете? Стихи не пишете?

– У меня дедушка был писателем, но я не пишу ни стихов, ни прозы. Иногда могу сочинить импровизацию в стихах, но не более. Люблю приключенческие и исторические романы.

 

– А в музыке есть предпочтения?

– Обожаю Рахманинова, Вагнера, Морриконе.

 

– Какая хореография вам ближе – классическая или современная?

– Я воспитан на классике, но модерн мне тоже интересен. Хотел бы попробовать себя в современных постановках. С удовольствием смотрю в записи балеты Бориса Эйфмана, Мориса Бежара, Иржи Килиана.

 

– С кем из хореографов хотелось бы поработать?

– С Алексеем Ратманским, Кеннетом Макмилланом, Михаилом Барышниковым. Но пока это нереально.

Было бы замечательно, если бы наш театр активнее работал с мировыми хореографами, купил права на великие постановки, дал возможность артистам приобщиться к балетным вершинам. Например, когда-то великий Рудольф Нуриев танцевал с Марго Фонтейн в спектакле «Маргарита и Арман». Перенести бы эту гениальную постановку на нашу сцену в память о танцовщике. Уверен, публика на этот спектакль ломилась бы.

Сегодня, в принципе, возможно всё, но, к сожалению, многое упирается в финансы. Раньше балетных премьер было 5-6 в год, сейчас – одна-две.

 

– Для одних работа – смысл жизни, для других – тягостная необходимость…

– О нет, я люблю свою работу! Хотя иногда после длительных репетиций  и вырывается немой крик  души: за что мне эта каторга? Ведь в 37 лет мы уже выходим на пенсию. Чем я буду в дальнейшем заниматься, пока не думал. Но преподавать вряд ли пойду, потому что на эту зарплату семью не прокормишь. Но в любом случае моё будущее будет связано с искусством.

 

– Ваш театр как минимум раз в год выезжает за рубеж. Отличается ли европейский зритель от российского?

– Зритель везде разный. Кто-то приходит в театр раз в год, а кто-то не пропускает ни одной премьеры. В Европе то же самое, но русский балет там любят и ценят больше, и принимают более восторженно.

 

– К сожалению, время от времени балетный мир будоражат не только громкие премьеры, но и громкие скандалы. Как это сообразуется с образом «вечной сказки»?

– Скандалами и интригами некоторые просто пытаются привлечь к себе внимание. Это абсурдно само по себе и только портит имидж. Артист должен иметь безупречную репутацию, особенно в таком прекрасном виде искусства, как балет.

 

– Какими вам видятся перспективы казанской балетной труппы?

– Перспективы, на мой взгляд, хорошие. В театре есть творческая конкуренция, есть желание работать, общаться с выдающимися мастерами. Важно постоянно двигаться вперёд, развиваться, покорять новые вершины.

Марат ШАКИРЗЯНОВ


Фото: tatar-inform.ru; vk.com
Выпуск: №185 (28954)


Добавить комментарий

афанасьев 27.01.2021

«Постоянно совершенствоваться – что может быть увлекательнее»

жизнь Михаила Афанасьева меняется. Десять лет отдал науке, десять – бизнесу, третье десятилетие – он в кресле главы района....
2010
Газалиева 27.01.2021

Мы части единого целого под названием «Россия»

Год назад был запущен республиканский медиапроект «Tatarstan today. Открытый миру»....
2270
МАСКАРА-мечеть 26.01.2021

Легенды и быль древней Маскары

О подвижниках из глубинки, заслугах купцов-просветителей и родовых корнях Чингиза Айтматова....
6580
студень-года 25.01.2021

«Вы – будущее республики»

Дамир Нургалиев, студент второго курса юридического факультета Казанского инновационного университета имени Тимирясова, стал победителем республиканского конкурса «Студент года – 2020». Награду ему на сцене казанской «Пирамиды» вручил Президент Рустам Минниханов....
6270
культура 25.01.2021

Культура после локдауна

Оглядываясь на прошлый год, можно ещё раз констатировать, что культурный локдаун-2020 оказался одним из самых жёстких и продолжительных....
5630

Мнение

Дарья САННИКОВА, директор комитета по развитию туризма мэрии Казани:

САННИКОВА

Турпоток в прошлом году снизился более чем наполовину, до 1,7 миллиона человек. Но гости хлынули к нам, как только ограничительные меры были смягчены. В новогодние праздники мы получили те же показатели, что и годом ранее, с небольшим снижением. Загрузка отелей превысила 77 процентов, а на пике достигала 96 процентов.

Все мнения

Видеосюжет

Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    28 января

    Тимур Наилевич Шагивалеев (1978), депутата Госсовета Татарстана, гендиректор особой экономической зоны «Алабуга».

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров