Кряш-сердинские жемчужины мудрости | Республика Татарстан
19 августа 2018  10:16
Распечатать

Кряш-сердинские жемчужины мудрости

 

krai3

 

Лето – лучшее время для путешест­вия по деревням и селам. Особенно если хочется не только узнать что-то новое, но и насладиться красотой природы, зарядиться энергией. В деревенской глубинке порой кажется, что время остановилось.

Обратная сторона такой сельской идиллии – отсутствие дорог, безработица, отток населения в город и как следствие – превращение деревень в дачные поселки. Кряш-Сердинское сельское поселение – одно из таких…

Деревушки Иксуар, Колкомерка и село Кряш-Серда, входящие в состав поселения, затерялись в глубине Пестречинского района. Иксуар расположена меж двух речек, и здесь уже десять лет живут только дачники. В Колкомерке горожане купили под дачи каждый пятый дом. Лишь центральная усадьба – село Кряш-Серда – удерживает позиции и даже является неформальным центром кряшен Пестречинского района. Это село и стало конечным пунктом нашего путешествия.

 

«ПРОСТО ПОКРЕСТИВШИСЬ, КРЯШЕНОМ НЕ СТАНЕШЬ»

Современное название село приобрело после Октябрьской революции, а до этого было и Старой, и Верхней, и Крещеной, но непременно Сердой, что в переводе с татарского означает «сныть» (медоносная, ароматная лечебная трава). Село обжили «с нуля» в XVI веке переселенцы из теперешнего Высокогорского района республики. Были ли они на то время крещеными, директору краеведческого музея Олегу Волкову неизвестно. Впрочем, он считает, что кряшенство больше связано не с религией, а с традициями и ментальностью. «Просто покрестившись, кряшеном не станешь. Это определяется многими факторами – в том числе одеждой, фольклором, культурой, языком», – говорит краевед.


 

Довольно неоднозначна и сама история происхождения кряшен. В официальной науке считается, что эта этноконфессиональная группа происходит от казанских татар, принявших православие в XVI—XVIII веках


 

Есть версия что кряшены, по крайней мере, частично, являются потомками христианского населения Среднего Поволжья булгарского периода. Как бы то ни было, кряш-сердинцы прекрасно говорят на татарском и русском языках, ходят в «новую церковь», построенную, кстати, в 2006 году на средства местного предпринимателя Николая Мухина.

Сельчане исповедуют православное христианство, которое мирно уживается с некоторыми языческими ритуальными традициями. Так, святым местом считается «Нарат эби» – поляна, где, по преданиям, раньше росли большие сосны, сломанные ветви которых нельзя было трогать ни в коем случае.

 

krai2

В руках у директора музея Олега Волкова – столетний кирпич.

 

В центре села – еще одно ритуальное место. Это святой ключ, около которого, как считается, и поселились первые переселенцы. Здесь, у родника, проходит праздник жертвоприношения Курман аши, очень похожий на татарский Курбан-байрам. И не только названием: он также проводится не определенного числа, а в привязке с другим праздником (во второе воскресенье после Петрова дня). Это тоже праздник жертвоприношения, правда, на нем не режут барана, а варят и всем селом съедают казан омлета и казан каши, остатки которых обязательно скармливают птице, а ни в коем случае не животным.

 

СОХРАНЯЮТ И ПРИУМНОЖАЮТ НАСЛЕДИЕ

«Мы стараемся не пропускать ни одного праздника, соблюдать все традиции и проводить все наши обряды, чтобы молодежь смогла их увидеть своими глазами, сохранить в памяти и передать следующему поколению», – говорит секретарь исполнительного комитета Кряш-Сердинского сельского поселения Любовь Григорьева.

  Учеников местной школы воспитывают в любви к труду
При школе работает подсобное хозяйство, в котором дети получают навыки сельскохозяйственного труда. Не случайно кряш-сердинский пришкольный участок признан лучшим в районе.

Свое село она любит и немного жалеет. Почему? У него такой большой потенциал – угодья хорошие, климат благодатный, спокойно могли бы развивать бизнес, сельское хозяйство, инфраструктуру. А работы совсем нет: 60 мужчин рано утром выезжают в город и возвращаются ближе к ночи.

«Будь у нас хотя бы одно сельхозпредприятие, все с удовольствием пошли бы работать, – говорит Любовь Павловна. – Народ-то у нас трудолюбивый, почти в каждом дворе есть коровы, мелкие животные, птица. Женщины – рукодельницы, вяжут цветочки, кашпо и сдают в магазин, получают хоть какой-то доход».

Еще одна проблема, которая беспокоит местные власти, – стареет село: из 500 жителей 200 пенсионеров. Дети здесь на вес золота, их, в возрасте до 18 лет, всего 32. В школе учатся 26 человек, в том числе 17 – из соседних деревень. Учеников воспитывают в любви к труду: при школе работает подсобное хозяйство, в котором дети получают навыки сельскохозяйственного труда, занимаются откормом крупного рогатого скота, выращивают картофель, капусту, лук, морковь, свеклу. Не случайно кряш-сердинский пришкольный участок признан лучшим в районе.

 

НЕ СИСТЕМА ВИНОВАТА, А ЛЮДИ ИЗ СИСТЕМЫ

До 2003 года в школе располагался музей, организованный подвижницей сохранения кряшенского наследия, учителем математики Анной Никифоровой. При активном содействии земляков она собрала столько предметов культуры и быта, что экспонаты стало негде размещать. В конце концов их переместили в старинный двухэтажный дом, а музей получил республиканский статус.

Этот дом сам по себе представляет историческую ценность, а его бывшие жильцы заслуживают особого внимания. Двухэтажное деревянное здание построил учитель земской школы, отец девятерых детей Николай Максимов-Сердинский. Судьба одного из сыновей – Федора Николаевича – «своей яркостью и необычным, несоразмерным трагизмом» привлекала внимание историков Искандера Гилязова и Николая Петрова-Текина, рассказавших об этом человеке в журнале «Эхо веков».


 

На долю этого человека выпало немало испытаний. Сложилось так, что он оказался в немилости и у дореволюционных, и у революционных властей. Спасаясь от жандармского надзора, тайно эмигрировал за границу, получил хорошее техническое образование в Парижском университете и в гренобльском электротехническом институте. В 1924 году, поверив в НЭП, демократизацию экономической и политической жизни на родине, вернулся в СССР


Открытый, доверчивый, он, бывало, расскажет своим коллегам о жизни в Париже, а те послушают-послушают – и бегут докладывать начальству: «клевещет на условия жизни в Советском Союзе», «восхваляет жизнь населения за границей…» Посетует на неустроенность быта, а сослуживцы и сигнализируют: «ведет активную антисоветскую пораженческую агитацию», «возводит клевету на коммунистическую партию, на ее членов и их авангардную роль». В общем, как отмечено в архивных материалах НКВД, сослуживцы Федора Николаевича «помогали активно и добровольно».

И довели человека до могилы. Но даже под пытками он не признал обвинений в своей принадлежности к партии эсеров, в антисоветской агитации, в распространении провокационных слухов, в контрреволюционных выпадах, в клевете на условия жизни в СССР и в остальных «смертных грехах».

 

КВИНТЭССЕНЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В музее бывшим собственникам дома Максимовым-Сердинским – особый почет. Этот небольшой по городским меркам краеведческий музей вообще можно назвать квинт­эссенцией нематериального культурного наследия кряшен. Здесь «прописан» народный фольклорный ансамбль «Чулпы» – в здании хранятся концертные костюмы, проходят репетиции, обсуждаются программы. Ансамблем и музеем руководит вышеупомянутый Олег Волков, которому Анна Никифорова передала эстафетную палочку.

 

krai

В ансамбле «Чулпы» сохраняют и приумножают наследие национальной, этнической и православной культуры кряшен.

 

Учитель татарского языка и литературы Нина Фадеева отдыхает на репетициях душой. «Я занимаюсь в ансамбле с 1986 года. Наш коллектив – постоянный участник республиканских и районных фестивалей, конкурсов. Меня радует, что в последние годы в народных ансамблях занимаются не только пенсионеры, но и молодежь. У нас в селе они даже создали свой фольклорный ансамбль «Сэяр». А моя ученица Марина Морозова недавно стала победительницей республиканского фестиваля-конкурса «Без бергэ» в номинации «Народный вокал», – делится своей радостью Нина Фадеева.

«Раньше на концертах мы выступали в музейных экспонатах – старинных национальных платьях и костюмах, – вступает в разговор ее 65-летняя подруга Ольга Харитонова. – Но районный Дом культуры пошил для нас два комплекта красивых сценических костюмов, так что в старинную одежду теперь облачаемся редко – только если нас об этом попросят организаторы».


 

Такие, как Олег Волков, Нина Фадеева, Ольга Харитонова и остальные члены ансамбля «Чулпы», своими выступлениями не только сохраняют, но и приумножают наследие национальной, этнической и православной культуры кряшен. Помогают сохранить самобытные традиции и культуру народов фестивали творчества и всевозможные конкурсы


 

Порадовало и то, что песенные, танцевальные традиции и даже элементы старинного уклада имеют место не только на национальных праздниках, но и в быту современного населения Кряш-Серды. Ни одно семейное торжество не обходится без обрядовых напевов и национальных блюд. Из поколения в поколение передают они песенные рассказы о событиях многовековой давности и не очень давнего прошлого. Может быть, потому этот народ, трудолюбивый и талантливый, никогда не враждовал и передавал из поколения в поколение традиции взаимоуважения. И в этом – народная мудрость.


Фото: Фарида Якушева
Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида
Дата:06.07.2017
Выпуск: №96 (28284)


Добавить комментарий

agro 17.08.2018

Все за одного, а один
за всех, тогда и в деле – успех

Шесть доярок и девять технологов из семи хозяйств Тукаевского района выяснили, кто из них лучший....
4690
selo 16.08.2018

Отслеживая темпы жатвы

С рабочей поездкой в Высокогорском районе побывал Президент Рустам Минниханов....
3510
agro 16.08.2018

На счету хлеборобов – два миллиона

Татарстанские аграрии намолотили два миллиона тонн зерна....
2810
sev 15.08.2018

Высокое напряжение уборки

14 августа Президент Рустам Минниханов совершил рабочую поездку в Тетюшский муниципальный район, где оценил ход уборочных работ....
2060
hleb 15.08.2018

Экватор жатвы пройден

Тема уборки урожая в эти дни является центральной не только для аграриев, но и для большинства горожан....
1200
  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    19 августа

    Рубин Кабирович Абдуллин (1950), ректор Казанской государственной консерватории.

    Сергей Николаевич Рыжиков (1974), космонавт, гвардии полковник ВВС запаса. Родился в Бугульме.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    В доме 50/13 постоянно горячая вода желтая. Тарифы на горячую воду с каждым месяцем растут. А со стороны ЖЭКа никаких…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    16.08.2018
    То что пляж Локомотив может быть опасен для купания понятно, не раз там наблюдалось массовое развитие токсичных сине-зеленых водорослей. А…
    Казанские пляжи «Локомотив» и «Комсомольский» вновь признаны опасными для купания
    13.08.2018
    Отвечает заместитель начальника Управления ПФР в Кировском районе Казани Светлана Герасимова Страховой стаж – это периоды трудовой деятельности, во время…
    Прибавка работающим пенсионерам
    13.08.2018
    Получила выписку о своих начислениях в пенсионный фонд. Оказалось, что в 2015 году работодатель, у которого я была официально оформлена,…
    Прибавка работающим пенсионерам
    13.08.2018
    Как, видимо, последний из живых команды проектировщиков Казанского цирка, я очень рад обновлению уникального объекта, я был в бригаде Ефима…
    «Фиеста» в обновленном цирке
    11.08.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров