или “Сделано с Италией”
Когда в середине сороковых годов прошлого столетия Айзек Азимов сформулировал три культовых закона робототехники, эволюция только cближала научные исследования с технологическими инновациями и оставляла практическое их использование лишь на уровне жанра, в котором творил писатель. А в стране, где он проживал, разрабатывалась первая электронно-вычислительная машина.
Промышленные роботы начали внедряться на предприятиях в начале 60-х годов, увеличив безопасность труда и уменьшив погрешности производственного процесса, неизменно сопряженные с человеческим фактором. Первым влияние научно-технической революции испытал на себе автопром. Он и сейчас лидирует по количеству роботов. Только уже в условиях четвертой промышленной революции – там, где правит бал интеллект человеческий в паре с искусственным.
НЕ КОНКУРЕНТЫ, А ПОМОЩНИКИ
«Новый завод Lamborghini, пожалуй, еще красивее, чем сам автомобиль», – говорят о недавно отстроенном суперсовременном корпусе одного из флагманов итальянского автомобилестроения. «Визитной карточкой» экстравагантного бренда всегда оставалась ручная сборка. И сегодня здесь «умные» руки роботов не заменяют людские, а помогают им работать качественнее и безопаснее лишь на определенных участках.
Например, там, где нужно прикрепить заднюю часть кузова к раме (решение – на сегодня уникальное в Европе), или взять с полки колесо, чтобы установить его на автомобиль для последующего монтажа без риска травмировать рабочего при невольном падении.
Контролирует, регулирует и регистрирует все эти процессы специальная компьютерная программа. Благодаря набору датчиков, которые отслеживают каждое движение, «умные» руки быстро и безошибочно распознают правильную деталь, ускоряя и облегчая сборку рукам человеческим. И здесь вспомнился первый закон робототехники, не теряющий своей актуальности в эпоху сенсорной революции: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред». По сути же, все три закона гармонизируют этот удивительный процесс интеграции виртуального с реальным, не умаляя важности ни того, ни другого. И практика это подтверждает.
Казанская ТЭЦ-3, одной из первых в Татарстане, начала осваивать на практике концепцию четвертой промышленной революции, участники машиностроительного и IT-кластеров республики уже обладают линейкой собственных продуктов для создания «умных» производств, компания «Эйдос-Робототехника» на площадке технопарка «Идея» создает инновационные разработки последнего поколения, не за горами – рождение первого «КамАЗовского» беспилотника…
Вовлечение искусственного интеллекта в производственную деятельность не повлияло и на количество рабочих мест в компании. Напротив, как здесь небезосновательно утверждают: «Технологии стимулируют рост во всех измерениях». И в самом деле – за два года штат персонала пополнили более 500 сотрудников, а в минувшем году Lamborghini увеличил продажи на 10% по сравнению с 2016-м годом (с 3,457 до 3,815 единиц по всему миру). Оборот компании при этом превысил 1 млрд. евро.
Производственная линия на новом заводе в «городе Lamborghini» (как именует его указатель) уже далека от традиционной – часть сборочного процесса протекает в подвесной металлической раме, откуда будущих железных коней забирают автоматические погрузчики и перемещают их на другой модуль – с миллиметровой точностью, благодаря тройной направляющей системе – лазерной, электромагнитной и GPS.
Каждый модуль обладает собственным ресурсом, позволяющим адаптировать готовую продукцию к персональным пожеланиям заказчика, не нарушая общей технологической цепочки. Клиентоориентированность – один из непременных атрибутов «Индустрии 4.0.». Впрочем, в Италии эту концепцию переименовали в «Фабрику 4.0.», что подчеркивает тотальную «диджитализацию» всех этапов прохождения продукции – от проектирования до отгрузки.
За этим увлекательным зрелищем с нескрываемым восхищением наблюдают студенты Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), но не только интереса ради – здесь же их ожидает тренинг от почетного профессора университета, итальянского архитектора, эксперта Европейской комиссии и Министерства образования и науки РФ Франко Гросси.
– Четвертая промышленная революция свершилась, сейчас в этом уже ни у кого нет сомнений, – говорит профессор Гросси. «Индустрия 4.0.» – это реальность, и она нуждается не только в «умных» машинах, инженерных умах, но и в грамотных управленческих кадрах. А это, по сути, наши нынешние студенты, и они смогут проявить себя достойным образом в будущем, если сегодня соединят теорию с практическими навыками на современных модернизированных производствах.
Мне импонирует позиция руководства вуза, которое, безусловно, ориентировано на результат, адекватный требованиям времени. И вот потому мы сегодня здесь.
Пока студенты вырабатывали новые предложения по повышению производительности предприятия с точки зрения эргономики, эффективности и безопасности производства с использованием инновационных моделей, своими впечатлениями с нами делилась проректор по экономике и стратегическому развитию КИУ Лилия Воронцова:
– Мы увидели весь производственный процесс, узнали, как руководство выстраивает работу с персоналом. Я бы особо отметила систему менеджмента качества завода Lamborghini, основанную на принципе «Just-in-time» («точно в срок») и невероятное внимание к мелочам (которых в машинах этой марки, как мы понимаем, не бывает). Это качественно иной образовательный опыт для наших студентов. Прежде всего, мы хотим им показать, к чему нужно стремиться, что требует от них современный мир, какие возможности открываются и в каком направлении двигаться, с учетом вызовов четвертой промышленной революции.
ИННОВАЦИОННЫЙ ТАТАРСТАН
Такие вызовы уже сегодня ожидают будущих специалистов и на родине. Татарстан – признанный лидер среди российских регионов по уровню инновационной активности. Основные критерии – объем инвестиций в инновационную сферу экономики, количество соответствующих проектов и мероприятий. Об опыте Татарстана в этом направлении говорил на недавнем экономическом форуме в Дубае Президент республики Рустам Минниханов, отметив успешные шаги по цифровизации экономики и внедрению «Индустрии 4.0».
В ее основе – современные технологии больших данных и интернета вещей. Органы власти Татарстана уже более десяти лет интегрированы в Единую межведомственную систему электронного документооборота, республика разрабатывает комплексную программу «Цифровой Татарстан», наукоград Иннополис взял курс на образовательный процесс и научные исследования в области информационных технологий и робототехники. На его базе проводятся многочисленные конференции и форумы по развитию «Индустрии 4.0» в масштабах всей страны. По итогам прошлогоднего конкурса российских IT-стартапов, победители получили возможность пилотного внедрения своих проектов на промышленных предприятиях Татарстана, в контексте реализации все той же новой производственной парадигмы «Индустрия 4.0».
Казанская ТЭЦ-3, одной из первых в Татарстане, начала осваивать на практике концепцию четвертой промышленной революции, участники машиностроительного и IT-кластеров республики уже обладают линейкой собственных продуктов для создания «умных» производств, компания «Эйдос-Робототехника» на площадке технопарка «Идея» создает инновационные разработки последнего поколения, не за горами – рождение первого «КамАЗовского» беспилотника…
Нефтяные предприятия сегодня разрабатывают месторождения с применением «умных» цифровых технологий, а шинный комплекс «Татнефти» планирует наладить выпуск «умных» покрышек, оснащенных микродатчиками. Это позволит отслеживать все этапы эксплуатации шины и, тем самым, оперативно реагировать на изменение ее состояния. Те же нефтяники теперь проектируют скважины, беря за основу трехмерные модели месторождений.
ИЗМЕРЕНИЕ УСПЕХА
И к слову о 3D-технологиях, возвращаясь к образовательному туру казанских студентов по предприятиям Северной Италии. Тот самый, новый корпус завода Lamborghini, на котором мы уже побывали, был возведен всего за год, на бывших сельхозугодьях. Столь рекордные сроки предопределили именно эти технологии, использованные при его проектировании. Они позволили сократить и время ожидания разрешений – на целых пару лет.
А легендарному Ferrari трехмерная печать помогла в изготовлении поршня его последнего одноместного автомобиля – благодаря этому, теперь он более прочный и термостойкий. В свою очередь, это стало возможным с появлением проекта «Manutelligence», который был создан в рамках семилетней программы по исследованиям и инновациям «Горизонт-2020» – крупнейшей в истории Европейского Союза. Он предусматривает цифровизацию не только производственных сегментов, но также этапов проектирования и послепродажного обслуживания. То, что в Италии, как мы уже знаем, называют «Фабрикой 4.0».
В итальянских регионах принимаются свои программы по продвижению концепции «Индустрия 4.0», включающие образовательную составляющую. К примеру, в Тоскане, для финансирования учебных программ подготовки и переподготовки кадров нового поколения, предусмотрены специальные ваучеры – от трех до пяти тысяч евро каждый. Ими могут воспользоваться как предприниматели, так и специалисты
Говоря же о трехмерной печати, теперь мы подразумеваем аддитивное производство, которое играет одну из ключевых ролей в развитии «Индустрии 4.0», и уже не имеем в виду 3D принтеры. С помощью новейших технологий создаются функциональные модели объектов из желаемых материалов, чего подчас невозможно достичь, используя традиционные методы. Модернизированный поршень болида Ferrari – тому подтверждение.
Но лишь этим знакомство с новаторскими подходами к производственному процессу на заводе не ограничилось. Студентам предстояло увидеть, как работает на практике аббревиатура ETU, что обозначает элементарную технологическую единицу.
На заводе Ferrari этот организм являет собой автономную и независимую производственную ячейку, которую контролирует руководитель группы.
– Здесь жестко вертикальная структура традиционной производственной линии заменяется децентрализацией, – рассказывает студентам профессор Франко Гросси, которому есть с чем сравнить нынешнее производство – в течение ряда лет он был консультантом другого итальянского автопроизводителя Fiat Auto, который сегодня тоже переживает промышленную революцию. Каждый ETU является настоящим микропредприятием, а его лидер подобен мелкому предпринимателю со значительной управленческой автономией. Таким образом, весь завод стал платформой для интеграции и инноваций, благодаря солидной добавленной стоимости совместной командной работы.
«ОБРАЗОВАНИЕ 4.0.»
Чтобы собрать эффективную команду эпохи четвертой промышленной революции, нужно совершить революцию и в обучающих методиках, с привитием навыков оперативного решения проблем, рефлексии, творчества и сотворчества, критического мышления, принятия обязанностей по риску, способности работать в группе… Перечень можно продолжать, ибо действительность слишком динамична для научных догм.
Реализация концепции «Индустрия 4.0» в Италии, с небольшой задержкой, вступает во вторую фазу – образовательную. Чтобы адаптироваться к новым условиям труда и повысить свою конкурентоспособность, работники предприятий смогут пройти переподготовку, воспользовавшись налоговыми стимулами на обучение.
Кроме того, начат отбор для финансирования из национального бюджета высокоспециализированных центров компетенции в форме государственно-частных партнерств. По сути, это модернизированные варианты хорошо нам знакомых еще с советских времен заводов-втузов или современные модели учебно-производственных кластеров. К лету Министерство экономического развития выберет 6-8 центров, которым предстоит освоить 40 миллионов евро.
В итальянских регионах принимаются свои программы по продвижению концепции «Индустрия 4.0», включающие образовательную составляющую. К примеру, в Тоскане, для финансирования учебных программ подготовки и переподготовки кадров нового поколения, предусмотрены специальные ваучеры – от трех до пяти тысяч евро каждый. Ими могут воспользоваться как предприниматели, так и специалисты.
Нефтяные предприятия сегодня разрабатывают месторождения с применением «умных» цифровых технологий, а шинный комплекс «Татнефти» планирует наладить выпуск «умных» покрышек, оснащенных микродатчиками. Это позволит отслеживать все этапы эксплуатации шины и, тем самым, оперативно реагировать на изменение ее состояния
Образовательный аспект в условиях четвертой промышленной революции стал темой и недавнего совместного заседания Комиссии по образованию и науке Совета законодателей РФ и Комитета по законодательству Ассоциации инновационных регионов России, прошедшего в сибирском городе Томске – давнем и признанном научно-производственном центре страны.
По убеждению Председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина, которое он высказал коллегам, назрела необходимость в базовом законе о цифровизации российской экономики, с соответствующим понятийным аппаратом. В нем должен быть заложен принцип координации действий всех отраслей и ведомств, чтобы избежать разночтений в процессе подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Система непрерывного обучения кадров для цифровой экономики должна появиться и на региональном уровне – с учетом специфики каждого субъекта.
Тему образования мы продолжаем в старейшем университете мира – Болонском, где студенты прослушали лекцию о методах современного промышленного управления.
– Есть в этом некий парадокс, – признается руководитель Центра международного образования Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) Екатерина Врачева. Казалось бы, современный мир перенасыщен информационными технологиями, многие проблемы решаются даже без участия человека, но вместе с тем, роль межличностных коммуникаций все более усиливается. И это еще глубже ощущается здесь – в стенах университета, которому мы обязаны действующей вузовской системой образования.
– Теперь и в теории мы нашли отражение тех аспектов, которые прежде увидели на автозаводах Lamborghini и Ferrari, – продолжает проректор по экономике и инновационному развитию КИУ Лилия Воронцова. Профессора университета особо подчеркивают роль коммуникаций в качестве ключевого фактора успеха, как компаний, так и отдельных специалистов. Именно по высокому уровню коммуникативных навыков идет основной набор абитуриентов на магистерские программы Болонского университета.
Мы пришли к соглашению о развитии совместных образовательных программ, в том числе, в рамках академической мобильности, и проектов по различным научным направлениям.
ОТ «MADE IN ITALY» – К «MADE WITH ITALY»
Другое соглашение, заключенное в начале прошлого года между Торгово-промышленными палатами Республики Татарстан и итальянского региона Венето, привело студентов и преподавателей КИУ в Венецию, на встречу с главой региональной дирекции по международным связям Диего Веккьято. Уже знакомый нам, профессор Франко Гросси выступает здесь в качестве координатора проекта по сближению двух регионов.
– Наша работа предусматривает, в первую очередь, развитие кооперации, – говорит Диего Веккьято. Именно этот вектор сегодня представляется наиболее эффективным и перспективным. Мы ведем речь не столько о торговых, сколько о партнерских взаимоотношениях. На это направлены предложения итальянской стороны в области дизайна, строительства, сельского хозяйства…
Потенциальные партнеры из региона Венето готовы экспортировать собственные ноу-хау, «продвинутый» маркетинг и эргономичный дизайн, но пока особо не удается заинтересовать этими идеями татарстанских предпринимателей.
Такие контакты, между тем, способствовали бы и увеличению товарооборота между Италией и Татарстаном, который упал с $3,5 млрд. в 2012 году до $262 млн. в 2016-м. Произошедший в прошлом году рост на 23,4%, конечно, радует, но требует положительной динамики.
По убеждению Председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина, которое он высказал коллегам, назрела необходимость в базовом законе о цифровизации российской экономики, с соответствующим понятийным аппаратом. В нем должен быть заложен принцип координации действий всех отраслей и ведомств, чтобы избежать разночтений в процессе подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям
Эти цифры прозвучали совсем недавно, на встрече Президента Татарстана Рустама Минниханова с новым Чрезвычайным и Полномочным Послом Италии в России Паскуале Терраччано. Глава республики выразил надежду, что его визит в Татарстан даст стимул к усилению сотрудничества, необходимого обеим сторонам. В конце прошлого года и сам Рустам Минниханов, во главе внушительной татарстанской делегации, посетил один из самых развитых итальянских регионов – Ломбардию, где провел форум «Италия – Татарстан».
В первое ознакомительное турне по России новый итальянский Посол отправился и с продвижением изменившейся в санкционный период стратегии двусторонних экономических связей – от «Сделано в Италии» к «Сделано с Италией». Той самой, с которой сегодня выступают наши партнеры из региона Венето.
– Мы могли бы использовать площадку Казанского инновационного университета и как опытный полигон для создания современной модели коммуникации, новаторских разработок в области дизайна, предпринимательской деятельности, – говорит профессор Франко Гросси. Прогуливаясь вместе со мной по улицам итальянских городов, студенты и преподаватели наблюдали мириады кафе, баров, небольших магазинчиков и не раз задавали вопрос: «Они государственные?». Ответ был неизменным: «Все они частные. В структуре экономики Италии малый и средний бизнес составляет более 90%».
– Особый интерес вызвал у нас проект ТПП Венето в области молодежного предпринимательства, который позволяет начинающим бизнесменам открыть собственный бизнес всего за 1 евро, – отмечает проректор КИУ Лилия Воронцова. Мы увидели для себя перспективы развития Центра предпринимательских компетенций, который действует при нашем университете.
МОРОЖЕНОЕ ИЗ… УНИВЕРСИТЕТА
А в этом университете обучают премудростям изготовления… мороженого. Казанские гости поучаствовали в процессе создания этого интернационального лакомства с национальными особенностями, который заодно приоткрыл и секреты вкуса. Теперь им понятно, чем качественно отличается фабричное мороженое от «джелато», изготовленного вручную.
Университет – детище промышленного гиганта «Carpigiani». Предприятие, основанное еще в 1946 году, все эти десятилетия держит марку совершенства, выпуская оборудование для производства традиционного итальянского мороженого.
– Интересно было узнать, что эта компания является мировым лидером в области производства машин для изготовления мороженого, занимая 30% рынка, – признается студентка экономического факультета КИУ им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП) Арина Архипова. Оборудование «Carpigiani» используют такие известные сети быстрого питания, как McDonald’s и KFC.
В музее мороженого, на одном из его стендов, гостей поджидал приятный сюрприз, словно напоминавший о скором возвращении на Родину – цитата из «Войны и мира», где Наташа Ростова пыталась выяснить, какое мороженое подадут к столу. Романтику толстовской героини казанские девушки подхватили для прогулок по Вероне, а затем и – Флоренции, где шедевры зодчества и изобразительного искусства покорили будущих дизайнеров:
– Самым невероятным открытием для меня стало посещение Галереи Уффици, которая поразила глубиной и палитрой красок, изящества и таланта, – поделилась эмоциями студентка КИУ Анастасия Малагина.
К завершению образовательного тура у преподавателей и студентов родился слоган: «Мы не просто можем – мы можем больше!». Он показался созвучным тому, что мы увидели на самом первом объекте, заводе Lamborghini – «Since We Made It Possibile» («Мы сделали это возможным»). Пример, достойный вдохновения.