15 ноября 2018  14:05
Распечатать

Марина Разбежкина: «По своей сути я просветитель»

 

razbezskina

 

На днях в Свияжске завершился II Международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник», где, как и год назад на первом фестивале, всем заправляла Марина Разбежкина, которая вряд ли нуждается в представлении. Но для тех, кто далек от мира кино, напомним, что Марина Александровна – автор более 30 фильмов, в том числе двух художественных, член Европейской академии кино­искусства, руководитель авторской школы документального кино, выпускники которой регулярно получают призы на международных кинофестивалях.

 

В один из дней, когда в Свияжске шли конкурсные показы, арт-директор «Рудника» ответила на вопросы нашего корреспондента.

– Марина Александровна, вас многое связывает с Казанью, но «Рудник» стал свияжской историей. Почему?

– Вначале был Свияжск, а потом уже «Рудник». Впервые я приехала сюда в 15 лет и была потрясена, очарована им на всю жизнь. Для меня это та земля, которая отзывается до сих пор. И хотя родилась я в Казани, своей родиной считаю Свияжск.

Когда мы задумали фестиваль дебютного документального кино, а на тот момент такого фестиваля не было нигде в России, я сразу поняла, что он должен быть в Свияжске. Нам это непривычно, а для Европы совершенно нормально, когда хорошие, серьезные фестивали проходят в маленьких городах, куда отовсюду, часто с палатками съезжаются люди, которых объединяет, например, любовь к документальному кино. К тому же по своей сути я просветитель, хотя мне и не очень нравится эта миссия, которую сама себе придумала. По-моему, даже из самых добрых побуждений нельзя навязывать человеку какие-то знания и пытаться перевести его на новый уровень. Человек должен сам сделать какие-то усилия для этого. Но тут мне захотелось и всегда хочется, чтобы как можно больше людей понимали, что такое настоящее документальное кино.

 

– А что это такое – настоящее документальное кино?

– То, что мы снимаем, имеет мало общего с тем кино, которое показывает телевидение, причем в любой стране. И повсюду есть свое независимое документальное кино. Его редко показывают по телевизору не по каким-то политическим мотивам, а потому что это неформатное кино. Телевизионщики требуют некий усредненный формат, который, как им кажется, доступен для народа. Мы считаем, что народ – не единая масса, это очень разные люди с разными потребностями и способностями восприятия. Поэтому мы редко сотрудничаем с телевидением и показываем наши фильмы в основном на фестивалях, которые для того и существуют, чтобы люди увидели неформатное кино. Кроме того, сейчас существует уже целая сеть киноклубов и молодежных объединений (а с молодыми работать и легче, и интереснее, потому что они идут на диалог, готовы спорить), и там мы тоже показываем фильмы наших студентов. Это не только Москва, но и Тюмень, Новосибирск… Мы вообще любим ездить по стране, потому что наши фильмы о России и для тех, кто живет в России. Единственное условие, чтобы вместе с фильмом мог приехать режиссер и поговорить со зрителями. Можно сказать, что за десять лет существования нашей школы (а «Рудник» тоже вышел из нее) мы воспитали своего зрителя практически с нуля и сегодня приобрели такое количество поклонников, что можем круглый год ездить с показами по тем точкам, где нас ждут.

 


Вначале был Свияжск, а потом уже «Рудник». Впервые я приехала сюда в 15 лет и была потрясена, очарована им на всю жизнь. Для меня это та земля, которая отзывается до сих пор. И хотя родилась я в Казани, своей родиной считаю Свияжск


 

– Но организовать фестиваль дебютного кино, наверное, все-таки посложнее?..

– Мне представляется чрезвычайно важным, что наш фестиваль проходит на острове с такой мощной историей и такими прекрасными реками вокруг, как Волга, Свияга, Щука. Ими можно бесконечно любоваться. Хотя была масса обстоятельств, препятствующих этому, и в первую очередь отсутствие технических возможностей, чтобы показывать здесь кино. И мы благодарны руководству Свияжска, директору музея-заповедника Артему Силкину и Министерству культуры Татарстана за то, что смогли привезти из Казани кинооборудование, разместить на острове не только участников и гостей фестиваля, но и две наши школы – документального кино и документальной анимации, которые работали в рамках «Рудника». Все шли навстречу, включая солидные европейские дистрибьюторские компании, у которых обычно довольно трудно выпросить фильмы на маленький кинофестиваль.

 

– Наверное, не последнюю роль в этом сыграл ваш личный авторитет…

– Несомненно, это тоже важно. Понятно, что меня знают, как и то, что я никогда не буду заниматься ерундой. Мне довелось побывать на многих кинофестивалях, и могу с уверенностью сказать, что «Рудник» – это настоящий фестиваль европейского типа. Кроме того, на острове есть что посмотреть. Например, нас пустили в музей археологии, который официально откроется только в сентябре. И мы, и наши гости в полном восторге от него, это абсолютно уникальный музей европейского класса. Думаю, все, кто к нам приехал, потом у себя дома – в Швейцарии, Дании, Голландии – расскажут обо всем, что они увидели в Свияжске.

 

– Я не спрашиваю, почему фестиваль называется «Рудник». Это понятно, учитывая, что речь идет о дебютном кино, то есть о чем-то не до конца оформившемся, можно даже сказать, сыром материале…

– Больше того, и по топонимике это местное название. Напротив Свияжска была станция Рудник – там добывали кварц, насколько я помню. И эта топонимика для нас тоже работает. Мы привозим людей, значимых не просто по именам. Это не звезды, а люди, которые рождают собственную мысль. Есть много тех, кто с той или иной лихостью воспроизводит чужие мысли, а те, кто рождает свои, – это достаточно редкие люди, их немного. Мы и в жюри их зовем. В этом году в его составе работали профессор Санкт-Петербургского университета Светлана Адоньева, режиссер из Голландии Гвидо Хендрикс и главный редактор Ad Marginem Михаил Котомин. Это издательство специализируется на литературе нон-фикшен (документальная проза. – Прим. ред.), которая сегодня очень раскупается во всем мире. Например, я давно не читаю художественную литературу, а только нон-фикшен, и для меня это очень серьезный «источник питания». А поскольку наш фестиваль посвящен документу, проблеме реальности, мне интересно, о чем Михаил Котомин будет говорить на своем мастер-классе, потому что у нас совершенно одинаковые проблемы, просто мы выражаем их через разные культурные формы.

 

  Марина РАЗБЕЖКИНА,
арт-директор фестиваля дебютного документального кино «Рудник»:
Мне довелось побывать на многих кинофестивалях, и могу с уверенностью сказать, что «Рудник» – это настоящий фестиваль европейского типа. Кроме того, на острове есть что посмотреть.

– Как вы уже сказали, на фестивале работают две киношколы, и попасть туда, как я поняла, было непросто. А местные, татарстанские режиссеры имели какие-то преимущества при отборе?

– Да, мы это оговаривали, но заявок было немного. В прошлом году у нас была внеконкурсная программа, куда мы специально отбирали фильмы только из поволжских республик. Я придумала эту программу, чтобы понять, как там обстоят дела с молодыми режиссерами. Но оказалось, что с этим все настолько плохо, что нынче такой конкурс мы решили не устраивать.

Для меня очень важно, чтобы там, где я родилась, возник интерес к настоящему документальному кино. Но пока я вижу здесь больше людей, которые просто любят кино, а не тех, которые его снимают и преподают в киношколах. Вместе с тем рада, что в Казани появился фонд поддержки современного искусства «Живой город», работают «Смена» и «Угол». Это те институции, которые не дают культурной жизни региона замкнуться на себе самой. В современном мире такая замкнутость невозможна.

 

– Марина Александровна, в свое время в Казани вы организовали клуб любителей кино, о котором многие, и я в том числе, до сих пор вспоминают с ностальгией. А вы вспоминаете то время?

– Я с удовольствием вспоминаю те дни. Как и в случае с «Рудником», тогда я занималась тем, что самой было интересно. Все и всегда я делаю прежде всего для себя. Мне было интересно кино «не для всех», и мы с Робертом Копосовым организовали киноклуб. Мне было интересно, смогу ли я научить молодых людей снимать хорошее документальное кино, и это получилось. У нас абсолютно частная школа, которая никем не субсидируется, и с каждым выпуском все больше и больше ребят остаются в кино.

Если раньше у людей практически не было возможности смотреть «другое» кино, то сегодня любой фильм можно найти в Интернете. Но остается проблема потребности. Кто-то хочет смотреть массовое кино, в котором на самом деле нет ничего плохого, а кто-то – такое кино, которое забирает полностью и требует ответных усилий. Оно элитарное именно по­этому. Большинство же предпочитает все-таки кино как отдых.

 


Для меня очень важно, чтобы там, где я родилась, возник интерес к настоящему документальному кино. Но пока я вижу здесь больше людей, которые просто любят кино, а не тех, которые его снимают и преподают в киношколах


 

– Со своей стороны вы делаете все возможное для того, чтобы «Рудник» укоренился в Свияжске. А какую поддержку фестивалю могла бы оказать республика?

– Мы специально не приглашаем никого из официальных лиц, потому что на фестивалях европейского типа это не принято. Но все равно это татарстанское культурное событие. И было бы неплохо, если бы мы мог­ли получать какие-то гранты от республики. Сейчас на «Руднике» все работают абсолютно бесплатно, это чисто волонтерская работа. Поэтому если у нас появится чуть больше денег, то мы смогли бы приглашать режиссеров издалека – скажем, из Китая, Японии, США, где очень сильное документальное кино.

 

– Какое-то время назад вы довольно категорично отзывались о тех изменениях, которые происходили на острове. Можно ли сказать, что «Рудник» – это в каком-то смысле ваше примирение со Свияжском?

– Да, это примирение. Я понимаю, что какие-то вещи уже нельзя изменить. Но какие-то шаги, безусловно, были правильными. Например, создание того же музея археологии. Уверена, он вольется в мировой контекст.

 


Фото: пресс-служба фестиваля «Рудник»
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Дата:14.08.2018
Выпуск: №118 (28500)


Добавить комментарий

tatar-inform.ru 14.11.2018

К новым вершинам мастерства

Более двух тысяч участников померяются силами в Казани чемпионате Татарстана по стандартам WorldSkills....
2630
kpfu.ru 14.11.2018

География и смежные знания

Казанцы активно участвовали в очередной просветительской акции....
2660
777 14.11.2018

Казанский след Александра Вертинского

Знаменитый шансонье Александр Вертинский, по возвращении из эмиграции до конца своей жизни (а это 1943–1957 годы) дал около трех тысяч концертов – то есть в среднем по 18 в месяц!...
3190
великие-имена-россии 14.11.2018

Их имена произносим с гордостью

Рустам Минниханов призвал голосовать за Габдуллу Тукая и Николая Лемаева на конкурсе имен для аэропортов....
1950
татар кызы 2 14.11.2018

Красавицы блеснут талантами

Финал международного конкурса красоты и талантов «Татар кызы» пройдет 16 ноября на сцене театра оперы и балета им. М.Джалиля....
1530
  • Мнение

    Ильшат АМИНОВ, генеральный директор телерадиокомпании «Новый век», депутат Госсовета РТ:

    Y90Pocy1hv3JmRTeveTc

    Полного отключения аналогового телевещания не будет, так как система в целом еще не готова к тому, чтобы все телезрители перешли на цифровые эфирные передатчики. Нет и необходимых каналов распространения цифрового сигнала, а у большинства из нас нет телевизоров с устройствами для его принятия.

    Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    15 ноября

    Булат Маулитович Бадретдинов (1964), торгово-экономический представитель Татарстана в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

    Тахир Галимзянович Хадеев (1951), председатель Комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике.

    Ирек Ильдусович Шарипов (1969), директор Дома дружбы народов Татарстана, депутат Госсовета РТ.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров