24 сентября 2018  5:24
Распечатать

Катарсис в чистом виде

 

svudetel-31

 

В казанской творческой лаборатории «Угол» прошли премьерные показы документального спектакля «Свидетели» по архивным материалам и письмам репрессированных в Татарстане в 1937–1938 годах.

 

И без того зыбкую грань между сном и явью, театром и жизнью «Свидетели» стирают почти начисто. Еще пять минут назад вы жили своей обычной жизнью, радовались весеннему солнышку, и вот уже ничего этого нет, а вы – в каменном «мешке», где тусклый свет, не хватает воздуха и не на что опереться в прямом и переносном смыслах. Причем все это здесь же, в центре Казани (на перекрестке улиц Тукая и Парижской Коммуны), но все, что осталось от вашей прежней жизни – это чувство абсолютной незащищенности.

Собственно, так оно все и было: люди строили планы, растили детей, и вдруг в одночасье их жизнь резко и бесповоротно разделялась на «до» и «после», и все равно, кем эти люди были вчера – секретарями райкомов, рядовыми колхозниками, священниками или домохозяйками. Но самое иезуитское, что где-то там, вне каменного «мешка» продолжалась все та же «мирная и счастливая» жизнь с праздничными демонстрациями и застольями под портретами улыбающихся вождей.

 


Спектакль документальный, главным его действующим лицом являются архивные материалы – это и личная переписка, и официальные документы, имеющие отношение к жертвам сталинских репрессий


 

«Свидетели» – редкий пока в Казани образец иммерсивного театра (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения»), и первое, что его отличает – это принципиальный отказ от актерской игры, потому что сами зрители становятся непосредственными участниками действия. На входе их встречают девушки-волонтеры в красных косынках, в руках у которых, кроме фонариков, три дощечки, и на каждой – только одно слово: «Идите», «Стойте», «Читайте». Следуя этим безмолвным командам, зрители не заблудятся в едва освещенном лабиринте и ничего не пропустят. Также им раздают листочки с порядковым номером: когда дойдет очередь, они встанут к микрофону и зачитают вслух с листа очередной доносящийся из небытия крик души…

«Мне 54 года, у меня отсутствует левый глаз. Полная глухота на правое ухо и ограничение слышимости на левое. Я страдаю одышками и т.п. И при этом меня направляют на строительство на тяжелые работы… Чего же я хочу? Я не прошу вас о многом. Небольшая бухгалтерская работа, обеспечивающая элементарные житейские потребности, вполне устроит меня… Если же это невозможно, я настоятельно прошу вернуть меня в лагерь или тюрьму…»

«За шестнадцать с половиной лет, в течение которых я непрерывно подвергаюсь репрессиям, я впервые обращаюсь в Верховный орган страны с просьбой о пересмотре своего дела (…) За эти годы я потеряла все: семью, партию, любимую профессию, здоровье. И сейчас, приближаясь уже к 50-летнему возрасту, перед лицом близкого конца жизни, я еще раз повторяю, что я ничем, абсолютно ничем, не только делом, но даже и мыслью, не заслужила всех переносимых и перенесенных мук…»

 

  Нияз ИГЛАМОВ,
театровед:

 

iglamov-31

Мы решили не обрабатывать литературно тексты архивных документов, оставить их в первозданном виде, чтобы буквально дать зрителям возможность услышать голоса того времени.

Спектакль, как уже сказано, документальный, главным его действующим лицом являются архивные материалы – это и личная переписка, и официальные документы, имеющие отношение к жертвам сталинских репрессий. Среди них не только известные люди, такие как Баки Урманче, Евгения Гинзбург, Павел Аксенов, но и малограмотный уроженец Муслюмовского района, монахиня свияжского монастыря, мальчик Азат, пишущий матери в лагерь нарочито бодрые письма.

«Мы решили не обрабатывать литературно тексты архивных документов, оставить их в первозданном виде, чтобы буквально дать зрителям возможность услышать голоса того времени», – отмечает автор идеи и драматургической основы спектакля, известный казанский театровед Нияз Игламов. Усиливают впечатление выхваченные фонариком из темноты полуистлевшие листочки с выцветшими чернилами, старые черно-белые снимки, с которых смотрят юные изможденные лица, и опять же строки из писем, словно бы нацарапанные на каменной стене…

«Голоса из прошлого» сопровождают зрителей вдоль всего маршрута, который заканчивается там же, где и начался – у большого экрана. Вначале на этом экране, согласно сакраментальному «жить стало лучше, жить стало веселее», безудержно пляшут и поют, включая вождей, а в финале по нему «плывут» имена репрессированных представителей мусульманского духовенства, и этот список кажется бесконечным.

Спектакль окончен. Его создатели – Нияз Игламов, режиссер Семен Серзин, художник Ксения Шачнева и другие – безусловно, заслуживают аплодисментов, но, как бы упреждая их, в конце будет звучать только молитва. Другого финала просто не может быть.

Как ни печально, но даже сегодня уже нелишне при случае напоминать, что такое пятьдесят восьмая статья и вообще тридцать седьмой год в нашей истории. Живых свидетелей практически не остается, а поколения сменяются быстро, и пока не совсем понятно, где они будут черпать не просто знания о бесчисленных жертвах сталинских репрессий (информацию можно загуглить), а тот самый «человеческий материал» и то чувство сопереживания, без которых, увы, любая память недолговечна. Но, по крайней мере, такие спектакли, как «Свидетели», дают молодым зрителям шанс испытать сильные эмоции здесь и сейчас и одновременно погрузиться в историю.

 

svudetel2-31

 

…Выходя из «театрального» полумрака снова на свет, зрители не спешили делиться впечатлениями, как, впрочем, и расходиться. И эта потребность помолчать, прислушаться к себе, прежде чем снова окунуться в водоворот дел и подчиниться ритму большого города, мне кажется, дороже любых аплодисментов.

Напомню, что впервые «Свидетели» были показаны летом прошлого года в коридорах подземной галереи на улице Баумана в рамках III Театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка». В плане атмосферности подземная галерея, наверное, идеальное место для показа, но приглашать туда зрителей регулярно не представлялось возможным. Поэтому решено перенести спектакль на новую и, главное, общедоступную площадку. Остается лишь догадываться, каким образом на небольшом пространстве «Угла» удалось создать почти полную иллюзию каменных катакомб, но сделано это мастерски. Кто не верит, может убедиться воочию. И вообще, не упустите шанс испытать катарсис в чистом виде: идите и читайте… Ближайшие показы «Свидетелей» состоятся в «Углу» 18 и 19 апреля.

 


Фото: творческая лаборатория «Угол»; business-gazeta.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Дата:30.03.2017
Выпуск: №45 (28233)


Добавить комментарий

OLYMPUS DIGITAL CAMERA 21.09.2018

Там, на неведомых дорожках…

Театр кукол «Экият» открыл юбилейный 85-й сезон сразу двумя премьерами: русская группа показала «Кота в сапогах» по сказке Шарля Перро, а татарская – «Щенка, который не умеет лаять»....
5490
kpfu.ru-1 21.09.2018

В память о великом химике

В КФУ открылась юбилейная выставка, посвященная Бутлерову....
4570
mardzani 20.09.2018

Марджани, человеку и мыслителю

В кремлевском «Манеже» открылась выставка «Шигабутдин Марджани. Татарский характер», которая продолжает череду мероприятий, приуроченных к Году Марджани в Татарстане....
3180
0b6c41c4fd8ab3a949ed9ecdbfb3460e 19.09.2018

К Году театра готовы

Новая татарская опера, современное прочтение русской классики и сценический триллер по Стивену Кингу – вот лишь немногое из того, чем будут удивлять своих зрителей театры Татарстана в предстоящем сезоне....
2760
tykai 18.09.2018

Последняя любовь поэта

Единственной возлюбленной Габдуллы Тукая принято считать Зайтуну Мавлюдову, с которой поэт виделся всего несколько раз. Оказалось, что скромный юноша, сторонившийся женщин, был влюблен не только однажды…...
2560
  • Найди свою малую Родину
  • К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    24 сентября

    Айрат Эдуардович Гатауллин (1982), полномочный представитель Татарстана в Турецкой Республике.

    Марат Рашитович Сафиуллин (1970), действительный член АН РТ, директор Центра перспективных экономических исследований при АН Татарстана, проректор Казанского федерального университета.

    Мария Андреевна Чупаева, заведующая отделом координации деятельности официального портала Татарстана Аппарата Президента Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    Эту статью читал с ручкой в руках, выделяя все главное. Хотя в этом вопросе нет мелочей, здесь все главное. Я…
    Как избавиться от никотиновой ловушки
    19.09.2018
    Прочитав эту статью, в очередной раз убедилась, что про раздельный сбор мусора больше пишут и говорят, чем делают. Морально население…
    Раздельный сбор мусора: достучаться до каждого
    18.09.2018
    Добрый день. Вот уже третий месяц по адресу: г.Казань, ул.Модельная, д.6 нет напора воды. В нашем доме газовые колонки, и…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    18.09.2018
    Спасибо огромное что и до нас дошла очередь по благоустройству ))) надеюсь на этом не остановитесь и ул.Главная с более…
    В Казани начат ремонт улицы Инструментальная
    17.09.2018
    Я вообще не понимаю, какого черта Каравону дают столько денег?!! Крутушка - наше всё! Мечтаю, чтобы её проводили 2 раза…
    «Крутушка» и еще круче
    17.09.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров