22 февраля 2020  3:19
Распечатать

Гнездо для пеликана

Опубликовано: 13.11.2019 13:47

Послесловие к конкурсу «Учитель года России»

 

учитекл

 

В октябре казанский учитель биологии Наиль Мирсаитов (на снимке) вошёл в пятёрку лучших учителей России. Нет, главную награду конкурса – «Большого хрустального пеликана» – получил не он, лучшим учителем страны 2019 года признали его волгоградскую коллегу. Что, думается, не мешает считать и Наиля победителем тоже. И вот почему.

 

Каждый год на конкурс «Учитель года России» съезжаются педагоги из всех субъектов Российской Федерации. Каждый – победитель в своём регионе, то есть уже чемпион. Понятно, что однозначно назвать одного-единственного лучшего из 85 претендентов трудно. Поэтому те, кто входит в итоге в список пятнадцати, и уж особенно пяти «самых-самых», вполне могут тоже считаться победителями. К тому же не стоит забывать, что татарстанский учитель Алла Головенькина побеждала на конкурсе совсем недавно, в 2014 году, а организаторам наверняка хочется поощрить максимально большее число регионов…

В общем, казанский педагог в пятёрке финалистов – это практически победа, тем более что и «Хрустальный пеликан» у Наиля Галимжановича теперь есть – пусть не большой, а малый. (Если кто не знает, пеликан считается символом педагогики, так как по легенде он являет собой пример самоотверженной любви к детям -: разрывая клювом собственную грудь, кормит голодных птенцов своей кровью. Орнитологи говорят, что на самом деле он этого не делает, но легенда на то и легенда, чтобы дарить людям символы).

И вот какой интересный факт. Наиль Мирсаитов работает в Казанском лицее-интернате №2. Два года назад, в 2017-м, в пятёрку лучших российских педагогов на конкурсе вошёл преподаватель математики из того же лицея Алмаз Хамидуллин. Вообще, за всю почти тридцатилетнюю историю конкурса «Учитель года» татарстанские педагоги выходили в этот «финал финалов» только три раза. И, получается, дважды это были учителя 2-го лицея…

– Это заслуга самих наших педагогов, – скромно улыбается в ответ на мою просьбу поделиться секретом такого успеха директор лицея Ирек Ризванов. – Они оба – люди с отличным образованием, один выпускник Московского государственного университета, другой – Московского педагогического государственного университета. Оба молодые, амбициозные, сильные, обладают фундаментальными предметными знаниями, свободно владеют английским…

 


Секрет учительского успеха всё же не только в личности самого педагога, но и в обстановке, в которой он работает. И тут уместно вспомнить, что и до побед на учительских конкурсах лицею-интернату №2 Московского района Казани было чем похвастаться. Его ученики неоднократно становились призёрами и победителями самых разных олимпиад, в том числе на всероссийском уровне. А сам лицей неоднократно оказывался в рейтинге лучших школ России


 

– Кроме того, претендент на победу в конкурсе «Учитель года» должен быть, если хотите, своего рода шоуменом, артистом, умеющим себя подать. И наши ребята в этом преуспели, – добавляет красок к портретам коллег один из ведущих педагогов лицея, учитель истории Юрий Лазарев.

В общем, понятно, почему такие учителя производят должное впечатление не только на своих учеников (которые, судя по отзывам лицеистов, от них просто в восторге), но и на строгое жюри всероссийского конкурса. Вопрос в другом: как удержать таких звёзд в обычной школе? Ну хорошо, пусть даже не совсем уж в обычной, всё-таки лицей-интернат №2 рассчитан на одарённых детей. Но при этом он остаётся муниципальным общеобразовательным учреждением с практически такими же зарплатами, как в среднем по Казани…

– Невозможно удержать учителя в школе, если он сам за эту школу держаться не будет, – говорит Алмаз Хамидуллин. – Мне очень нравится работать в нашем лицее. У меня самые крутые коллеги, и такой атмосферы взаимопонимания я не встречал ни в какой другой школе.

Значит, секрет учительского успеха всё же не только в личности самого педагога, но и в обстановке, в которой он работает. И тут уместно вспомнить, что и до побед на учительских конкурсах лицею-интернату №2 Московского района Казани было чем похвастаться. Его ученики неоднократно становились призёрами и победителями самых разных олимпиад, в том числе на всероссийском уровне. А сам лицей неоднократно оказывался в рейтинге лучших школ России.

На сайте лицея указано, что это «инновационное учебное заведение». У него действительно есть свои особенности, отличающие его от других школ. Учатся тут только мальчики, которых принимают в лицей после шестого класса. Обосновывая этот принцип, в лицее говорят, что в обычных школах ребята-подростки стесняются девчонок, поэтому становятся пассивными, на уроках предпочитают отмалчиваться, охотно отдавая «слабой половине» право на лидерство. В суровой мужской компании, когда прятаться уже не за кого, они активно включаются в учебный процесс и раскрываются совершенно подчас с неожиданных сторон.

Но есть ещё один нюанс: в лицее и педагоги на 80 процентов – мужчины. И это, наверное, как раз рождает ту атмосферу, о которой говорит Алмаз Хамидуллин. То, что можно назвать «демократия без анархии», когда учителя и ученики – партнёры, когда ученическая ответственность строится не на страхе перед учителем, а на принципе мужской ответственности перед старшим за дело, которое тебе поручено, за учёбу.

– У нас царит настоящий лицейский дух, мы семья, – говорит Юрий Лазарев. – Ощущение определённого братства – это как раз то, что нас отличает.

 


– Наш опыт не должен пропасть, мы должны его использовать на благо республики, – говорит и сам победитель, Наиль Мирсаитов. – И нельзя ограничиваться в этой работе только конкурсом «Учитель года». Очень важно, чтобы педагоги, которые хорошо себя там проявили, ездили по другим школам, в том числе по другим регионам, проводили мастер-классы, делились опытом с коллегами. Жизнь «после конкурса», наверное, даже более важна, потому что как раз здесь проявляется его польза для нашего образования в целом


 

Здесь, говорят педагоги, не принято «давить авторитетом», основанным на должностном превосходстве.

– Я ведь сам в этот лицей пришёл работать девятнадцатилетним, и многие из моих нынешних подчинённых взрастили и меня в том числе, – смеётся директор лицея. – И я чувствую, как они до сих пор надо мной работают, просто очень корректно, красиво и умело.

Наверное, когда руководитель и коллектив так воспринимают друг друга, это действительно свидетельствует об особой атмосфере. А если в такой атмосфере ещё и формируется команда, готовящая «своего» конкурсанта…

Победить же в конкурсе «Учитель года», говорит сам Наиль Мирсаитов, без команды действительно очень сложно.

– И если у меня что-то получилось – то это только наша общая заслуга, и я очень благодарен коллегам, которые были со мной рядом на всех этапах конкурса, – рассказывает Наиль Галимжанович.

– Мы уже старожилы этого соревновательного процесса, – улыбается Юрий Лазарев, один из тех, кто как раз и работал оба раза в лицейской команде по подготовке конкурсантов. – Мы видели и причины первого успеха – победы Алмаза Хамидуллина, знаем причины победы Наиля Мирсаитова. Нужно ещё отметить, что при подготовке нас поддерживало республиканское Министерство образования и науки, создав определённую поддержку нашей творческой группе по подготовке к конкурсу. Да, ни для кого не секрет, что «Учитель года» – это уже давно не индивидуальный конкурс. Тут нужна сработавшаяся команда единомышленников, которая будет готовить педагога, чтобы он мог проявить свои лучшие качества, и это подготовка не быстрая, она требует нескольких месяцев интенсивной работы. А объём этой работы очень велик, один человек за короткое время с ним не справится. Ну а поскольку команда у нас уже есть, мы готовы (при поддержке Минобрнауки) работать и дальше. Думаю, у Татарстана – не последний «Хрустальный пеликан». Будем вить гнездо…

– Наш опыт не должен пропасть, мы должны его использовать на благо республики, – говорит и сам победитель, Наиль Мирсаитов. – И нельзя ограничиваться в этой работе только конкурсом «Учитель года». Очень важно, чтобы педагоги, которые хорошо себя там проявили, ездили по другим школам, в том числе по другим регионам, проводили мастер-классы, делились опытом с коллегами. Жизнь «после конкурса», наверное, даже более важна, потому что как раз здесь проявляется его польза для нашего образования в целом. Многим коллегам нужны сегодня методическая поддержка, мотивация. У нас сейчас сформировалось сообщество лучших учителей со всей России, и это тоже серьёзная команда. Мы обмениваемся своими презентациями, мастер-классами и по возможности будем ездить по школам страны, чтобы делиться своими наработками. Надеемся, это поможет поднять российское образование на новый уровень.


Фото: Минобрнауки РТ
Автор статьи: ЧЕСНОКОВА Евгения
Выпуск: №168 (28742)


Добавить комментарий

75-лет-Победы 21.02.2020

Низкий поклон вам, ветераны!

  Заседание республиканского организационного комитета «Победа» в Доме Правительства провёл 20 февраля Президент Рустам Минниханов. В работе...
1040
Строительство-Нижнекамска 21.02.2020

Поколение, достойное памятника

В декабре нынешнего года исполняется 60 лет с начала строительства Нижнекамска – третьего по величине города в Татарстане....
1400
беспилотники 20.02.2020

Беспилотники: законопроект на аутсорсинге

Татарстан – территория инноваций. Неслучайно именно наша республика наряду со столичным регионом стала участником эксперимента по выводу беспилотных автомобилей на дороги общего пользования....
3440
егэ 20.02.2020

Родители сдают ЕГЭ в четвёртый раз

Так страшно ли сдавать Единый государственный экзамен на самом деле? Ответ на этот вопрос могут узнать взрослые, приняв участие во всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», которая продлится до 2 марта....
2280
фасад-здания 20.02.2020

Что скрывает фасад?

Долговечность вентилируемых фронтонов зависит от качественных материалов и правильных монтажа и эксплуатации....
2930
  • Мнение

    Радик ГАФУРОВ, ответственный секретарь оргкомитета Всероссийского мужского фестиваля «Камский клинок»:

    радик-гафуров

    «Камский клинок», который пройдёт с 22 по 24 февраля, станет традиционным для Нижнекамска, ежегодным. Он выявит то, что сейчас интересно современному мужчине. Основная задача – показать, что Россия сильно опирается на регионы. На фестивале будет работать уникальная выставка оружия от Великой Отечественной войны до современности.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    22 февраля

    Игорь Леонидович Савельев (1968), заместитель руководителя Аппарата Президента – руководитель Экспертного департамента Президента Татарстана.

    Азгар Шафикович Шакиров (1940), актёр ТГАТ им. Г.Камала, народный артист России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров