14 декабря 2018  6:45
Распечатать

Катарсис в чистом виде

 

svudetel-31

 

В казанской творческой лаборатории «Угол» прошли премьерные показы документального спектакля «Свидетели» по архивным материалам и письмам репрессированных в Татарстане в 1937–1938 годах.

 

И без того зыбкую грань между сном и явью, театром и жизнью «Свидетели» стирают почти начисто. Еще пять минут назад вы жили своей обычной жизнью, радовались весеннему солнышку, и вот уже ничего этого нет, а вы – в каменном «мешке», где тусклый свет, не хватает воздуха и не на что опереться в прямом и переносном смыслах. Причем все это здесь же, в центре Казани (на перекрестке улиц Тукая и Парижской Коммуны), но все, что осталось от вашей прежней жизни – это чувство абсолютной незащищенности.

Собственно, так оно все и было: люди строили планы, растили детей, и вдруг в одночасье их жизнь резко и бесповоротно разделялась на «до» и «после», и все равно, кем эти люди были вчера – секретарями райкомов, рядовыми колхозниками, священниками или домохозяйками. Но самое иезуитское, что где-то там, вне каменного «мешка» продолжалась все та же «мирная и счастливая» жизнь с праздничными демонстрациями и застольями под портретами улыбающихся вождей.

 


Спектакль документальный, главным его действующим лицом являются архивные материалы – это и личная переписка, и официальные документы, имеющие отношение к жертвам сталинских репрессий


 

«Свидетели» – редкий пока в Казани образец иммерсивного театра (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения»), и первое, что его отличает – это принципиальный отказ от актерской игры, потому что сами зрители становятся непосредственными участниками действия. На входе их встречают девушки-волонтеры в красных косынках, в руках у которых, кроме фонариков, три дощечки, и на каждой – только одно слово: «Идите», «Стойте», «Читайте». Следуя этим безмолвным командам, зрители не заблудятся в едва освещенном лабиринте и ничего не пропустят. Также им раздают листочки с порядковым номером: когда дойдет очередь, они встанут к микрофону и зачитают вслух с листа очередной доносящийся из небытия крик души…

«Мне 54 года, у меня отсутствует левый глаз. Полная глухота на правое ухо и ограничение слышимости на левое. Я страдаю одышками и т.п. И при этом меня направляют на строительство на тяжелые работы… Чего же я хочу? Я не прошу вас о многом. Небольшая бухгалтерская работа, обеспечивающая элементарные житейские потребности, вполне устроит меня… Если же это невозможно, я настоятельно прошу вернуть меня в лагерь или тюрьму…»

«За шестнадцать с половиной лет, в течение которых я непрерывно подвергаюсь репрессиям, я впервые обращаюсь в Верховный орган страны с просьбой о пересмотре своего дела (…) За эти годы я потеряла все: семью, партию, любимую профессию, здоровье. И сейчас, приближаясь уже к 50-летнему возрасту, перед лицом близкого конца жизни, я еще раз повторяю, что я ничем, абсолютно ничем, не только делом, но даже и мыслью, не заслужила всех переносимых и перенесенных мук…»

 

  Нияз ИГЛАМОВ,
театровед:

 

iglamov-31

Мы решили не обрабатывать литературно тексты архивных документов, оставить их в первозданном виде, чтобы буквально дать зрителям возможность услышать голоса того времени.

Спектакль, как уже сказано, документальный, главным его действующим лицом являются архивные материалы – это и личная переписка, и официальные документы, имеющие отношение к жертвам сталинских репрессий. Среди них не только известные люди, такие как Баки Урманче, Евгения Гинзбург, Павел Аксенов, но и малограмотный уроженец Муслюмовского района, монахиня свияжского монастыря, мальчик Азат, пишущий матери в лагерь нарочито бодрые письма.

«Мы решили не обрабатывать литературно тексты архивных документов, оставить их в первозданном виде, чтобы буквально дать зрителям возможность услышать голоса того времени», – отмечает автор идеи и драматургической основы спектакля, известный казанский театровед Нияз Игламов. Усиливают впечатление выхваченные фонариком из темноты полуистлевшие листочки с выцветшими чернилами, старые черно-белые снимки, с которых смотрят юные изможденные лица, и опять же строки из писем, словно бы нацарапанные на каменной стене…

«Голоса из прошлого» сопровождают зрителей вдоль всего маршрута, который заканчивается там же, где и начался – у большого экрана. Вначале на этом экране, согласно сакраментальному «жить стало лучше, жить стало веселее», безудержно пляшут и поют, включая вождей, а в финале по нему «плывут» имена репрессированных представителей мусульманского духовенства, и этот список кажется бесконечным.

Спектакль окончен. Его создатели – Нияз Игламов, режиссер Семен Серзин, художник Ксения Шачнева и другие – безусловно, заслуживают аплодисментов, но, как бы упреждая их, в конце будет звучать только молитва. Другого финала просто не может быть.

Как ни печально, но даже сегодня уже нелишне при случае напоминать, что такое пятьдесят восьмая статья и вообще тридцать седьмой год в нашей истории. Живых свидетелей практически не остается, а поколения сменяются быстро, и пока не совсем понятно, где они будут черпать не просто знания о бесчисленных жертвах сталинских репрессий (информацию можно загуглить), а тот самый «человеческий материал» и то чувство сопереживания, без которых, увы, любая память недолговечна. Но, по крайней мере, такие спектакли, как «Свидетели», дают молодым зрителям шанс испытать сильные эмоции здесь и сейчас и одновременно погрузиться в историю.

 

svudetel2-31

 

…Выходя из «театрального» полумрака снова на свет, зрители не спешили делиться впечатлениями, как, впрочем, и расходиться. И эта потребность помолчать, прислушаться к себе, прежде чем снова окунуться в водоворот дел и подчиниться ритму большого города, мне кажется, дороже любых аплодисментов.

Напомню, что впервые «Свидетели» были показаны летом прошлого года в коридорах подземной галереи на улице Баумана в рамках III Театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка». В плане атмосферности подземная галерея, наверное, идеальное место для показа, но приглашать туда зрителей регулярно не представлялось возможным. Поэтому решено перенести спектакль на новую и, главное, общедоступную площадку. Остается лишь догадываться, каким образом на небольшом пространстве «Угла» удалось создать почти полную иллюзию каменных катакомб, но сделано это мастерски. Кто не верит, может убедиться воочию. И вообще, не упустите шанс испытать катарсис в чистом виде: идите и читайте… Ближайшие показы «Свидетелей» состоятся в «Углу» 18 и 19 апреля.

 


Фото: творческая лаборатория «Угол»; business-gazeta.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Дата:30.03.2017
Выпуск: №45 (28233)


Добавить комментарий

Книжный-фестиваль в смене1 13.12.2018

Когда компьютер написал роман

На лекциях книжного фестиваля говорили об искусстве будущего....
1300
Путешествие-во-времени 13.12.2018

Путешествие в XIX век и обратно

В Галерее современного искусства можно совершить виртуальную экскурсию в прошлое....
2660
выставка-марджани 10.12.2018

Классики всегда в нашей памяти

В «Корстоне» открылась выставка, посвящённая Шигабутдину Марджани....
2410
аудиокниги 10.12.2018

Шурале в аудиоформате

Классика татарской литературы теперь будет доступна ценителям в виде бесплатных аудиокниг....
3030
минниханов-посетил-галлерею-современного-искусства 07.12.2018

Мы будем гордиться этим объектом

Рустам Минниханов посетил в Казани Галерею современного искусства. Трехэтажное здание на пересечении улиц Карла Маркса и Муштари открыто после масштабной реконструкции....
4550

Мнение

Екатерина ШУЛЬМАН, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС, на лекции в Татарстане:

Екатерина-ШУЛЬМАН

Среднестатистический житель нашей страны – это женщина 39 лет. Ее фамилия Смирнова, это самая распространенная фамилия в России. Она живет в городе.

В целом в стране продолжаются два главных социально-демографических процесса – урбанизация, то есть концентрация людей в городах, и старение населения.

Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    13 декабря

    Ренад Зиннурович Сагдеев (1941), директор института «Международный томографический центр» Сибирского отделения РАН (Новосибирск), лауреат Ленинской премии и Госпремии РФ, почетный член АН РТ. Родился в Казани.

    Николай Васильевич Фролов (1931), фрезеровщик казанского завода «Радиоприбор», Герой Социалистического Труда.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров