22 июля 2019  2:07
Распечатать

Избушки на щебневых дорожках

Опубликовано: 18.10.2018 19:18

К выбору дорожного покрытия стоит подходить с умом, однако иногда любая дорога в радость

 

пресс-тур по автотрассам в Атнинском и Арском районах

 

На днях состоялся пресс-тур по нескольким автотрассам, недавно открытым в Атнинском и Арском районах. На новой щебневой дороге, соединившей село Кшклово с деревушкой Кзыл-Утар, специалисты объяснили, почему нет смысла прокладывать повсюду широкие асфальтобетонные автобаны.

 

БЕТОННОЕ НАСЛЕДСТВО

Чтобы проехаться по новым дорогам в Арском и Атнинском районах, небольшая компания журналистов отправилась в путь рано утром. Нашим экскурсоводом, гидом и водителем стал начальник отдела содержания мостовых со­оружений ГКУ «Главтатдортранс» Айрат Галиуллин, который первым и рассказал, почему зачастую стоит отдавать предпочтение щебневому, а не асфальтобетонному покрытию дорог.

– Еще в 1996 году возникла необходимость в строительстве множества новых дорог: асфальтобетонных, но дешевых. Сейчас эти дороги полностью разбиты. Их невозможно даже отремонтировать – такие осколки дорожники попросту перемалывают регенератором и переводят обратно в грунт. Мы сами создали огромный ком проблем, которые теперь и разгребаем… Если будем и дальше строить все дороги из асфальтобетона, то и наши дети будут разгребать. Асфальтированные трассы нужны только там, где много людей, а для деревень, где население меньше ста человек, от таких дорог одни проблемы, – поделился своими соображениями Айрат Галиуллин.

 


Татарстанские дорожники сейчас тоже начинают делать первые шаги в сторону «скандинавского» подхода к организации дорожной сети. Например, по ныне действующей программе к населенным пунктам с числом жителей менее ста человек прокладывают не асфальтобетонные, а щебневые дороги


 

Проложить дорогу – это еще полдела. Не меньше усилий и средств впоследствии уходит на поддержание дорожного полотна в пригодном состоянии. Наши климатические погодные условия к асфальтовому покрытию отнюдь не милосердны – нужен постоянный ремонт, а зимой – еще и обработка песко-соляной смесью, чтобы дорога не превращалась в смертельно опасный скользкий аттракцион… А вот щебневые дороги лишены этих недостатков и к тому же, по словам Айрата Галиуллина, в несколько раз дешевле.

– В Финляндии, например, семьдесят процентов от всей дорожной сети – щебневые дороги. И там не видят смысла переводить их в асфальтобетон. Вместо этого расширяют и улучшают основную сеть. Где нужно, добавляют количество полос, оптимизируют систему, чтобы было меньше эксплуатационных расходов… Шлепать везде асфальт, по мнению финнов, неправильный путь, – продолжает Айрат Галиуллин.

Татарстанские дорожники сейчас тоже начинают делать первые шаги в сторону «скандинавского» подхода к организации дорожной сети. Например, по ныне действующей программе к населенным пунктам с числом жителей менее ста человек прокладывают не асфальтобетонные, а щебневые дороги.

– Работы обходятся в два-три раза дешевле, дороги проще в эксплуатации. Соответственно, за счет этого можно провести больший объем ремонта. К тому же таким дорогам достаточно минимального ухода, не нужно обрабатывать зимой специальной соляной смесью для придания шероховатости, а это уже плюс и с точки зрения экологии, – добавил наш гид.

 

МОСТ ПРЕВЗОШЕЛ ОЖИДАНИЯ

Мы остановились на трассе Кшклово – Кзыл-Утар возле тридцатиметрового моста, который был построен вместе с этой дорогой. Раньше берега небольшой речки соединял старый деревянный мост, его приходилось постоянно ремонтировать силами местных хозяйств. К счастью, аварийный мост снесли и заменили новым, прежде чем дошло до беды.

 

  Проложить дорогу – это еще полдела.

Не меньше усилий и средств уходит впоследствии на поддержание дорожного полотна в пригодном состоянии. К асфальтобетонному покрытию наши климатические условия отнюдь не милосердны, а вот щебневые дороги этого недостатка лишены и обходятся значительно дешевле – как на этапе строительства, так и в эксплуатации

Здесь нас встретил руководитель исполкома Атнинского муниципального района Фарит Нуриев в компании нескольких местных жителей, готовых рассказать о том, как изменилась их жизнь с появлением новой дороги. На обочине мирно щипали траву коровы, протяжным мычанием выражая одобрение экологическим преимуществам щебневого покрытия…

– Эта дорога была реконструирована. Работы на общую сумму 85 миллионов рублей начались в прошлом году и завершились в текущем. Дорога имеет социальное значение: раньше жители, особенно в дождливую погоду, сталкивались с постоянными проблемами – не могли добраться по своим делам, например до больницы… Кроме того есть и второй важный аспект, экономический: дорога соединяет три важных хозяйства, прямой путь между которыми сильно уменьшает затраты, – отметил Фарит Нуриев.

Подтвердили важность новой дороги и местные жители. Как рассказал Айрат Кашапов, проживающий в деревне Кзыл-Утар, раньше осенью и весной на легковой машине здесь вообще невозможно было проехать.

– Я сам вожу машину, и с передвижением были, конечно, немалые сложности. Мы очень надеялись, что проложат дорогу хотя бы до моста… Даже не рассчитывали, что еще и сам мост построят, а после него – еще и дорогу на целых полтора километра. Все жители довольны, – заверил Айрат Кашапов.

Как отметил Фарит Нуриев, не меньшую значимость имеет капитальный ремонт, который провели на автодороге Каменка – Дубъязы – Большая Атня. На ремонтные работы там потратили более сорока миллионов рублей.

– На этой трассе из-за плохой видимости часто случались дорожно-транспортные происшествия. Думаю, удалось сделать дорогу безопаснее: вскрыли асфальт, убрали земляной вал, который мешал обзору… Теперь станет меньше аварий, – подчеркнул Фарит Нуриев.

 

В ГОСТИ НА ТРАКТОРЕ

Последним пунктом назначения стала ещё одна новая дорога, соединившая Атнинский район с Арским. Трассу протяженностью около пяти километров проложили с нуля, в чистом поле, на что потребовалось больше ста тридцати миллионов рублей.

– Об этой дороге давно просили жители, но построить ее не было возможности. Поэтому она появилась только в нынешнем году, и теперь нет проблем с тем, чтобы добраться из Арска до Большой Атни, а там – и до Казани. Это огромный срез пути, – отметил Фарит Нуриев.

Как рассказала жительница села Старый Кишит Гульфия Губитова, раньше даже до соседней деревни добраться было мучением: еще не забыты те времена, когда передвигаться по окрестностям можно было только на тракторах… Или пешком по колено в грязи. Поэтому местным жителям дороги любые дороги – хоть асфальтированные, хоть щебневые. И таких деревень в республике еще хватает, а значит, и татарстанским дорожникам предстоит немало работы.

 


Фото: Министерство транспорта РТ
Автор статьи: МЕДНИКОВ Роман
Выпуск: №153 (28535)


Добавить комментарий

металлург 21.07.2019

С праздником, металлурги!

21 июля работники и ветераны металлургической отрасли страны отмечают свой профессиональный праздник....
1050
эстафета-флага 19.07.2019

Флаг WorldSkills продолжает турне

В двух районах Татарстана состоятся церемонии чествования флага Worldskills....
2340
строительство-большого-казанского-кольца 19.07.2019

Столицу республики окольцуют

Строительство Большого казанского кольца стартовало в столице республики....
3220
хадж 19.07.2019

Число паломников в Мекку увеличится

Число российских паломников увеличится по сравнению с прошлым годом на пять тысяч....
2270
приемная-единой-россии 19.07.2019

Если льготы положены

В приёмную Президента РФ в Казани обратились жители Кукмора и Буинска – люди жаловались на проблемы с получением льготных лекарств и жилья для многодетной семьи....
2280
  • Мнение

    Дмитрий ГУРЫЛЁВ, начальник отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Татвоенкомата:

    ГУРЫЛЕВ

    По итогам весенней призывной кампании в российские Во­оружённые силы из нашей республики отправились 3,3 тысячи новобранцев. Всего же на призывные комиссии вызывались более 17,5 тысячи татарстанцев, явились 99,8 процента. При этом показатель годности по здоровью превысил 77,5 процента.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    23 июля

    Махмут Ахметович Гареев (1923), генерал армии, президент Академии военных наук, действительный член АН РТ. Участник Великой Отечественной войны, был главным военным советником в Афганистане после вывода оттуда ограниченного контингента советских войск.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров