11 декабря 2019  22:13
Распечатать

Казань вятского Cевера

Опубликовано: 13.11.2019 18:03

 

казань

 

«Я бы хотела, чтобы все-все приехали в Казань напитаться той атмосферой, испытать то необыкновенное чувство внутренней свободы, которую испытываю я», – говорит Полина Бармина, выпускница Вятского государственного университета, член женской сборной команды Татарстана по боксу, уроженка города Слободского Кировской области. И – давняя энтузиастка по восстановлению некогда большого села под названием «Казань» в Слободском же районе. Чтобы добраться от столицы Татарстана до её «тёзки», ныне населенного пункта численностью… в пять постоянных жителей на севере Кировской области, нужно преодолеть 550 км. По нынешним-то временам не особо много, но не каждый водитель готов последний десяток километров ехать по реальному бездорожью.

 

ПОЧЕМУ КАЗАНЬ СТАЛА КАЗАНЬЮ?

Как и сто с лишним лет назад, самым надёжным транспортом в этом смысле по-прежнему остаётся повозка, запряжённая лошадкой. Конечно, это шутка, потому что приличный внедорожник прекрасно доставит вас в Казань, и вы попадёте на высокий холм, в окружение лесов Берендея, царя из сказки Александра Островского «Снегурочка». Поэтому, если хотите потрясающей красоты девственной природы и не страшитесь остаться на пару дней без Интернета, поезжайте сюда, в глубинку вятского Севера, чтобы познакомиться с «младшей» Казанью. Сотовых вышек здесь нет, но чувства ущербности или одиночества не возникает. Как правильно говорит Полина Бармина, тебя наполняет чувство внутренней свободы, умиротворённости. О мистическом воздействии этих мест знают многие, и многие уже потянулись за не­обычным воздухом в Казань.

 


В 1930-х годах село Казань было центром сельхозартели, с 1953 года – это центральная усадьба колхоза им. Мичурина, объединённого позднее с хозяйством «Северный полюс». Поэтому судьба храма после его закрытия была такой: сельский клуб, общежитие для работников сельхозартели, затем там хранили сено


 

Почему когда-то село, основанное, предположительно, в XIX веке и насчитывавшее согласно переписи 1926 года 126 человек и 25 хозяйств, получило такое название, для историков до сих пор загадка. И это странно, потому что документов, фиксирующих различные этапы и периоды жизни бывшего центра Казанского сельского совета, в принципе достаточно.

Полина Бармина притащила толстый талмуд, в котором ориентируется, словно опытный следопыт. Наугад, но очень точно открывает страницы. Например, где рассказывается о жизни и смерти последнего священника Николая Ильича Суворова, служившего в местном храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери. «Смотрите-смотрите, вот сюда, – подталкивает меня Полина и указывает пальцем в пожелтевший документ о допросах батюшки, арестованного за контрреволюционную агитацию и осуждённого на десять лет. – Видите, здесь подпись под протоколом сделана кое-как, видимо, он был после пыток. А здесь – спустя некоторое время – подпись ровная, четкая. Подделали?» Николай Суворов был признан невиновным и реабилитирован только в 1988 году…

 

ЛЮДСКАЯ ПАМЯТЬ ВЕЧНА

Для Полины судьбы бывших жителей села Казань – живые голоса времени, причем не такого уж и далекого.

Любителям подлинной старины и русского духа здесь есть чем поживиться. В селе сохранились деревянные постройки более чем столетней давности. Например, пожарная вышка. Сегодня главным достоянием Казани является восстановленный три года назад силами неравнодушных людей деревянный Казанско-Богородицкий храм. Его история началась в 1900 году, а потом, как и тысячи других храмов в нашей стране, он был закрыт во времена безбожия и полностью сгорел в 1989 году.

Теперь, когда в храме проводятся службы, это удивительное место привлекает верующих из разных уголков России, и старинное село оживает, встречая гостей сверкающими на солнце куполами и каким-то своим совершенно неповторимым деревенским уютом.

 

казань2

 

– История этого села развивалась по спирали, были периоды расцвета и упадка, – рассказывает Полина. – Нам всем интересно, почему все-таки село назвали Казанью. Согласно материалам «Энциклопедии земли Вятской» (рассказчица выразительно похлопывает по талмуду с ксерокопиями документов) прежними названиями Казани были починки Толстик и Разсомахинский. Починок – это что-то вроде современного небольшого населенного пункта. На карте-плане генерального межевания, ориентировочно 1770–1790 годов, мы видим вышеназванные починки, а рядом (вот удивительно, правда) протекает река Казанка! Так что одна из версий возникновения названия: потому что село стоит на берегу реки Казанки. Но тогда напрашивается другой вопрос – об этимологии происхождения названия этой речки.

 

ПОСТРОИЛИ ХРАМ ЗА ПЯТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

Мы продолжаем листать страницы импровизированной энциклопедии. Итак, в 1893 году в Казани жили 106 человек (19 дворов), основными промыслами местных жителей были вывозка леса, хмелеводство, охота. В первой половине девятнадцатого века возле Казани появились несколько починков: Усолье, Агеевцы, Евстрашинцы, Савва, Конец. Большинство селений прекратили существование во второй половине прошлого века.

Жители этих населённых пунктов были не только хозяйственными, но и патриотичными людьми. Они, например, охотно откликнулись на сбор пожертвований в пользу строительства церкви в селе Казань. Эта стройка была продиктована житейской необходимостью и суровостью тех мест.

Дело в том, что все эти починки относились к приходу села Лекма. Добираться до тамошней церкви их жителями приходилось за 20–40 верст. Вот что написано об этом в документах: «Отделены от неё реками Леткой, Нестерихой и дремучими лесами с непроезжими по ним дорогами». «Жители этих селений (230 душ мужского пола и 255 душ женского пола) весною, иногда и осенью лишены бывают возможности иметь какое-либо сношение со своею приходскою церковью и при том остаются без удовлетворения своих религиозно-нравственных нужд. Раскольники, живущие в 6 селениях, среди и рядом с православными, всячески стараются совратить последних в раскол» (орфография старого документа сохранена).

Вот в целях предотвращения раскола среди жителей Казани и близлежащих починков епархиальное начальство в 1901 году разрешило строительство церкви и создания при ней самостоятельного прихода.

 


Новую жизнь в Казань вдохнули предприниматель из города Слободского Александр Рязанов и его единомышленники. В 2011 году на месте сгоревшего храма был установлен поклонный крест. Искали и нашли старые фотографии церкви, и как-то сама собой появилась идея построить здесь новый храм


 

«Православные жители этих селений с радостью приняли весть о сооружении у них церкви; при всей своей бедности и необеспеченности согласились жертвовать на это святое дело свои лепты: мужчины по 3 коп. с десятины удобной земли ежегодно в течении 5 лет; женщины – по 10 аршин холста каждая в тот же период времени. Жертва их, хотя и усердная, но при всей малочисленности, весьма мала (60 руб. в год, 300 руб. в пятилетие), и недостаточна для сооружения даже самой небольшой церкви», – говорится в специальном воззвании. В связи с чем строительный комитет обратился к «благочестивым благотворителям с просьбою о помощи для сооружения храма».

И на эту просьбу откликнулся благодетель из Москвы Илья Иванович Касьянов, который пожертвовал 5 тысяч рублей на строительство храма, а также приобрёл колокола и церковную утварь.

Полина Бармина с сожалением уточняет, что судьба этого удивительного человека, который по каким-то своим, видимо, очень личным соображениям строил церкви в небольших населённых пунктах Марий Эл, Архангельской и Кировской областей, неизвестна.

В 1902 году строительство завершилось, и церковь в селе Казань, построенная по проекту архитектора Чарушина, была освящена. Кроме того, были построены дом для священника и здание Министерского училища.

В советское время здесь также действовали начальная школа, пекарня, магазин. Жизнь, что называется, текла своим чередом.

В 1937 году после ареста последнего священнослужителя было начато дело о закрытии Казанско-Богородицкого храма. На дверях церкви повесили объявление для всех верующих казанской общины о том, что «у кого какие есть претензии со стороны прихожан в закрытии церкви, последние могут подавать жалобы в сельсовет в недельный срок».

Кроме того, была проведена проверка и выявлены нарушения в технической эксплуатации здания (в основном в части плохо покрашенных стен, пола и дверей).

Как гласит выписка из протокола заседания комиссии по вопросам культа при президиуме Кировского облисполкома от 28 марта 1938 года, «ввиду того, что община верующих от пользования здания церкви отказалась, желающих взять здание церкви не нашлось (сельсовет вывешивал объявление), здание передать райисполкому для использования под культурные мероприятия».

В 1930-х годах село Казань было центром сельхозартели, с 1953 года – это центральная усадьба колхоза им. Мичурина, объединённого позднее с хозяйством «Северный полюс». Поэтому судьба храма после его закрытия была такой: сельский клуб, общежитие для работников сельхозартели, затем там хранили сено.

В 1989 году храм сгорел, это место в дальнейшем разровняли бульдозером. Село начало пустеть. По данным Всесоюзной переписи 1989 года, в Казани проживали 42 человека, по данным переписи населения 2010 года – 11 человек.

Новую жизнь в Казань вдохнули предприниматель из города Слободского Александр Рязанов и его единомышленники. В 2011 году на месте сгоревшего храма был установлен поклонный крест. Искали и нашли старые фотографии церкви, и как-то сама собой появилась идея построить здесь новый храм. Как и в далеком 1902 году, строительство вели всем миром – кто деньгами помогал, кто стройматериалами, услугами. Иконостас изготовил слободской художник Сергей Чарушин.

 

И ВЕК СПУСТЯ…

В августе 2016 года, спустя почти век после последней службы, митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил первую Божественную литургию в новом храме.

И вот 4 ноября здесь, в Казани, прошёл престольный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, собравший множество паломников и просто гостей, приезжих, прослышавших о возрождении храма и села.

В Казани сейчас, помимо церкви и пожарной вышки, реконструированы некоторые дома и хозяйственные постройки: дом паломника в стиле крестьянской избы, дом для рабочих, есть пасека, мастерская, склад. Для благоустройства территории храма одна из выпускниц Вятской сельскохозяйственной академии разработала проект ландшафтного дизайна.

Конечно, пока рано говорить о том, что Казань заживёт прежней активной жизнью. Пока здесь нет, например, централизованного водопровода. И удобства в основном, как говорят, «во дворе». Но зато возможностей развернуться, приложить руки к полезному делу, хоть отбавляй.

Среди энтузиастов, неравнодушных людей – Полина Бармина и её отец Александр Рязанов. Жители городов Москва, Киров, Слободской.

– В дальнейших планах – обустройство источника (в роднике течет чистая вода, проба которой успешно прошла лабораторные исследования), а также воссоздание деревянной часовни, которая ранее находилась в деревне Усолье и относилась к Казанско-Богородицкому храму, ныне утраченной. Кроме этого, поддержание в надлежащем состоянии всех хозяйственных построек, организация регулярных служб – это тоже большой труд, но труд приятный и благородный, – убеждённо говорит Полина.

По её словам, в идеале создать бы на территории Казани что-нибудь вроде действующего исторического заповедника. Воду носить из колодца, пить чай из самовара с еловыми шишечками и убедиться, что ты все ещё не порвал связи с настоящей природой. Может быть, и «большая» Казань проявит внимание к «младшей» – всё же не так много на свете мест с таким именем.

 


Фото: Полина БАРМИНА
Автор статьи: МУШКИНА Ирина
Выпуск: №168 (28742)

Добавить комментарий

Пресс-служба-Госсовета 11.12.2019

Я – гражданин России!

В Государственном Совете накануне Дня Конституции Российской Федерации вручили паспорта юным татарстанцам...
710
конкурс 11.12.2019

Ну очень нарядный верблюд

«В одной из поездок на море прямо на пляже встретил очень нарядного верблюда, – пишет в комментарии к этому снимку наш первый участник фотоконкурса нижнекамец Инсаф Шагиахметов. –...
830
майский 11.12.2019

Договорились – сделали

Федерация профсоюзов Татар­стана подвела итоги VIII конкурса «Лучший коллективный договор». Победителем признан тепличный комбинат «Майский»....
750
аверс 11.12.2019

Банк «Аверс» снижает ставки по ипотеке

За 10 месяцев 2019 года российскими банками выдано более 1 млн кредитов на сумму 2,23 трлн рублей....
680
бабай 11.12.2019

Никто не забыт. А что дальше?

В сентябре этого года нам, журналистам, довелось участвовать в межрегиональной краеведческой конференции, организованной Всемирным конгрессом татар в Томске и посвящённой татарским городским слободам Российской империи....
960
  • Мнение

    Рифат ГАНИБАЕВ, председатель татарстанского отделения Всероссийского общества инвалидов:

    Рифат

    Проблемы инвалидов должны решаться в течение всего года, а в декаду инвалидов необходимо концентрировать внимание на самых актуальных вопросах этой категории населения.  Сейчас это проблемы непрерывного развития системы инклюзивного образования, трудоустройство и формирование безбарьерной среды.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    11 декабря

    Радик Рагипович Зиатдинов (1966), начальник Управления Гостехнадзора РТ.

    Айрат Ринатович Хайруллин (1981), министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Татарстана.

    Фарида Шагимардановна Хасьянова, график, заслуженный деятель искусств Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров