Вот уже несколько дней Казань заряжается эмоциями, которыми щедро делится с горожанами молодёжь, приехавшая со всего мира на чемпионат рабочих профессий. Татарстан по праву гордится тем, что этот масштабный форум проходит именно у нас. Несомненный его плюс ещё и в том, что он подхлестнул интерес к теме рабочих специальностей, сыграл на авторитет человека труда, который объективно нуждается сегодня во всеобщей поддержке, в популяризации, особенно среди подрастающего поколения. Мы спросили наших читателей: насколько эта тема близка им лично и актуально ли на сегодня трудовое воспитание школьников?
- Виталий Егоров, ветеран спорта, Чистополь:
– В свое время, после окончания семилетки, я поступил в ремесленное училище, получил специальность столяра. На предприятии меня закрепили за опытным мастером. Пройдя трудовую закалку, успел окончить вуз. К сожалению, в последние годы ряд училищ по подготовке кадров строителей, речников, специалистов сельского хозяйства и других специальностей в нашем городе как-то незаметно исчез и рабочие профессии стали вроде бы непрестижными. Молодые люди, их родители, школы ориентированы в основном на поступление в вузы, по этому показателю оценивается и качество образования. Трудовое воспитание в семье, школе – самый верный компас на формирование достойного человека, правильного выбора им дальнейшей профессии.
- Нияз Каримов, эксперт по промышленному оборудованию, Набережные Челны:
– Сейчас нередко можно услышать от молодежи в адрес родителей: дайте мне средства, я открою свой бизнес! А когда я был подростком, в нашей среде престижно было иметь свою собственную копейку, а не выклянченную у родителей. Я свои первые деньги заработал в 15 лет, вел кружок по авиамоделированию. А моя внучка первый рубль заработала уже в 10 лет: они с подружками организовали клуб по ручному творчеству для девочек, нашли спонсоров – конечно, пока из числа тех же родителей. Но на эти деньги приобрели необходимые товары, шьют игрушки, хотят продвигать их в Интернете. Я просто поражаюсь, насколько рано взрослеют современные дети, но рад, что уже в таком возрасте мои внуки понимают, что это такое – организовать собственное дело.
- Алина Мухаметзянова, повар, Зеленодольск:
– Моё твердое убеждение – ребенок должен сначала получить высшее образование, чтобы найти потом хорошую работу. Другое дело, что нужно правильно выбрать специальность, которая нужна на рынке труда. Учёба – это ведь тоже большой труд. И потом, если идти работать на современное производство, сегодня в большинстве случаев нужно иметь диплом вуза – вон, какие станки показывают, с компьютерным управлением! Знаете, я ведь сама без высшего образования, окончила училище, поленилась дальше идти учиться, о чём сейчас жалею. Мне возраст уже не позволяет думать о каких-то перспективах, поэтому сделаю всё, чтобы моя дочь после школы получила высшее образование, всё равно в этом случае профессиональный выбор намного шире.
- Маргарита Лемехова, бухгалтер, Казань:
– Я хорошо помню, что каждое лето, начиная с седьмого класса, мы с подружкой подрабатывали в аптеке, мыли склянки. Нам даже что-то платили. Сегодня официально трудоустроить 13–14 летнего подростка на лето практически невозможно. По закону школьник такого возраста может работать, если не ошибаюсь, только два часа. Конечно, работодатели не хотят брать на себя ответственность на такое короткое время. Мой муж работает в бригаде по ремонту квартир, недавно впервые взял с собой нашего 12-летнего внука. Тот пришёл уставший, но такой довольный, ведь он реально помогал взрослым. А когда муж дал ему небольшую сумму, поблагодарив за хорошую работу, мальчишка был на седьмом небе! Главное здесь – заинтересовать ребенка, научить его не бояться работы, тогда и проблем с трудовым воспитанием не будет!
Геннадий АБРАМОВ, Ирина МУШКИНА, Марина СЕЛСКОВА, «РТ»