20 мая 2018  20:39
Распечатать

Ксероксы и памперсы

 

Print

 

Сейчас же этим словом принято называть не только «дающего имя», но и само наименование, которое происходит от имени собственного: например, слова «ампер» и «рентген» – эпонимы, они образованы от имен физиков Андре Ампера и Вильгельма Рентгена.

 

«Ампер» и «рентген» – термины, специально введенные научным сообществом. Но механизм образования нарицательных имен из собственных действует в языке часто независимо от воли конкретных людей, иногда порождая казусы, а порой и приводя к юридическим неприятностям, как, например, в случае с компанией «Ксерокс».

В 1938 году американец Честер Карлсон, сотрудник патентного бюро, смог решить проблему копирования чертежей изобретений, с которыми он работал. Вместо трудоемкого в те времена фотографирования, проявки с применением химических реактивов и печати Карлсон придумал новый, «сухой» и быстрый способ получения копий, основанный на фотоэффекте. Спустя годы поисков, после череды отказов от нескольких компаний изобретением Карлсона заинтересовалась фирма под названием «Халоид». Изобретенную технологию назвали по-древнегречески – «ксерография», что можно перевести как «сухое письмо».

 


Название торговой марки «Памперс» – это гибрид из двух английских слов: to pamper «нежить, баловать» и diaper «пеленка». Изобретатель, который облегчил жизнь миллионам мам во всем мире, – Виктор Миллс, американский инженер вездесущей компании «Проктер энд Гэмбл»


 

Находившаяся на грани кризиса фирма «Халоид» благодаря изобретению Карлсона в будущем станет огромной корпорацией «Ксерокс» (название образовано от термина «ксерография»). Сам же Честер Карлсон из небогатого чудака-экспериментатора, на которого соседи жаловались за постоянный дым из кухни, превратится в мультимиллионера, воплотившего «американскую мечту». О нем пишут, что он был крупным благотворителем, а еще увлекался идеями буддизма и восточной философией.

Многим, наверное, знакома история борьбы компании «Ксерокс» за свой бренд. Название компании перешло на ее продукт, и «ксероксом» стали называть любой копировальный аппарат. Но так как подобные аппараты выпускают и другие фирмы, обладателю авторских прав пришлось не по нраву использование их имени конкурентами. Поэтому стараниями корпорации «Ксерокс» в официальных бумагах и в рекламе нарицательное наименование «ксерокс» не используется, а аналогичная техника других производителей продается под наименованием «копир». Но в речи «копир» приживается плохо, а вот «ксерокс», а также «ксерить» и «отксерить» живы до сих пор и фиксируются словарями русского языка.

Похожая история, правда, пока не дошедшая до судов, произошла с другой торговой маркой – «Памперс». Сейчас слово «памперсы» встречается как минимум в трех словарях русского языка, причем чаще – именно во множественной форме. «Памперсы» отчасти потеснили русское слово «подгузник», изначально обозначавшее просто пеленку, сложенную треугольником, которой обертывали малыша снизу. Это объяснимо, ведь «памперсы» – новая реалия, новый уровень комфорта и, соответственно, новое слово.

 


Есть такое понятие – «эпоним». Древние греки эпонимом называли главного правителя города-полиса, по имени которого назывался год. Такой тогда был способ датирования. «Эпоним» по-древнегречески и значит «дающий имя»


 

Название торговой марки «Памперс» – это гибрид из двух английских слов: to pamper «нежить, баловать» и diaper «пеленка». Изобретатель, который облегчил жизнь миллионам мам во всем мире, – Виктор Миллс, американский инженер вездесущей компании «Проктер энд Гэмбл», по совместительству – дедушка, наблюдавший, как растут внуки. А броское название придумал Альфред Голдман, креативный директор одного американского рекламного агентства. Все это происходило в Америке в конце 50-х годов XX века, в то время, когда наша страна еще жила в коммуналках и готовилась к покорению космоса…

То, что названия торговых марок становятся нарицательными, хоть и говорит об успехе продукта, но совсем не нравится компаниям – обладателям торговой марки. Возникает путаница, люди перестают ассоциировать название с конкретным производителем. Однако у речи свои законы, и не всегда юридические нормы оказываются сильнее норм языковых, поэтому «памперсы» и «ксероксы» вряд ли смогут быстро исчезнуть из нашей речи даже по решению суда.

 


Автор статьи: БУЛЬИНА Ольга
Дата:12.05.2016
Выпуск: №66 (28060)


Добавить комментарий

nayka 18.05.2018

О, сколько нам открытий чудных…

«Ночь открытий» проведет 21 мая для жителей и гостей столицы Татарстана Казанский федеральный университет....
2610
4B6A4060 16.05.2018

Татарстанцев сделают финансово грамотными

Центральный банк России и Казанский федеральный университет заключили соглашение о сотрудничестве в области финансовой грамотности жителей Татарстана....
2690
women in computer 11.05.2018

Форточка в мир

Татарстанские пенсионеры охотно осваивают новые технологии. Осваивать компьютерную грамотность пожилым татарстанцам в этом благородном деле помогает Университет третьего возраста....
7680
222 11.05.2018

КФУ по-прежнему в лидерах

Улучшил свою позицию в международном рейтинге The Emerging Economies University Rankings – 2018 Казанский федеральный университет....
6100
ferrari 10.05.2018

Искусственный интеллект с человеческим лицом

Первым влияние научно-технической революции испытал на себе автопром. Он и сейчас лидирует по количеству роботов....
4790
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    20 мая

    Роберт Анисович Галиев (1974), генеральный директор АО «Транснефть – Прикамье» (бывшее «СЗМН»).

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Мы с семьей давно мечтаем побывать на Алтае - наслышаны о его красотах и целебном воздухе. Ирине Деминой посчастливилось съездить…
    Татарстан – Алтай: новый виток партнерства
    19.05.2018
    У трамвая 4-го маршрута своя тактика неуважения пассажиров. Стоишь на светафоре у бывшего пишмаша и трамвай стоит на конечной остановке…
    Такой вот краснобус…
    18.05.2018
    Отличная статья! Хотелось бы добавить. Скоро начнется лето, и в краснобусах начнется новая беда - невыносимая жара от включенных печек.…
    Такой вот краснобус…
    17.05.2018
    Очень странное интервью. В нем нет ни слова о том, как Юлашев все-же стал генералом - где, как служил после…
    Как стать генералом
    16.05.2018
    Казань ул.Космонавтов 24, управляющая компания Сервис гарант. Каждый месяц в счет фактуре берут оплату 83,49 за уборку подъезда - за…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    15.05.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров