Историю делает народ, а летописцы сохраняют ее на века. Готовясь к своему столетнему юбилею, редакция «Республики Татарстан» с благодарностью вспоминает своих рядовых пера. Один из них, Николай Сорокин, проработавший в газете в 70-е годы почти десять лет, от младшего сотрудника выросший до заведующего отделом, к своему 75-летию в очередной раз издал роман.
Николай Сорокин опубликовал трехтомный роман с памятным названием «Вечная Волга». Сюжет вроде незамысловат: люди в большой деревне на берегу великой реки жили, любили, горевали, а Волга неспешно несла свои воды. Это роман о любви к людям и вечной реке – душе россиян. В ХХ столетии у них оказывается примерно одинаковая горькая судьба – они подверглись жуткому насилию. Процесс коллективизации означал конец крестьянскому хозяйствованию. В 1932 году началась паспортизация горожан, а беспаспортные сельчане оказались привязанными к колхозам, которые было запрещено покидать. Закон о «трех колосках» определил начало голодных и смертельных лет (1933–1934 гг.). Последовали 1937 год с его беспредельными расстрелами невинных людей, Великая Отечественная война, послевоенные голод и разруха. Подобное происходило и с рекой: Волгу перегораживали плотинами, засыпали ее заливы. Но, несмотря на все издевательства над людьми и рекой, они живы. Это главный вывод романа.
Сюжет романа вроде незамысловат: люди в большой деревне на берегу великой реки жили, любили, горевали, а Волга неспешно несла свои воды. Это роман о любви к людям и вечной реке – душе россиян
Первый том эпопеи так и называется – «Насилие». Автор прекрасно знает деревенскую жизнь, что происходило в селе Большое Шемякино Тетюшского уезда Казанской губернии. Он показывает, как деревня, бесправная, выживала. Готовясь к строительству социализма в одной отдельно взятой стране, сталинский режим с помощью силы подчинял себе самых многочисленных жителей страны – крестьян. В селе появились тайные сотрудники ОГПУ, которые доносили на своих соседей. Именно они указывали продотрядникам, у кого забирать зерно, приготовленное для пашни. Захватывающе читаются материалы о стихийном сопротивлении крестьян действиям властей, обрекавшим людей на голод. Или о том, как закрывали церкви, пытаясь внедрить среди людей веру в новое «божество» – Сталина.
В трилогии ярко выписаны образы чувашских, татарских и русских крестьян, пытавшихся сохранить человеческое достоинство, веру в Бога. Они с горечью наблюдают, как грабится новыми начальниками церковное богатство, как идет раскулачивание села и присваивается хозяйское добро, как издеваются над «неблагонадежными». Подобное происходило тогда по всей стране. На примере одной зажиточной деревни мы видим, как она превращается в бедный колхоз. Автор сочувствует крестьянам, сопротивление которых властям закончилось неудачно. Предельно реально описываются лагеря коммунистов – Соловки, Беломорлаг, где оказались арестованные «кулаки» из села.
Второй том посвящен «гладиаторам Сталина». Для героев романа Великая Отечественная война началась с учебного центра в Суслонгере, где царил голодомор. Автор встречался с очевидцами событий, хорошо изучил исторические источники и литературу по истории войны. Так, описывая приезд Ворошилова в Суслонгер и произведенные по его приказу расстрелы четырех десятков офицеров, наживавшихся на солдатском довольствии, он говорит и о героизме солдат, в том числе своих земляков, о тех бедствиях, которые несла война, неисчислимых потерях и репрессивной политике властей даже в те суровые годы. Люди так устали от этой системы, что никто не пришел на митинг по случаю смерти Сталина.
Автор прекрасно знает деревенскую жизнь, что происходило в селе Большое Шемякино Тетюшского уезда Казанской губернии. Он показывает, как деревня, бесправная, выживала
Кстати, в романе подробно рассказывается о малоизвестных событиях – например, как труженики Татарстана в лютый мороз 1941–1942 гг.
рыли окопы и траншеи, строили Казанский обвод, укрепрайон на берегу Волги для защиты города от фашистов.
Автор дает свою оценку и многим событиям 1990-х годов, в том числе в Татарстане, борьбе за улучшение экономического положения людей, национальным проблемам тех лет. Крестьяне как будто за этой шумной политической кампанией отходят в его изложении на второе место. Но это только кажется. Текст сопровождает немало фотографий – документальных свидетельств тех лет. В этом тоже достоинство книги – она не плод художественной выдумки, а отражение суровой реальности.
Николай Сорокин представил свой большой труд «Вечная Волга» на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая. Роман заслуживает этой награды за глубинную реальность и широкий охват повествования, мастерское изображение борьбы героев за справедливую жизнь, за трагико-романтический показ этой жизни россиян.
Александр ВОРЖЕЦОВ,
доктор философских наук, профессор КНИТУ