14 декабря 2017  16:04
Распечатать

Ксероксы и памперсы

 

Print

 

Сейчас же этим словом принято называть не только «дающего имя», но и само наименование, которое происходит от имени собственного: например, слова «ампер» и «рентген» – эпонимы, они образованы от имен физиков Андре Ампера и Вильгельма Рентгена.

 

«Ампер» и «рентген» – термины, специально введенные научным сообществом. Но механизм образования нарицательных имен из собственных действует в языке часто независимо от воли конкретных людей, иногда порождая казусы, а порой и приводя к юридическим неприятностям, как, например, в случае с компанией «Ксерокс».

В 1938 году американец Честер Карлсон, сотрудник патентного бюро, смог решить проблему копирования чертежей изобретений, с которыми он работал. Вместо трудоемкого в те времена фотографирования, проявки с применением химических реактивов и печати Карлсон придумал новый, «сухой» и быстрый способ получения копий, основанный на фотоэффекте. Спустя годы поисков, после череды отказов от нескольких компаний изобретением Карлсона заинтересовалась фирма под названием «Халоид». Изобретенную технологию назвали по-древнегречески – «ксерография», что можно перевести как «сухое письмо».

 


Название торговой марки «Памперс» – это гибрид из двух английских слов: to pamper «нежить, баловать» и diaper «пеленка». Изобретатель, который облегчил жизнь миллионам мам во всем мире, – Виктор Миллс, американский инженер вездесущей компании «Проктер энд Гэмбл»


 

Находившаяся на грани кризиса фирма «Халоид» благодаря изобретению Карлсона в будущем станет огромной корпорацией «Ксерокс» (название образовано от термина «ксерография»). Сам же Честер Карлсон из небогатого чудака-экспериментатора, на которого соседи жаловались за постоянный дым из кухни, превратится в мультимиллионера, воплотившего «американскую мечту». О нем пишут, что он был крупным благотворителем, а еще увлекался идеями буддизма и восточной философией.

Многим, наверное, знакома история борьбы компании «Ксерокс» за свой бренд. Название компании перешло на ее продукт, и «ксероксом» стали называть любой копировальный аппарат. Но так как подобные аппараты выпускают и другие фирмы, обладателю авторских прав пришлось не по нраву использование их имени конкурентами. Поэтому стараниями корпорации «Ксерокс» в официальных бумагах и в рекламе нарицательное наименование «ксерокс» не используется, а аналогичная техника других производителей продается под наименованием «копир». Но в речи «копир» приживается плохо, а вот «ксерокс», а также «ксерить» и «отксерить» живы до сих пор и фиксируются словарями русского языка.

Похожая история, правда, пока не дошедшая до судов, произошла с другой торговой маркой – «Памперс». Сейчас слово «памперсы» встречается как минимум в трех словарях русского языка, причем чаще – именно во множественной форме. «Памперсы» отчасти потеснили русское слово «подгузник», изначально обозначавшее просто пеленку, сложенную треугольником, которой обертывали малыша снизу. Это объяснимо, ведь «памперсы» – новая реалия, новый уровень комфорта и, соответственно, новое слово.

 


Есть такое понятие – «эпоним». Древние греки эпонимом называли главного правителя города-полиса, по имени которого назывался год. Такой тогда был способ датирования. «Эпоним» по-древнегречески и значит «дающий имя»


 

Название торговой марки «Памперс» – это гибрид из двух английских слов: to pamper «нежить, баловать» и diaper «пеленка». Изобретатель, который облегчил жизнь миллионам мам во всем мире, – Виктор Миллс, американский инженер вездесущей компании «Проктер энд Гэмбл», по совместительству – дедушка, наблюдавший, как растут внуки. А броское название придумал Альфред Голдман, креативный директор одного американского рекламного агентства. Все это происходило в Америке в конце 50-х годов XX века, в то время, когда наша страна еще жила в коммуналках и готовилась к покорению космоса…

То, что названия торговых марок становятся нарицательными, хоть и говорит об успехе продукта, но совсем не нравится компаниям – обладателям торговой марки. Возникает путаница, люди перестают ассоциировать название с конкретным производителем. Однако у речи свои законы, и не всегда юридические нормы оказываются сильнее норм языковых, поэтому «памперсы» и «ксероксы» вряд ли смогут быстро исчезнуть из нашей речи даже по решению суда.

 


Автор статьи: БУЛЬИНА Ольга
Дата:12.05.2016
Выпуск: №66 (28060)

Добавить комментарий

tattelekom 14.12.2017

«Для науки и знания нет национальных границ»

Первый в республике музей Шигабутдина Марджани открыт по инициативе и при поддержке компании «Таттелеком»....
2970
кфу5 13.12.2017

Магия рейтинга

Казанский федеральный университет вошел в топ-15 классических университетов России в рейтинге востребованности вузов 2017 года....
1610
startym 11.12.2017

Наших школьников познакомят с заветами Конфуция

«СтартУм» – так называется новая школа дополнительного образования, которая открывается в столице Татарстана в канун Нового года....
2140
nrtv.ru_ 07.12.2017

Не хочу учиться. В школе

В республике растет интерес к семейному обучению....
4110
guzel 06.12.2017

Автор известен, дело за столицей

Уроженка Казани писательница Гузель Яхина выбрана автором текста Тотального диктанта, который пройдет 14 апреля 2018 года....
2720
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    03.02.1928

    29.03.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №29.03.02.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    14 декабря

    Равиль Камильевич Хуснулин (1957), депутат Госдумы РФ от Татарстана, руководитель регионального исполкома «Общероссийского народного фронта» в Татарстане.

  • Юмор

    carik14
    Как-то зашел в магазин спорттоваров. На тот момент покупателей было двое – я и здоровенный коротко стриженный парень, рассматривавший биту.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Если бы приезжавший в Казань мужчина с бородой не назвался Дедом Морозом, то его определенно можно назвать дипломированным психологом –…
    Советы от зимнего волшебника
    12.12.2017
    На Волге множество мест, и не только в Камско-Устьинском районе, где можно было бы «посидеть на лавочке и посозерцать» на…
    Сюда не ступала нога туриста
    12.12.2017
    Кряшены действительно не забывают о своих корнях и чтут предков. У меня в одном из мамадышских сел живет друг-кряшен, так…
    Кряшены не забывают о своих корнях
    12.12.2017
    Признаюсь, я не просто шопоголик, а любитель фирменных вещей. И эта вакханалия с воровством названий известных брендов меня возмущает до…
    Украсть фирменный стиль
    12.12.2017
    Огромное спасибо за статью. Для себя открыл новую историю.
    Вечный скиталец
    11.12.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров