28 января 2021  5:08
Распечатать

«И величавый белый лебедь по глади зеркала скользил…»

Опубликовано: 26.02.2020 16:04

К юбилею Сании Хантимировой

 

Сания-Хантимиров

 

Казанский балет – явление яркое и уникальное, с ним связано немало блистательных имён танцовщиков. К числу выдающихся служительниц Терпсихоры, отдавших жизнь поиску идеала на балетной сцене, принадлежит и народная артистка Татарстана Сания Хантимирова.

 

Генеалогия Хантимировых восходит к крепким крестьянским корням. Её отец – уроженец Нурлатского района, мама будущей балерины выросла на Вятке, затем жила в Свердловске, а позже вся семья переехала в Казань. Здесь у Нафисы и Хасана Хантимировых в 1945 году родилась дочь Сания, а спустя три года – её младший брат Ахсан. Хасан-абый прошёл фронт и в 1952 году скончался от старых ран, оставив на руках жены двух маленьких детей.

Любовь к музыкальному театру будущей приме казанского балета привила мама. Она помнила блистательные выступления в Свердловске Нияза Даутова и всегда с восторгом рассказывала детям о спектаклях с его участием. А в Казани она стала брать с собой в театр подросшую дочь… Самым сильным детским впечатлением Сании стал балет «Лебединое озеро». Сказочная героиня настолько очаровала девочку красотой и грациозностью, что она буквально заболела хореографией. Позже, как вспоминает Сания Хасановна, она узнала, что партию Одетты – Одилии в том спектакле танцевала звезда казанского балета пятидесятых годов Нинель Юлтыева. Впоследствии судьба снова их сведёт, и Нинель Даутовна станет наставницей юной «грации» Хантимировой.

А пока маленькая Сания с удовольствием ходила в школьный танцевальный кружок. В 1950-е годы любимым местом отдыха казанцев был парк «Чёрное озеро». Летом здесь играл оркестр, выступали детские коллективы, зимой были ёлка и каток. Традиция ныне почти забытая… Сания тоже не раз выходила на летнюю эстраду «Чёрного озера» и однажды даже получила приз за лучшее исполнение народного танца.

 

Сания-Хантимирова2В 1956 году в Казани достроили новое здание театра оперы и балета, и вскоре сюда приехали педагоги-хоре-ографы из Ленинграда для отбора талантливых детей в Вагановское училище. Поистине добрая фея из сказки улыбнулась девочке, любившей танцевать и импровизировать. Юная Сания успешно прошла конкурс и поехала учиться в Северную Пальмиру.

Ленинградское хореографическое училище (ныне – Академия русского балета им. А.Я.Вагановой) – одна из старейших  балетных школ мира. Здесь начинали свой путь на сцену Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников… В музее истории балета при училище замечательный педагог, гречанка по происхождению М.Х.Франгопуло приобщала юные казанские таланты к миру императорских театров и балетных легенд. До сих пор Сания Хасановна не устаёт благодарить своих выдающихся наставников, которые помогли её профессиональному становлению. Летом 1965 года, с отличием окончив училище, она возвращается в Казань.

Поступив на работу в театр оперы и балета имени М.Джалиля, Сания едет на гастроли в Чебоксары, где после двух репетиций её вводят вместо заболевшей исполнительницы испанского танца в спектакль «Травиата».

В дальнейшем репертуар балерины стремительно пополнялся разноплановыми ролями. Сама Хантимирова отдавала предпочтение романтическим образам. Неслучайно среди её самых любимых партий – Аврора («Спящая красавица»), Мария («Бахчисарайский фонтан»), Жизель, Сююмбике («Шурале»). Всего же в её послужном списке свыше 40 партий.

Многие классические партии Хантимирова знала наизусть. Быстро вживаться в роль помогал и актёрский талант. «Меня всегда привлекала в балете возможность актёрского самовыражения, – признаётся она. – Исполняя одни и те же па, я всегда искала особую хореографическую интонацию, чтобы тот же арабеск был неповторим в балетах разных стилей».

 


Танец Хантимировой всегда отличался лёгкостью, воздушностью. А такие черты её внутреннего «я», как теплота и задушевность, наполняли образы мягким звучанием. И это неслучайно, ведь творческим идеалом для балерины всегда была великая Галина Уланова


 

Отзывы критиков тех лет дают возможность представить многогранный творческий облик танцовщицы. Например, газета «Вечерний Омск» в 1982 году писала о Хантимировой: «В пластике её Джульетты много по-детски хрупких, угловатых, наивных движений, настроение меняется мгновенно: она шалит, капризничает, сердит Кормилицу, а потом тут же ласкается к ней. Уже в этой сцене балерина мягко намечает логику развития образа – в самом финале картины Джульетта, вдруг осознав себя не ребёнком, а юной девушкой, переходит с детской резвости к мыслям о том, что ждёт её в жизни. Здесь и волнение, и тревожное предчувствие, и тихая грусть… Глубоким драматизмом исполнен танец Хантимировой в келье священника, это настоящая исповедь героини… И вот мы видим Джульетту, давшую согласие на свадьбу с Парисом: какие заученно-механические движения, какая трагическая растерянность в них, какое духовное одиночество! Артистка верна Шекспиру и верна Прокофьеву».

 

Сания-Хантимирова-в-роли-Жизели

Сания Хантимирова в роли Жизели.

Танец Хантимировой всегда отличался лёгкостью, воздушностью. А такие черты её внутреннего «я», как теплота и задушевность, наполняли образы мягким звучанием. И это неслучайно, ведь творческим идеалом для балерины всегда была великая Галина Уланова.

Своим вдохновенным трудом Сания Хантимирова завоевала признание и любовь зрителей, уважение в коллективе. В её танце присутствовали и правда, и философская мысль, и психологическая глубина. Хантимирова благодарна судьбе за замечательных партнёров. Это Ревдар Садыков, Салих Хайруллин, Камиль Гайнуллин, Наиль Сарваров, Виталий Бортяков, братья Ибатуллины. Хотя, как однажды пошутил Джордж Баланчин, балет – это женский мир, в котором мужчина – лишь почётный гость.

В 1992 году Сания Хантимирова окончила балетмейстерское отделение Петербургской консерватории и осуществила ряд постановок в родном театре. В их числе – «польский» акт в опере «Борис Годунов», танцы в оперных спектаклях «Алтынчеч» и «Джельсомино в Стране лжецов».

Многие годы Сания Хасановна преподаёт в Казанском хореографическом училище, передавая свой уникальный опыт молодёжи. Среди её воспитанников – народная артистка Татарстана Луиза Мухаметгалеева, солист Пражского балета Игорь Жуков, заслуженный артист России Николай Шильников, заслуженные артисты Татарстана Артём Белов, Михаил Тимаев, Станислав Сырадоев, Айсылу Мирхафизхан и многие другие. Она очень любит своих ребят, следит за их успехами, что-то подсказывает… И они, будучи уже и сами большими артистами, отвечают ей взаимностью.

Накануне юбилея легенды татарского балета мы побеседовали с некоторыми из её звёздных учеников.

 

С-любимым-учеником-Артёмом-Беловым

С любимым учеником Артёмом Беловым.

Артём Белов: «Сания Хантимирова – редкий профессионал с уникальным видением детского таланта. Попасть в её руки – это счастье. Она знала моих родителей, общалась со всей семьёй, следила за моими робкими шагами в балете, подсказывала нюансы: как стоять, двигаться, носить костюмы, как не сломать руку или ногу. Все её замечания я впитывал, как губка, дико уставал, но постепенно начал понимать смысл выбранной профессии. Как говорила великая Фаина Раневская, балет – это каторга, усыпанная цветами, но сколько же надо проделать черновой работы, чтобы тебя заметили, похвалили, назначили премьером! Я очень благодарен моим педагогам Виталию Николаевичу Бортякову и Сание Хасановне Хантимировой за веру в меня, за становление моего профессионализма, теперь я и сам уже педагог, за любовь сквозь отчаяние, когда хочется всё бросить и больше не появляться на репетициях. Я их обожаю и сердечно желаю энергии, душевной щедрости, любви и новых маленьких лебедей!»

Михаил Тимаев: «Сания Хасановна – удивительно добрая и нежная женщина. Порой её доброжелательность, советы творят чудеса: вырастают крылья – и паришь в «Спартаке», борешься со злом в «Лебедином озере», сражаешься за любовь в «Ромео и Джульетте»… Наш театр всегда полон, зрители нас любят, после спектакля мы, мокрые от счастья, пота и слёз, выходим на поклоны, благодарим за цветы, радуемся вместе с залом. Есть ли в этот момент люди счастливее нас? Только наши педагоги!»

Марат ШАКИРЗЯНОВ
Фото из личного архива автора


Выпуск: №29 (28798)


Добавить комментарий

афанасьев 27.01.2021

«Постоянно совершенствоваться – что может быть увлекательнее»

жизнь Михаила Афанасьева меняется. Десять лет отдал науке, десять – бизнесу, третье десятилетие – он в кресле главы района....
2010
Газалиева 27.01.2021

Мы части единого целого под названием «Россия»

Год назад был запущен республиканский медиапроект «Tatarstan today. Открытый миру»....
2270
МАСКАРА-мечеть 26.01.2021

Легенды и быль древней Маскары

О подвижниках из глубинки, заслугах купцов-просветителей и родовых корнях Чингиза Айтматова....
6580
студень-года 25.01.2021

«Вы – будущее республики»

Дамир Нургалиев, студент второго курса юридического факультета Казанского инновационного университета имени Тимирясова, стал победителем республиканского конкурса «Студент года – 2020». Награду ему на сцене казанской «Пирамиды» вручил Президент Рустам Минниханов....
6270
культура 25.01.2021

Культура после локдауна

Оглядываясь на прошлый год, можно ещё раз констатировать, что культурный локдаун-2020 оказался одним из самых жёстких и продолжительных....
5630

Мнение

Дарья САННИКОВА, директор комитета по развитию туризма мэрии Казани:

САННИКОВА

Турпоток в прошлом году снизился более чем наполовину, до 1,7 миллиона человек. Но гости хлынули к нам, как только ограничительные меры были смягчены. В новогодние праздники мы получили те же показатели, что и годом ранее, с небольшим снижением. Загрузка отелей превысила 77 процентов, а на пике достигала 96 процентов.

Все мнения

Видеосюжет

Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    28 января

    Тимур Наилевич Шагивалеев (1978), депутата Госсовета Татарстана, гендиректор особой экономической зоны «Алабуга».

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров