1 апреля 2020  22:01
Распечатать

Историческая точка опоры

Опубликовано: 21.11.2019 17:28

В Казани обсудили проблемы школьного преподавания истории

 

история

 

Казалось бы, чего проще – изучать историю последних десятилетий… Ведь есть же масса неоспоримых документальных источников – подшивки газет, бережно хранящиеся в архивах документы, кино- и телехроника… В конце концов, живы ещё непосредственные участники многих событий.

 

Тем не менее, именно историю второй половины XX – начала XXI века преподавать сложнее всего. Об этом говорили во вторник в стенах Академии наук Татарстана, где, как мы уже сообщали, прошло совещание Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, совмещённое с III съездом татарстанских педагогов того же профиля.

Всего на совещание съехались больше ста учителей со всей России, от Калининграда до Приморья, а главной «фишкой» мероприятия стало участие в нём министра просвещения России Ольги Васильевой (кстати, в прошлом – учителя истории).

Открывая совещание, успешной работы его участникам пожелал Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Он также зачитал педагогам приветственное послание от Президента Татарстана Рустама Минниханова. Там, в частности, говорилось, что повышение качества и уровня социально-гуманитарных знаний – одна из приоритетных задач республиканской системы образования. Ведь именно такие знания «играют ключевую роль в формировании личности, ощущающей непосредственную связь со своими историческими и этнокультурными традициями, призванной внести свой вклад в успешное развитие родного города, села, региона и страны в целом».

Рустам Минниханов напомнил также, что совещание проходит накануне знакового для республики события — 100-летия образования Татарской АССР, и широкая популяризация исторического пути, пройденного республикой за минувшее столетие, — одна из важнейших задач в сегодняшней республиканской повестке дня.

 


Ольга Васильева порадовалась тому, что пять лет назад удалось, несмотря на большое количество споров, всё же выработать единую концепцию преподавания истории в школах в рамках федеральных государственных стандартов. И теперь эта концепция – та точка опоры, с помощью которой педагоги могут повернуть сознание школьников в важное для государства русло


 

— Наша встреча очень своевременна, — продолжила разговор об актуальности совещания Ольга Васильева. — Сегодня гуманитарное образование находится на пороге значимых изменений, так как глава нашего государства Владимир Владимирович Путин поставил перед российским образованием очень большие задачи. Обозначены две конкретные цели: глобальная конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число десяти ведущих стран по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций страны. И главная роль тут как раз отводится гуманитариям.

В общем, ещё раз подчеркнула министр, историческое образование в школе напрямую влияет на формирование личности, оно связано с воспитанием патриотизма, гражданственности и правового сознания юных граждан России. Ольга Васильева порадовалась тому, что пять лет назад удалось, несмотря на большое количество споров, всё же выработать единую концепцию преподавания истории в школах в рамках федеральных государственных стандартов. И теперь эта концепция – та точка опоры, с помощью которой педагоги могут повернуть сознание школьников в важное для государства русло.

Но принятые стандарты действуют в начальной и основной школе, а их подготовка для старшей школы пока не окончена, так что тут ещё есть над чем поработать. И от педагогов ждут конкретных предложений по содержательному контенту школьной программы.

 

  Александр ЧУБАРЬЯН,
председатель всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН:

Александр-Чубарьян

Роль учителя в век Интернета велика как никогда. Глупо надеяться, что наши дети не увидят в Сети всей противоречивой информации о событиях отечественной истории. Но только грамотный педагог поможет им отделить, что называется, зёрна от плевел, расставить верные акценты.

Впрочем, и те стандарты, что уже действуют, требуют доработки, и тут историческая общественность тоже ждёт от учителей справедливой критики и деловых предложений. Об этом помимо Ольги Васильевой говорил председатель всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян. Он отметил, что претензии к школьному историческому образованию есть сегодня не только у российского общества, во многих странах сталкиваются с многочисленными проблемами в этом вопросе и недовольны тем, как дети учат историю.

И основные проблемы, как выяснилось в ходе дальнейшего разговора, связаны с преподаванием истории сложнейшего двадцатого века. Ну и с изучением современности, начала века двадцать первого, тоже пока много непонятного. Так что не исключено, отметила Ольга Васильева, что в новых стандартах для 10-11 классов как раз сделают упор на изучение именно этих периодов.

Особенно важно, подчеркнула министр, чтобы российские подростки хорошо разбирались в итогах Второй мировой войны, в частности – Великой Отечественной войны. В преддверии 75-летия Победы, которое мы будем отмечать в следующем году, важно глобально осмыслить уроки и значение тех исторических событий. Это тем более актуально, что в мире сегодня, к сожалению, слишком много желающих пересмотреть эти итоги.

— Мы должны противостоять попыткам деформировать историческую память, — обозначила Ольга Васильева перед учителями программу-максимум. А Александр Чубарьян добавил: роль учителя в век Интернета велика как никогда. Глупо надеяться, что наши дети не увидят в Сети всей противоречивой информации о событиях отечественной истории. Но только грамотный педагог поможет им отделить, что называется, зёрна от плевел, расставить верные акценты.

При этом, отметил Александр Чубарьян, учитель не должен пытаться скрывать от школьников, что разные события могут по-разному оцениваться обществом. Академик с некоторой долей иронии отозвался об опыте французских коллег, которые, не сумев определиться с тем, как подавать школьникам тему французского колониализма, просто убрали её из учебников. А ведь вопросы колониальной политики не так далеки от российских реалий, как нам может показаться. Многие постсоветские страны, отметил Чубарьян, сейчас начинают оценивать своё пребывание в составе Российской Империи и СССР именно с позиции «мы были колонией». Да и в Восточной Европе сегодня модно говорить не об освободительных действиях Красной Армии в 1944-45 годах, а о том, что одна оккупация там сменила другую. В противовес этому, полагает академик Чубарьян, нужно подробно разъяснять российским школьника, что в реальности дала народам такая «имперская оккупационная» политика.

А уж последние тридцать лет отечественной истории, отметил Чубарьян, — и вовсе та тема, которая ещё ждёт какой-то устойчивой концепции своего осмысления. И перед научным сообществом стоит задача такую концепцию выработать, дабы и тут у учителей появилась необходимая точка опоры.

Российские учителя истории, по словам академика, хотели бы, чтобы в образовательном стандарте обязательно оставался региональный компонент. Ведь это так важно – знать историю своей малой Родины. И это правильно, согласился Александр Чубарьян, вот только упор в этом региональном компоненте нужно делать на культуру, быт, обычаи и нравы народов, населяющих тот или иной регион, и не привносить сюда политические моменты.

 


Особенно важно, подчеркнула министр, чтобы российские подростки хорошо разбирались в итогах Второй мировой войны, в частности – Великой Отечественной войны. В преддверии 75-летия Победы, которое мы будем отмечать в следующем году, важно глобально осмыслить уроки и значение тех исторических событий


 

С призывом разделять историю и политику обратилась к общественности и Ольга Васильева. Отвечая на вопрос, как быть, например, с предложением калужского губернатора установить в качестве одной из памятных дат России Стояние на Угре, она заметила:

— Работа с детьми – очень тонкая вещь, давайте поймём, что дети не должны стать заложниками политических разногласий.

Ещё один вопрос, который интересовал и педагогов, и многочисленных журналистов, — будет ли в России введён обязательный ЕГЭ по истории. Министр просвещения напомнила, что первым новшеством на повестке дня стоит обязательный единый госэкзамен по иностранному языку – его в пилотном режиме введут в 2020 году, А вот в 2022-м планируется определить пилотные регионы для апробации исторической экзаменовки. Станет ли в итоге ЕГЭ по истории обязательным, будет, видимо, зависеть от результатов этого пилотного тестирования. Но вообще, заметила Ольга Васильева, если мигрантов, приезжающих к нам на работу, обязывают сдавать экзамен по истории России, то разве не должны в первую очередь знать эту историю коренные российские жители?

 


Фото: meduza.io; livejournal.com
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: №173 (28747)


Добавить комментарий

коронавирус 27.03.2020

У нас уникальный подход к созданию вакцины от коронавируса

Как идёт работа над противовирусной вакциной в лабораториях Казанского университета?...
1 0560
фейковые-сообщения 27.03.2020

Вотсап – не истина в последней инстанции

В Минобрнауки просят критически относиться к рассылкам в мессенджере....
6890
татьяна-горшкова 24.03.2020

Не так просты, как кажутся

Мыслят ли растения, чувствуют ли что-нибудь, как влияют на них трансгенные технологии?...
9230
минниханов-кфу 23.03.2020

Университет к переходу на «дистанцию» готов

Президент Рустам Минниханов посетил Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета и оценил готовность вуза к переходу на дистанционное обучение....
4790
дистанционное-обучение 20.03.2020

Есть повод отработать передовые технологии

Школьники Татарстана после окончания весенних каникул будут учиться дистанционно – как минимум до 12 апреля....
7380
  • Мнение

    Марат САФИУЛЛИН, директор Центра перспективных экономических исследований при АН РТ:

    марат-сафиуллин

    Возможно, мы переживаем кризис такого же масштаба, как и развал Советского Союза. Это действительно очень серьёзно. Я бы всем посоветовал перейти в режим экономии. Сейчас такой период, когда нам нужно затянуть пояса. А на досуге заняться саморазвитием.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    2 апреля

    Ренат Сулейманович Акчурин (1946), хирург, академик РАМН, почётный член АН РТ. В 1996 году выполнил операцию аортокоронарного шунтирования Президенту России Борису Ельцину.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров