22 сентября 2018  22:23
Распечатать

Марина Разбежкина: «По своей сути я просветитель»

 

razbezskina

 

На днях в Свияжске завершился II Международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник», где, как и год назад на первом фестивале, всем заправляла Марина Разбежкина, которая вряд ли нуждается в представлении. Но для тех, кто далек от мира кино, напомним, что Марина Александровна – автор более 30 фильмов, в том числе двух художественных, член Европейской академии кино­искусства, руководитель авторской школы документального кино, выпускники которой регулярно получают призы на международных кинофестивалях.

 

В один из дней, когда в Свияжске шли конкурсные показы, арт-директор «Рудника» ответила на вопросы нашего корреспондента.

– Марина Александровна, вас многое связывает с Казанью, но «Рудник» стал свияжской историей. Почему?

– Вначале был Свияжск, а потом уже «Рудник». Впервые я приехала сюда в 15 лет и была потрясена, очарована им на всю жизнь. Для меня это та земля, которая отзывается до сих пор. И хотя родилась я в Казани, своей родиной считаю Свияжск.

Когда мы задумали фестиваль дебютного документального кино, а на тот момент такого фестиваля не было нигде в России, я сразу поняла, что он должен быть в Свияжске. Нам это непривычно, а для Европы совершенно нормально, когда хорошие, серьезные фестивали проходят в маленьких городах, куда отовсюду, часто с палатками съезжаются люди, которых объединяет, например, любовь к документальному кино. К тому же по своей сути я просветитель, хотя мне и не очень нравится эта миссия, которую сама себе придумала. По-моему, даже из самых добрых побуждений нельзя навязывать человеку какие-то знания и пытаться перевести его на новый уровень. Человек должен сам сделать какие-то усилия для этого. Но тут мне захотелось и всегда хочется, чтобы как можно больше людей понимали, что такое настоящее документальное кино.

 

– А что это такое – настоящее документальное кино?

– То, что мы снимаем, имеет мало общего с тем кино, которое показывает телевидение, причем в любой стране. И повсюду есть свое независимое документальное кино. Его редко показывают по телевизору не по каким-то политическим мотивам, а потому что это неформатное кино. Телевизионщики требуют некий усредненный формат, который, как им кажется, доступен для народа. Мы считаем, что народ – не единая масса, это очень разные люди с разными потребностями и способностями восприятия. Поэтому мы редко сотрудничаем с телевидением и показываем наши фильмы в основном на фестивалях, которые для того и существуют, чтобы люди увидели неформатное кино. Кроме того, сейчас существует уже целая сеть киноклубов и молодежных объединений (а с молодыми работать и легче, и интереснее, потому что они идут на диалог, готовы спорить), и там мы тоже показываем фильмы наших студентов. Это не только Москва, но и Тюмень, Новосибирск… Мы вообще любим ездить по стране, потому что наши фильмы о России и для тех, кто живет в России. Единственное условие, чтобы вместе с фильмом мог приехать режиссер и поговорить со зрителями. Можно сказать, что за десять лет существования нашей школы (а «Рудник» тоже вышел из нее) мы воспитали своего зрителя практически с нуля и сегодня приобрели такое количество поклонников, что можем круглый год ездить с показами по тем точкам, где нас ждут.

 


Вначале был Свияжск, а потом уже «Рудник». Впервые я приехала сюда в 15 лет и была потрясена, очарована им на всю жизнь. Для меня это та земля, которая отзывается до сих пор. И хотя родилась я в Казани, своей родиной считаю Свияжск


 

– Но организовать фестиваль дебютного кино, наверное, все-таки посложнее?..

– Мне представляется чрезвычайно важным, что наш фестиваль проходит на острове с такой мощной историей и такими прекрасными реками вокруг, как Волга, Свияга, Щука. Ими можно бесконечно любоваться. Хотя была масса обстоятельств, препятствующих этому, и в первую очередь отсутствие технических возможностей, чтобы показывать здесь кино. И мы благодарны руководству Свияжска, директору музея-заповедника Артему Силкину и Министерству культуры Татарстана за то, что смогли привезти из Казани кинооборудование, разместить на острове не только участников и гостей фестиваля, но и две наши школы – документального кино и документальной анимации, которые работали в рамках «Рудника». Все шли навстречу, включая солидные европейские дистрибьюторские компании, у которых обычно довольно трудно выпросить фильмы на маленький кинофестиваль.

 

– Наверное, не последнюю роль в этом сыграл ваш личный авторитет…

– Несомненно, это тоже важно. Понятно, что меня знают, как и то, что я никогда не буду заниматься ерундой. Мне довелось побывать на многих кинофестивалях, и могу с уверенностью сказать, что «Рудник» – это настоящий фестиваль европейского типа. Кроме того, на острове есть что посмотреть. Например, нас пустили в музей археологии, который официально откроется только в сентябре. И мы, и наши гости в полном восторге от него, это абсолютно уникальный музей европейского класса. Думаю, все, кто к нам приехал, потом у себя дома – в Швейцарии, Дании, Голландии – расскажут обо всем, что они увидели в Свияжске.

 

– Я не спрашиваю, почему фестиваль называется «Рудник». Это понятно, учитывая, что речь идет о дебютном кино, то есть о чем-то не до конца оформившемся, можно даже сказать, сыром материале…

– Больше того, и по топонимике это местное название. Напротив Свияжска была станция Рудник – там добывали кварц, насколько я помню. И эта топонимика для нас тоже работает. Мы привозим людей, значимых не просто по именам. Это не звезды, а люди, которые рождают собственную мысль. Есть много тех, кто с той или иной лихостью воспроизводит чужие мысли, а те, кто рождает свои, – это достаточно редкие люди, их немного. Мы и в жюри их зовем. В этом году в его составе работали профессор Санкт-Петербургского университета Светлана Адоньева, режиссер из Голландии Гвидо Хендрикс и главный редактор Ad Marginem Михаил Котомин. Это издательство специализируется на литературе нон-фикшен (документальная проза. – Прим. ред.), которая сегодня очень раскупается во всем мире. Например, я давно не читаю художественную литературу, а только нон-фикшен, и для меня это очень серьезный «источник питания». А поскольку наш фестиваль посвящен документу, проблеме реальности, мне интересно, о чем Михаил Котомин будет говорить на своем мастер-классе, потому что у нас совершенно одинаковые проблемы, просто мы выражаем их через разные культурные формы.

 

  Марина РАЗБЕЖКИНА,
арт-директор фестиваля дебютного документального кино «Рудник»:
Мне довелось побывать на многих кинофестивалях, и могу с уверенностью сказать, что «Рудник» – это настоящий фестиваль европейского типа. Кроме того, на острове есть что посмотреть.

– Как вы уже сказали, на фестивале работают две киношколы, и попасть туда, как я поняла, было непросто. А местные, татарстанские режиссеры имели какие-то преимущества при отборе?

– Да, мы это оговаривали, но заявок было немного. В прошлом году у нас была внеконкурсная программа, куда мы специально отбирали фильмы только из поволжских республик. Я придумала эту программу, чтобы понять, как там обстоят дела с молодыми режиссерами. Но оказалось, что с этим все настолько плохо, что нынче такой конкурс мы решили не устраивать.

Для меня очень важно, чтобы там, где я родилась, возник интерес к настоящему документальному кино. Но пока я вижу здесь больше людей, которые просто любят кино, а не тех, которые его снимают и преподают в киношколах. Вместе с тем рада, что в Казани появился фонд поддержки современного искусства «Живой город», работают «Смена» и «Угол». Это те институции, которые не дают культурной жизни региона замкнуться на себе самой. В современном мире такая замкнутость невозможна.

 

– Марина Александровна, в свое время в Казани вы организовали клуб любителей кино, о котором многие, и я в том числе, до сих пор вспоминают с ностальгией. А вы вспоминаете то время?

– Я с удовольствием вспоминаю те дни. Как и в случае с «Рудником», тогда я занималась тем, что самой было интересно. Все и всегда я делаю прежде всего для себя. Мне было интересно кино «не для всех», и мы с Робертом Копосовым организовали киноклуб. Мне было интересно, смогу ли я научить молодых людей снимать хорошее документальное кино, и это получилось. У нас абсолютно частная школа, которая никем не субсидируется, и с каждым выпуском все больше и больше ребят остаются в кино.

Если раньше у людей практически не было возможности смотреть «другое» кино, то сегодня любой фильм можно найти в Интернете. Но остается проблема потребности. Кто-то хочет смотреть массовое кино, в котором на самом деле нет ничего плохого, а кто-то – такое кино, которое забирает полностью и требует ответных усилий. Оно элитарное именно по­этому. Большинство же предпочитает все-таки кино как отдых.

 


Для меня очень важно, чтобы там, где я родилась, возник интерес к настоящему документальному кино. Но пока я вижу здесь больше людей, которые просто любят кино, а не тех, которые его снимают и преподают в киношколах


 

– Со своей стороны вы делаете все возможное для того, чтобы «Рудник» укоренился в Свияжске. А какую поддержку фестивалю могла бы оказать республика?

– Мы специально не приглашаем никого из официальных лиц, потому что на фестивалях европейского типа это не принято. Но все равно это татарстанское культурное событие. И было бы неплохо, если бы мы мог­ли получать какие-то гранты от республики. Сейчас на «Руднике» все работают абсолютно бесплатно, это чисто волонтерская работа. Поэтому если у нас появится чуть больше денег, то мы смогли бы приглашать режиссеров издалека – скажем, из Китая, Японии, США, где очень сильное документальное кино.

 

– Какое-то время назад вы довольно категорично отзывались о тех изменениях, которые происходили на острове. Можно ли сказать, что «Рудник» – это в каком-то смысле ваше примирение со Свияжском?

– Да, это примирение. Я понимаю, что какие-то вещи уже нельзя изменить. Но какие-то шаги, безусловно, были правильными. Например, создание того же музея археологии. Уверена, он вольется в мировой контекст.

 


Фото: пресс-служба фестиваля «Рудник»
Автор статьи: СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Дата:14.08.2018
Выпуск: №118 (28500)


Добавить комментарий

vtruda.ru_2 21.09.2018

Солдат вернется. Работа, жди!

За призывниками хотят сохранить трудовые места....
5170
OLYMPUS DIGITAL CAMERA 21.09.2018

Там, на неведомых дорожках…

Театр кукол «Экият» открыл юбилейный 85-й сезон сразу двумя премьерами: русская группа показала «Кота в сапогах» по сказке Шарля Перро, а татарская – «Щенка, который не умеет лаять»....
5040
kpfu.ru-1 21.09.2018

В память о великом химике

В КФУ открылась юбилейная выставка, посвященная Бутлерову....
4150
novosel 21.09.2018

В современную квартиру из аварийного фонда

Мы начинаем серию материалов о татарстанцах, которые получили новые квартиры по государственной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда....
2590
valeznik 21.09.2018

В лес за валежником

С января будущего года гражданам разрешается собирать валежник в лесу для собственных нужд – теперь это можно делать бесплатно....
2760
  • Найди свою малую Родину
  • К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    23 сентября

    Мунир Анварович Гайнуллов (1958), генеральный директор компании «Домкор», депутат Госсовета Татарстана.

    Роберт Фаритович Галиуллин (1978), торговый представитель Татарстана в США.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    Эту статью читал с ручкой в руках, выделяя все главное. Хотя в этом вопросе нет мелочей, здесь все главное. Я…
    Как избавиться от никотиновой ловушки
    19.09.2018
    Прочитав эту статью, в очередной раз убедилась, что про раздельный сбор мусора больше пишут и говорят, чем делают. Морально население…
    Раздельный сбор мусора: достучаться до каждого
    18.09.2018
    Добрый день. Вот уже третий месяц по адресу: г.Казань, ул.Модельная, д.6 нет напора воды. В нашем доме газовые колонки, и…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    18.09.2018
    Спасибо огромное что и до нас дошла очередь по благоустройству ))) надеюсь на этом не остановитесь и ул.Главная с более…
    В Казани начат ремонт улицы Инструментальная
    17.09.2018
    Я вообще не понимаю, какого черта Каравону дают столько денег?!! Крутушка - наше всё! Мечтаю, чтобы её проводили 2 раза…
    «Крутушка» и еще круче
    17.09.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров