«Любовь к Родине – часть твоей веры»

print

О вкладе воинов-мусульман в разгром нацистской Германии

 

САФИУЛЛИН

 

С первых дней войны миллионы соотечественников приняли в ней участие, и наравне со всеми – воины-мусульмане. Татары сражались плечом к плечу с русскими, украинцами, казахами, таджиками, представителями других национальностей. Никто не смотрел на то, читает ли боец намаз, носит кипу или хранит под формой иконку святого. Важно было одно – защитить свою Родину, свою семью, родителей, детей.

 

По данным Центрального архива Минобороны, почти каждый пятый среди особо отличившихся на фронте был красноармейцем-мусульманином. Как свидетельствует Книга памяти РТ, 161 татарин получил высокое звание Героя Советского Союза, около 70 тысяч татар были отмечены боевыми наградами.

Многие бойцы, чьи имена в обиходе звучали как русские, на самом деле были татарами. Хрестоматийный пример – Александр Матросов, он же Шакирьян Мухаметьянов. Был удостоен звания Героя Советского Союза за то, что в 1943 году ценой жизни обеспечил продолжение наступления своего подразделения на важном направлении, закрыв телом амбразуру фашистского дзота.

Подвиг Матросова-Мухаметьянова повторили многие другие герои – сыновья татарского народа. Это Газинур Гафиатуллин, Барый Шавалеев, Абдулла Салимов, Ахмет Мухамметов, Мансур Валиуллин. Среди крупных заслуженных военачальников можно назвать генералов Фатыха Булатова, Заки Кутлина, Гания Сафиуллина. Отдельно в бессмертном полку героев стоят имена кряшен: майора, участника обороны Брестской крепости в 1941 году Петра Гаврилова, генерала Дмитрия Карбышева, участника боёв с японскими захватчиками у озера Хасан Евгения Бикбова.

Общеизвестным является и тот факт, что почти половина членов Союза писателей республики вместе с Мусой Джалилем ушли на фронт. На полях сражений или в плену героически погибли Фатих Карим, Мифтах Вадуд, Мансур Гаяз, Нур Баян, Адель Кутуй.

 


За боевые заслуги в битве под Сталинградом 38-й стрелковой дивизии под командованием Гания Сафиуллина было присвоено почётное наименование 73-й гвардейской Сталинградской


 

В каждой роте, батальоне, полку на всех фронтах были мусульмане разных нацио­нальностей, наравне со всеми остальными выполняя свой воинский долг. Вот и среди тех, кто воздвиг Знамя Победы над Рейхстагом и принимал участие в его штурме, были татарин Гази Загитов, казах Рахимжан Кошкарбаев, дагестанец Абдулхаким Исмаилов.

Важным направлением воздействия на общественные настроения в военный период стало религиозное возрож­дение. Для поддержания морального духа населения на государственном уровне было принято решение о прекращении в стране всякой антирелигиозной пропаганды. Впервые после разгромных акций предыдущих лет верующим позволили открыто посещать мечети, проводить необходимые ритуалы.

В Татарстане стали открывать закрытые ранее мечети. Начали отмечать религиозные праздники, в частности Курбан-байрам, причём жертвоприношения совершали не только старики, но и демобилизованные и находившиеся на излечении красноармейцы, давшие соответствующие обеты (назер-айту) ещё на фронтах войны.

Считается, что отправной точкой здесь во многом стал съезд Духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС). Съезд имел статус чрезвычайного и прошёл в Уфе 15–17 мая 1942 года. Мусульманское духовенство объявило германскому нацизму священную войну – джихад.

В своём выступлении глава ДУМЕС муфтий Габдрахман Расулев призвал единоверцев встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммеда: «Любовь к Родине – это часть твоей веры», – сказал Габдрахман-хазрат на съезде.

 


В каждой роте, батальоне, полку на всех фронтах были мусульмане разных нацио­нальностей, наравне со всеми остальными выполняя свой воинский долг


 

Обращение муфтия к единоверцам сыграло решающую роль в мобилизации мусульман и убедило советское правительство и лично Сталина в их лояльности и преданности. Вождь направил Расулеву ответную телеграмму: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

Мусульмане активно собирали денежные средства, тёплую одежду, продукты питания для нужд фронта, через приходы распространяли облигации государственных займов, снабжали армию оружием, снаряжением, участвовали в боях и работали в тылу. Габд­рахман Расулев лично внёс 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны. На собранные татарстанскими верующими деньги в 1942 году было построено более двух тысяч боевых самолётов, восемь подводных лодок, десятки тысяч миномётов.

При этом верующие продолжали соблюдать предписания ислама – читать намаз, держать уразу. Религиозным центрам разрешалось готовить и распространять фетву о строгом обязательстве платить закят в отношении нуждающихся. А с 1944 года для казанцев впервые стало возможным организовать выезд мусульман на хадж.

 

сыртлановаТатары – защитники Родины славно сражались с врагом и в воздухе. Из них в первую очередь следует назвать представительниц прекрасного пола – лётчиц Магубу Сыртланову (на снимке) и Ольгу Санфирову. Эти бесстрашные женщины прошли боевой путь от рядовых пилотов до командиров эскадрилий ночной бомбардировочной авиации. Германское командование, осведомлённое о том, что летают женщины­пилоты, называло их «ночными ведьмами» – так они досаждали врагу, нанося фашистам огромный урон в живой силе и технике, сохраняя этим жизни сотням тысяч наших бойцов.