23 января 2021  12:06
Распечатать

Ильдус Кирамов и сто его самолётов

Опубликовано: 08.09.2020 15:19

 

Ильдус-Кирамов

После испытательного полёта. В центре – Ильдус Кирамов.


…Звонок из Лётно-исследовательского института имени Громова оказался несколько неожиданным. «К вам в Казань едет заслуженный лётчик-испытатель, ваш земляк. Если хотите, можем дать контакты». Мы хотели, а потому из первых уст услышали историю этого замечательного человека.

 

ДОРОГА В НЕБО

Детство Ильдуса Кирамова пришлось на время, когда едва ли не все мальчишки мечтали стать героями-лётчиками.

– Над нашим домом в Зеленодольске часто летал Ан-2, который обрабатывал лес от вредителей. Я забирался на крышу, махал пилотам рукой и был уверен, что однажды тоже полечу, – вспоминает Ильдус Хасанович.

Чтобы развить физическую форму, он занялся лыжным спортом и даже стал чемпионом республики среди юношей.

– После этого меня отправили на чемпионат РСФСР в Сыктывкар. Полёт туда на Ан-10 окончательно решил мою судьбу. Всё, что можно и нельзя, я посмотрел и потрогал, в салоне меня ни в какую не могли удержать на месте, – улыбается мой собеседник.

Окончив школу, Ильдус поступил учеником слесаря-сборщика на знаменитый Зеленодольской завод имени Серго Орджоникидзе, выпускавший снарядные гильзы и холодильники «Мир». Параллельно парень начал заниматься в Казанском авиа­ционном учебном центре ДОСААФ и в мае 1970 года совершил свой первый самостоятельный полёт.

 


Ещё в Польше Кирамов тесно общался с инженерами КБ Сухого, сопровождавшими свою новую машину. Интересовался современными конструкторскими решениями, старался докопаться до сути всех технических новинок, чем изрядно удивлял специалистов, не привыкших к такому вниманию со стороны строевых лётчиков


 

– Мы были одними из первых в стране, кто обучался сразу на реактивных самолётах. С аэродрома в Куркачах до сентября летали на Л-29, после призыва в армию пересели на учебно-тренировочный МиГ-15УТИ, а затем на боевой истребитель МиГ-17.

Подготовка в учебном полку на станции Сенная в Саратовской области велась по программе Харьковского высшего военно-авиационного училища лётчиков. В отличие от обычных выпускников ХВВАУЛ экстерны-двухгодичники были освобождены от высшей математики и марксизма-ленинизма. Всё время было посвящено изучению матчасти, пилотажной, боевой подготовке. Их, что называется, учили летать.

Окончив «ускоренный курс» с отличием, двадцатилетний лейтенант получил право выбора дальнейшего места службы, продолжив её в Северной группе войск на территории Польши.

 

ИЗ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ – В ИСПЫТАТЕЛИ

Рабочий график лётчиков СГВ был очень плотным, на полковых и совместных учениях стран Варшавского договора стреляли и бомбили, как говорится, от души. Относительное затишье из-за плохой погоды наступало лишь в ноябре – декабре – отпускном сезоне для молодёжи. Но однажды и «зимние каникулы» решили урезать. Поступило срочное указание отправить лучших лётчиков на освоение сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Су-17М, выпускавшегося в Комсомольске-на-Амуре.

– Теоретическую подготовку нам дали хорошую, матчасть самолёта изучили в полном объёме, однако спарки, учебной модификации тогда не было. Осваивать новую машину в воздухе пришлось самостоятельно, – рассказывает Ильдус Хасанович. – Но группа у нас подобралась крепкая, и всё прошло успешно. Дальнейшие три года в Польше я летал именно на Су-17М.

В это время в его полк стали поступать лётчики после полного курса обучения в военных училищах.

– На таких, как я, они глядели свысока, называли партизанами, пока не узнали, что часов налёта у нас на порядок больше. Насмешки прекратились, но к этому моменту я уже твёрдо решил окончить вуз и поступил на заочный факультет Московского института инженеров гражданской авиации.

Ещё в Польше Кирамов тесно общался с инженерами КБ Сухого, сопровождавшими свою новую машину. Интересовался современными конструкторскими решениями, старался докопаться до сути всех технических новинок, чем изрядно удивлял специалистов, не привыкших к такому вниманию со стороны строевых лётчиков. Молодому офицеру посоветовали работать там, где требовался научный и творческий подход.

 

МиГ-15-пилотирует-Ильдус-Кирамов.

Единственный летающий в России самолёт МиГ-15 пилотирует Ильдус Кирамов.

 

В 1979 году военный лётчик первого класса, служивший к тому времени в Забайкалье, отправился поступать в школу испытателей в Ахтубинске. Помимо строжайшей медкомиссии, кандидатов ожидали теоретические и лётные испытания, накануне которых разбился единственный в школе Су-17М.

– Мне сказали: «Будешь сдавать экзамен на МиГ-21»… Самолёт совершенно другого класса, который я прежде видел только на картинке! Дали минут пятнадцать-двадцать почитать руководство по лётной эксплуатации, ещё столько же посидеть в кабине – и полетели. Первый раз с инструктором, а второй – уже с инспектором. Но мне повезло, – улыбается мой собеседник.

На отлично был сдан, по сути, импровизированный тест на профпригодность. Ведь испытатель – это тот, кто впервые поднимает в небо незнакомую машину и сам составляет инструкции для обычных пилотов.

Стоит отметить, что из полусотни лучших лётчиков-истребителей со всего Союза, уже прошедших предварительный отбор мандатной комиссии, зачислили в школу вместе с Кирамовым всего семерых.

 

ОТ СУ-27 ДО… «ФАРМАНА»

Ахтубинская школа заставила досконально изучить аэродинамику и по-новому взглянуть на её законы, сломала стереотипы, «отменила» нелётную погоду и окончательно убедила, что лётчик-испытатель – это призвание. В 1982 году Кирамов добился перевода из строевой части на уже упомянутый завод в Комсомольске-на-Амуре, где «ставили на крыло» тяжёлый сверхзвуковой истребитель Су-27 и его модификации. Принципиально новая аэродинамическая схема, когда подъёмную силу создают крыло и фюзеляж как единое целое, система электродистанционного управления – все эти решения, «закреплённые» трудом испытателей, актуальны по сей день, а самолёт по-прежнему на боевом посту.

В 1992 году полковник Кирамов уволился из армии, перейдя в Лётно-исследовательский институт имени Громова в городе Жуковском. Впрочем, «гражданская» должность не отменяла боевой характер работы, за которую Ильдус Хасанович удостоен орденов Красной Звезды, «За личное мужество» и звания «Заслуженный лётчик-испытатель РФ». В его лётной книжке – более  ста типов освоенных, испытанных им летательных аппаратов.

Став начальником отдела авиации общего назначения (ныне – Центр сертификации единичных экземпляров воздушных судов гражданской авиации), Ильдус Хасанович вплотную занялся малой авиацией. С ней он впервые познакомился за пару лет до этого в аэроклубе Комсомольска-на-Амуре, а в ЛИИ начал с самолёта «Авиатика», презентовав детище преподавателей и студентов МАИ на авиасалоне в Ле Бурже. Но не всё шло столь гладко.

По словам моего собеседника, поднимать в небо современный истребитель как-то спокойнее: готовит машину целая бригада, есть резервные системы, два двигателя, которые редко отказывают одновременно, и, наконец, катапульта. Лёгкие же летательные аппараты – самые тяжёлые в плане происшествий.

В Иванове Ильдусу Хасановичу пришлось поднимать самолёт, у которого при развороте над полосой отказало управление.

– Когда я понял, что падение неизбежно, – говорит он, – то вспомнил рассказы старых лётчиков: энергию лобового удара надо «размазать» на энергию кручения, постаравшись не ткнуться носом… И вот я лежу под обломками, пытаясь не дать им раздавить грудную клетку. Что-то с глазами – почти ничего не вижу. За шиворот течёт бензин, и достаточно одной искры, чтобы я мгновенно зажарился. Повезло, что быстро подоспели местные, а дежурный врач на аэродроме оказался окулистом, спасшим мне зрение.

 


В 1992 году полковник Кирамов уволился из армии, перейдя в Лётно-исследовательский институт имени Громова в городе Жуковском. Впрочем, «гражданская» должность не отменяла боевой характер работы, за которую Ильдус Хасанович удостоен орденов Красной Звезды, «За личное мужество» и звания «Заслуженный лётчик-испытатель РФ»


 

Ещё одно падение произошло в результате деятельности некоего «Кулибина», сначала «усовершенствовавшего» топливную систему самолёта, а затем неправильно установившего спасательную парашютную систему. Лётчик сумел сохранить жизни себе и пассажиру, но получил компрессионный перелом позвоночника.

А ещё до перевода в Жуковский на слёте любителей малой авиации мой собеседник испытывал планер, у которого в полёте в результате аэродинамических просчётов начали разрушаться элероны. Фатальную вибрацию, известную пилотам как флаттер, удалось погасить за секунду до, казалось бы, неминуемой катастрофы. Задрав нос, планер оторвался от буксирной лебёдки, погасил скорость и благополучно приземлился.

Случилось так, что за действиями лётчика в критической ситуации наблюдали ведущие испытатели ЛИИ имени Громова. Рекомендации мэтров сыграли не последнюю роль в том, что Кирамов с профессиональной способностью хладнокровно действовать в нештатных ситуациях вскоре стал их коллегой. Ведь «обыденная» работа в институте состоит в испытании машин на штопор, на сваливание, на отказы техники, на тот же флаттер на сверхзвуковых скоростях. Кстати, знаменитая пилотажная «кобра» на Су-27 тоже родилась в ЛИИ.

Современных испытателей многое роднит с теми, кто в начале прошлого века поднимал в воздух «Фарманы» и «Вуазены». На репликах (действующих копиях) этих самолётов, а также на модификации настоящего довоенного И-15, удалось полетать и Ильдусу Хасановичу.

– Особенно впечатлил «Фарман», – улыбается мой собеседник. – Весь планер из дерева и ткани, на струнах… Сидишь перед двигателем, в потоке воздуха, на такой табуреточке и проникаешься особым уважением к пионерам авиации.

Уважения достойна и отечественная авиация вместе с теми, кто не даёт забывать о её достижениях. Благодаря стараниям Ильдуса Кирамова, его единомышленников, спонсоров в России сегодня есть летающий экземпляр знаменитого истребителя МиГ-15. Это самый массовый в истории реактивный самолёт, ставший знаменитым во время Корейской войны. Ветеран, поднятый Кирамовым в воздух в год столетия ВВС России, уже несколько лет является гвоздём программы знаменитых авиа­шоу. Но больше всего Ильдус Хасанович мечтает продраться сквозь авиабюрократию и показать самолёт в небе своей малой родины – Татар­стана.


Фото: из личного архива Ильдуса Кирамова
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №131 (28900)


Добавить комментарий

архив 22.01.2021

О главных аргументах в исторических спорах

И не только о них говорили на итоговой коллегии Госкомитета РТ по архивному делу....
2930
вакцинация 22.01.2021

Вакцину получат все, у кого есть запрос

В Татарстане нет приоритетов в распределении вакцины от коронавируса. Её получат те, у кого есть на это запрос....
2290
тарифы 22.01.2021

Умеряя аппетиты поставщиков услуг

Госкомитет по тарифам подвёл итоги прошедшего года....
2680
чп 22.01.2021

ЧП районного масштаба

Два человека погибли и один получил серьёзные травмы в результате взрыва, который произошёл на одном из нефтяных предприятий в Сармановском районе....
2020
мчс 22.01.2021

«Термические точки» спасли 175 поселений от огня

Новое мобильное приложение, разработанное МЧС России, используют для обнаружения ландшафтных пожаров....
2510

Мнение

Татьяна ГОЛИКОВА, заместитель Председателя Правительства РФ:

ГОЛИКОВА

Долгое время Москва и Санкт­-Петербург были основными центрами притяжения для зарубежных гостей. Не менее притягательной стала сейчас Казань. Я была в Татарстане с частным визитом, и многое оказалось для меня открытием. Здесь смолоду воспитывают любовь к своей земле, к традициям. Неоценим вклад Татарстана и в экономику со­временной России.

Все мнения

Видеосюжет

Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    23 января

    Ркаил Рафаилович Зайдуллин (1962), депутат Госсовета Татарстана, заведующий литературной частью Нижнекамского государственного татарского драматического театра им. Т.Миннуллина.

    Альберт Анварович Каримов (1976), заместитель Премьер-министра – министр промышленности и торговли Татарстана.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров