11 декабря 2018  19:42
Распечатать

История комсомола: по ком звонит колокол

 

комсомолу-100-лет-min

 

Секрет и магия юбилеев разломно-исторических событий, даже столетних юбилеев не разгаданы. Но можно предположить: существуют их превращения в уроки прозрения, анализ идей, праздник смыслов. 100-летие ВЛКСМ в этом контексте – уникальный шанс расшифровки кода посланий эпох и поколений, катарсиса духа и одновременно переосмысления нравственных общественных ориентиров.

Перелистайте календарь советской эпохи: на каждой его героико-драматической странице – комсомольская «отметина», окрашенная кровью войн, солью пассионарности, ведическим знаком.

И не спрашивайте, по ком звонит колокол истории комсомола: он звонит по каждому из нас.

 

НЕРАСШИФРОВАННЫЙ КОД ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В повестке дня истории есть проблемы, значимость и горячая актуальность которых не остывают во времени. Молодежь – одна из них. От египетского фараона Рамзеса II, древнегреческого философа Эпикура до Канта, Гегеля, Маркса и Ленина тянется нить размышлений о предназначении молодости. Человеческая мысль выработала более восьми десятков определений молодежи, включающих в себя множество оценочных оттенков: от «бунтующего класса», «ниспровергателя общественных устоев» до «перводвигателя цивилизации» и «демиурга истории». Сохранение высокого накала интереса к молодежи – вечное занятие человечества, ибо оно служит условием воспроизводства его витальной энергии. Молодежная тематика – своеобразная карма человечества. Оттачиванием искусства воздействия на умы молодого поколения занят и истеблишмент современности – ученые и политики, духовные иерархи и президентский корпус мира.

В чем же секрет энергетичности, исторически вмонтированной в каждое новое молодое поколение? Ключом к поиску ответа на этот философский вопрос служит понятие «свобода». Свобода, по выражению классика, не только «невеста молодости», но и ее имманентное свойство, проистекающее из желания молодых проявить свою индивидуальность, самостоятельность. Они рождаются свободными и в процессе жизненной эволюции не хотят терять это свое естественное состояние. Молодые люди не приемлют покушения на свою автономию и готовы ее защищать. Именно поэтому молодежь свободна от груза стереотипов, предрассудков, косных воззрений. Она противится повторению отработанных и стремится к созданию новых форм и стандартов жизни. Отсюда ее критицизм, максимализм, революционно-бунтарский дух, «спонтаннейский характер мышления и действия» (В.Ленин).

 


29 октября 1918 года – знаковый пункт в календаре истории новой, молодой страны. День рождения коммунистического союза молодежи, который на своем III съезде получит экзистенциально-сущностную прибавку – «ленинский»


 

Против чего восстает молодой человек, какое значение имеют сама возможность, риск и неизбежность «молодежной смуты» в судьбе человечества? Вспомним миф о молодых богах-олимпийцах с их желанием самоутвердиться, проявить своеволие, характер, инициативу. Увы, это желание пресекал, боясь конкуренции, их отец Кронос, попросту проглатывая их. Кроносу казалось, что ему удалось остановить машину времени, которое если и текло, то очень медленно, спокойно, без изменений. На небесах и на земле была, согласно мифу, установлена стабильность, искоренены оппозиция и мятежи. Казалось, так могло продолжаться до бесконечности. Пока сын Кроноса Зевс не восстал против отца и не отвоевал украденную юношескую свободу для молодых, пока он не взорвал тромбы, мешавшие нормальной циркуляции поколений. Тем самым ходу исторического времени вновь был придан революционно-динамичный характер.

Из этого мифологического сюжета вытекают серьезные методологические выводы. Во-первых, стремление к свободе мышления и действия – это антропологическое свойство, инстинкт молодежи, ее статусная потребность. Во-вторых, включение новой порции молодежной энергии в общественный организм, ее соединение с разумом старших, мудрых когорт народа придают процессу социальной эволюции человечества синергетический эффект. Критическое падение уровня и мощи пассионарной энергетики молодых популяций вызывает в обществе застой, кризис.

 

комсомольцы

 

И, наконец, в-третьих, поиск ответов на каждый очередной исторический вызов обречен на провал без включения в трансформационные процессы молодежного фактора. Ибо что такое исторический вызов? Это возникновение задач качественно новой категории сложности и масштабности. Они не могут быть решены на основе традиционных мыслительных схем, той философии и логики мышления и действия, приверженцами которых являлись предшествующие поколения. Поэтому каждый крупный поворот в истории отдельно взятого народа и всего человечества связан с феноменом вызовов эпох, ответы на которые рождаются в умах новых поколений. Поиск ответов на вызовы времени становится историческим уделом, социальной миссией молодежной страты общества. Он требует обращения к ресурсам инициативы, креативности, инноватики, источниками которых являются поколения молодых ниспровергателей старого и творцов нового. Всходы новизны возникают в точках развилки, на траектории отклонения от строгого повторения старого. Молодость тем и ценна, что ее жизненно-смысловой вектор направлен к переменам, обращенным в светлую даль.

 

ВЫСОКАЯ ПЛАНКА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Pater комсомола – Ленин, «мать Тереза» – революция. Это его условные родители. Такое определение субъектности не ставит под сомнение его «законнорожденность». В комсомол вдохнула жизнь заря, пробудившая утро нового исторического Дня человечества. До рубежа «Октябрь-1917» мир не знал молодежных организаций подобного типа. Открытие и введение самого слова «молодежь» в ряд базовых понятий есть результат эвристических упражнений, ставших приметой всей революционной эпохи.

29 октября 1918 года – знаковый пункт в календаре истории новой, молодой страны. День рождения коммунистического союза молодежи, который на своем III съезде получит экзистенциально-сущностную прибавку – «ленинский». В таком названии заложена концептуально важная идея слитности стратегических целей государства и молодежи. Уже на заре становления принципиально новой, советской цивилизации миру был преподнесен исторический урок: юные поколения составляют органическую часть основания возводимого коммунистического общежития. Достижение глобальной цели – победы нового строя в ситуации полной международной изоляции – было немыслимо без оперативной переориентации молодежи, оказавшейся на стыке веков и двух мировоззренческо-ценностных систем. Хорошо вписывался в эту стратегию императив воспитания новых молодых поколений в духе сопричастности к новым ценностям и ответственности за исход коммунистического проекта.

 

  Комсомол – сын своего времени, времени создания СССР.
Соответственно, на нем – все «родимые пятна» Страны Советов, ее плюсы и минусы. Он, как и все феноменальные цивилизационные всполохи, подчинен действию формулы А.Тойнби: «рождение – расцвет – закат».

С высоты пройденного пути можно утверждать: комсомол, объединив в своих рядах основную, авангардную часть молодежи, выполнил свою историческую миссию. За десятилетия социалистического созидания он подготовил целую плеяду поколений-подвижников, ставших становым хребтом нового строя, выступил соавтором озарительных идей, прорывов народа к этапным вершинам прогресса. Комсомол был создан «всерьез и надолго». Глубинно-смысловую суть исторической драмы, длившейся 83 года, акторами и героями которой были 200 миллионов комсомольцев, можно понять, только поместив ее в контекст исторической судьбы единой советской цивилизации.

Опыт строительства нового типа цивилизации с опорой на молодежь оценивается по-разному. Вряд ли правильно отрицать, вычеркивать советские страницы из исторической летописи и ее календаря. Общество, оставляющее лишь лицеприятные для сердца «патриота» и вырывающее из него неудобные, непривлекательные и конъюнктурно «невыгодные» листы своей истории, совершает этическое преступление. Следуя по этому пути, нация лишается одной из своих исторических опор. Было бы ошибочным видеть в советском прошлом сплошной романтизм, патриотизм, героизм и интернационализм. Хотя именно эти черты стали психологической основой ощущения советскими поколениями своей принадлежности к образованному, просвещенному, культурному, нравственному, гуманному народу, причастности к великой стране. Именно это предопределило появление молодых поколений, «закаленных сталью», – поколений героико-эпического типа.

 

К разгорающемуся костру интереса по поводу крупно-юбилейных, историко-глобальных событий в целом, в данном случае – столетия комсомола, как водится, слетается армия экспертов-аналитиков. Кто – с целью подбросить в костер дровишек, успеть выхватить из него жареные каштаны, кто – с намерением просто погреть душу у очага, сохранившего свет и тепло комсомольско-дантовых сердец. Свидетельство этому явлению – информационный бум в СМИ, Интернете, соцсетях по поводу юбилея. Для политиков, ученых – это момент социологического прозрения, для институтов гражданского общества – возможность смахнуть пыль с тишины (Казанское представительство «Комсомольской правды», например, вышло с инициативой проведения акции «ВЛКСМ-100: молодежный мотокросс» по городам – всесоюзным комсомольским стройкам), повод омолодиться, вновь возвысить свой голос призывом «создать молодежную партию», объявить молодежь «объединительно-общенациональной идеей России».

В предъюбилейные дни в общественное сознание был вброшен фейк: «Разжиревший комсомол предал СССР, не вышел на его защиту, не лег грудью на амбразуру советского цивилизационного Дома». Речь идет не только и не столько о последнем советском поколении молодежи – восьмидесятниках. Здесь налицо замах на историческую оценку всего свода комсомольских когорт. На оценку и поколения индустриальщиков, породившего беспримерный в мировой практике феномен ударничества, и поколения добытчиков Победы над фашизмом (почти из сорока миллионов жизней, брошенных на жерт-венный алтарь войны, одна треть – молодые: взяли Берлин и водрузили Знамя Победы над Рейхстагом девятнадцатилетние безусые парни), и шестидесятников – покорителей целины – хлебной, нефтяной, информационно-интеллектуальной, – превративших страну в глобальную лидерную величину, и покорителей космоса, впервые осуществивших мечту человечества – оторваться от притяжения Земли и войти в пространство Вселенной.

 


Человечеству – 300 тысяч лет. Но оно никогда не знало примера подвига, равного по своему эпическому масштабу тому, что совершил комсомол. Подвига, достойного включения в Книгу рекордов Гиннесса


 

Страна, беспрерывно черпавшая из огнедышащего кратера молодости ее пубертатную энергию, в неоплатном долгу перед комсомолом. Юбилей – момент общена-ционального признания величия исторического подвига молодых поколений, воздвижения монумента Славы комсомолу, заклавшему себя ради сохранения чести, достоинства и независимости своей страны. Ветеранов комсомола, как и их отцов – ветеранов войны, осталось наперечет. Как бы не опоздать воздать им честь…

 

ВЕЧНЫЙ ЗОВ ИСТОРИИ

Комсомол – сын своего времени, времени создания СССР. Соответственно, на нем – все «родимые пятна» Страны Советов, ее плюсы и минусы. Он, как и все феноменальные цивилизационные всполохи, подчинен действию формулы А.Тойнби: «рождение – расцвет – закат». Во-вторых, комсомол как историческое явление – часть не только советского, но и продолжение глобального проекта – мечты человечества о справедливом, гуманном мире, проекта, берущего начало с библейских времен.

Все империи и цивилизации смертны. Комсомол как идея фикс бессмертен. И в XXI веке продолжается поиск ответов на вопросы прагматично-комсомольского характера.

Человечеству – 300 тысяч лет. Но оно никогда не знало примера подвига, равного по своему эпическому масштабу тому, что совершил комсомол. Подвига, достойного включения в Книгу рекордов Гиннесса.

Так что же это за племя – комсомольцы? Оно особое: это племя лириков, романтиков, мечтателей, утопистов, идеалистов… У них другая группа крови. Это те, кто, летя навстречу Солнцу истины, вершил судьбы революций, подминал под себя формации, удлинял срок счастливой судьбы человечества.

Вершинность, беспримерность действа комсомола – исторический факт. В его природе сокрыта тайна не только великих побед, но и сокрушительных поражений. В нем – вечные для всех нас уроки, послание всем будущим человеческим поколениям.

Энгель ТАГИРОВ,
доктор исторических наук, профессор
Казанского государственного института культуры,
ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО),
посол мира UPF, ветеран комсомола

 


Фото: nasha-molodezh.ru; culture.ru
Дата:10.10.2018
Выпуск: №148 (28530)


  1. Потрясающая по своей глубине и уважению к истории комсомола статья. В противовес тем, в которых сейчас либо ностальгически вздыхают по комсомольские праздники и стройотряды, либо клянут настоящих строителей страны, её мышцы и хребет. Спасибо за мудрость и за память.

Добавить комментарий

worldskills-2019 11.12.2018

А вы – в команде WorldSkills?

7 декабря в Казани завершилось региональное первенство «Молодые профессионалы» Татарстана – это самый масштабный чемпионат в истории движения WorldSkills в республике....
760
кибермедицина 11.12.2018

Врачи хотят, чтобы система не тормозила

Если пещерному человеку предстояло изобрести каменный топор, то достижением нашей цивилизации должна стать кибермедицина....
720
день-героев-отечества1 10.12.2018

Пример служения долгу

Сегодня в Казанской ратуше состоялось торжество, посвященное Дню Героев Отечества....
2820
рост-производства 10.12.2018

Критерии лидерства – товары, безработица и жильё

Казань, Альметьевск и Лаишевский район стали лидерами рейтинга социально-экономического развития за январь – октябрь....
1530
памятник-ахметшину 10.12.2018

Имя героя увековечили

Открытие памятника Герою России Марату Ахметшину, погибшему в Сирийской Арабской Республике, прошло в Казани....
2490

Мнение

Елена ПОЛЯКОВА, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Татарстану:

елена-полякова

С нового года у 800 тысяч неработающих пенсионеров Татарстана в связи с индексацией увеличатся пенсии. Средний размер прибавки составит тысячу рублей в месяц. Что касается остальных получателей пенсий, то индексация у работающих пенсионеров пройдет с 1 августа, а у получающих социальную пенсию – с 1 апреля.

Все мнения
  • Найди свою малую Родину
  • А что в Сети?


  • Дни рождения

    11 декабря

    Радик Рагипович Зиатдинов (1966), начальник Управления Гостехнадзора РТ.

    Вагиз Василович Мингазов (1955), руководитель филиала Российского сельскохозяйственного центра по РТ, депутат Госсовета Татарстана.

    Айрат Ринатович Хайруллин (1981), глава Альметьевского муниципального района.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров