В нынешнем августе исполнилось 23 года захватывающей истории, сообщение о которой в свое время мгновенно появилось на первых полосах крупнейших мировых изданий. Семеро российских летчиков сумели угнать из афганского плена собственный самолет. Каких только заголовков не было в газетах! Но их объединяло одно – восторг, удивление, гордость, восхищение смелостью, находчивостью наших летчиков.
Да, восхищаться было чем. Экипаж самолета Ил-76, удерживаемый в плену 378 дней и ночей, совершил побег из раскаленного, разрушенного, охваченного войной Кандагара.
В Афганистане тогда творилось невероятное – война всех против всех. Весь мир с тревогой следил за событиями в Кандагаре, особенно родные, близкие из Татарстана. Россия, наша республика активно включились в разрешение этой крайне непростой ситуации. Переговоры, встречи с представителями ООН, Организации Исламская Конференция, Ирана, Саудовской Аравии, Турции дали главное – отмену казни членов экипажа и послабления в содержании пленников. Это обнадеживало, но талибы выдвигали все новые требования. Ситуация зашла в тупик.
Экипаж понимал, что усилия российских и международных организаций не дают желаемого результата, и тогда подспудно возникла идея побега. Земляки Михаила Девятаева не могли поступить иначе!
«Даже не верится, что с тех пор прошло более двадцати лет. Кандагар вспоминается как страшный сон, – рассказывает о том времени Герой России Газинур Хайруллин. – Те томительные дни, месяцы, в которых самым страшным была неизвестность, для каждого члена экипажа оказались испытанием на прочность. Предлагались самые бредовые идеи побега из плена, но до поры до времени побеждали здравый смысл и осторожность. Ждать добра от талибов нам не приходилось. Враждебность чувствовалась во взгляде каждого конвоира, охранника. Во всяком случае, если бы не побег, то мы бы сейчас здесь с вами не беседовали».
В Афганистане тогда творилось невероятное – война всех против всех. Весь мир с тревогой следил за событиями в Кандагаре, особенно родные, близкие из Татарстана. Россия, наша республика активно включились в разрешение этой крайне непростой ситуации
Газинур Хайруллин – второй пилот воздушного корабля Ил-76 авиакомпании «Аэростан», майор запаса. Не умаляя смелости, мужества, патриотизма других членов экипажа, расскажем сегодня о нем. Судьбе было угодно свести нас с Газинуром Хайруллиным и именно через его судьбу проследить, как формируются в характере человека качества, которые в нужный момент и делают его героем.
Родился он 10 сентября 1961 года в селе Старое Дрожжаное Татарской АССР. Село – центр одноименного района, расположено на крайнем юго-западе республики. Природа здесь удивительно красивая. Летом ребят привлекают речка, рыбалка, ягоды, грибы, зимой – коньки, лыжи. Газинур отдавал предпочтение зимним видам спорта – хоккею и лыжам. В семье Гарифзяна Хаернасовича, председателя райпо, и Насихи Ахатовны, преподавателя биологии в средней школе, было трое детей – старшая сестра Румия, Газинур и Ильдус. Дети воспитывались, как во всех семьях при социализме, патриотами своего края, страны.
Все имели свои обязанности, без дела никто не сидел, пустое времяпровождение не поощрялось. Росли в своем доме, с большим приусадебным участком. Дети помогали родителям без лишнего напоминания, с раннего возраста были приучены к порядку и чистоте.
В школе Газинур учился без напряжения, из предметов выделял математику. Все годы учебы был «хорошистом». Интересовался многим, но однажды сосед пригласил его в районный Дом пионеров, где руководил авиамодельным кружком. Это было в шестом классе. С кружка и проявился у Газинура интерес к авиации. Начал читать книги по теме. Целенаправленно отслеживал литературу о летчиках-истребителях. Рассказывал о них друзьям. Они горячо обсуждали услышанное. Мальчишек поражало все: сверхзвуковая скорость, маневренность, мощное вооружение самолетов. Истребительная авиация для юного мечтателя затмила все остальное. Отсюда его интерес к судьбе летчиков-героев – трижды Героев Советского Союза А.И.Покрышкина и И.Н.Кожедуба. Потом была книга о невероятном подвиге летчика, Героя Советского Союза А.П.Маресьева. А что значил для них приезд в район и выступление еще в старом деревянном клубе человека-легенды, земляка М.П.Девятаева, на встречу с которым пришли буквально и стар и млад! Это знакомство настолько потрясло мальчишек, что многие из класса решили поступать в авиационное училище.
Экипаж находился в плену больше года. | |
В тяжелейших условиях летчики вели себя мужественно, не поддаваясь на провокации талибов и представителей ряда иностранных государств. Кормили пленных плохо, водой в условиях невыносимой жары снабжали слабо. Переговоры с Россией шли, но талибы отказались обменять заложников на предложенные им запасные части к вертолетам. Тогда экипаж разработал дерзкий план побега. |
Школьные годы Газинур вспоминает с удовольствием. В десятом классе в порядке шефской помощи их прикрепили к седьмому классу. Нужно было помочь в проведении игры «Зарница». Вот тут он впервые и увидел свою будущую жену Фариду, отличницу, комсомолку, спортсменку и просто красавицу.
Школьные годы пролетели незаметно. В 1979 году он поступил в авиационное училище, поехал учиться в Саратовскую область на летчика, а Фарида – в Казань на юриста. Переписывались, встречались на каникулах. Дружба длилась семь лет.
А в 1986 году Газинур, уже будучи помощником командира корабля ИЛ-76, приехал в отпуск домой и сделал Фариде предложение руки и сердца. В сентябре сыграли свадьбу и… разъехались. Газинур – на место службы в Витебск, Фарида – на преддипломную практику в Ульяновск. В 1987 году у молодой семьи родился сын Тимур. Газинура направили на курсы командиров корабля в Иваново. Он достиг своей мечты – в том же году был назначен командиром корабля Ил-76 в 175-й военно-транспортный авиационный полк, который дислоцировался в украинском Мелитополе. Здесь семья жила до 1992 года, когда майор Хайруллин был уволен в запас.
Время было смутное, в стране семимильными шагами шла перестройка. Прежние устои рушились, вокруг хаос и неразбериха. Зашевелился криминал. Молодой военный пенсионер Хайруллин поехал на родину в Татарстан искать лучшей доли. Работал в аэропорту Казани инженером по охране труда и гражданской обороне, потом в авиакомпании «Аэростан» (Казань), других авиакомпаниях вторым пилотом, командиром воздушного судна.
В августе 1995 года в составе экипажа самолета Ил-76 выполнял рейс из Тираны (Албания) в Кабул (Афганистан). Татарстанский самолет арендовала фирма «Трансавиа», одна из перевалочных баз которой находилась на территории Объединенных Арабских Эмиратов. По договору между этими двумя государствами осуществлялась перевозка партии боеприпасов Северному альянсу – противнику «Талибана».
Экипаж уже совершил два рейса, они прошли без происшествий, оставался последний, третий рейс.
В самолет загрузили ящики с патронами, взлетели, взяли курс на Афганистан. Настроение у экипажа прекрасное, никаких тревожных предчувствий не было. Оставалось полчаса лета, когда самолет был перехвачен истребителями «Талибана» и принудительно посажен на аэродром вблизи Кандагара. При досмотре самолета талибами в одном из ящиков были обнаружены крупнокалиберные снаряды, запрещенные для перевозки. Ящик с этими снарядами и послужил причиной для обвинения экипажа в контрабанде…
Экипаж находился в плену больше года. В тяжелейших условиях летчики вели себя мужественно, не поддаваясь на провокации талибов и представителей ряда иностранных государств. Кормили пленных плохо, водой в условиях невыносимой жары снабжали слабо. Переговоры с Россией шли, но талибы отказались обменять заложников на предложенные им запасные части к вертолетам. Тогда экипаж разработал дерзкий план побега.
Летчикам удалось убедить охранников в необходимости профилактических работ на борту самолета. 16 августа они готовили машину. Часть охраны была в кабине самолета, часть – в грузовом отсеке. Бортинженер Асхат Аббязов включил вспомогательную силовую установку (ВСУ), от которой запускаются основные двигатели. ВСУ выключилась на предельной температуре. Старшему охраннику сказали, что нужно полчаса для охлаждения установки. Жара, время обеденной молитвы… Старший охранник забрал большую часть охраны и направился в здание аэропорта. Некоторые члены экипажа тоже вышли из кабины самолета. Остались в ней только радист Вшивцев, Аббязов и Хайруллин.
Они поняли друг друга с полуслова. Решили: пока нет основной охраны, запускать ВСУ, не дожидаясь ее охлаждения. Аббязов запустил установку, Хайруллин сел в командирское кресло. Аббязов начал запускать основные двигатели. Первый и второй запустились. Хайруллин в это время готовил к полету рабочее место командира: включил бустера, расстопорил рули. При включении третьего двигателя отключилась ВСУ, потому что в это же время Бутузов, авиаинженер, закрывал грузовой люк. Он сработал оперативно, а два двигателя Аббязов затем запустил от основного. Но вот все двигатели работают. В кабину вошел Владимир Шарпатов, командир корабля, сел в кресло. Нервы у всех на пределе, дорога каждая секунда. Хайруллин закричал: «Давай рули!» Сам в это время увеличил обороты двигателей. Еще 30–40 секунд задержки на взлете, и талибы успели бы перекрыть полосу. Две их машины уже мчались к ней. Хайруллин с самого начала предупредил Бутузова, Вшивцева, другого инженера Рязанова, чтобы они были готовы нейтрализовать охрану в самолете.
Взлетели. Охрана наконец-то поняла, что это побег. Хайруллин и Аббязов схватились с преследователями. Газинур выбил у одного из рук автомат, отбросив его подальше. Второго охранника разоружил Асхат. Остальные ребята, навалившись, связали обоих.
Летели на малой высоте. Это была идея Газинура, он вспомнил тактику, которую изучал в училище. Самолет летел без связи с наземными авиационными службами, чтобы его не засекли средствами ПВО. Чтобы сбить с толку погоню, за сопками вместо родного севера повернули строго на запад до ближайшего выступа иранской границы. На 49-й минуте Афганистан остался позади. Ил-76 пересек его невидимую границу. Все облегченно вздохнули – теперь можно не бояться погони и ракет преследователей.
Летчикам удалось убедить охранников в необходимости профилактических работ на борту самолета. 16 августа они готовили машину. Часть охраны была в кабине самолета, часть – в грузовом отсеке
Шарпатов дает распоряжение о наборе высоты. Все команды выполняются четко, оперативно. Через полтора часа экипаж самолета Ил-76 в составе командира корабля В.Шарпатова, второго пилота Г.Хайруллина, штурмана А.Здора, бортинженера А.Аббязова, радиста Ю.Вшивцева, ведущих инженеров С.Бутузова и В.Рязанова совершил благополучную посадку в Объединенных Арабских Эмиратах. Оттуда все были доставлены на Родину.
Освобождение произошло в День авиации, и это прибавило радости членам экипажа. Газинур после плена был самым счастливым человеком на свете. Живы, здоровы, свободны, счастливы! В Москве, особенно в Казани, экипаж встречали на самом высоком уровне. Это понятно каждому жителю Татарстана: почти весь экипаж – земляки Михаила Девятаева.
За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана, указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героя Российской Федерации. Другие члены экипажа были награждены орденами Мужества.
По-разному сложились затем судьбы членов экипажа. После плена Газинур Хайруллин продолжил работу на предприятиях гражданской авиации вторым пилотом, командиром воздушного корабля Ил-76 ОАО «Авиакомпания Татарстан». Некоторое время был ее генеральным директором. А потом опять потянуло в небо – стал командиром экипажа Ил-76, летает по России и за рубежом.
Освобождение произошло в День авиации, и это прибавило радости членам экипажа. Газинур после плена был самым счастливым человеком на свете. Живы, здоровы, свободны, счастливы!
В длительных командировках очень скучает по жене и сыну. Они всегда рядом с ним, даже если он в полете и между ними тысячи километров, страны и континенты. Часто встречается с товарищами по «кандагарскому» экипажу – почти все они работают в авиакомпании «Волга-Днепр».
«То, что у вас команда, что вы продолжаете общаться, – это очень важно, – сказал как-то при встрече с летчиками Президент Татарстана Рустам Минниханов. – Нам надо тоже чаще встречаться с вами. Мы должны помнить своих героев и гордиться ими. Но пожелаю, чтобы демонстрировать такой героизм вам больше не довелось».
Газинур Гарифзянович принимает активное участие в работе общественной организации «Герои Татарстана», выступает перед школьниками, курсантами, студентами. Заряжает окружающих своей жизненной энергией.
В Старом Дрожжаном есть аллея Славы. Здесь установлены бюсты Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, земляков, прославивших родной край. И среди них – бюст Газинура Хайруллина – Героя России, прославившего нашу страну и Татарстан.
Вера ИВАНОВА