18 июня 2018  10:56
Распечатать

Каменный ключ и шахтеры с берегов Шимяковки

 

atna

 

Атнинский район – один из самых молодых районов Татарстана – создан в 1990 году. К тому же, в отличие от других районов республики, он сравнительно невелик. Однако в народе не зря говорят: «Мал, да удал!..» Несмотря на небольшую территорию, атнинская земля хранит немало древних тайн старины седой. Ведь многие здешние населенные пункты были основаны еще во времена Казанского ханства.

 

А всего несколько лет назад произошел случай, который позволил утверждать, что люди здесь жили еще задолго до волжских булгар – во втором веке до нашей эры, во времена расцвета Пьяноборской археологической культуры, которая возникла в Нижнем Прикамье и по берегам реки Вятки.

 

ОКНО В ПРОШЛОЕ ОТКРЫЛ… БУЛЬДОЗЕР

Произошло это лет семь назад, когда бульдозерист, работавший в окрестностях деревни Старый Узюм, случайно задел ножом своей машины крутой склон холма. Земля неожиданно обрушилась, образовав неглубокий провал. Заглушив двигатель, водитель бульдозера выскочил из кабины, подошел поближе и заглянул в образовавшуюся ямину. На ее дне он увидел кости человеческого скелета и какие-то необычные старинные вещи…

В тот же день мужчина рассказал о своей находке преподавателю местной сельской школы Илшату Назмутдинову, который, увидев древнюю могилу, сразу понял: найденные в ней вещи могут стать настоящей сенсацией.

 


Находка древнего захоронения имеет большое значение для науки. Ведь до этого ареал распространения Пъяноборской культуры был ограничен ранее известными историческими памятниками, сосредоточенными в основном в Агрызском, Мензелинском, Муслюмовском и других северо-восточных районах республики. Теперь же есть все основания полагать, что пьяноборские племена занимали более обширную территорию


 

Прибывшие на место находки казанские археологи во главе с известным академиком Фаязом Хузиным самым тщательным образом обследовали необычное захоронение. Ученые пришли к выводу, что относится оно ко II – III векам до нашей эры. Те далекие времена историки нередко называют эпохой раннего железа. Период этот считается временем расцвета так называемой Пьяноборской культуры, сформировавшейся у древних племен, населявших берега Средней и Нижней Камы.

О племенах этой культуры историкам известно относительно немного. Пьяноборцы хотя и занимались охотой, но считались уже неплохими скотоводами. А главное – у них было развито примитивное мотыжное земледелие. Селения их общин располагались на возвышенных местах. Своих мужчин они хоронили вместе с боевым оружием или предметами обихода, женщин – с богатыми украшениями. Вещи той далекой эпохи представлены характерными поясными эполетообразными застежками, железными мечами, воинскими шлемами, богатыми женскими уборами для кос со специфическими пронизками и подвесками в виде стилизованных фигурок лошадей.

Как уверял меня директор Староузюмской средней школы Илшат Назмутдинов, находка древнего захоронения имеет большое значение для науки. Ведь до этого ареал распространения Пъяноборской культуры был ограничен ранее известными историческими памятниками, сосредоточенными в основном в Агрызском, Мензелинском, Муслюмовском и других северо-восточных районах республики. Теперь же есть все основания полагать, что пьяноборские племена занимали более обширную территорию. Хотя это надо еще подтвердить новыми исследованиями. Так что здесь есть над чем поработать археологам.

 

ТАМ, НА ШАХТЕ УГОЛЬНОЙ…

Село Коморгузя, что всего лишь в нескольких километрах от райцентра, известно тем, что из него вышла целая плеяда… шахтеров. Это действительно странно, поскольку угольных шахт в Татарстане нет. И тем не менее даже сельхозподразделение, которое обрабатывает здешние поля, носит гордое имя ООО «Шахтер». Откуда же такое необычное для наших краев название?

– Раньше-то ведь как было! – рассказывает житель села Анас Хакимов. – Каждое окрестное село своими мастерами-ремесленниками славилось. В одном – знатные сапоги шили, в другом – отменные валенки валяли, в третьем – отличные телеги мастерили. И лишь в Коморгузе таких умельцев не было. Но это не значит, что местные жителя в межсезонье лишь на печи бока давили да в потолок от скуки поплевывали. Лентяев и лодырей коморгузянцы никогда не уважали. Многие занимались у себя на дому производством рогожи из лыка – в селе раньше было четыре ткацких мастерских. Одна из них принадлежала местному баю Ахмадулле Гизатуллину, который, помимо прочего, содержал бакалейную лавку. Вместе с мастерской, в которой трудилось несколько наемных работников, торговля ежегодно приносила баю Ахмадулле до четырехсот рублей чистого дохода. Гораздо меньшую прибыль имели его земляки-конкуренты – владелец мелочной лавки Шагиахмет Хайбуллин и другой бакалейщик Махитап Тухватуллин. И то сказать, далеко не каждый мог открыть на селе свое прибыльное дело. Вот почему каждую осень, едва заканчивали жатву, уезжали местные татары целыми артелями на заработки в Донецкую область – на угольные шахты.

 


Когда в 1932 году в селе Коморгузя организовали первый колхоз, вопрос о его названии долго не стоял. Назвали колхоз «Шахтер» – в память о здешних жителях и крепкой дружбе пролетариев с крестьянством


 

Там вместе с представителями других национальностей татарские углекопы рубили в забоях уголек, загружая им тяжелые вагонетки. Зарабатывали неплохо. Некоторые обзаводились на чужбине семьями, оставаясь жить на новом месте. Освоив профессию забойщика, становились основателями целых династий шахтеров-стахановцев, слава о которых в тридцатые годы прошлого века гремела на всю страну. И сегодня среди потомственных шахтеров Донецкого угольного бассейна немало татарских фамилий.

Но в большинстве своем коморгузинцы возвращались в родные края, на берега родной речки Шемяковки. И потому, когда в 1932 году в селе Коморгузя организовали первый колхоз, вопрос о его названии долго не стоял. Назвали колхоз «Шахтер» – в память о здешних жителях и крепкой дружбе пролетариев с крестьянством. И хотя в лихие девяностые колхоз реорганизовали в ООО, имя новому сельскохозяйственному подразделению менять не стали.

 

НА РОДИНЕ ШИГАБУТДИНА МАРДЖАНИ

В нескольких километрах от села Коморгузя меж бескрайних полей затерялась маленькая деревушка Епанчино. На сегодня в ней постоянно проживает всего-навсего пять человек. Остальные дома местные жители давно уже продали под дачи. Летом здесь настоящая благодать! Места эти хорошо известны казанским дачникам богатыми земляничными россыпями, тенистыми грибными рощами и звонкими родниками.

Но не только дачным отдыхом известна маленькая деревушка Епанчино. Двести лет назад здесь родился известный татарский богослов, философ и просветитель Шигабутдин Марджани, юбилей которого в январе этого года отмечала наша республика.

 

myzei

В школьном музее Шигабутдина Марджани.

 

Автор ряда богословских трудов, шейх суфийского братства, ахун Шигабутдин Марджани уже в 17 лет начинает преподавательскую деятельность в медресе. Совершенствуя свои познания в исламе, он едет изучать историю мусульманской религии в Бухару и Самарканд, где в течение нескольких лет исследует работы древних богословов. После чего возвращается в родной Татарстан, где продолжает научную деятельность вплоть до своей смерти в 1889 году.

Марджани по праву стоит в одном ряду с такими просветителями, как Шамсутдин Культеси или Габденнасыр Курсави. Его научная работа «Истина познания и красота ее постижения», опубликованная в 1880 году, и поныне – образец для исламских богословов. Прославился Марджани и как глубокий знаток истории, написав труд «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», который вышел в свет в 1885 году.

В стенах Коморгузянской школы функционирует музей просветителя. Заведующая музеем Зиля Зинатуллина рассказала немало интересного о жизни ученого, об экспонатах музея, среди которых наиболее интересны личные вещи Шигабутдина Марджани – его старинные четки-дисбе, столовые приборы, которыми он пользовался во время паломничества в Мекку, а также красивый, украшенный узорчатым орнаментом кожаный кошелек для благовоний – его ученый привез из далекой Аравии.

 

ЖИВИ, РОДНИК, ЖИВИ!

Село Таш-Чишма – одно из древних поселений Атнинского района. Говорят, что основали его еще во времена Казанского ханства. Название села в переводе на русский означает «Каменный родник» или «Каменный ключ». Сам родник расположен он неподалеку от села и питает собой небольшую мелководную речушку Ашит.

Водой из родника местные жители пользовались с давних пор. Несколько лет назад местные власти облагородили территорию родника: установили над оголовком нарядный деревянный сруб-теремок, покрытый листовым железом, поставили резную беседку для отдыхающих.

 


Каменный родник – любимое место отдыха сельчан. Здесь отмечают праздники целыми семьями, а во время свадеб сюда приезжают молодые пары вместе с многочисленными гостями – такова традиция. К своему прошлому местные жители относятся бережно и трепетно


 

По удобным ступеням спускаюсь вниз. Передо мной – большая купель, дно которой выложено природным камнем. Сюда по камушкам стекает прохладная живительная влага. Наполнив ею пластиковую бутыль, опускаю ладони в хрустально-чистую воду, пью ее пригоршнями. На дне каменной чаши рыбьими чешуйками поблескивают брошенные кем-то на счастье мелкие монеты…

Как рассказал местный житель Раис Заляутдинов, Каменный родник – любимое место отдыха сельчан. Здесь отмечают праздники целыми семьями, а во время свадеб сюда приезжают молодые пары вместе с многочисленными гостями – такова традиция. К своему прошлому местные жители относятся бережно и трепетно. Об этом можно судить по древней мечети в соседней деревне Мокша, что всего в пяти минутах езды от родника. Ее сельчане смогли отстоять даже в годы самых лютых гонений на религию, когда повсеместно сносили храмы и ломали минареты. И сегодня старинный минарет у дороги встречает каждого, кто спешит напиться воды из Каменного родника.

 


Фото: blogger.com; Артем Субботкин
Автор статьи: СУББОТКИН Артем
Дата:20.03.2018
Выпуск: №39 (28421)


Добавить комментарий

medikal 17.06.2018

Чтобы болели, да не хворали

Наши медики рассказали об особенностях дежурства на мундиале....
4350
sabantyi 17.06.2018

Журналисты со всего мира побывали на Сабантуе

Ежегодный ночной праздник плуга состоялся в сабинском селе Мингер....
3 7660
futbool 16.06.2018

В эпицентре футбольного торнадо

Казань вошла в спортивную историю как город, в котором на чемпионате мира впервые назначили пенальти после видеоповтора....
1690
kaseras 16.06.2018

За красивый футбол и честный результат

Министр спорта Уругвая посетил городской пресс-центр FIFA в Казани....
3560
press 15.06.2018

Доступно и недорого

Повседневные вопросы «как добраться?», «где перекусить?» и «сколько будет стоить здесь переночевать?» становятся едва ли не самыми важными, когда Россию с каждым днем все активнее заполняют туристы....
3710
  • Путешествие по Татарстану

  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    К слову


    А что в Сети?


  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    18 июня

    Ирек Фаритович Салихов (1979), председатель совета директоров компании «Ядран-ойл», депутат Госсовета Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Комментарии

    Помогите, пожалуйста, навести порядок в посёлке Новая Сосновка. В той части, которая находится над Дербышками нет асфальта и даже щебенки.…
    Прочности не гарантируют
    12.06.2018
    Вообще-то СанПин допускает уровень шума 30-45 ДБ в ночное время и 45-55 в дневное. Превышение этого уровня, особенно систематическое, вредит…
    О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время
    11.06.2018
    В районе между Бакалейная 46а, Сабан 3 и ГК Химик планируется строительство жилого дома. В этом районе совершенно нет зелени…
    В Татарстане запущен новый онлайн-сервис опроса жителей
    09.06.2018
    Уважаемая Разина. Меня заинтересовала ваша ситуация. Свяжитесь со мной, пожалуйста. yfarida@yandex.ru
    Земля пайщиков: межевание интересов
    09.06.2018
    Казань. Фатыха Амирхана 43.Уютный дом. Проблема с горячей водой.течет холодная.постоянно подаю заявку в жкх.хватает на несколько дней. Я инв.2 группы.Плачу…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    08.06.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров