1 июня 2020  5:43
Распечатать

Кто котёночка обидел,
или Как Вася Ложкин «новое солнце» искал

Опубликовано: 23.12.2019 14:35

 

Вася-Ложкин

 

В Галерее современного искусства в Казани открылась выставка ярославского художника, блогера и музыканта Алексея Куделина, более известного на просторах Интернета как Вася Ложкин.

 

Яркие картинки Ложкина – очеловеченные котики, переодетые зайцами обыватели, суровые старухи в платочках и другие запоминающиеся персонажи давно превратились в интернет-мемы и снискали автору славу «мастера котоживописи» и одного из самых популярных художников Рунета.

В чём же феномен Васи Ложкина? В том, что придуманный им сказочный мир полон аллюзий с нашей реальностью. Художник остроумно визуализирует коллективное бессознательное – наши страхи, предубеждения – и приглашает вместе посмеяться над ними. Сам Куделин определяет свою манеру как «пост-лубок» и не упускает случая подчеркнуть, что «Вася Ложкин не умеет рисовать». «Мне неинтересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций: любви, радости, трагедии, отчаяния», – декларирует художник и при этом очень не любит, когда в его картинках ищут какие-то скрытые смыслы. «Если я нарисовал бабушку с топором, то это она и есть, а не какой-то там собирательный образ», – утверждает автор.

В Казани Вася Ложкин выставляется впервые, и ещё до начала официального открытия взрывы хохота слышались то в одном конце зала, то в другом. Юмор Ложкина преимущественно чёрный, но общее впечатление от выставки и вправду позитивное. И дело не только в оранжевых котиках с их «терапевтической» мимишностью. Играет роль и накопительный эффект, когда чем безнадёжнее картина, тем легче рассмешить.

В Галерее современного искусства ГМИИ РТ представлено около ста работ Васи Ложкина, одна из которых и дала название выставке – «Восход нового солнца». В течение года выставка побывала уже в нескольких городах – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде. Столица Татарстана как бы завершает этот годичный выставочный цикл.

 


В Казани Вася Ложкин выставляется впервые, и ещё до начала официального открытия взрывы хохота слышались то в одном конце зала, то в другом. Юмор Ложкина преимущественно чёрный, но общее впечатление от выставки и вправду позитивное


 

Сам виновник скопления смешливой публики прохаживался по залу в медицинской маске, загадочно скрывающей пол-лица. Но, как оказалось, это был не перформанс. Всё дело в банальной простуде и нежелании «чихать на окружающих». Свой короткий спич художник начал с комплимента: «Мне очень нравится ваш центр современного искусства. По-моему, это лучший зал из тех, что я видел за прошедший год. Мы даже расширили экспозицию и привезли в Казань наиболее известные картины, чтобы те, кто видел их в Интернете, могли посмотреть, так сказать, живьём».

А перед этим был пресс-подход, и журналисты не могли не спросить, откуда во­обще появился Вася Ложкин?

– Когда-то я работал в районной газете, там был небольшой штат, и часть текстов публиковалась под псевдонимами. Я взял псевдоним Вася Ложкин, и он как-то прилип ко мне, – охотно рассказал Алексей Куделин. – Тогда ещё не было социальных сетей, только интернет-форумы, и Ложкин стал моим ником.. А после того как стал выкладывать в «Живом журнале» картины, пользователи Интернета начали воспринимать их как творчество Васи Ложкина. Я ничего специально не придумывал и не просчитывал, это само собой получилось. При этом у меня нет шизофренического раздвоения на Васю Ложкина и Алексея Куделина. Это просто одно из имён.

 

ложкин

 

– Тем не менее вы продолжаете настаивать, что не умеете рисовать…

– Я умею вот это (кивает на картины), а если вы о том, чтобы написать портрет или пейзаж… Нет, это я не могу. Да и ни к чему по большому счёту. Я прекрасно понимаю, что есть великие художники и отношу себя к невеликим. Я вообще ничего нового не создаю. У меня есть набор персонажей, которые переходят из картины в картину. В своей книге «Волшебный мир Васи Ложкина» я их всех описал, кто есть кто – медведи, старушки, коты, масоны, силовики… Я изображаю их в разных сочетаниях и обстоятельствах, и, соответственно, они по-разному воздействуют друг на друга и зрителей. Лубок именно таким и был. Это просто ярмарочная картинка с весёлой надписью. Всё, что я делаю, адресовано моим со­отечественникам. Потому что у наших людей есть чувство юмора. Они и над собой могут посмеяться. Другие этого не поймут, это только наше, внутреннее. Иностранцы не въедут, даже если перевести надписи на английский язык.

 

– Вы не только художник, но и музыкант, и иногда гастролируете в этом качестве. Никогда не возникало мысли совместить музыку и живопись?

– Нет, наша музыка если кому-то и нравится, то очень немногим, она такая… не для всех. Это совсем разные виды творчества. Хотя в чём-то они совпадают, конечно, поскольку и там, и там присутствует юмор. В юности я увлекался панк-роком, а он весь такой скомороший… Думаю, это оттуда идёт. В картинах юмор всё-таки помягче, поскольку я ощущаю некую ответственность перед зрителями.

 


У меня есть набор персонажей, которые переходят из картины в картину. В своей книге «Волшебный мир Васи Ложкина» я их всех описал, кто есть кто – медведи, старушки, коты, масоны, силовики…


 

– Поэтому вас раздражают люди, которые ищут в ваших картинах скрытые смыслы, начинают обоб­щать?

– Мне это просто неинтересно. Скажем, есть люди, которые могут с лёгкостью сказать, что наш народ любит то-то и не любит вот это. Но если вдуматься, мы часто не знаем, чем занимается наш сосед по лестничной площадке, например, какие книжки он читает. Но при этом запросто говорим за весь народ. Я не беру на себя такую ответственность. Для меня любое обобщение – это элемент гордыни.

 

– В Союз художников не планируете вступать?

– Нет, даже не думал об этом.

 

– Вы впервые в Казани, что-нибудь успели посмотреть?

– Немного прогулялся, дошёл до Кремля, купил там сувениры. Планирую вернуться сюда летом, когда будет тепло, с женой и сыном. Мы очень любим путешествовать, особенно в средней полосе России.

Выставку Васи Ложкина «Восход нового солнца» можно увидеть в Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 10 января.

 


Фото: tnv.ru; vasya-lozhkin.ru
Автор статьи: СТРЕЛЬЦОВА Олеся
Выпуск: №191 (28765)


  1. К. Воропаева:

    Хотели сходить на эту выставку в праздники. Пришли 6 января — закрыто. Оказалось, что в понедельник в музее выходной. Хотя в сплошной череде праздников такое деление на дни недели кажется странным. Ладно, пришли на следующий день. Опять закрыто. Никакого объявления не было. Видимо, на этот раз выходной случился по поводу Рождества. Пока мы стояли перед закрытыми дверями, подошло ещё несколько компаний. Были и приезжие, туристы. Люди на выходные едут посмотреть город, хотят сходить в музей, в итоге и у них настроение испорчено, и музей недосчитывается денег от потенциальных посетителей. Все-таки неправильно это — закрывать музей в такие дни.

Добавить комментарий для К. Воропаева

Учения-3 29.05.2020

Бесконтрольность ведёт к халатности, халатность – к трагедии

Нынешний май, помимо эпопеи с коронавирусом, неприятно удивил чередой трагических происшествий в лечебных учреждениях....
9260
Пушкин-фест 29.05.2020

Шесть дней под поэтическим солнцем

Первого июня в Татарстане стартует шестидневный онлайн-марафон «Пушкин-фест», приуроченный к Дню русского языка и 221-й годовщине со дня рождения поэта....
6980
Футбол 29.05.2020

Начнём с десяти процентов

28 мая Роспотребнадзор разрешил проведение игр со зрителями на трибунах, но при этом стадион может быть заполнен не более чем на 10 процентов....
9060
казань 29.05.2020

Полыхали, словно флаги, пулемётные огни

Каким был боевой путь Казанской Краснознамённой дивизии....
2720
мошенники1 28.05.2020

Не будьте наивными…

В республике значительно выросло число дистанционных мошенничеств....
8020
  • Мнение

    Андрей КОНДРАТЬЕВ, председатель Центризбиркома РТ:

    КОНДРАТЬЕВ11

    В условиях непростой эпидемиологической обстановки наша задача – сделать избирательный процесс максимально безопасным для здоровья населения, сохранив при этом все принципы легитимности. Мы должны предусмотреть любые детали, начиная от обработки помещений, заканчивая дезинфекцией шариковых ручек, которыми избиратели будут пользоваться.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    1 июня

    Айнур Тауфикович Айдельдинов (1969), директор Инвестиционно-венчурного фонда Татарстана.

    Резеда Закиевна Ахиярова, композитор, автор оперы «Любовь поэта», заслуженный деятель искусств России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Марат Набиевич Зарипов (1956), профессор Казанской консерватории, директор Государственного струнного квартета РТ, заслуженный артист России, народный артист Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Рифкат Нургалиевич Минниханов (1955), директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения».

    Сергей Александрович Миронов (1983), глава администрации Кировского и Московского районов Казани.

    Леонид Григорьевич Толчинский (1967), руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ.

    Гузель Шамилевна Яхина, писатель, автор романа «Зулейха открывает глаза», лауреат всероссийских премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров