29 сентября 2020  20:25
Распечатать

Есть в «умном» городе школа мечты…

Опубликовано: 08.09.2020 14:04

 

школа-иннополис1

 

Самый молодой в России город Иннополис, построенный для IT-специалистов с чистого листа в Верхнеуслонском районе Татарстана, в июне 2020 года отметил пятилетие с момента официального открытия. Здесь название «Иннополис» носят и особая экономическая зона, и университет, а также лицей и школа. Иннополисов много не бывает! А иннополисян в городе пока всего около пяти тысяч.

 

Понятно, что здесь всё самое современное на сегодняшний день, в том числе и система образования, которой лидер Татарстана Рустам Минниханов уделяет особое внимание. В его инстаграм-аккаунте «100 программ и проектов Президента Минниханова», где рассказывается о важных программах, реализуемых в республике на протяжении десяти лет, восемнадцать направлений посвящены образованию…

Лицей Иннополис, где учатся одарённые подростки с 7-го по 11-й класс из многих регионов России, открылся в декабре 2015 года. Программа учреждения нового типа рассчитана на углублённое изучение физико-математических и информационно-технологических дисциплин. Лицеисты проживают в интернате. Школа Иннополис – общеобразовательная организация для детей жителей города. Но и это учебное заведение весьма интересное, не зря же его называют «Школой мечты».

Беседуем с директором государственного автономного образовательного учреждения «Школа Иннополис» Аллой Головенькиной, которая до недавнего времени была заместителем директора лицея Иннополис по учебно-методической работе и стояла у истоков его образования.

 

школа-иннополис

 

— Алла Николаевна, с кого начиналась команда лицея?

— С его директора Надежды Алексеевны Сулимовой, которая и сейчас руководит лицеем. Она пригласила на работу меня, третьим стал заместитель директора по интернату Айнур Рашидович Шигапов. Потом начали набирать специалистов по воспитательной работе и учительский состав. Трудоустроиться в лицей непросто – надо пройти конкурсный отбор.

 

— Наверное, очень сложно и школьникам поступить в лицей?

— Есть вступительные испытания. Нужно сдать два предмета – математику и русский язык. На сайте лицея размещены примерные задания, которые были в прошлом году. Выполнив их, дети могут подготовиться к поступлению. Задания, бесспорно, сложные. Они выстроены так, что надо не просто записать ответ, а предложить ход решения несколькими способами. И потом преподаватель смотрит, насколько логичным было построение действий. Тогда оценивается, есть ли у ребёнка математическое мышление.

По русскому языку – это тестовое задание и небольшое эссе с целью рассуждения с собственной авторской позиции. Здесь учитывается языковая, орфографическая и пунктуационная грамотность, умение аргументировать свои взгляды.

Затем проводится собеседование с психологом, готов ли ребёнок проживать в интернате. Ведь непросто подростку уходить из семьи и жить самостоятельно – по сути, взрослой жизнью.

 

 

Алла ГОЛОВЕНЬКИНА, директор ГАОУ «Школа Иннополис»:

Головенькина

«Есть молодые люди, которые сомневаются, быть им учителями или нет. Быть! Учитель – очень интересная профессия. У тебя на глазах идёт развитие, созидание ребёнка. И возникает гордость за его успехи. Это дорогого стоит!»

— Какова география мест проживания лицеистов?

— На сегодня в лицее учатся около 150 детей. Тридцать процентов из них – не из Татарстана. Прежде всего, из регионов Поволжья – Йошкар-Олы, Уфы, Самары, Ульяновска. В прошлом году наш лицей окончили двое москвичей. Есть мальчики из Крыма, Сочи, Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

— Чем лицей Иннополис отличается от других продвинутых школ республики? Наверняка, в этом учебном заведении внедряются какие-то уникальные образовательные, профориентационные программы?

— Думаю, само расположение в Иннополисе задаёт лицею вектор роста. Это развитие информационно-технологического, робототехнического направлений и олимпиадной информатики. Наверное, этим самым ярким маркером лицей отличается от других учреждений, потому что в нём есть призёры олимпиад и республиканского, и всероссийского уровней. К примеру, наши ребята в составе команды страны участвуют во всемирной робототехнической олимпиаде, которая проходит ежегодно в городах таких стран, как Индия, Коста Рика, Таиланд и другие. В течение нескольких лет лицеисты Иннополиса занимали призовые места.

Потом они становятся студентами Университета Иннополис, с которым лицей работает в тесном сотрудничестве. Как правило, более половины лицеистов становятся студентами этого вуза.

Уникальность лицея в том, что здесь серьёзный практико-ориентированный подход. То есть это не просто химия, а экспериментальная химия. А также экспериментальная биология, большой практикум по физике. Имеется большая лаборатория, где можно ставить эксперименты, которые длятся по две – три недели. В обычном учебном кабинете сделать это невозможно.

Большая практико-ориентированная, экспериментальная работа – это то, что отличает наш лицей от других учебных заведений. А ещё — связь урочной и внеурочной деятельности. Во второй половине дня учителя глубже погружают учащихся в предметы, давая им дополнительные, более обширные знания. Помимо того, дети могут выбрать уроки вокала, хореографии, пойти в спортивную студию. Например, в лицее работает прекрасный преподаватель музыки Дина Венедиктова, организовавшая из лицеистов ансамбль, который успешно выступает на различных мероприятиях. Дина Альбертовна на своих уроках рассказывает не только о произведениях Баха, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Чайковского, но и о современных композиторах, дирижёрах, например о Теодоре Курентзисе, о музыкальных постановках, которые проходят в Татарстане. И организует походы на эти спектакли.

Ребята в качестве дополнительного занятия могут выбрать плавание и заниматься с профессиональным тренером – кандидатом в мастера спорта по плаванию Сергеем Ионовым, который в дальнейшем их выводит на разряды, и они участвуют в соревнованиях.

 

школа-иннополис2

 

Большой профориентационной работой является проектная деятельность, существующая и в школе, и в лицее Иннополиса. Внутри какого-либо проекта ученик может примерить на себя роль маленького специалиста. То есть из идеи создает цифровую модель, затем прототип, а потом уже усовершенствованную модель, которую может представить на научной конференции. Таким образом показать, что он готов к производственной работе.

Например, ученики седьмых классов лицея делают электронное мобильное пособие, его можно установить в телефоны. Ученица восьмого класса изготовила экологический продукт из шелухи от пшена, которую ей отдали на сельхозкомбинате: сделала биоразлагаемую посуду.

Мир профессий быстро меняется. Поэтому важно в юном возрасте развивать личностные качества, которые помогут в выборе любой специальности. Это умение коммуницировать с другими людьми, высказывать свои аргументы, бесконфликтно принять чужую точку зрения, грамотно отстоять собственную позицию. И, конечно, необходимо научиться работать в команде. Внеурочная деятельность весьма разнообразна по формам: работа в группах и индивидуально, мозговой штурм над проектом и тed-презентации. Эти умения есть личностное развитие ребёнка и хорошая путёвка в жизнь по дороге к успешности.

К слову, в лицее Иннополис существует традиция – посвящение в лицеисты проводить в других городах. Торжественно звучат слова наставников, на лацканы пиджака прикрепляется значок лицеиста. Посвящение проходило в усадьбе Пушкина в Болдине, в древнем Болгаре, на центральной площади Йошкар-Олы, чем мы немало заинтриговали местных жителей. В ближайших планах – провести данное действо в Ульяновске. Причём приезжаем в другие населённые пункты не просто с досуговой программой, а обязательно – с образовательной.

 

— С лицеем всё понятно – там учатся одарённые дети. Но и на базе школы Иннополис проводится много олимпиад, других интересных мероприятий…

— Когда открылся лицей, школа уже полгода существовала. Она немноголюдная. В самом большом по численности классе – 20 человек. Более всего – первоклашек. В текущем году набрали три первых класса, а в прошлом их было четыре. Восьмой, десятый и одиннадцатый классы – по одному. Нынче выпустили пятнадцать учеников, из них трое — золотые медалисты. Но школа потихоньку растёт, поскольку разрастается и сам город.

В отличие от многих школ не только Татарстана, но и России, здесь молодой преподавательский состав, средний возраст учителя — 30 лет. И это очень привлекательно для учеников, которые общаются с молодыми и уже успешными в своей профессии людьми. В Иннополисе наше учреждение называют «Школой мечты», потому что его коллектив нацелен на то, чтобы школьные годы сделать счастливыми и для детей, и для преподавателей.

Что касается обычной предметной олимпиадной деятельности, то она сегодня характерна для всех общеобразовательных учреждений. Однако сейчас проводятся новые олимпиады. Например, олимпиада «Национальная технологическая инициатива» (ОНТИ). Смысл её в том, что она межпредметная и существует на стыке наук. И ребёнок должен проявить свои знания, допустим, не только в математике, но и в физике и биологии. Или в математике, информатике и астрономии. Школа Иннополис активно участвует в подобных мероприятиях. К примеру, одна из наших олимпиад называется «ЛИМон» — логика, информатика и математика.

Конечно, много робототехники, которая, естественно, тянет за собой программирование, IT-технологии, информатику и английский язык – на нём, собственно, и ведётся программирование. И ещё очень важна траектория расчётов. Так что математика – фундаментальная наука. И многие математические издания лежат как основополагающие в робототехнических структурах.

 

школа-иннополис3

 

— Сейчас, наверное, ни одна тема не обходится без разговора о влиянии на неё пандемии коронавируса. В период самоизоляции дети ушли на дистанционное обучение. Как они проявили себя в это время? И каким образом ограничительные меры подействовали на вашу работу?

— С лицеистами проблем не было вообще, потому что они умеют самостоятельно учиться. Когда заканчиваются основные занятия в первой половине дня, у них начинается жизнь внутри интерната. Есть хорошо оснащённая аудитория и определённое время для выполнения домашнего задания, которое нужно успеть сделать до конкретного часа, после чего по графику спортивные соревнования (футбол, волейбол) или творческий квартирник, ужин и прогулка на свежем воздухе. Тут нет папы и мамы, которые скажут: «Можешь позже выполнить уроки». В лицее нужно всё делать чётко по расписанию, чтобы хорошо подготовиться к завтрашним занятиям. Самостоятельность — отличительная характеристика наших лицеистов. Это очень ценно и в жизни сильно пригодится.

 

— А такой строгий распорядок не приводит к бегству детей из лицея?

— За прошедшие почти пять лет было только три случая, когда после поступления в лицей ученики возвращались домой. В первый год мальчик выпускного класса, проучившись два месяца, сказал, что общежитие — не для него, и вернулся в казанскую школу. В двух случаях сами родители приехали за детьми, заявив, что сильно скучают по ним.

Лицеисты весьма мотивированы на окончание этого учреждения. Но у ребят всегда есть свобода выбора. Например, в прошлом году ученик отказался переходить в десятый класс. Он увлёкся биологией и химией, сообщил, что хочет быть профессиональным медиком. И перешёл в школу, где много часов уделяется именно этим предметам. На самом деле, мы порадовались за то, что даже в физико-математической и информационно-технологической среде у ребёнка была возможность полюбить другие предметы и успешно участвовать в олимпиадах по ним и сделать ранний выбор профессионального направления.

 

школа-иннополис4

 

— Школа Иннополис, наверное, сложнее перенесла эпидемиологическое положение?

— Да, мы все – и ученики, и преподаватели — оказались не готовы жить друг без друга. Никто из учителей не работал дистанционно. Поэтому в первую очередь мы организовали учёбу для преподавателей – выбирали, в каких формах, при помощи каких инструментов в интернете можно давать учебный материал с учётом разных возрастов детей.

После этого провели родительское собрание, на котором рассказали, как нужно оборудовать место ученика, спросили, все ли имеют дома необходимые технические средства. У нас был 321 ребёнок, из них трём выдали школьные ноутбуки: в одной семье не было техники, а две семьи – многодетные, и там компьютеры нужны были нескольким ученикам. А чтобы исключить конкуренцию в использовании техники, онлайн-встречи разделили по времени: у младших классов занятия начинались в девять утра, у старших – чуть позже.

 

— Какую-то пользу извлекли из сложившейся ситуации?

— Надо признаться, что обучение с применением дистанционных технологий пошло на пользу и детям, и взрослым. Мы хорошо продвинулись в цифровом пространстве. Безусловно, очный формат учёбы эффективнее, потому что учитель может оказать помощь ребёнку здесь и сейчас. Но надо развивать и дистанционный способ обучения, потому что сегодня огромное количество образовательных и познавательных медийных ресурсов. И нельзя упускать возможность разнообразить свою обучающую программу.

Планируем включить в процесс образования уроки информационной грамотности в домашних условиях. Не исключено, что ситуация с пандемией повторится. Кроме того, ребёнок может находиться на длительном лечении или, допустим, участвовать в интеллектуальных, спортивных соревнованиях, проходящих в другом регионе.

Во время самоизоляции и взрослым, и детям пришлось овладеть новыми технологиями, чтобы поддержать друг друга на расстоянии. Многие взрослые стали лучше понимать школьное образование. Мы стали союзниками и единомышленниками. И очевидна истина: чтобы лучше понимать друг друга, надо просто говорить!


Фото: Школа Иннополис
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Выпуск: №131 (28900)


Добавить комментарий

родник-в-салманах1 29.09.2020

Вдоль да по речке, вдоль да по Салманке…

Если говорить о сёлах, в названиях которых присутствует слово «Салманы», их в Алькеевском районе целых шесть....
1080
Руководители-татарской-общины 29.09.2020

Остров солнечных камней

Калининградская область, своеобразный географический «остров» на карте нашей огромной страны. И как бы странно ни прозвучало, но именно здесь мы нашли один из самых неожиданных следов татарского народа/...
790
здоровье 28.09.2020

Здоровое сердце в формате «Три Д»

Движение – вот один из трёх китов, на которых держится здоровье, в первую очередь сердечно-сосудистой системы....
1 2510
адымнар 28.09.2020

Планы строительства будут напряжёнными

Минтимер Шаймиев провёл совещание по вопросам проектирования и строительства объектов полилингвальных образовательных комплексов «Адымнар»....
2580
Раскопки-Пестрецы 28.09.2020

Древние обитатели долины Мёши

Две тысячи лет назад на территории современного Татарстана обитали северные олени....
4290
  • Мнение

    Дарья САННИКОВА, директор комитета по развитию туризма исполкома Казани:

    санникова

    Пандемия изменила облик туристической отрасли. Туризм стал более индивидуальным. Гости предпочитают приезжать с семьёй или небольшими компаниями. Наблюдается рост популярности лесных походов и других экологических видов отдыха. Увеличился спрос на аренду квартир, где можно самостоятельно готовить, при этом уменьшить затраты на кафе и рестораны.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    30 сентября

    Аида Эмилевна Гарифуллина, оперная певица (сопрано), заслуженная артистка России и Татарстана, солистка Венской оперы. Родилась и выросла в Казани.

    Алия Фаргатовна Мустафина, гимнастка, олимпийская чемпионка 2012 года в упражнении на брусьях, трехкратная чемпионка Универсиады–2013.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров