23 ноября 2017  8:27
Распечатать

Кряш-сердинские жемчужины мудрости

 

krai3

 

Лето – лучшее время для путешест­вия по деревням и селам. Особенно если хочется не только узнать что-то новое, но и насладиться красотой природы, зарядиться энергией. В деревенской глубинке порой кажется, что время остановилось.

Обратная сторона такой сельской идиллии – отсутствие дорог, безработица, отток населения в город и как следствие – превращение деревень в дачные поселки. Кряш-Сердинское сельское поселение – одно из таких…

Деревушки Иксуар, Колкомерка и село Кряш-Серда, входящие в состав поселения, затерялись в глубине Пестречинского района. Иксуар расположена меж двух речек, и здесь уже десять лет живут только дачники. В Колкомерке горожане купили под дачи каждый пятый дом. Лишь центральная усадьба – село Кряш-Серда – удерживает позиции и даже является неформальным центром кряшен Пестречинского района. Это село и стало конечным пунктом нашего путешествия.

 

«ПРОСТО ПОКРЕСТИВШИСЬ, КРЯШЕНОМ НЕ СТАНЕШЬ»

Современное название село приобрело после Октябрьской революции, а до этого было и Старой, и Верхней, и Крещеной, но непременно Сердой, что в переводе с татарского означает «сныть» (медоносная, ароматная лечебная трава). Село обжили «с нуля» в XVI веке переселенцы из теперешнего Высокогорского района республики. Были ли они на то время крещеными, директору краеведческого музея Олегу Волкову неизвестно. Впрочем, он считает, что кряшенство больше связано не с религией, а с традициями и ментальностью. «Просто покрестившись, кряшеном не станешь. Это определяется многими факторами – в том числе одеждой, фольклором, культурой, языком», – говорит краевед.


 

Довольно неоднозначна и сама история происхождения кряшен. В официальной науке считается, что эта этноконфессиональная группа происходит от казанских татар, принявших православие в XVI—XVIII веках


 

Есть версия что кряшены, по крайней мере, частично, являются потомками христианского населения Среднего Поволжья булгарского периода. Как бы то ни было, кряш-сердинцы прекрасно говорят на татарском и русском языках, ходят в «новую церковь», построенную, кстати, в 2006 году на средства местного предпринимателя Николая Мухина.

Сельчане исповедуют православное христианство, которое мирно уживается с некоторыми языческими ритуальными традициями. Так, святым местом считается «Нарат эби» – поляна, где, по преданиям, раньше росли большие сосны, сломанные ветви которых нельзя было трогать ни в коем случае.

 

krai2

В руках у директора музея Олега Волкова – столетний кирпич.

 

В центре села – еще одно ритуальное место. Это святой ключ, около которого, как считается, и поселились первые переселенцы. Здесь, у родника, проходит праздник жертвоприношения Курман аши, очень похожий на татарский Курбан-байрам. И не только названием: он также проводится не определенного числа, а в привязке с другим праздником (во второе воскресенье после Петрова дня). Это тоже праздник жертвоприношения, правда, на нем не режут барана, а варят и всем селом съедают казан омлета и казан каши, остатки которых обязательно скармливают птице, а ни в коем случае не животным.

 

СОХРАНЯЮТ И ПРИУМНОЖАЮТ НАСЛЕДИЕ

«Мы стараемся не пропускать ни одного праздника, соблюдать все традиции и проводить все наши обряды, чтобы молодежь смогла их увидеть своими глазами, сохранить в памяти и передать следующему поколению», – говорит секретарь исполнительного комитета Кряш-Сердинского сельского поселения Любовь Григорьева.

  Учеников местной школы воспитывают в любви к труду
При школе работает подсобное хозяйство, в котором дети получают навыки сельскохозяйственного труда. Не случайно кряш-сердинский пришкольный участок признан лучшим в районе.

Свое село она любит и немного жалеет. Почему? У него такой большой потенциал – угодья хорошие, климат благодатный, спокойно могли бы развивать бизнес, сельское хозяйство, инфраструктуру. А работы совсем нет: 60 мужчин рано утром выезжают в город и возвращаются ближе к ночи.

«Будь у нас хотя бы одно сельхозпредприятие, все с удовольствием пошли бы работать, – говорит Любовь Павловна. – Народ-то у нас трудолюбивый, почти в каждом дворе есть коровы, мелкие животные, птица. Женщины – рукодельницы, вяжут цветочки, кашпо и сдают в магазин, получают хоть какой-то доход».

Еще одна проблема, которая беспокоит местные власти, – стареет село: из 500 жителей 200 пенсионеров. Дети здесь на вес золота, их, в возрасте до 18 лет, всего 32. В школе учатся 26 человек, в том числе 17 – из соседних деревень. Учеников воспитывают в любви к труду: при школе работает подсобное хозяйство, в котором дети получают навыки сельскохозяйственного труда, занимаются откормом крупного рогатого скота, выращивают картофель, капусту, лук, морковь, свеклу. Не случайно кряш-сердинский пришкольный участок признан лучшим в районе.

 

НЕ СИСТЕМА ВИНОВАТА, А ЛЮДИ ИЗ СИСТЕМЫ

До 2003 года в школе располагался музей, организованный подвижницей сохранения кряшенского наследия, учителем математики Анной Никифоровой. При активном содействии земляков она собрала столько предметов культуры и быта, что экспонаты стало негде размещать. В конце концов их переместили в старинный двухэтажный дом, а музей получил республиканский статус.

Этот дом сам по себе представляет историческую ценность, а его бывшие жильцы заслуживают особого внимания. Двухэтажное деревянное здание построил учитель земской школы, отец девятерых детей Николай Максимов-Сердинский. Судьба одного из сыновей – Федора Николаевича – «своей яркостью и необычным, несоразмерным трагизмом» привлекала внимание историков Искандера Гилязова и Николая Петрова-Текина, рассказавших об этом человеке в журнале «Эхо веков».


 

На долю этого человека выпало немало испытаний. Сложилось так, что он оказался в немилости и у дореволюционных, и у революционных властей. Спасаясь от жандармского надзора, тайно эмигрировал за границу, получил хорошее техническое образование в Парижском университете и в гренобльском электротехническом институте. В 1924 году, поверив в НЭП, демократизацию экономической и политической жизни на родине, вернулся в СССР


Открытый, доверчивый, он, бывало, расскажет своим коллегам о жизни в Париже, а те послушают-послушают – и бегут докладывать начальству: «клевещет на условия жизни в Советском Союзе», «восхваляет жизнь населения за границей…» Посетует на неустроенность быта, а сослуживцы и сигнализируют: «ведет активную антисоветскую пораженческую агитацию», «возводит клевету на коммунистическую партию, на ее членов и их авангардную роль». В общем, как отмечено в архивных материалах НКВД, сослуживцы Федора Николаевича «помогали активно и добровольно».

И довели человека до могилы. Но даже под пытками он не признал обвинений в своей принадлежности к партии эсеров, в антисоветской агитации, в распространении провокационных слухов, в контрреволюционных выпадах, в клевете на условия жизни в СССР и в остальных «смертных грехах».

 

КВИНТЭССЕНЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В музее бывшим собственникам дома Максимовым-Сердинским – особый почет. Этот небольшой по городским меркам краеведческий музей вообще можно назвать квинт­эссенцией нематериального культурного наследия кряшен. Здесь «прописан» народный фольклорный ансамбль «Чулпы» – в здании хранятся концертные костюмы, проходят репетиции, обсуждаются программы. Ансамблем и музеем руководит вышеупомянутый Олег Волков, которому Анна Никифорова передала эстафетную палочку.

 

krai

В ансамбле «Чулпы» сохраняют и приумножают наследие национальной, этнической и православной культуры кряшен.

 

Учитель татарского языка и литературы Нина Фадеева отдыхает на репетициях душой. «Я занимаюсь в ансамбле с 1986 года. Наш коллектив – постоянный участник республиканских и районных фестивалей, конкурсов. Меня радует, что в последние годы в народных ансамблях занимаются не только пенсионеры, но и молодежь. У нас в селе они даже создали свой фольклорный ансамбль «Сэяр». А моя ученица Марина Морозова недавно стала победительницей республиканского фестиваля-конкурса «Без бергэ» в номинации «Народный вокал», – делится своей радостью Нина Фадеева.

«Раньше на концертах мы выступали в музейных экспонатах – старинных национальных платьях и костюмах, – вступает в разговор ее 65-летняя подруга Ольга Харитонова. – Но районный Дом культуры пошил для нас два комплекта красивых сценических костюмов, так что в старинную одежду теперь облачаемся редко – только если нас об этом попросят организаторы».


 

Такие, как Олег Волков, Нина Фадеева, Ольга Харитонова и остальные члены ансамбля «Чулпы», своими выступлениями не только сохраняют, но и приумножают наследие национальной, этнической и православной культуры кряшен. Помогают сохранить самобытные традиции и культуру народов фестивали творчества и всевозможные конкурсы


 

Порадовало и то, что песенные, танцевальные традиции и даже элементы старинного уклада имеют место не только на национальных праздниках, но и в быту современного населения Кряш-Серды. Ни одно семейное торжество не обходится без обрядовых напевов и национальных блюд. Из поколения в поколение передают они песенные рассказы о событиях многовековой давности и не очень давнего прошлого. Может быть, потому этот народ, трудолюбивый и талантливый, никогда не враждовал и передавал из поколения в поколение традиции взаимоуважения. И в этом – народная мудрость.


Фото: Фарида Якушева
Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида
Дата:06.07.2017
Выпуск: №96 (28284)

Добавить комментарий

svekla 22.11.2017

Почему горчит сладкий сахар?

Аграриев беспокоит, останется ли зерновое и свекловичное производство в рентабельной зоне?...
1200
kaibisi 22.11.2017

Кряшены не забывают о своих корнях

В Кайбицком районе Татарстана есть уникальное сельское поселение....
1780
kazned.ru 20.11.2017

Земля пайщиков: межевание интересов

Крестьяне боятся, что у них будут отбирать земли и передавать крупным хозяйствам....
6560
moloko 17.11.2017

«Молочный» Татарстан – лидер в стране

Татарстан сохраняет лидирующие позиции в России по количеству производимого молока....
6040
arsk 17.11.2017

«Наша задача – поддерживать активных»

В Арске обсудили вопрос повышения деловой активности сельского населения....
3910
  • Прямая связь

    А что в Сети?


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    12.02.1928

    12.02.1928

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №37.12.02.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    23 ноября

    Евгений Григорьевич Кабыш (1959), председатель Татарского республиканского совета инвалидов и ветеранов войны в Афганистане.

  • Юмор

    carik
    Крупный город. Строится спортивный центр. Очень большой, красивый, с бассейнами. Рядом со стройплощадкой – участок, 6 соток. Там живет дед.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    На какой остановке выходить

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    О неотвратимости наказания в случае непогашения долга налогоплательщики и так знают. Потому и мытарятся. Лучше бы корреспондент спросила у главного…
    С налогами не шутят
    22.11.2017
    Александр Медведев привел замечательный пример работы руководства турецкого футбольного клуба «Трабзонспор». И вот что вспомнил. Как-то отдыхал в Стамбуле на…
    Большой спорт: пора учиться зарабатывать
    22.11.2017
    Клиника работает в составе университета совсем недавно, а вы бы хотели, чтобы там сразу решили все копившиеся годами проблемы? Понятно,…
    Сегодня и завтра университетской медицины
    18.11.2017
    Пустые трибуны. Какие еще нужны доказательства того, что большой спорт народу не нужен.
    Большой спорт: пора учиться зарабатывать
    18.11.2017
    Роль медсестры в здравоохранении не оценена до конца. Меня в свое время две девчушки просто с того света вытащили. Было…
    Среднее медицинское звено… А может, центральное?
    17.11.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров