Исполнение действующего бюджета формирует бюджет будущего

23 октября республиканский законопроект о бюджете Татарстана на 2020–2022 годы будет рассмотрен на заседании Госсовета РТ.

 

гайзатуллин123 октября республиканский законопроект о бюджете Татарстана  на 2020–2022 годы будет рассмотрен на заседании Госсовета РТ. О значимости мобилизации доходов, реализации национальных проектов и в целом о ходе бюджетного процесса мы поговорили с министром финансов Татарстана Радиком Гайзатуллиным.

 

– Радик Рауфович, республика выходит, образно говоря, на «финишную прямую» перед подведением итогов финансового года. Известно, что исполнение бюджета – трудоёмкий и напряжённый процесс, который сопровождают активные дискуссии. К концу года их становится ещё больше. Чтобы прояснить ситуацию, не могли бы вы озвучить цифры об исполнении доходной части бюджета за прошедшие девять месяцев?

– Все те процессы, которые вы обозначили, закономерны и в известном смысле необходимы. И нашим долгом является ознакомление общественности с соответствующей информацией. За девять месяцев 2019 года в доходную часть консолидированного бюджета республики поступило 228,3 млрд рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов – 205,8 млрд, безвозмездных поступлений – 22,5 млрд рублей. Как видите, фактические данные свидетельствуют о том, что в исполнении бюджета республики мы придерживаемся намеченных целей.

 

– Продолжая тему доходов, не могли бы вы рассказать о темпах роста их мобилизации по республике, Приволжскому федеральному округу и в целом по России? Почему обеспечение роста данных показателей так важно?

– По объёму мобилизованных доходов среди субъектов Российской Федерации Татарстан занял пятое место, улучшив свои показатели в сравнении с итогами первого полугодия. Темп роста к аналогичному периоду 2018 года составил 108,5 процента.

По сути, основные функции одинаковы для любого бюджета, будь то семейный, местный, региональный или федеральный. В каждом есть доходы и расходы. Очевидно, что увеличение доходов позволяет больше и эффективнее расходовать средства. В нашем же случае это означает повышение заработной платы работников бюджетной сферы, создание новых объектов общественной инфраструктуры, обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и т. д. Проще говоря, бюджетные расходы – это то, что касается всех и каждого, а темпы роста мобилизации доходов служат залогом выполнения всех вышеперечисленных обязательств. И раз уж мы затронули тему расходов, то позвольте сообщить об исполнении расходной части бюджета за девять месяцев текущего года. Так вот, расходы консолидированного бюджета республики составили 212,8 млрд рублей. Расходы республиканского бюджета произведены в сумме 182,5 млрд рублей. У муниципальных образований они составили 63,1 млрд рублей.

 

– А теперь, если позволите, о национальных проектах. Эта тема – под постоянным контролем Правительства России и руководства Татарстана. Она у всех на слуху. Какова ситуация с их финансированием в нашей республике?

– Национальные проекты, реализация которых идёт очень активно, без преувеличения, самые масштабные в истории России. Это серьёзный стимул развития гражданского общества. Не буду подробно о них рассказывать, ведь даже по названиям данных проектов видно, что они охватывают все сферы нашей деятельности, а их реализация напрямую скажется на качестве жизни населения. Как финансист, отвечая на ваш вопрос, озвучу лишь цифры. Хотя все мы понимаем, и я об этом неоднократно говорил, что за этими цифрами – судьбы очень многих людей.

 


По объёму мобилизованных доходов среди субъектов Российской Федерации Татарстан занял пятое место, улучшив свои показатели в сравнении с итогами первого полугодия. Темп роста к аналогичному периоду 2018 года составил 108,5 процента


 

Общий объём финансирования мероприятий в рамках реализации национальных проектов в республике на 2019 год составляет 25,7 млрд рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 18,1 млрд, бюджета Татарстана – 7,6 млрд рублей.

За девять месяцев на эти цели направлено 15,3 млрд, освоено – 14,4 млрд рублей.

Для своевременной реализации мероприятий в рамках национальных проектов отраслевым министерствам необходимо обеспечить исполнение соглашений в установленные сроки с учётом достижения индикаторов оценки эффективности этой реализации.

 

– Ещё одна важная тема – переход в текущем году государственных и муниципальных учреждений на единую систему бухгалтерского учёта и расчёта заработной платы. Какова основная цель данного мероприятия? Что уже сделано? Какие планы и задачи намечены?

– Основной целью внедрения единой системы было не только повышение качества ведения учёта и составления отчётности в учреждениях республики, но и создание условий для формирования в республике целостной системы управления финансами как информационного пространства, аккумулирующего в себе все этапы бюджетного процесса от планирования до составления отчётности, а также открытость системы.

Если ранее учреждения и централизованные бухгалтерии бюджетный учёт и формирование отчётности осуществляли в разных специализированных программных продуктах, а учёт кадров и расчёт заработной платы велись кадровыми службами в других системах, то сейчас все государственные и муниципальные учреждения работают на одной площадке. При этом используются единые для всех учреждений стандарты бухгалтерского учёта и начисления заработной платы с учётом отраслевой специфики.

Основные требования, которые ставились при разработке системы, – это электронный документооборот, совместимость и взаимодействие с другими информационными системами и электронными площадками, защита информации и однократное введение пользователями данных в систему.

Для дополнительной проверки корректности ведения учреждениями бухгалтерского учёта, оценки организационной дисциплины пользователей проведён пилотный сбор форм бухгалтерской отчётности за первое полугодие 2019 года исключительно на основании данных бухгалтерского учёта, без возможности их ручного исправления.

В дальнейшем планируются аналогичные мероприятия для девятимесячной и годовой отчётности. При этом для годовой отчётности данный вариант предполагается сделать основным.

 


В текущем году в процессе подготовки бюджетного послания потребовалась разработка значительного числа законодательных и нормативных правовых актов. Это связано с изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые вступают в силу с бюджетов на 2020 год


 

Министерства, ведомства и муниципалитеты также самостоятельно могут проводить такой мониторинг в отношении своих подведомственных учреждений.

Кроме этого, хочу обратить внимание, что министерствам, ведомствам и муниципалитетам предоставлена возможность анализа финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, начисления и выплаты заработной платы в режиме реального времени.

Основной нашей задачей остаётся усиление работы с подведомственными учреждениями по формированию бухгалтерской и налоговой отчётности за девять месяцев текущего года и обеспечения подготовки к сдаче годовой отчётности.

 

– Во втором полугодии финансового года традиционным испытанием для финансистов является формирование проекта бюджета на очередной трёхлетний период. В конце сентября Президент Татарстана внёс бюджетное послание в Государственный Совет. В октябре традиционно обсуждение законопроекта о бюджете проходит при широком участии общественности. На каком этапе работы сейчас проект бюджета на 2020–2022 годы? Что вы можете рассказать о его особенностях?

– В структуре законопроекта о бюджете на очередную трёхлетку – 23 статьи и 40 приложений. Общий объём бюджетного послания составляет 4098 страниц. В текущем году в процессе подготовки бюджетного послания потребовалась разработка значительного числа законодательных и нормативных правовых актов. Это связано с изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые вступают в силу с бюджетов на 2020 год. Изменения касаются условий предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета республики, а также вопросов, связанных с регулированием государственного и муниципального долга. Приняты два закона Республики Татарстан, разработаны тридцать пять постановлений Кабинета Министров. Проекты законов внесены на двух государственных языках. В соответствии с установленным порядком 7 и 8 октября в Набережных Челнах, Арске и Зеленодольске состоялись зональные совещания по обсуждению проекта бюджета на 2020–2022 годы. Документ 10 октября обсуждался на парламентских слушаниях, также с 8 по 15 октября рассмотрен на заседаниях комитетов Государственного Совета. Основные же усилия теперь необходимо направить на подготовку к сессии Государственного Совета по рассмотрению бюджета республики в первом чтении, которая назначена на 23 октября.

Это уже не особенности, а, скорее, традиция: из года в год социальная направленность бюджета нашей республики и страны в целом остаётся неизменной. В проекте бюджета на 2020–2022 годы сохраняется уровень первоочередных и социально значимых расходов. В плановом бюджете на новый год они составят более 70 процентов от общего объёма расходов. Как и прежде, продолжится распределение расходов по государственным программам. В очередной раз в составе государственных программ найдут отражение национальные и федеральные проекты на общую сумму 22,6 млрд рублей. В 2020 году продолжится финансирование расходов капитального характера. Что касается районов, городов республики, то им в настоящее время необходимо активно провести работу по формированию местных бюджетов.

 

– Какие первоочередные задачи Министерства финансов вы бы назвали на данный момент?

– Во-первых, это, конечно, обеспечение качественного исполнения доходной части бюджета, сокращения недоимки, своевременного, эффективного и в полном объёме освоения средств бюджета республики и федеральных средств, сбалансированности бюджета.

Во-вторых, рассмотрение и утверждение бюджета республики и местных бюджетов.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще