24 марта 2019  8:28
Распечатать

Как будем повышать квалификацию учителя?

 

obrazovanue

 

Учитель встречается в школе со множеством проблем, решение которых требует серьезной методической подготовки, которую он в педвузе, возможно, в силу самых разных причин не получил. А ведь педагог должен понимать методологию современного образования, видеть палитру инноваций в деле изучения его предмета, в вопросах воспитания и развития школьников…

 

Поэтому и существует специальная  система повышения квалификации учителей и руководителей школ. Новые требования к школе, подготовка учеников к сложной современной жизни выдвигают новые задачи для педагогов – школа должна развивать не только память учащихся, но и, главным образом, их мышление, речь, наблюдательность, эмоционально-чувственную сферу, формировать у них умения и навыки познавательной самостоятельности. И без результативной работы системы повышения квалификации, без серьезной методической службы все эти задачи не могут быть решены. Поэтому сегодня Институт развития образования (ИРО) РТ – как никогда востребованная структура в системе образования.

В былые времена наш институт славился на всю страну. На его базе проходили семинары-совещания ректоров других институтов развития образования России, наш опыт демонстрировался в выставочном зале Института усовершенствования учителей в Москве. Коллектив института был  сплоченным и работоспособным, здесь не было случайных людей, более 70 процентов преподавателей имели ученые степени и звания.

 

  Работает институт в крайне тяжелых условиях:
нет жилья для слушателей, не хватает аудиторий. В 2002–2003 годах институт получил площадь для строительства пристроя, была полностью разработана и согласована проектно-сметная документация. Однако позже наблюдательный совет ИРО отверг это начинание, площадь была передана другому ведомству.

В поздравлении к 70-летию института (1998 г.) Президент РТ Минтимер Шаймиев сказал: «Вы являетесь признанным центром педагогической науки и практики, ученые и преподаватели снискали себе заслуженную славу и уважение не только в Татарстане,  но и  далеко за его пределами».

Что-то похожее хотелось бы услышать и в этом году (институт готовится отметить 90-летие). Но что мы имеем сегодня?

Не зря говорят: хочешь развалить что-то – чаще меняй руководителя. За последние 13 лет в ИРО сменились шесть ректоров. Это очень влияет на положение дел. В институте появились «дистанционные специалисты», которые здесь вообще не бывают, просто занимают штатные должности и получают зарплату. Кафедра научных основ управления школой не имеет ни одного серьезного практика-управленца, а лекции для руководителей школ порой читают недостаточно компетентные специалисты.

 Есть кафедра педагогических технологий, но технологическая подготовка учителей, можно сказать, отсутствует.

Трудно что-то сказать об эффективности ученого совета, его заседания не проводились годами. А его секретарем является сотрудница, много лет проработавшая в управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. После упразднения этой службы в институт пришли еще несколько уволенных оттуда сотрудников.

Вообще, принимать на должность преподавателей людей с улицы в институте стало традицией. Поэтому неудивительно, что в школах республики есть учителя, которые в вопросах развития образования разбираются лучше, чем специалисты ИРО.

Работает институт в крайне тяжелых условиях: нет жилья для слушателей, не хватает аудиторий. В 2002–2003 годах институт получил площадь для строительства пристроя, была полностью разработана и согласована проектно-сметная документация. Однако позже наблюдательный совет ИРО отверг это начинание, площадь была передана другому ведомству. Тогда руководство наблюдательного совета пообещало предложить другие варианты улучшения материальной базы института. Прошло уже больше десяти лет, но вариантов пока не видно.

 

obrazovanue2

 

А ведь, оглядываясь на многолетний опыт работы института повышения квалификации педагогических кадров, можно отметить высокую потребность учителя в обновлении профессионального инструментария, в поиске новых подходов, оригинальных концепций и нетрадиционных образовательных технологий. Все это особенно актуально в условиях постоянного реформирования школы. К сожалению, сегодня мы часто становимся заложниками педагогической моды, порой вследствие диктата сверху пытаемся осуществлять псевдоинновации, которые зачастую так и не приносят качественных изменений. А нужны полезные инновационные решения, которые способны стать истинными механизмами развития педагогической практики. Именно эту задачу  решали кафедры – научные подструктуры института. Совместно с лабораториями они разрабатывали новые методические решения наиболее актуальных проблем современной образовательной практики. Внедрить их в работу педагога, помочь учителям преодолеть трудности этапа модернизации образования, диагностировать психологическую готовность и успешность педагогических работников – важнейшая задача ИРО.

 

Рашит ИСЛАМШИН, доктор педагогических наук,
профессор, ректор Института развития образования в 1984–2005 гг.,
Гульнур ТАХТАМЫШЕВА, кандидат педагогических наук, доцент ИРО

 


Фото: spbrumir.ru; perm.hse.ru
Дата:09.04.2018
Выпуск: №50 (28432)


Добавить комментарий

весна 22.03.2019

Зима без оттепелей, а весна без задержек

Предстоящий август будет теплее обычного, а июнь – засушливым....
3410
палиотивное-отделение-11 22.03.2019

Вылечить нельзя. Помочь можно

В паллиативном отделении ДРКБ лежат люди, которых уже невозможно вылечить....
3890
фестиваль-науки 22.03.2019

Науку – в каждый дом

Казанский федеральный университет впервые присоединится к Всероссийскому фестивалю науки «Наука 0+». Лекции, мастер-классы и интерактивы ждут всех желающих 29 марта....
1820
Бердыев-в-Ашхабаде1 22.03.2019

Бердыев побывал на родине

Главный тренер «Рубина» Курбан Бердыев по приглашению Федерации футбола Туркменистана побывал в родном Ашхабаде....
2260
горгаз 21.03.2019

Фальшивый «Горгаз» играет с огнём

Всего за два месяца текущего года в Казани от отравления угарным газом пострадало больше людей, чем за весь прошлый год....
3320
  • Мнение

    Тимур ШАГИВАЛЕЕВ, генеральный директор ОЭЗ «Алабуга»:

    тимур-шагивалеев

    Руководство республики поставило перед «Алабугой» амбициозную задачу расширения её инфраструктуры. Нам предстоит, удвоить экспорт резидентов с 7,6 до 15 млрд рублей в год. Участие в нацпроекте по международной кооперации позволит получить компенсацию процентной ставки для новых экспортно ориентированных производств.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    24 марта

    Винера Ахатовна Ганеева, певица, народная артистка России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров