17 февраля 2020  9:19
Распечатать

Искусство маленьких шагов,
или Зачем обществу прививка инклюзии

Опубликовано: 24.01.2020 16:15

 

ресурсный-класс

В ресурсном классе детей учат не только математике и русскому языку, но и необходимым бытовым навыкам.


«Школа для всех» – так называется новый социальный проект, стартовавший на днях в Казани. В его рамках объеди­нились родители ресурсного класса для детей-аутистов, действующего в школе №1, педагоги, психологи, дефектологи и некоммерческая организация «Время кино». В «Школе для всех» планируют смотреть фильмы о людях с ограниченными возможностями здоровья и обсуждать проблемы, которые надо решать, чтобы этим людям было легче жить в обществе.

 

Ребёнок-аутист. Ещё сравнительно недавно для семьи это звучало как приговор, а общество старательно отгораживалось от аутистов стенами спецшкол и психиатрических клиник.

Времена меняются. Сегодня в Казани уже действуют несколько школ, где дети-аутисты учатся вместе с обычными сверстниками. Конечно, это специальные ресурсные классы, и ребята с особенностями развития там не находятся бок о бок с другими школьниками целый день, и рядом с каждым особенным ребёнком постоянно есть сопровождающий специалист – тьютор. И это огромный прогресс по сравнению даже с временами десятилетней давности.

Тем не менее проблем у семей, где есть такие особенные дети, ещё, как вы понимаете, хватает. Причём, как пояснила нам мама одного из учеников ресурсного класса, чем старше дети, тем больше сложностей у родителей.

«Нам – тем, чьи дети пока маленькие, можно сказать, повезло, – говорит Людмила Лескова. – Сейчас достаточно быстро ставят правильный диагноз, с маленькими аутистами занимаются в реабилитационных центрах профессиональные медики, педагоги и психологи. Появились ресурсные классы в обычных школах, то есть дети имеют возможность полноценно учиться. Но те, кому уже больше пятнадцати лет, начинали учиться в другое время, когда их принимали только в коррекционные интернаты, а лечили сильными психотропными препаратами, что давало различные побочные эффекты. И вот им гораздо больше нужна помощь».

 


Сегодня в Казани уже действуют несколько школ, где дети-аутисты учатся вместе с обычными сверстниками. Конечно, это специальные ресурсные классы, и ребята с особенностями развития там не находятся бок о бок с другими школьниками целый день, и рядом с каждым особенным ребёнком постоянно есть сопровождающий специалист – тьютор. И это огромный прогресс по сравнению даже с временами десятилетней давности


 

Собственно, фильм, с про­смотра которого стартовал проект «Школа для всех», как раз об этом. Лента французских кинематографистов Оливье Накаша и Эрика Толедано «Особенные» основана на реальной истории двух социальных работников, много лет самоотверженно и терпеливо занимающихся тем, чтобы «вытаскивать» самых тяжёлых аутистов, от которых отказываются официальные клиники и интернаты. И в большинстве своём работают они как раз со взрослыми людьми, которые не нужны никому, кроме собственных родителей, да и те в отчаянии подумывают время от времени, не уйти ли из жизни вместе с детьми, потому что «а кому он будет нужен, когда меня не станет?».

О фильме «Особенные» надо отдельно сказать несколько слов. Его постановщики наверняка известны многим как авторы замечательной картины «1+1». Возможно, вы смотрели эту чудесную ленту об отношениях парализованного миллионера и его афрофранцузского «сиделки». А если не смотрели, то обязательно посмотрите. И «Особенных» очень рекомендую к просмотру. Несмотря на весь драматизм и острую социальность темы, на то, что периодически вы будете вытирать слёзы, это совсем не тяжёлое кино. Наверное, только французы могли так легко, совершенно без надрыва, без ненужного мелодраматизма, с большой долей юмора (смеяться вы там будете точно не реже, чем плакать) рассказать о столь серьёзной проблеме. Ну и, конечно, Венсан Кассель в одной из главных ролей прекрасен, как всегда.

Но вернёмся в кинозал культурно-досугового центра имени Ленина, где и был организован просмотр. Обсуждая фильм, некоторые родители признавались: ох как знакомо им чувство отчаяния, когда никто не может тебе объяснить, что именно не так с твоим ребёнком, и когда понимаешь, что никому, кроме тебя, не нужны и не интересны его проблемы… И да, такими эмоциями в основном делились те, чьи дети уже достаточно взрослые.

А родители учеников ресурсных классов 1-й школы (там сейчас в начальной школе учатся 14 особенных детишек) не уставали благодарить директора школы Рустама Каримова, ресурсного педагога Марину Магер, всех специалистов, работающих с их детьми. Хотя, конечно, именно сами родители сыграли большую роль в том, что в Казани вообще появились эти несколько ресурсных классов, позволяющих детям-аутистам адаптироваться к жизни в обществе. Именно родители, объединившись в общественные организации, долго пробивали идею о том, что инклюзия нужна не только их семьям, что нашему обществу она тоже просто необходима.

«Понимаете, ведь в ресурсных классах не только дети с особенностями здоровья показывают позитивную динамику, – говорит Рустам Каримов. – И так называемые нормотипичные дети тоже начинают лучше учиться, к лучшему меняется их поведение».

«И мы очень хотим, чтобы эта прививка инклюзии распространялась как можно шире, – говорит Альбина Нафигова, руководитель дирекции «Время кино», соучредитель НКО «Школа для всех» и одна из мам ресурсного класса школы №1. – Потому что это меняет наше общество в лучшую сторону».

Можно было бы, послушав родителей, пришедших на кинопоказ, сделать вывод, что, мол, пока проблема инклюзии у нас решается во многом по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Вот проявляют родители активность – и что-то сдвигается к лучшему. «А если мы не будем ничего делать для своих детей, то ничего и не будет», – сказал кто-то в ходе обсуждения фильма.

 


Родители учеников ресурсных классов 1-й школы (там сейчас в начальной школе учатся 14 особенных детишек) не уставали благодарить директора школы Рустама Каримова, ресурсного педагога Марину Магер, всех специалистов, работающих с их детьми. Хотя, конечно, именно сами родители сыграли большую роль в том, что в Казани вообще появились эти несколько ресурсных классов, позволяющих детям-аутистам адаптироваться к жизни в обществе


 

«Такова практика во всём мире, – говорит Альбина Нафигова. – Родители детей с особенностями развития меняют профиль своей деятельности, получают новое образование, чтобы помогать своим детям. Но радует, что у нас сейчас к «утопающим» активно присоединяются профессионалы-учителя, психологи, дефектологи. У нас в Казани работают различные НКО, у каждого своя ниша, кто-то занимается образованием, кто-то арт-проектами, кто-то поведенческими практиками, недавно появился проект «тренировочных квартир» – многие из них инициировали и возглавили родители детей с аутизмом. Мы бы очень хотели, чтобы наше сообщество родителей и педагогов 1-й школы стало неким объединяющим центром по среднему звену школы и профориентации, вокруг которого сплотятся все, кто помогает решать наши проблемы».

«Нам нужно не пять, а пятьдесят пять школ, где будут подобные ресурсные классы», – сказал ещё кто-то из родителей на обсуждении фильма. Реально ли это? Рустам Каримов говорит: нет ничего невозможного. К нему и его коллегам уже обращаются директора других казанских школ, которым интересен этот опыт.

Да, констатирует ресурсный педагог Марина Магер, пока многие наши учителя боятся особенных детей. Спросишь, как бы они отнеслись к появлению таких учеников в своём классе, – делают испуганное лицо и машут руками. Но пример пяти казанских школ, где работают ресурсные классы, показывает, что при наличии команды единомышленников и поддержке грамотных профессионалов все проблемы решаемы.

«Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, надо учиться искусству маленьких шагов, – говорит Рустам Каримов. – Сразу ничего не произойдёт. Нужно просто планомерно, целенаправленно, поэтапно идти к цели».

 


Фото: предоставлено ресурсным классом СОШ №1
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: №11 (28780)


Добавить комментарий

игры снг 14.02.2020

Волонтёром на Играх стран СНГ может стать любой

В Казани в Доме дружбы народов был дан старт заявочной кампании кандидатов в волонтёры первых Игр стран СНГ, которые 20–27 августа примет столица Татарстана....
4370
жкх 14.02.2020

Первый рейтинговый блин получился не комом

Начиная путь по неизведанной дороге, мы, совершенно не исключено, можем споткнуться. И это объяснимо. Первый блин, как говорится, может оказаться и комом....
4910
терехова 14.02.2020

Мир становится ближе

Жительница Казани стала самой пожилой участницей всероссийского конкурса...
5230
cloudinary.com_ 14.02.2020

От домашней тирании спасёт новый закон?

Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» предполагалось обсудить на заседании российского парламента ещё в декабре. Однако уже февраль, а вопрос в повестку так и не внесён....
5000
tomatoz.ru 14.02.2020

Помним прошлое, живём настоящим, смотрим в будущее

Если верить утверждению классика, что человечество должно смеясь расставаться со своим прошлым, то получается, что наше прошлое – дорогие сердцу старые вещи, друзья детства и молодости, хорошие и не очень воспоминания – это лишний груз, с которым надо без сожаления расставаться?...
4650
  • Мнение

    Эдуард ВАФИН, управляющий Отделением Пенсионного фонда России по РТ

    ВАФИН1

    Обычно у участников войны две пенсии – страховая по старости и государственная по инвалидности. В среднем 42 тысячи рублей. К 75-летию Победы вместе с праздничными выплатами татарстанские фронтовики получат где-то по 150 тысяч рублей, которых действительно заслуживают ветераны, благодаря которым у нас мирное небо над головой.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    16 февраля

    Макаров Валерий Владимирович (1965), глава Агрызского района РТ

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров