Языковые проблемы России обсудили на ток-шоу в Казанском университете
Кто объявил войну русскому языку? Почему в Татарстане за двадцать с лишним лет так и не смогли обучить русско-язычных жителей республики татарскому? И кто всё же должен отвечать за решение языковых проблем в стране? Эти и другие вопросы звучали на днях в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета, где прошло заседание телевизионного дискуссионного клуба на тему «Чем будет прирастать мощь языков России?».
Поводом для разговора стало недавнее заседание Совета по русскому языку при Правительстве России, в котором принял участие Президент страны Владимир Путин. Высказывание главы государства о том, что русскому языку объявлена война, тут же растиражировали в СМИ, активно начали обсуждать в социальных сетях. Действительно ли всё настолько плохо с русским языком, или Президент сознательно обострил ситуацию, чтобы привлечь внимание к языковым проблемам? Этот вопрос в самом начале разговора задал ведущий ток-шоу, советник ректора КФУ Юрий Алаев экспертам, профессорам-филологам, представлявшим Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ, – руководителю Высшей школы русской и зарубежной филологии им. Льва Толстого Резеде Мухаметшиной и руководителю Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации им. И.А.Бодуэна де Куртенэ Татьяне Бочиной.
– Думается, Владимир Владимирович употребил слово «война» как некую метафору, – поделилась своим мнением Резеда Мухаметшина. – В России существует множество общественных организаций, объединяющих и учёных, и практиков – преподавателей русского языка, которые очень много делают для сохранения чистоты языка, его развития и продвижения. Но проблем, конечно, всё равно много. Нас, филологов, например, очень волнует общее снижение культуры речи. В том числе, к сожалению, в СМИ – раньше мы никогда не слышали столько речевых ошибок в речи дикторов и телеведущих…
Но это проблемы, что называется, внутренние. А есть и внешние – Президента, отметили участники дискуссии, наверняка беспокоит ослабление позиций русского языка в странах СНГ. Тому в свою очередь есть масса причин – и экономические, и политические, и поколенческие. Но, отметила Резеда Мухаметшина, во многих из этих стран тяга к русскому языку есть, и люди хотят его знать. Высшая школа русской и зарубежной филологии, например, сейчас запускает совместные образовательные программы с вузами Узбекистана и Таджикистана. Надеются, что это увеличит поток хороших студентов из этих стран в КФУ. А они потом в свою очередь будут учить русскому языку новые поколения жителей Средней Азии.
Татьяна БОЧИНА, руководитель Высшей школы русского языка и межкультурной коммуникации им. И.А.Бодуэна де Куртенэ: | |
Всегда очень важна мотивация – зачем человек изучает язык. Если цель размыта, результата не будет. Современная молодёжь в хорошем смысле слова прагматична, ей важно понять, как те или иные знания помогут ей в будущем найти хорошую работу, построить карьеру. |
Но вообще, справедливо заметил Юрий Алаев, продвижение русского языка за пределы нашей родины активно шло тогда, когда нам было чем глобально гордиться. Пример – вошедшие во все западные словари «спутник» и «космонавт». Получается, сильные наука и промышленность – вот лучшие «агенты влияния»?
Филологи верят и в силу дипломатических методов работы. Всё на том же заседании Совета по русскому языку директор Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радиф Замалетдинов, который является членом этого совета, предложил Казанский университет в качестве центра ответственности за продвижение русского языка в тюркоязычном и вообще исламском мире. Для этого, отметила Резеда Мухаметшина, у нашего главного вуза всё есть – методики, преподаватели, электронные образовательные ресурсы…
…И всё это прекрасно, но почему, обладая мощными ресурсами для продвижения русского, мы у себя в республике больше чем за двадцать лет так и не смогли нормально наладить обучение татарскому? Этим больным для многих вопросом логично озадачился ведущий ток-шоу. Ну действительно, русский готовы нести другим народам, а татарский между тем сами татары знают всё меньше…
– Всегда очень важна мотивация – зачем человек изу-чает язык, – отметила Татьяна Бочина. – Если цель размыта, результата не будет. Современная молодёжь в хорошем смысле слова прагматична, ей важно понять, как те или иные знания помогут ей в будущем найти хорошую работу, построить карьеру.
Да и прагматичные родители, причём всё чаще и в татарских семьях, заметила Резеда Мухаметшина, часто рассуждают так – зачем ребёнку тратить массу сил и времени на изучение родного татарского, если выгоднее с точки зрения будущей карьеры освоить неродной английский?
Это, констатировали эксперты, проблема не только татарского языка. За последние 150 лет, по словам Резеды Мухаметшиной, на территории России исчезли пятнадцать языков. И семь из них – в постсоветский период. И это, безусловно, печально, ведь за каждым языком стоит культура народа, который на нём говорил.
Возвращаясь же к татарскому, о вопросах мотивации в его изучении говорят очень давно – о том, что в республике так и не создана за все эти годы система, в которой были бы реально востребованы двуязычные (русский и татарский) специалисты. Правда, эксперты КФУ всё же знают как минимум один мотивационный повод для изучения татарского.
– Изучение любого языка развивает мозг. Так что изучение татарского – это фактически бесплатный тренажёр для интеллектуального роста, – говорит Резеда Мухаметшина.
А ещё, полагает Татьяна Бочина, чтобы создать эффективную систему изучения языка, нужно нормальное финансирование. А его, как всегда, не хватает.
– А вот если бы татарская ракета полетела на Марс, татарский бы начали учить не только в республике, – вновь вспомнил Юрий Алаев об экономической подоплёке языковых проблем. Конечно, сказано это было с долей иронии, но, согласитесь, некая сермяжная правда в таком утрировании есть.
Но вспомним всё же вновь о русском языке и его проблемах. Чтобы отстоять грамотную русскую речь, полагают эксперты, нужно повышать общую культуру населения. И, кстати, неплохо было бы, чтобы государство сказало тут своё веское слово. Например, в том, что касается официальных средств массовой информации. Уж тут-то можно бороться за грамотную русскую речь (в основном претензии, конечно, к телевидению).
Но вообще, заметила Татьяна Бочина, языковые проблемы вечны. И через двадцать лет нынешние молодые будут упрекать своих детей в коверкании языка. «Старики почти всегда воображали (и воображают сейчас), будто их дети и внуки (особенно внуки) уродуют правильную русскую речь», – больше пятидесяти лет назад писал в своей книге «Живой как жизнь» Корней Чуковский.
А русский язык всё живёт и здравствует.