24 сентября 2017  9:51
Распечатать

Кряш-сердинские жемчужины мудрости

 

krai3

 

Лето – лучшее время для путешест­вия по деревням и селам. Особенно если хочется не только узнать что-то новое, но и насладиться красотой природы, зарядиться энергией. В деревенской глубинке порой кажется, что время остановилось.

Обратная сторона такой сельской идиллии – отсутствие дорог, безработица, отток населения в город и как следствие – превращение деревень в дачные поселки. Кряш-Сердинское сельское поселение – одно из таких…

Деревушки Иксуар, Колкомерка и село Кряш-Серда, входящие в состав поселения, затерялись в глубине Пестречинского района. Иксуар расположена меж двух речек, и здесь уже десять лет живут только дачники. В Колкомерке горожане купили под дачи каждый пятый дом. Лишь центральная усадьба – село Кряш-Серда – удерживает позиции и даже является неформальным центром кряшен Пестречинского района. Это село и стало конечным пунктом нашего путешествия.

 

«ПРОСТО ПОКРЕСТИВШИСЬ, КРЯШЕНОМ НЕ СТАНЕШЬ»

Современное название село приобрело после Октябрьской революции, а до этого было и Старой, и Верхней, и Крещеной, но непременно Сердой, что в переводе с татарского означает «сныть» (медоносная, ароматная лечебная трава). Село обжили «с нуля» в XVI веке переселенцы из теперешнего Высокогорского района республики. Были ли они на то время крещеными, директору краеведческого музея Олегу Волкову неизвестно. Впрочем, он считает, что кряшенство больше связано не с религией, а с традициями и ментальностью. «Просто покрестившись, кряшеном не станешь. Это определяется многими факторами – в том числе одеждой, фольклором, культурой, языком», – говорит краевед.


 

Довольно неоднозначна и сама история происхождения кряшен. В официальной науке считается, что эта этноконфессиональная группа происходит от казанских татар, принявших православие в XVI—XVIII веках


 

Есть версия что кряшены, по крайней мере, частично, являются потомками христианского населения Среднего Поволжья булгарского периода. Как бы то ни было, кряш-сердинцы прекрасно говорят на татарском и русском языках, ходят в «новую церковь», построенную, кстати, в 2006 году на средства местного предпринимателя Николая Мухина.

Сельчане исповедуют православное христианство, которое мирно уживается с некоторыми языческими ритуальными традициями. Так, святым местом считается «Нарат эби» – поляна, где, по преданиям, раньше росли большие сосны, сломанные ветви которых нельзя было трогать ни в коем случае.

 

krai2

В руках у директора музея Олега Волкова – столетний кирпич.

 

В центре села – еще одно ритуальное место. Это святой ключ, около которого, как считается, и поселились первые переселенцы. Здесь, у родника, проходит праздник жертвоприношения Курман аши, очень похожий на татарский Курбан-байрам. И не только названием: он также проводится не определенного числа, а в привязке с другим праздником (во второе воскресенье после Петрова дня). Это тоже праздник жертвоприношения, правда, на нем не режут барана, а варят и всем селом съедают казан омлета и казан каши, остатки которых обязательно скармливают птице, а ни в коем случае не животным.

 

СОХРАНЯЮТ И ПРИУМНОЖАЮТ НАСЛЕДИЕ

«Мы стараемся не пропускать ни одного праздника, соблюдать все традиции и проводить все наши обряды, чтобы молодежь смогла их увидеть своими глазами, сохранить в памяти и передать следующему поколению», – говорит секретарь исполнительного комитета Кряш-Сердинского сельского поселения Любовь Григорьева.

  Учеников местной школы воспитывают в любви к труду
При школе работает подсобное хозяйство, в котором дети получают навыки сельскохозяйственного труда. Не случайно кряш-сердинский пришкольный участок признан лучшим в районе.

Свое село она любит и немного жалеет. Почему? У него такой большой потенциал – угодья хорошие, климат благодатный, спокойно могли бы развивать бизнес, сельское хозяйство, инфраструктуру. А работы совсем нет: 60 мужчин рано утром выезжают в город и возвращаются ближе к ночи.

«Будь у нас хотя бы одно сельхозпредприятие, все с удовольствием пошли бы работать, – говорит Любовь Павловна. – Народ-то у нас трудолюбивый, почти в каждом дворе есть коровы, мелкие животные, птица. Женщины – рукодельницы, вяжут цветочки, кашпо и сдают в магазин, получают хоть какой-то доход».

Еще одна проблема, которая беспокоит местные власти, – стареет село: из 500 жителей 200 пенсионеров. Дети здесь на вес золота, их, в возрасте до 18 лет, всего 32. В школе учатся 26 человек, в том числе 17 – из соседних деревень. Учеников воспитывают в любви к труду: при школе работает подсобное хозяйство, в котором дети получают навыки сельскохозяйственного труда, занимаются откормом крупного рогатого скота, выращивают картофель, капусту, лук, морковь, свеклу. Не случайно кряш-сердинский пришкольный участок признан лучшим в районе.

 

НЕ СИСТЕМА ВИНОВАТА, А ЛЮДИ ИЗ СИСТЕМЫ

До 2003 года в школе располагался музей, организованный подвижницей сохранения кряшенского наследия, учителем математики Анной Никифоровой. При активном содействии земляков она собрала столько предметов культуры и быта, что экспонаты стало негде размещать. В конце концов их переместили в старинный двухэтажный дом, а музей получил республиканский статус.

Этот дом сам по себе представляет историческую ценность, а его бывшие жильцы заслуживают особого внимания. Двухэтажное деревянное здание построил учитель земской школы, отец девятерых детей Николай Максимов-Сердинский. Судьба одного из сыновей – Федора Николаевича – «своей яркостью и необычным, несоразмерным трагизмом» привлекала внимание историков Искандера Гилязова и Николая Петрова-Текина, рассказавших об этом человеке в журнале «Эхо веков».


 

На долю этого человека выпало немало испытаний. Сложилось так, что он оказался в немилости и у дореволюционных, и у революционных властей. Спасаясь от жандармского надзора, тайно эмигрировал за границу, получил хорошее техническое образование в Парижском университете и в гренобльском электротехническом институте. В 1924 году, поверив в НЭП, демократизацию экономической и политической жизни на родине, вернулся в СССР


Открытый, доверчивый, он, бывало, расскажет своим коллегам о жизни в Париже, а те послушают-послушают – и бегут докладывать начальству: «клевещет на условия жизни в Советском Союзе», «восхваляет жизнь населения за границей…» Посетует на неустроенность быта, а сослуживцы и сигнализируют: «ведет активную антисоветскую пораженческую агитацию», «возводит клевету на коммунистическую партию, на ее членов и их авангардную роль». В общем, как отмечено в архивных материалах НКВД, сослуживцы Федора Николаевича «помогали активно и добровольно».

И довели человека до могилы. Но даже под пытками он не признал обвинений в своей принадлежности к партии эсеров, в антисоветской агитации, в распространении провокационных слухов, в контрреволюционных выпадах, в клевете на условия жизни в СССР и в остальных «смертных грехах».

 

КВИНТЭССЕНЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В музее бывшим собственникам дома Максимовым-Сердинским – особый почет. Этот небольшой по городским меркам краеведческий музей вообще можно назвать квинт­эссенцией нематериального культурного наследия кряшен. Здесь «прописан» народный фольклорный ансамбль «Чулпы» – в здании хранятся концертные костюмы, проходят репетиции, обсуждаются программы. Ансамблем и музеем руководит вышеупомянутый Олег Волков, которому Анна Никифорова передала эстафетную палочку.

 

krai

В ансамбле «Чулпы» сохраняют и приумножают наследие национальной, этнической и православной культуры кряшен.

 

Учитель татарского языка и литературы Нина Фадеева отдыхает на репетициях душой. «Я занимаюсь в ансамбле с 1986 года. Наш коллектив – постоянный участник республиканских и районных фестивалей, конкурсов. Меня радует, что в последние годы в народных ансамблях занимаются не только пенсионеры, но и молодежь. У нас в селе они даже создали свой фольклорный ансамбль «Сэяр». А моя ученица Марина Морозова недавно стала победительницей республиканского фестиваля-конкурса «Без бергэ» в номинации «Народный вокал», – делится своей радостью Нина Фадеева.

«Раньше на концертах мы выступали в музейных экспонатах – старинных национальных платьях и костюмах, – вступает в разговор ее 65-летняя подруга Ольга Харитонова. – Но районный Дом культуры пошил для нас два комплекта красивых сценических костюмов, так что в старинную одежду теперь облачаемся редко – только если нас об этом попросят организаторы».


 

Такие, как Олег Волков, Нина Фадеева, Ольга Харитонова и остальные члены ансамбля «Чулпы», своими выступлениями не только сохраняют, но и приумножают наследие национальной, этнической и православной культуры кряшен. Помогают сохранить самобытные традиции и культуру народов фестивали творчества и всевозможные конкурсы


 

Порадовало и то, что песенные, танцевальные традиции и даже элементы старинного уклада имеют место не только на национальных праздниках, но и в быту современного населения Кряш-Серды. Ни одно семейное торжество не обходится без обрядовых напевов и национальных блюд. Из поколения в поколение передают они песенные рассказы о событиях многовековой давности и не очень давнего прошлого. Может быть, потому этот народ, трудолюбивый и талантливый, никогда не враждовал и передавал из поколения в поколение традиции взаимоуважения. И в этом – народная мудрость.


Фото: Фарида Якушева
Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида
Дата:06.07.2017
Выпуск: №96 (28284)

Добавить комментарий

zerno2 21.09.2017

Почти пять миллионов тонн

На сегодня в хозяйствах республики намолочено 4864,1 тыс. тонн зерна при средней урожайности 34 ц/га....
1670
svekla 20.09.2017

Наше «сладкое» будущее

Уборочная кампания по сахарной свекле в Татарстане стартовала с отставанием от прошлогодних темпов, тем не менее в республике ожидается хороший «сладкий» урожай....
2760
moloko 20.09.2017

Проект «Красного Востока»

В деревне Караталка Камско-Устьинского района начал работать новый животноводческий комплекс «Большие Кляри»....
1830
sahar 20.09.2017

Новая модификация сахариметра

Специалисты казанской технологической лаборатории холдинга «Швабе» разработали методику определения доли редуцирующих веществ (примесей) в карамельной патоке по ГОСТу с помощью собственного цифрового сахариметра АП­05....
1190
osen 20.09.2017

И вновь «Золотая осень»

С 4 по 7 октября в Москве, на территории ВДНХ, пройдет российская агропромышленная выставка «Золотая осень – 2017», организатором которой является Министерство сельского хозяйства РФ....
1290
  • Прямая связь

  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    06.01.1929

    04-06-01-1929

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №04.06.01.1929

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    24 сентября

    Айрат Эдуардович Гатауллин (1982), полномочный представитель Татарстана в Турецкой Республике.

    Марат Рашитович Сафиуллин (1970), действительный член АН РТ, директор Центра перспективных экономических исследований при АН Татарстана, проректор Казанского федерального университета.

    Мария Андреевна Чупаева, заведующая отделом координации деятельности официального портала Татарстана Аппарата Президента Татарстана.

  • Юмор

    kar
    Будь проще, купи перфоратор – и к тебе подтянутся люди.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    И снова о погоде

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Зависть – это червь, поедающий человека изнутри. А еще это карма, отрабатывать которую придется детям и внукам того, кто из-за…
    Может ли зависть быть полезной?
    21.09.2017
    Приближение распутицы радует лишь тем, что на дорогах станет меньше вот таких, с ветерком в голове. Ужас охватывает, когда рядом…
    На мотоцикле с ветерком… в голове
    21.09.2017
    А совести нет? Всё по барабану, да? Главное, чтобы мне было хорошо.
    Тишина — «от» и «до» по закону
    20.09.2017
    Совершенно не согласен с Михаилом из Бугульмы. Зависть, как он считает, присуща людям со слабым характером. Ничего подобного! Зависть –…
    Может ли зависть быть полезной?
    20.09.2017
    Интересно, какая польза будет банкам от такого исследования? Не будут давать ипотеку Овнам, Львам и Козерогам? Как правило, ипотека оформляется…
    Самые добросовестные заемщики – Раки и Девы
    20.09.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров