22 сентября 2018  8:54
Распечатать

Как будем повышать квалификацию учителя?

 

obrazovanue

 

Учитель встречается в школе со множеством проблем, решение которых требует серьезной методической подготовки, которую он в педвузе, возможно, в силу самых разных причин не получил. А ведь педагог должен понимать методологию современного образования, видеть палитру инноваций в деле изучения его предмета, в вопросах воспитания и развития школьников…

 

Поэтому и существует специальная  система повышения квалификации учителей и руководителей школ. Новые требования к школе, подготовка учеников к сложной современной жизни выдвигают новые задачи для педагогов – школа должна развивать не только память учащихся, но и, главным образом, их мышление, речь, наблюдательность, эмоционально-чувственную сферу, формировать у них умения и навыки познавательной самостоятельности. И без результативной работы системы повышения квалификации, без серьезной методической службы все эти задачи не могут быть решены. Поэтому сегодня Институт развития образования (ИРО) РТ – как никогда востребованная структура в системе образования.

В былые времена наш институт славился на всю страну. На его базе проходили семинары-совещания ректоров других институтов развития образования России, наш опыт демонстрировался в выставочном зале Института усовершенствования учителей в Москве. Коллектив института был  сплоченным и работоспособным, здесь не было случайных людей, более 70 процентов преподавателей имели ученые степени и звания.

 

  Работает институт в крайне тяжелых условиях:
нет жилья для слушателей, не хватает аудиторий. В 2002–2003 годах институт получил площадь для строительства пристроя, была полностью разработана и согласована проектно-сметная документация. Однако позже наблюдательный совет ИРО отверг это начинание, площадь была передана другому ведомству.

В поздравлении к 70-летию института (1998 г.) Президент РТ Минтимер Шаймиев сказал: «Вы являетесь признанным центром педагогической науки и практики, ученые и преподаватели снискали себе заслуженную славу и уважение не только в Татарстане,  но и  далеко за его пределами».

Что-то похожее хотелось бы услышать и в этом году (институт готовится отметить 90-летие). Но что мы имеем сегодня?

Не зря говорят: хочешь развалить что-то – чаще меняй руководителя. За последние 13 лет в ИРО сменились шесть ректоров. Это очень влияет на положение дел. В институте появились «дистанционные специалисты», которые здесь вообще не бывают, просто занимают штатные должности и получают зарплату. Кафедра научных основ управления школой не имеет ни одного серьезного практика-управленца, а лекции для руководителей школ порой читают недостаточно компетентные специалисты.

 Есть кафедра педагогических технологий, но технологическая подготовка учителей, можно сказать, отсутствует.

Трудно что-то сказать об эффективности ученого совета, его заседания не проводились годами. А его секретарем является сотрудница, много лет проработавшая в управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. После упразднения этой службы в институт пришли еще несколько уволенных оттуда сотрудников.

Вообще, принимать на должность преподавателей людей с улицы в институте стало традицией. Поэтому неудивительно, что в школах республики есть учителя, которые в вопросах развития образования разбираются лучше, чем специалисты ИРО.

Работает институт в крайне тяжелых условиях: нет жилья для слушателей, не хватает аудиторий. В 2002–2003 годах институт получил площадь для строительства пристроя, была полностью разработана и согласована проектно-сметная документация. Однако позже наблюдательный совет ИРО отверг это начинание, площадь была передана другому ведомству. Тогда руководство наблюдательного совета пообещало предложить другие варианты улучшения материальной базы института. Прошло уже больше десяти лет, но вариантов пока не видно.

 

obrazovanue2

 

А ведь, оглядываясь на многолетний опыт работы института повышения квалификации педагогических кадров, можно отметить высокую потребность учителя в обновлении профессионального инструментария, в поиске новых подходов, оригинальных концепций и нетрадиционных образовательных технологий. Все это особенно актуально в условиях постоянного реформирования школы. К сожалению, сегодня мы часто становимся заложниками педагогической моды, порой вследствие диктата сверху пытаемся осуществлять псевдоинновации, которые зачастую так и не приносят качественных изменений. А нужны полезные инновационные решения, которые способны стать истинными механизмами развития педагогической практики. Именно эту задачу  решали кафедры – научные подструктуры института. Совместно с лабораториями они разрабатывали новые методические решения наиболее актуальных проблем современной образовательной практики. Внедрить их в работу педагога, помочь учителям преодолеть трудности этапа модернизации образования, диагностировать психологическую готовность и успешность педагогических работников – важнейшая задача ИРО.

 

Рашит ИСЛАМШИН, доктор педагогических наук,
профессор, ректор Института развития образования в 1984–2005 гг.,
Гульнур ТАХТАМЫШЕВА, кандидат педагогических наук, доцент ИРО

 


Фото: spbrumir.ru; perm.hse.ru
Дата:09.04.2018
Выпуск: №50 (28432)


Добавить комментарий

a8cec6c3-cc6d-479a-a8e3-63051263eefa 21.09.2018

Холодильники закажут еду в Интернете

Испытания «Умных холодильников» начнет в ближайшее время завод Pozis, расположенный в Зеленодольском районе....
4470
vtruda.ru_2 21.09.2018

Солдат вернется. Работа, жди!

За призывниками хотят сохранить трудовые места....
4900
kpfu.ru-1 21.09.2018

В память о великом химике

В КФУ открылась юбилейная выставка, посвященная Бутлерову....
3970
novosel 21.09.2018

В современную квартиру из аварийного фонда

Мы начинаем серию материалов о татарстанцах, которые получили новые квартиры по государственной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда....
1840
valeznik 21.09.2018

В лес за валежником

С января будущего года гражданам разрешается собирать валежник в лесу для собственных нужд – теперь это можно делать бесплатно....
2560
  • Найди свою малую Родину
  • К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    23 сентября

    Мунир Анварович Гайнуллов (1958), генеральный директор компании «Домкор», депутат Госсовета Татарстана.

    Роберт Фаритович Галиуллин (1978), торговый представитель Татарстана в США.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    Эту статью читал с ручкой в руках, выделяя все главное. Хотя в этом вопросе нет мелочей, здесь все главное. Я…
    Как избавиться от никотиновой ловушки
    19.09.2018
    Прочитав эту статью, в очередной раз убедилась, что про раздельный сбор мусора больше пишут и говорят, чем делают. Морально население…
    Раздельный сбор мусора: достучаться до каждого
    18.09.2018
    Добрый день. Вот уже третий месяц по адресу: г.Казань, ул.Модельная, д.6 нет напора воды. В нашем доме газовые колонки, и…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    18.09.2018
    Спасибо огромное что и до нас дошла очередь по благоустройству ))) надеюсь на этом не остановитесь и ул.Главная с более…
    В Казани начат ремонт улицы Инструментальная
    17.09.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров