27 апреля 2017  6:46
Распечатать

Лихие наездники
из Апачева

 

aktanysh.tatarstan.ru_5

 

Помню, как мальчишками мы по нескольку раз бегали в кинотеатры смотреть фильмы про полную увлекательных приключений жизнь североамериканских индейцев. Вступившие на тропу войны с бледнолицыми колонизаторами краснокожие вожди Чингачгук и Виннету, Зоркий Сокол и Ульзана были нашими кумирами, образцом для подражания. В дни школьных каникул мы строили вигвамы из жердей и веток, мастерили луки, стрелы и деревянные томагавки. А затем устраивали «сражения», нападая на белых поселенцев из засад на лесных дорогах. И лишь к вечеру собирались у костра на очередной «военный совет».

 

Весело трещали в огне сосновые ветки, а мы, уставшие, набегавшиеся за день под июльским солнцем, подновляли копья и стрелы, наперебой обсуждая эпизоды любимых кинолент с персонажами Гойко Митича и Грегори Пека…

 

НЕДАЛЕКО ОТ ГРАНИЦЫ

С тех пор прошло немало лет, и вот однажды, года два назад, в одной из командировок я случайно оказался в селе, название которого неожиданно напомнило об играх далекого детства.

Наш Logan стремительно несся по серой полосе шоссе, рассеченной надвое свежей разметкой. Мы спешили в Актаныш – райцентр одного из самых дальних районов республики, почти у границы с соседним Башкортостаном. Впереди показался дорожный указатель. «Апачево», – прочел водитель, и мы недоуменно переглянулись. «Вот это да! Куда же это мы забрались? Здесь что – индейская резервация?» – пошутил было я, и тут же справа от дороги показалось приземистое строение бревенчатой фермы. В примыкающей к ней огороженной длинными жердями леваде паслось несколько лошадей. Ни дать ни взять – ковбойское ранчо из вестерна о Диком Западе!

 

Так и ждали мы, что через минуту в проеме широких ворот возникнет ковбой в широкополой шляпе, потертых джинсах с пыльниками, со старым седлом в руках. Или (чего только не случается в жизни!) настоящий индейский воин-апач – в боевой раскраске, с луком и колчаном стрел за спиной. Конечно, ничего этого не произошло. И лишь позже, приехав в Актаныш, мы узнали много интересного об истории этого древнего поселения с таким необычным для наших мест названием.

 

АПАЧИ ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ

Первые письменные упоминания об Апасеве (именно так оно называлось раньше) встречаются еще в начале XVIII века. Деревеньку на берегу речки Шабыз основали башкирские вотчинники, которые разрешали на определенных условиях селиться здесь своим соплеменникам – так называемым припущенникам. Земли эти, в ту пору уже вошедшие в состав Российской империи, принадлежали башкирской феодальной верхушке от Булярской тюбы Булярской волости. Местные князьки сохранили их за собой и милостиво разрешали обрабатывать участки своим подчиненным.

Сохранилась запись жителя Булярской волости Агыбеса Доскаева, из которой следует, что земли в окрестностях речки Шабыз даются в пользование башкиру из села Чанай Енейской волости мулле Апасю Тютееву. В документе говорится о согласии на обустройство поселения в 1731 году. За пользование пашней, сенокосами, за ловлю бобров на островах речки Шабыз, за добычу лесного меда, равно как и за охоту на птицу и зверя, мулла Апась, его семья и работники должны были платить ежегодно куньими шкурами, медом и прочими продуктами.

 

Так по имени первого поселенца – муллы Апася Тютеева – деревеньку нарекли Апасевым. Однако большинство жителей в силу лингвистических особенностей языка называли ее Апачево. Так что индейцы-апачи из далекой Аризоны здесь ни при чем. Единственное, что роднит их с местными жителями, – это любовь к лошадям. В джигитовке башкирские и татарские наездники из Апачева ничуть не уступали вольнолюбивым сынам североамериканских прерий.

 

НА СЛУЖБУ – ВЕРХОМ НА СКАКУНЕ

То, что большинство тюркских народов – великолепные наездники, ни для кого не секрет. Кочевой образ жизни обязывал едва ли не с малолетства обучаться верховой езде. Это сразу же оценили царские генералы, получив в лице приволжских подданных превосходных кавалеристов для армии. Одна беда – армейская муштра и солдатчина, равно как самодурство и зуботычины от дворян-офицеров, не по нраву пришлись вольным сынам с Волги и Камы. На солдатчину они смотрели как на неизбежное зло. А нередко выступали против царских офицеров с оружием в руках. Чтобы дер­жать местный люд в повиновении, царские чиновники использовали институт заложников – аманатов, которых содержали на Казанском дворе. Об этом можно судить по письменному прошению, которое мулла Апась Тютеев сын вместе с другими земляками – Мирасом Имрашовым и Минлишем Сурметевым – направили императору Петру II. «В прошлых неспокойных годах брали у нас аманатчиков и доднесь держатся в Каракульском селе по переменам, – писали они. – Того ради Вашего императорского величества всемилостивейшаго государя всенижайше просим, чтоб указом повелено б было у нас аманатчиков не брать, чтоб нам, рабам, вконец не разоритца; и от таких аманатчиков чинитца великие обиды и разорение, пожаловать дать нам о том указ».

 


 

Так по имени первого поселенца – муллы Апася Тютеева – деревеньку нарекли Апасевым. Однако большинство жителей в силу лингвистических особенностей языка называли ее Апачево. Так что индейцы-апачи из далекой Аризоны здесь ни при чем. Единственное, что роднит их с местными жителями, – это любовь к лошадям


 

 

Впрочем, государь не внял гласу народа. И зря! Во времена народных восстаний татары, башкиры и другие народы Урала и Поволжья активно участвовали в боевых действиях против царских войск. Еще задолго до пугачевщины мест­ные жители принимали участие в национально-освободительном движении под руководством народного бунтаря Акая. Тогда восстание охватило значительную часть Урала и Поволжья, повстанцы доходили до Елабуги. Да и после его подавления местные жители не утратили свободолюбивого характера. Есть отрывочные, хотя и достоверно не подтвержденные пока сведения о том, что здешние наездники участвовали в Пугачевском бунте 1773–1775 годов, действуя на стороне самозваного «государя», обещавшего им немалые вольности.

 

В ВОЙНУ – КАВАЛЕРИСТЫ,
В МИРНОЕ ВРЕМЯ – ПАХАРИ

И все же, несмотря на тяготы и притеснения, государева служба давала местным свои преимущества. Многие возвращались из армии в родное селение с лычками урядников, а иногда даже в звании младших офицеров. Таковыми в начале XIX века среди апачевцев были юртовой зауряд-есаул Музафар Курбанаев, отставной зауряд-сотник Ракей Сатыев и некоторые другие.

 


 

К середине XIX века в Апачеве проживали более двухсот человек. Вместе с башкирами, которых на ту пору было большинство, в деревне жили также татары, марийцы. Первых с каждым годом становилось все больше. Население занималось хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством. Вот какие сведения об этом поселении находим в документах тех лет: «Деревня Апасево расположена в равнине, при реке Шабиз. Надел получен на 160 ревизских душ (1859 г.), в трех местах… Почва – чернозем. В полях два оврага. В селении имеется 7 веялок… В 1848 году на 36 дворов приходилось 186 лошадей, 100 коров, 207 овец, 134 козы, а также 20 ульев. В 1870 году в Апасево было 3 мельницы, а в 1905 году открываются бакалейная лавка и магазин»


 

 

Апачево по меркам того времени считалось зажиточным. Жившие в достатке местные баи могли позволить себе иметь нескольких жен. Так, сотник Сатыев имел двух жен и четырех детей. Двух жен имели также Абдрафик Бакеев и Минглингул Исламгулов. Семьи были многодетными: к примеру, у Ибрагима Курбанаева было пятеро детей, у его односельчанина Мавлюкея Сатыева – шестеро. Правда, и смертность, особенно детская, в то время была высока: из шести сыновей Сатыева двое умерли, не дожив и до 18 лет.

Мечеть в деревне построили в 1808 году. Указным муллой назначили Ахмера Муртазина. Указным азанчи, ежедневно призывавшим односельчан к намазу, был Мендеи Бакеев. При мечети действовала и школа для мальчиков – мектебе. В 1913 году население превышало пятьсот человек – после этого оно начало резко сокращаться.

 

В ВИХРЕ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ

Грянувшая летом 1914 года Первая мировая забрала из деревни все боеспособное мужское население. Война разбросала апачинских наездников по всем фронтам. Многие из них сложили головы в боях за Отечество. А вскоре начавшаяся революция разделила односельчан. На фронтах Гражданской войны им пришлось делать свой выбор: за большевиков или за белогвардейцев. Многие, помня старые обиды от царской власти, встали под красные знамена. С кровавых полей братоубийственной войны вернулись не все. Кто-то погиб, кто-то ушел за кордон вместе с белыми. И тем не менее мирная жизнь постепенно налаживалась. В 1926 году, в самый разгар объявленного большевиками нэпа, в Апачеве проживали 403 человека, в подавляющем большинстве уже татары. А вот после раскулачивания и коллективизации в 1938 году – только 375. Многих крепких хозяев пустили по миру. Тогда же в разгар безбожной пятилетки закрыли деревенскую мечеть.

Более чем наполовину Апачево обезлюдело в годы Великой Отечественной войны. По документам 1947 года, здесь проживали всего 164 человека. И лишь в относительно благополучные брежневские «застойные» семидесятые годы население Апачева превысило 360 человек.

 

ИЗ-ПОД ТОПОТА КОПЫТ…

Реформы начала девяностых тоже далеко не лучшим образом сказались на местных жителях. Сначала в 1994 году бывший колхоз «Игенче» реорганизовали в ОК – объединение кооператоров, затем в СХПК, однако от смены названий привесы и надои на фермах не увеличились. Лишь с приходом в 2008 году крупного инвестора – ООО «Агрофирма «Аняк» – положение стало улучшаться. Инвестор закупил новую технику, распахав новыми тракторами поля, которые не обрабатывались несколько лет. Вскоре на них заколосились зерновые, на уборку вышли новые комбайны «Акрос». Вновь замычали бычки и буренки на местной ферме. А недавно возвели возле Апачева птицеводческий комплекс по выращиванию бройле-
ров.

 

– С приходом инвестора жизнь стала налаживаться, – говорит бухгалтер агрофирмы Гульсина Хамзина. – Новый хозяин дал работу многим, у людей вновь по­явилась надежда. У меня двое сыновей-близнецов, каждому по 24 года. Один из них – Ильмар – на птицефабрике трудится, другой – Ильфар – в пожарной части МЧС. И никто из села уезжать не думает. Таких среди молодежи в Апачеве немало. Кто-то занимается своим личным подворьем – держит коров, разводит домашнюю птицу. У некоторых во дворах можно увидеть и лошадей.

– Мы, например, у себя на подворье тоже лошадь
держим, – рассказывает Гульсина. – Жеребец-пятилетка по кличке Байрам – любимец семьи.

Так что на следующий Сабантуй апачевцы еще выставят на скачках своих джигитов на горячих скакунах. И, надо думать, не посрамят память о своих предках –  лихих наездниках из Апачева.

 


Фото: aktanysh.tatarstan.ru
Автор статьи: СУББОТКИН Артем
Дата:26.01.2016
Выпуск: №11 (28005)

Добавить комментарий

zern 24.04.2017

Любое дело расчета требует

Ухудшение погоды, мокрый снег и дождь,по мнению специалистов ТатНИИСХ, скажутся на урожае 2017 года непредсказуемо....
2020
a112 17.04.2017

По семенам и всходы

Более трехсот коровников будет капитально отремонтировано в текущем году....
5100
cattle 13.04.2017

Без весеннего денечка нет хорошего росточка

В Кукморском райпо планируют реализовать несколько интересных инвестиционных проектов....
3310
сев 12.04.2017

Стартовали весенние полевые работы

В Татарстане начались весенне-полевые работы....
3480
1457500629_img_6986 07.04.2017

Молоко пошло в рост

Более 3,5 тысячи тонн молока производится ежесуточно на животноводческих фермах республики....
4580
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    28.05.1924

    №20-28-05-1924

    Рисунок художника К.Чеботарева. Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №20, 28.05.1924 год.

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    27 апреля

    Халим Бадриевич Залялов (1940), актер театра им. Г.Камала, народный артист Татарстана.

    Зухра Котдусовна Сахабиева (Бигичева), народная артистка Татарстана.

  • Юмор

    magaz
    Будни интернет-магазина.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Авось и пофиг

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85
  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Мои родители жили в Туркмении и всегда радовались за мою семью, что мы осели в Татарстане – могли жить без…
    Минтимер Шаймиев удостоен звания Героя Труда РФ
    26.04.2017
    Мой сын погибает , не может остановиться, запойный. Никакие уговоры не действуют, такая тяга. Только оздоравливающая психика и хотя бы…
    Вернутся ли ЛТП, или Как принудить алкоголиков лечиться?
    26.04.2017
    За несколькими строками этой короткой информации кроется целая бездна вопросов и проблем. Захотелось узнать подробности, заглянул в Интернет и… волосы…
    Картина маслом: «Снова взятка»
    26.04.2017
    История интересная. Вот только некоторые неточности портят картину, например "Булгарское царство" и т.п.
    У подножия Караульной горы
    25.04.2017
    На исторической полосе вашей газеты, которую мы с моей 94-летней мамой всегда внимательно читаем, упоминается корреспонденция 1934 года журналиста «Красной…
    Экспонат из редакции
    25.04.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров