7 декабря 2019  14:20
Распечатать

Импровизация на музейную тему

Опубликовано: 02.12.2019 14:02

 

Дом-аксенова

 

Исполнилось десять лет Казанскому дому-музею Василия Аксёнова, или просто – Дому Аксёнова, как обычно его называют.

 

Возможно, это не повод для каких-то пышных торжеств, которые в любом случае смотрелись бы в этих стенах немного странно, но всё, что происходило здесь в «юбилейном» ноябре, хочется назвать высоким слогом – приношением. Приношением духу этого гостеприимного казанского дома, бывшего на своём веку и частью дворянской усадьбы, и густонаселённой советской коммуналкой.

Естественно, были и подарки, и приятные сюрпризы. Буквально на днях мемориальная коллекция дома-музея пополнилась двумя экспонатами. Оба связаны с именем отца писателя, бывшего председателя исполкома Казанского горсовета Павла Васильевича Аксёнова. Это – настольная лампа, которой он пользовался, и пишущая машинка «Москва», на которой в своё время печатались воспоминания Аксёнова-старшего о пребывании в сталинских лагерях. Впервые эти мемуары были опубликованы в 1990-х годах на страницах журнала «Казань». А передал музею мемориальные предметы его главный редактор Юрий Балашов во время презентации свежего номера журнала, которая по традиции проходила в Доме Аксёнова.

По словам Балашова, оба артефакта ранее хранились в казанской семье Сальтиных, с которой после возвращения из лагерей породнился Павел Васильевич Аксёнов. Надежда Андреевна Сальтина, известный журналист, многие годы сотрудничала с журналом «Казань». Предметы, связанные с историей семьи Аксёновых, передали в редакцию её дочери.

«У нас уже есть пишущая машинка Василия Павловича, а теперь вот и эта, принадлежавшая Павлу Васильевичу, займёт почётное место в нашей коллекции», – сказала, принимая дары по случаю десятилетия дома-музея, его бессменный директор Ирина Аксёнова.

«Десять лет – это, конечно, очень условно. По моим ощущениям, прошло гораздо больше времени, учитывая, что мы начинали практически с нуля и сколько всего вместили эти годы. И не только в системе координат этого конкретного дома», – призналась Ирина Александровна в начале нашей импровизированной беседы.

Первый вопрос, который почти всегда ей задают при знакомстве, – не родственница ли она Василия Аксёнова? А ответ «нет» многих не столько разочаровывает, сколько ещё больше интригует – случайны ли такие совпадения? Может, когда-то они и были просто однофамильцами, но сейчас, спустя десять лет жизни в ауре аксёновского творчества и судьбы, безусловно, их связывает гораздо больше, чем одна фамилия.

 

  Ирина АКСЁНОВА,
директор музея:

ирина-аксенова

Разрабатывая концепцию Дома Аксёнова, мы прежде всего держали в уме слова самого Василия Павловича, который не раз признавался, что хотел бы видеть в Казани место, где можно выпить чашечку кофе, встретиться с единомышленниками и послушать джаз.

– Впервые вы оказались в этом доме в качестве архитектора, автора проекта его реставрации. Предполагали ли вы тогда, что задержитесь здесь так надол­го?

– Конечно, нет. Тем более что это не единственный мой реализованный проект литературно-мемориального музея. До этого были Каюм Насыри, Гаяз Исхаки, отчасти музей Боратынского… И принцип везде один – объём через содержание. Каждое здание – это портрет в том числе тех, кто здесь жил. И, занимаясь музеем Каюма Насыри, например, я точно так же увлеклась его творчеством, как и в случае с Аксёновым.

 

– То есть Аксёнова-писателя вы тоже открыли для себя через архитектуру?

– Я и раньше читала его книги, но не могу сказать, что он был моим кумиром. А по мере того как вникаешь в обстоятельства жизни, подо­плёку событий, меняется и отношение к творчеству, многое становится более понятным. К тому же, ранний и зрелый Аксёнов – это очень разные авторы.

 

– Но ведь с этим домом связано много интересного и помимо Аксёнова. Например, есть версия, что здесь жила Гала, Елена Дьяконова – муза Сальвадора Дали. Или это всё-таки легенда?

– Скорее всего, легенда. Но и эту версию мы не отбрасываем, потому что Гала действительно какое-то время жила в Казани, хотя попытки найти подтверждение этому в архивах пока не увенчались успехом. Зато доподлинно известно, что в этом доме до замужества жила Александра Андреевна Апехтина-Фукс, хозяйка известного в Казани литературного салона. И мы не исключаем, что эту «салонную» традицию она наследовала от родительского дома.

Разрабатывая концепцию Дома Аксёнова, мы прежде всего держали в уме слова самого Василия Павловича, который не раз признавался, что хотел бы видеть в Казани место, где можно выпить чашечку кофе, встретиться с единомышленниками и послушать джаз. И то, что его мечта воплотилась, на мой взгляд, это самое важное, что нам удалось. В то же время, зная особенности аксёновской натуры, а именно его любовь к импровизации, я понимаю, что это только начало. Впереди у нас не просто новые проекты, а следующий и тоже непростой этап по строительству того, что я называю живым музеем. Чтобы люди, приходя к нам, не просто заполняли какую-то паузу в своей жизни, но и ощущали некий импульс – творческий, интригующий, развивающий.

 

– Означает ли это, что мемориальная составляющая музея постепенно будет уходить на второй план?

– Нет, мемориальная часть никуда не уходит, потому что это суть музея. Но сегодня отношение к нему меняется, и просто набор экспонатов – это уже скучно. Должен быть стержень, а формат работы может меняться. Это как позвоночник. Он есть у всех, а характеры у людей разные.

 

– У вас уже сложились свои традиции, среди них – литературная среда, джазовый четверг, ежегодный «Аксёнов-фест»… Можете продолжить этот ряд?

– Сейчас мы запустили новый проект под названием «Воскресенье – детский день». К нам приходят разного возраста детишки и через приобщение к музыке, литературе, театру целенаправленно учатся говорить, думать, чувствовать… И это направление нам представляется очень перспективным. Потому что если говорить о будущем Дома Аксёнова, то прежде всего хотелось бы видеть здесь больше молодёжи.

Все мои пожелания музею – как живому существу. Безусловно, мне хочется, чтобы он развивался, в чём-то менялся, но самое важное – чтобы он сохранил свою живую, творческую сущность.

 


Фото: kzn.ru
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга
Выпуск: №179 (28753)


Добавить комментарий

IMG_3095 06.12.2019

Радиационная карта республики стала абсолютно чистой

Чистопольский район и весь Татарстан избавили от опасного наследства прошлого, о котором многие даже не догадывались....
1770
жемяужина-россии 06.12.2019

Для творчества границ не существует

«Конкурс «Жемчужина Татарстана», который уже шестой год проводится среди женщин с инвалидностью, - уникальный....
1440
дни-научного-кино 06.12.2019

Поклонникам интеллектуального досуга

Фестиваль актуального научного кино (ФАНК) пройдёт 9 и 10 декабря в казанском Центре современной культуры «Смена»....
1330
Явдат-Фаттахов 05.12.2019

Невостребованное руно и дорогое мясо

Только ли недостаток пастбищ мешает производить баранину...
2240
волна1 05.12.2019

Оргкомитет для «Новой волны»

Правительство Татарстана взяло на контроль организацию международного конкурса молодых исполнителей «Новая волна»....
1560
  • Мнение

    Виктор КУЗНЕЦОВ, советник губернатора Самарской области:

    Кузнецов

    В СССР по итогам соцсоревнования лучшие регионы и республики получали новые  перспективы для сотен тысяч людей. Мы с переменным успехом конкурировали с Татарией: получили АвтоВАЗ, а они чуть позже – КамАЗ. В Самаре чуть раньше, чем в Казани начали строить метро. Но с тех пор Татарстан намного опередил нас.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    7 декабря

    Роман Рамизович Фатхутдинов (1985), глава администрации Советского района Казани.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров