Какому педагогу доверимся?

Совсем скоро в школах прозвучит первый в нынешнем сентябре школьный звонок

В первый класс в республике пойдут более 40 тысяч юных татарстанцев.

Фото: wpimg.pl; balakovo-bi.ru; tutormysuccess.com

 

111122222

 

Совсем скоро в школах прозвучит первый в нынешнем сентябре школьный звонок. В первый класс в республике пойдут более 40 тысяч юных татарстанцев. Будут ли они в последующем наслаждаться новым этапом своей жизни или для них потянутся тяжкие времена скуки и неудач? Это во многом решают родители.

 

В последние годы критика нашей образовательной системы стала если не «доброй» традицией, то устойчивым фоном общественных выступлений. Бедную среднюю школу ругают все кому не лень. Однако получение общего образования – процесс настолько необходимый, что от вопроса «Куда пойти учиться?» родителям будущих школьников не отмахнуться.

Выбор учебного заведения – дело сложное и ответственное, ведь речь идет не просто о месте обучения. Определяется среда общения, ценности, в каком-то смысле судьба ребенка. И, конечно, не стоит полагаться в этом деле только на традиции («все отдают туда, ну и я»), удобство («живем-то рядом»), гарантии государственной системы («столько поколений бесплатно выучились») и другие привычные аргументы.

 


Есть множество дверей, возле которых ждут первоклассников в наши дни. Важно здраво оценить каждый путь, каж­дую форму обучения


 

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года дал добро на разнообразие путей получения знаний. Помимо традиционных «дворовых» школ и элитных гимназий, в Татарстане, особенно в Казани, в последние годы появилось много частных школ разных видов. Увеличивается количество родителей, которые сами становятся учителями для своих детей (семейное образование). Набирает обороты онлайн-обу­чение (школы дистанционного типа). Возможностей сегодня стало гораздо больше, и необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы, прежде чем остановиться на какой-то из них.

 

ШКОЛА НАШЕГО ДВОРА

Районные школы, или привычнее – по месту жительства, имеют немало неоспоримых преимуществ. Зачисление без всяких условий обеспечено законом, даже если ребенок показывает очень низкий уровень подготовки. На дорогу туда и обратно потратится минимальное время. Друзья живут рядом. Если школа существует давно, то в ней сформировались свои традиции, устойчивый педагогический коллектив, в общем – система, дающая стабильный средний результат для большинства детей.

Однако когда критикуют сферу образования, то камни прежде всего летят в огород таких вот обычных дворовых школ, ведь именно там сосредоточен основной контингент учащихся. Как правило, в коллективе есть несколько опытных, талантливых педагогов, то есть ребенок будет понимать и любить один-два предмета. По другим дисциплинам получит общее представление, если, конечно, посещает занятия. Ко многим, кстати, где-то в классе седьмом и даже раньше приходят мысли о бесполезности знаний, и начинаются прогулы. Встревоженные родители бывают вынуждены сопровождать своих чад до дверей школы, но ведь в любом здании найдутся укромные уголки, где можно отсидеться во время уроков. Бедных мам (именно им чаще всего достается такая участь) вызывают на беседы к классному руководителю, затем и в более грозные кабинеты. Хотя что они могут сделать, если ребенку на уроках непонятно и скучно?

 

balakovo-bi.ru

 

А как быть тому, кто тихо, незаметно отсидел школьные годы до девятого класса и не имеет ни малейшего представления, например, о частях речи? Разумеется, можно прожить без этих знаний начальной школы. Но без развития – можно ли?

 

ЭЛИТА ОБРАЗОВАНИЯ

Лучшие места по разным критериям качества обучения неизменно занимают гимназии. В них и стремятся пристроить своих отпрысков родители, мечтающие о высоком уровне их образования. Если у ребенка есть хорошие способности, то конкурсный отбор он преодолеет. Если сформировалась привычка к учебному труду, то он задержится в числе отобранных. Дополнительным стимулом для администрации будет спонсорская активность родителей.

Большинство выпускников гимназий сдают ЕГЭ на очень высокие баллы и поступают в престижные вузы на бюджетные отделения. Хотя результаты ГИА (государственной итоговой аттестации) не должны влиять на рейтинг образовательного учреждения, все же это значимый показатель. Как сообщил начальник управления образования исполкома Казани Ильнар Хидиятов, наи­большее количество учащихся, сдавших экзамены на 100 баллов в 2018 году, подготовил столичный лицей №131 (10 человек), далее в списке идут IT-лицей (7), лицей им. Н.И.Лобачевского и гимназия №122 (по 5).

 

 Сегодня, чтобы открыть школу, нужен только диплом о высшем педагогическом образовании. Даже здания не требуется, ведь можно организовать онлайн-обучение. 

Индивидуальный график занятий, посильные задания, тьюторское сопровождение – таковы привлекательные стороны дистанционного способа освоения школьной программы. Приятный бонус при этом (для тех, кто ценит статус) – диплом московского или петербургского учреждения. Такой вариант будет выходом для тех детей, которые часто пропускают уроки, например ездят на соревнования, подолгу живут за границей либо хотят быстрее осваивать материал, не ограничиваясь рамками того или иного класса.

 

Конечно, такие показатели достигаются только тяжким трудом. С первого класса родители вместе с детьми по несколько часов ежедневно корпят над домашними заданиями. И попробуй возразить, что объем домашней работы по одному предмету не должен превышать 15 минут (то есть одну третью часть от 45-минутного урока). Отдельной подготовки требует постоянное участие школьника в олимпиадах и конкурсах. Чтобы быть на уровне, нужны большие вложения. Некоторые не выдерживают жизни в постоянном стрессе. Бывает, срываются…

 

ЖИВУЩИЕ ОСОБНЯКОМ

Можно ли как-то избежать проблем традиционного образования, не стать частью общего потока с огромной наполняемостью классов, с мнимым индивидуальным подходом? Альтернативу тут пытаются предоставить частные школы. Они делятся на два типа – для верующих (мусульман, христиан) и для особо обеспеченных семей. Атмосфера здесь более камерная – детей в классах в два-три раза меньше, чем обычно. Коллектив учителей и родителей объединен общей, часто эксклюзивной идеей (религиозные убеждения, раннее разностороннее развитие, выращивание будущих политических деятелей и т.д.).

На сайтах негосударственных школ, которые ориентированы на зарабатывание денег, представлены привлекательные описания внутреннего устройства учебного и воспитательного процессов со множеством убедительных слов, красочных фотографий. Напоминает прекрасно профинансированную рекламную кампанию. И цены здесь тоже хорошие: например, Международная школа Казани за месяц обучения берет около 70 тысяч рублей, другие – раз в пять поменьше. Но что-то негативное есть в том, когда процесс развития человека ставится на «торговые» рельсы: педагоги – поставщики услуг, родители – клиенты. Впрочем, это закономерные тенденции рыночной экономики.

Наименьшая плата взимается в школах, созданных по мировоззренческому принципу. И это – уникальная возможность для родителей, которые хотят, чтобы их дети росли в приемлемой для них системе ценностей. Ведь потерять веру в нашем сложном мире очень легко, особенно среди индифферентно настроенных учителей и сверстников. Но важно, чтобы нравственное воспитание сочеталось с хорошим уровнем образования. Тогда, конечно, стоит вкладываться.

 

УСЛУГИ ИНТЕРНЕТА

Сегодня, чтобы открыть школу, нужен только диплом о высшем педагогическом образовании. Даже здания не требуется, ведь можно организовать онлайн-обучение. Индивидуальный график занятий, посильные задания, тьюторское сопровождение – таковы привлекательные стороны дистанционного способа освоения школьной программы. Приятный бонус при этом (для тех, кто ценит статус) – диплом московского или петербургского учреждения.

Такой вариант будет выходом для тех детей, которые часто пропускают уроки, например ездят на соревнования, подолгу живут за границей либо хотят быстрее осваивать материал, не ограничиваясь рамками того или иного класса.

 


Родители, измучившиеся проблемами школьной системы, решаются на кардинальные меры – переводят детей на семейную форму образования. Это смелый шаг, ведь теперь вся ответственность за учебу своих детей лежит только на них


 

Но надо здраво оценить и минусы. Столичное местоположение еще не обеспечивает качества обучения. Отсутствие живого общения с учителями, с другими учениками, каким бы оно ни было порой драматичным, ведет к проблемам в социальном развитии человека. Чем дальше администрация такой школы, тем меньше возможность получить представление о реальном состоянии дел. Если на сайте школы нет документа о государственной аккредитации, то выданный аттестат будет недействительным либо его просто не дадут, а направят в местные инстанции для оформления экстерната. Чем больше описывается услуг, тем выше оплата – стоимость заочного обучения начинается от 4 тысяч рублей в месяц. Подлинные отзывы об онлайн-школах пока найти невозможно. Те, что размещены на официальных страницах, уж слишком хвалебные, написаны в одном тоне с чудесными обещаниями.

 

САМ СЕБЕ УЧИТЕЛЬ

Родители, измучившиеся проблемами школьной системы, решаются на кардинальные меры – переводят детей на семейную форму образования. Это смелый шаг, ведь теперь вся ответственность за учебу своих детей лежит только на них. Уже не получится оправдаться плохими учителями, которые не могут найти подход к их ребенку, или тем, что весь класс дружно срывает уроки.

Семейное образование (СО) никак денежно не поддерживается государством, решение о финансировании дано на откуп местным властям (родители получают выплаты лишь в отдельных регионах России, к коим Татарстан не относится). Администрация школы по месту жительства, к которой прикрепляется ребенок для прохождения аттестации, тоже не имеет материальной заинтересованности в таком ученике. Родителей-семейников готовы поддержать только платные консультационные центры. Однако с 2012 года число детей, оформленных на семейном образовании в Казани, выросло почти в восемь раз. По данным городского управления образования, в 2017 году их стало 282.

 

tutormysuccess

 

Одни родители учат детей сами. Другие объединяются с единомышленниками и нанимают репетиторов. У тех и других есть важное пре­имущество – не нужно прогибаться под чьи-то указания, можно самим создавать учебный процесс, наиболее удобный и максимально индивидуальный. К сожалению, ситуация с СО особо не изучается, статистика здесь не ведется. Поэтому ходит множество слухов о пагубности такой практики, о низком уровне знаний. Но это лишь субъективное мнение, не подтвержденное фактами. Интернет-форумы бурлят эмоциональными высказываниями в защиту семейной формы, многие родители рады, что «вырвались на свободу».

Таким образом, есть множество дверей, возле которых ждут первоклассников в наши дни. Важно здраво оценить каждый путь, каж­дую форму обучения. Не питать иллюзий, не критиковать то, чего невозможно избежать. Видеть доброе, которое удастся приобрести. Образовательная система существует внутри общества, впитывает в себя его традиции, достижения, проблемы. Поэтому главный вопрос при выборе способа обучения: какими мы хотим видеть своих детей через несколько лет? Они могут жить по принципам рыночной экономики, в режиме выживания, где царит отсев слабых, действия определяются выгодой. Или их энергия будет направлена на созидание и сотрудничество.

 

Гузель БАРИЕВА

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще