9 марта 2021  3:08
Распечатать

Казанский собор: краски древней рецептуры

Опубликовано: 05.01.2021 17:27

 

собор-казанской-иконы

 

Уникальное здание собора, воссоздаваемое в столице Татарстана на месте обретения Казанской иконы Божией Матери, с каждым днём преображается. Православные верующие не только в нашей республике, но и во всей России с нетерпением ждут окончания работ.

 

Напомним, торжественная закладка собора состоялась в Казани в июле 2016 года. Неоценимые усилия для того, чтобы строительство и реконструкция велись без сбоев, вкладывал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, ушедший из жизни в ноябре 2020 года. За четыре года в соборе на различных этапах трудились сотни профессионалов высочайшего класса. Безусловно, для специалистов это станет яркой памятной страницей в их творчестве.

 

НЕБЛИЗКИЙ ПУТЬ К ХРАМУ

В настоящее время проходит один из сложнейших этапов по отделке внутреннего убранства храма, и, по словам главного инженера Казанской епархии Михаила Федотова, ушедший год был очень непростым. Ещё в начале года начались роспись собора и монтаж иконостасов, но из-за пандемии работы затянулись. Тем не менее график строительства и реставрации не был сильно нарушен, состоялось великое освящение Пещерного храма Рождества Пресвятой Богородицы, и в соборе началась литургическая жизнь. «Недавно почивший владыка Феофан считал это большим достижением», – говорит Михаил Федотов. Окончание работ запланировано на май 2021 года.

Одним из участников, привлечённых к работам внутри храма, стал художник Вячеслав Пахомов, руководитель столярно-художественной «Мастерской Пахомова» в Ставрополе. За свою деятельность он удостоен патриаршего ордена Русской православной церкви преподобного Андрея Иконописца III степени.

Коллектив единомышленников на протяжении уже двадцати лет создаёт предметы церковного искусства, расписывает стены храмов и соборов во многих российских городах, строго придерживаясь православных канонов.

Особенность творчества художников в том, что для каждого храма специалисты мастерской разрабатывают собственные проекты, предусматривающие сохранение особенностей архитектуры, исторической и культурной стилистики и уникальности здания.

В одном из интервью Вячеслав Валентинович сказал, что свою дорогу в храм он вымостил краской и палитрой, ле­с­ами и резьбой, и этот путь оказался неблизким. Приглашение на роспись храма в Казань, по его словам, является самым глобальным из того, что делал его коллектив, – и по масштабности композиции, и по профессиональной ответственности и уровню принимаемых коллегиальных решений.

 

ПОМОГ ХУДОЖНИК ПО ФАМИЛИИ ТУРИН

Всеми живописными работами занимаются восемь специалистов. Большинство из мастерской, но есть и приглашённые художники, к которым Вячеслав Пахомов обратился из-за сжатых сроков, – и никого не пришлось уговаривать.

Сюжеты на роспись отбирает комиссия, в составе которой члены епархиального совета, известные искусствоведы из Казани и Москвы.

К сожалению, полностью подлинное изображение всех внутренних убранств Казанского собора на фотографиях не сохранилось. Только снимки отдельных фрагментов храма, по которым художники что-то могут восстановить один в один. Работы ведутся с учётом стилистики первой четверти XIX века, полностью соблюдаются техники старых мастеров.

По словам Вячеслава Пахомова, чтобы максимально сохранить историческую атмосферу, специалисты без устали изучали художественные образцы того времени и работы мастеров, в том числе художника по фамилии Турин, который когда-то работал в соборе. Отдельная тема – краски, которыми пользуются специалисты при росписи собора.

– Применяем их в соответствии с технологией четырёхсотлетней давности, – подчёркивает Вячеслав Пахомов. – Масляные краски и тогда готовились из натуральных компонентов, и за прошедшие столетия практически не изменились, прошли испытание временем. Заменять их просто нет смысла.

 

РАБОТОЙ ТАКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ

Начинается работа с набросков, которые утверждала специальная комиссия. Прописывается минимум четыре слоя. Общая площадь работ, в которых задействована команда Вячеслава Пахомова, составляет 780 квадратных метров.

Суждение о характере росписи выносят люди, которые посвятили всю свою жизнь этой теме. Такие как председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви протоиерей Леонид Калинин, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов, искусствовед, член Академии художеств РФ Наталья Бартельс, директор Музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева, другие именитые специалисты.

Впрочем, мастера из команды Вячеслава Пахомова – это тоже своего рода искусствоведы.

– Да, у нас в своё время были сложности с подбором специалистов, умеющих работать в достаточно сложной технике старых мастеров. Есть очень хорошие выходцы из Академии художеств, из высших учебных заведений, есть художники со стажем, регалиями, но у них уже сложился свой стиль, и они признавались сами, что «не потянут», хотя был и интерес, и желание попробовать себя в этой технике. И такую возможность мы им предоставляли. В результате поисков и собеседований сложился коллектив, работой которого можно гордиться, – говорит руководитель мастерской.

Подготовлено при содействии пресс-службы Татар­станской митрополии.


Фото: tatmitropolia.ru
[uptolike]
Автор статьи: МУШКИНА Ирина
Выпуск: №1 (28963)


Добавить комментарий

рустам-минниханов 08.03.2021

С праздником, дорогие женщины!

Обращение Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в связи с Международным женским днём....
2740
материнская-слава 05.03.2021

В лучах материнской славы

Медали Республики Татарстан «Ана даны – Материнская слава» вручил Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов женщинам – многодетным матерям....
7400
женщина-года 05.03.2021

Цветов вам, улыбок и счастья!

В преддверии Международного женского дня в ГБКЗ им. С.Сайдашева прошла торжественная церемония награждения победителей Респуб­ликанского конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд»....
6750
05.03.2021

Телеграмма соболезнования

Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ выразил соболезнование Динару Альбертовичу и Тимуру Альбертовичу Усмановым в связи с безвременной кончиной их отца Альберта Сулеймановича Усманова....
6160
коллегия 05.03.2021

Заказников много не бывает

В Елабужском районе на территории охотничьего хозяйства «Вятский берег» прошло заседание итоговой коллегии Государственного комитета РТ по биологическим ресурсам...
6230

Мнение

Владимир ЧАГИН, автогонщик, многократный победитель ралли «Дакар»:

чагин

Когда собираются мужчины из разных стран, все хвалят своих женщин: немцы – своих, американцы – своих, чехи – своих. Но когда мы говорим, что самые красивые женщины в России, все замолкают, потому что нечего возразить.

Все мнения

Видеосюжет

Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    8 марта

    Нури Амдиевич Мустафаев (1958), гендиректор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ.

    Ирек Джавдатович Мухамедов (1960), танцовщик и балетмейстер, ведущий солист Королевского балета Лондона. Заслуженный артист России, в 1988 году удостоенный звания «Лучший танцовщик мира». Родился в Казани.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров