6 апреля 2020  5:20
Распечатать

Формула обновления

Опубликовано: 07.01.2016 0:00

Почему так важно заботиться о приведении парка сельхозтехники в полную готовность

 

Тагирзянов

Идут первые дни 2016 года, но для татарстанских аграриев он наступил еще полтора месяца назад. Ведь именно в ноябре они начали готовиться к очередной посевной кампании. В республике достаточно большой парк импортной техники. Ее эксплуатация предусматривает и обеспечение запчастями, что в условиях санкций может оказаться проблематичным. Нынешней весной на поля республики выйдут почти 14 тысяч тракторов, более 600 посевных комплексов, 12 тысяч сеялок и культиваторов, а также тысяча многофункциональных почвообрабатывающих агрегатов. Эта техника, хорошо отработавшая в прошлом сезоне, нуждается в восстановлении. На него, согласно расчетам и дефектовочным ведомостям, требуется около трех миллиардов рублей. О нынешнем состоянии машинно­тракторного парка и путях снижения расходов на его подготовку к весенним полевым работам наша беседа с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия по инженерно­технической политике Тальгатом Тагирзяновым.

 

 

– Тальгат Галимзянович, в прошлые годы наши аграрии сталкивались с проблемой ремонта и обеспечения зарубежных «лошадок» запчастями. Теперь, наверное, ситуация обострилась?

– Да, в силу известных причин запчасти к зарубежной сельхозтехнике подорожали вдвое. Нас спасает то, что машиностроительные предприятия Татарстана освоили выпуск почти тысячи аналогов деталей и оборудования для импортных сельхозмашин. Их продукция в два-три раза дешевле оригиналов, пользуется спросом. Но его сезонность и единичность заказов тормозят процесс производства.

Уже в первые недели подготовительного сезона сельхозпредприятиями республики приобретено запасных частей на 440 миллионов рублей, это 30 процентов от потребности. Тем, кто еще не разместил заказы на запчасти, следует сделать это в ближайшее время. При содействии Минпромторга республики служба инженерно-технического обеспечения аграрного ведомства отправит на машиностроительные предприятия Татарстана, Самарской области и Башкортостана заказы на изготовление деталей и агрегатов импортных сельхозмашин и оборудования.

 

– К каким срокам должна быть готова вся техника?

– К 1 апреля механизаторы и слесари обязаны подготовить все посевные и почвообрабатывающие машины и тракторы; до 10 мая – отремонтировать кормоуборочные машины; к 1 июля – обеспечить готовность зерноуборочной техники, а к 10 августа – свекло- и картофелеуборочных машин. В этой работе задействованы 700 ремонтных мастерских, около 800 пунктов ремонта и регулировки сельхозмашин, более тысяч ремонтных звеньев, около трех тысяч квалифицированных механизаторов и слесарей.

Раньше всех и активнее приступили к подготовке сельхозтехники хозяйства Актанышского, Атнинского, Азнакаевского, Балтасинского, Буинского и Сабинского районов. Уже в ноябре прошлого года полностью завершили ремонт почвообрабатывающих и посевных машин в агропредприятиях «Чишма» и «Башак» (Актанышский район), «Яшь Куч» (Елабужский), КФХ «Исламов И.З.» (Муслюмовский), «Коммуна» и «Авангард» (Буинский) и ряде других.

 

– А если взять ремонтные предприятия, какие из них зарекомендовали себя с хорошей стороны?

– Ремонтом различных ди­зельных двигателей, в том числе импортных, успешно занимается казанское предприятие ООО «Авторемзавод». Одним из специализированных производств по ремонту сложной техники является ООО «Финагротрейд» ЗАО «Агросила-групп», создавшее неплохую сервисную службу. Освоило производство более 700 различных деталей к сельхозтехнике, в том числе импортной, ООО «Спецтехника Альметьевск». Кузембетьевский РМЗ обеспечивает ремонт всего модельного ряда двигателей сельхозназначения, арский «Регионтехцентр» специализируется на двигателях ряда СМД, А-01, А-41, Д-144 и других, Д-260 с восстановлением блоков и головок цилиндров, ЯМЗ, КамАЗ и других. В ремонте тракторов К-700 и их агрегатов поднаторели коллективы предприятий «Челны-Кировец» и «Тукаевский технический центр» (Набережные Челны), а также ИП «Шайхутдинов» в Алькеевском районе.

 

korenovsk

На селе в самом разгаре подготовка техники к посевной.

 

– Минсельхозпродом республики составлен рейтинг районов с учетом многих показателей экономики, растениеводства, животноводства. При этом ничего не говорится об инженерно-технической составляющей. Почему?

– Дело в том, что хорошая оснащенность хозяйств в районах подразумевается сама собой. Все мы знаем, что от уровня технической обеспеченности и инженерной службы зависят и качество работ, и сроки их выполнения, и уровень производства сельхозпродукции, ее себестоимость, заработная плата аграриев. В производстве все должно быть нацелено на получение прибыли. У нас есть возможности производить конкурентоспособную продукцию и выплачивать достойную зарплату наравне с другими отраслями. Мы должны понимать: только увеличив производительность в два-три раза, можно вдвое поднять зар­плату механизаторов.

 

– В сезон уборочных работ зарплата механизаторов бывает самой высокой в аграрном секторе, 50-60 тысяч рублей. Так что хлеборобам вроде бы грех жаловаться…

– Высокая зарплата в сезон уборки мало о чем говорит, ведь речь идет о низкой средней зарплате по году. Есть хозяйства,  например, «Авангард» (Буинский район), СХПК «им. Ленина» (Атнинский), «Татарстан» (Балтасинский), «Кырлай» (Арский), где зарплата составляет 20–30 тысяч рублей. Но их в республике не так много. Зато отстающих, таких как «Золотая Нива» Менделеевского района или «Сет иле Тюлячи», где механизаторы получают от 9 до 15 тысяч рублей, предостаточно. Руководители этих предприятий потом жалуются на дефицит механизаторов и на то, что вынуждены «заманивать» высокой зарплатой хлеборобов из других регионов. А почему бы не платить достойную зарплату своим работникам? Тогда бы они не сбегали…

Однако следует помнить, что лишь высокая зарплата не решит проблему дефицита специалистов. Муниципальные власти и руководители предприятий должны сообща решать социально-бытовые вопросы сельчан… У механизаторов, слесарей, инженерно-технических работников должны быть комфортные условия труда, а сегодня, например, из 992 типовых мастерских отапливается только треть. Нужно отапливать также пункты ремонта и регулировки сельхозмашин (их у нас около тысячи), у всех должна быть площадка для ремонта и регулировки техники!

 

– Низкая зарплата начисляется, как правило, в отстающих хозяйствах, где нет средств на пополнение не только фонда оплаты труда, но и обновление парка сельхозтехники. Здесь продолжают использовать старую, экономически нецелесообразную технику с отработанным ресурсом. Идет перерасход запасных частей и ГСМ. Но такую технику механизаторы не берутся обслуживать, ведь на ней не заработаешь. Получается замкнутый круг…

– Увеличить производительность можно на основе энергоресурсосберегающих технологий, используя многофункциональные, широкозахватные агрегаты, энергонасыщенные тракторы, выполняющие за один проход пять-шесть операций. А у нас более половины районов республики имеют энергообеспеченность сельскохозяйственного производства всего 100–150 лошадиных сил на 100 гектаров посевной площади. Это в два раза меньше, чем в Европе и Америке.

 

– Готово ли государство помочь предприятиям с обновлением парка сельхозтехники?

– Не только готово, но уже помогает. С 2014 года в республике работает трехлетняя программа технической модернизации. Она предусматривает возмещение из бюджета ежегодно двух миллиардов рублей на субсидирование 40 процентов стоимости приобретаемой отечественной техники и оборудования. Программа позволяет обеспечить ежегодное обновление техники и оборудования на шесть миллиардов рублей. Субсидируется техника российского производства, приобретенная в 2014 и 2015 годах, при наличии сервиса на нее в республике. Каждое хозяйство имеет свои лимиты в зависимости от пашни и выручки.

Еще есть федеральная программа, по которой государство снижает заводскую цену техники на 25 процентов, возмещая затраты заводу-изготовителю. К примеру, не все в состоянии купить самоходную косилку МаcDоn или «Челленджер» за 10 миллионов рублей, но хозяйство может купить
Е-403 Егорьевского механического завода, которая в пять раз дешевле. Или кто-то не в состоянии купить кормоуборочный комбайн «Ягуар» фирмы Claas за 28 миллионов рублей, но вполне по силам «Полесье» за четыре миллиона. Также можно приобретать сельскохозяйственную технику и оборудование по федеральному лизингу через ОАО «Росагролизинг».

 

– Агрокомплекс республики – один из крупных потребителей моторного топлива, ежегодно нам требуется 160 тысяч тонн дизельного топлива и 18 тысяч тонн автомобильных бензинов. Слышала, что затраты хозяйств на топливо в себестоимости сельхозпродукции достигают 30 процентов. Можно ли предприятиям как-то сэкономить на этой статье расходов?

 – В среднем затраты на эксплуатацию и содержание машинно-тракторного парка составляют 25 процентов от денежной выручки, а в хозяйствах, где нет надлежащего технического сервиса, расходы на запасные части и ремонт техники достигают 60 процентов. Я предложил бы использовать хозяйствам альтернативные виды топлива, в том числе растительные масла (рапса, рыжика и подсолнечника), а также газомоторное топливо. Но к этому готовы не все и не только в плане технического оснащения.

Многие не могут перебороть стереотипы, сформировавшиеся в прошлые годы. Их не убеждает даже пример арских хозяйств «Игенче» и «Кырлай», которые работают на рапсовом масле и доказали, что это им экономически выгодно. Тем не менее мы будем работать в направлении более активного использования альтернативного топлива. По республиканской программе АПК в течение десяти лет около трех тысяч автомобилей и две тысячи тракторов должны перейти на газомоторное топливо, то есть на метан. На сегодня два предприятия республики – тепличный комбинат «Майский» и «Челны Бройлер» – приобрели 55 грузовиков, работающих на метане. Считаю, что особенно важно перейти на газомоторку предприятиям ОАО ХК «Ак Барс» и  УК «Просто молоко».

Что касается автогазозаправочных станций, то их на сегодня в республике 10, правда пока еще только в крупных городах. Поэтому близлежащим к данным АГНКС хозяйствам Зеленодольского, Пестречинского, Лаишевского, Альметьевского, Нижнекамского, Бугульминского, Тукаевского, Мамадышского, Буинского, Кукморского и Сабинского районов необходимо запланировать приобретение газомоторной техники. Тем более что на покупку самоходных машин, тракторов, специального и грузового автотранспорта, работающих на газомоторном топливе, программой технической модернизации предусмотрено выделение субсидий в размере 40 процентов стоимости без НДС. На 2016 год заложена отдельная безлимитная статья на сумму 30 миллионов рублей.

 

– Крупные хозяйства, имеющие разветвленную сеть филиалов по всей республике, конечно, могут позволить себе купить газомоторную технику, так как не будут иметь проблем с ее заправкой. А как быть фермерам и другим, более крупным хозяйствам, которые используют технику на ограниченной территории? Какой им смысл ездить заправлять технику за тридевять земель?

– Если фермер планирует приобретение газомоторной техники, то ему целесообразно приобрести и заправочную установку индивидуального типа. Стоит она около 300 тысяч рублей. Крупным сельхозпредприятиям при наличии на их территории сетевого газа подойдут гаражные АГНКС-75 стоимостью от двух миллионов рублей или модульные блочно-контейнерные АГНКС-125 за 30 миллионов рублей. Требования и условия запуска к этим установкам такие же, как и к газовой плите.

 


Фото: korenovsk.ru
Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида
Выпуск: №1 (27995)


Добавить комментарий

весенний-сев 03.04.2020

В республике начался весенний сев

Первыми в Татарстане приступили к нему аграрии Буинского и Нурлатского районов....
5220
сельхозработы 03.04.2020

Когда пашню пашут, руками не машут

Аграрии всех районов приступили к полевым работам, вносят удобрения, проводят боронование....
4140
село 01.04.2020

Сельская жизнь

Верните движение автобусов на маршруте Альметьевск – Сарманово, просят жители района....
4890
полевые-работы 30.03.2020

Весенние полевые работы
в самом разгаре

Все муниципальные районы в республике приступили к весенним полевым работам....
5040
весенний-сев 27.03.2020

Если весной не вспотеть, так и зимой не согреешься

Завершить подготовку к весеннему севу до конца недели – такую задачу глава Минсельхозпрода Татарстана Марат Зяббаров поставил перед аграриями республики....
7810
  • Мнение

    Борис МЕНДЕЛЕВИЧ, депутат Госдумы РФ от Татарстана, заслуженный врач республики:

    МЕНДЕЛЕВИЧ

    Что касается продлённых до конца апреля выходных дней, это решение было ожидаемым. И это, учитывая масштаб опасности, вполне разумно. Сейчас много споров о том, что приоритетнее – борьба с коронавирусом или противостояние кризису в экономике. С точки зрения стратегии могу сказать: нет ничего важнее, чем здоровье и человеческая жизнь.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    5 апреля

    Миляуша Лябибовна Айтуганова, директор объединения «Татаркино», заслуженный деятель искусств Татарстана.

    Азат Ильдусович Зиганшин (1973), депутат Госсовета Татарстана, гендиректор акционерного общества «Татагролизинг».

    Николай Владимирович Савицких (1960), депутат Госсовета Татарстана, первый заместитель гендиректора – директор Казанского авиационного завода им. С.Горбунова – филиала ПАО «Туполев».

    Равиль Шигапович Шарафеев (1938), актёр театра им. Г.Камала, народный артист России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров