22 февраля 2020  6:59
Распечатать

Дух летает там, где хочет

Опубликовано: 27.11.2017 16:31

 

maska

Нурбек Батулла («Алиф»).


Недавно были обнародованы лонг-листы двух крупнейших российских фестивалей – театральной «Золотой маски» и кинематографического «Золотого орла». И в каждом из них среди претендентов на престижные награды есть представители нашей республики.

 

НЕЖДАННО-НЕГАДАННО

Если эксперты «Золотой маски» уже давно протоптали к нам дорожку, то в поле зрения российских киноакадемиков (учредитель фестиваля «Золотой орел» – Национальная академия кинематографических искусств и наук России) Татарстан оказался впервые. Между прочим отметим, что в этом году в «длинный список» национальной кинопремии попали Андрей Звягинцев, Алексей Учитель, Павел Чухрай, Рустам Хамдамов… И в одной компании с такими киномэтрами оказался 24-летний казанец Байбулат Батуллин, представивший на суд экспертов свою короткометражную лирическую комедию «Половинки».  Конечно, лонг-лист «Золотого орла» – это еще не номинация, с финалистами киноакадемия окончательно определится 22 декабря. И надо сказать, что у татарстанского дебютанта неплохие шансы преодолеть и этот рубеж, учитывая, что лента «Половинки» уже отмечена призами нескольких кинофестивалей.

 


Еще несколько лет назад имя Байбулата Батуллина можно было встретить в титрах фильмов татарстанского производства, а в этом году его короткометражка «Сокращение» стала призером Казанского фестиваля мусульманского кино


 

Байбулат Батуллин – выпускник Московской школы кино, ученик режиссера Алексея Попогребского («Как я провел этим летом»), но все его корни – в Казани. Здесь он родился, окончил хореографическое училище, однако желание снимать кино оказалось все же сильнее… По словам Байбулата, свой первый фильм он снял в 14 лет не выходя из дома и сам исполнил в нем все роли. Ну а возвращаясь к фильму «Половинки», отметим, что один из призов был вручен ему с формулировкой «за оригинальное представление о любви». Фабула фильма скорее трагикомическая: за три дня до свадьбы к главному герою в прямом смысле  «примагнитилась» незнакомая девушка, и все попытки врачей разъединить молодых людей безрезультатны. Жених и невеста старательно делают вид, что ничего не произошло, но  с каждым днем им все труднее игнорировать незнакомку…  Вот таким, действительно, нетривиальным образом молодой режиссер пытается сказать, что далеко не всегда  рядом оказываются те, кто уготован нам судьбой, а настоящая «половинка»  может появиться нежданно-негаданно…

 

ТАКИЕ РАЗНЫЕ «МАСКИ»

Не меньшим сюрпризом стал и список финалистов «Золотой маски – 2017». Прежде всего хочется порадоваться за Альметьевский театр, который в последнее время довольно активно борется с рутиной на сцене, и это приносит свои плоды. Постановка альметьевцев «Магазин» по пьесе Олжаса Жанайдарова в постановке режиссера Эдуарда Шахова претендует на «Золотую маску» в четырех номинациях. Это история двух казахских женщин, приехавших на заработки в Москву. Одна из них держит небольшой магазин, используя своих соотечественниц фактически как рабынь, вторая  – обычная продавщица, у которой отняли не только паспорт, но и право на человеческое достоинство.  Актрисы Мадина Гайнуллина и Диляра Ибатуллина работают в этом спектакле, что называется, на разрыв аорты. Необычна и форма спектакля, который минимумом средств достигает редкого по силе эмоционального воздействия на зрителя.

Из наших театральных мэтров в том же списке – Фарид Бикчантаев, правда, немного жаль, что спектакль «Антигона» (наша газета писала о нем 20.04.2017 г.), номинированный на «Золотую маску», поставлен режиссером не на родной камаловской сцене, а в Уфе.

 


Нельзя не заметить, что большинство татарстанских номинантов – люди молодые, ищущие, и не только себя в искусстве, но и тех, кто бы поверил в их потенциал и помог ему раскрыться


 

О третьем номинанте «Золотой маски» из Татарстана стоит сказать особо, поскольку даже среди казанских театралов найдется немного тех, кто воочию видел спектакль «Алиф»,  представленный в заветном списке под названием «Зов начала». Это первый проект фонда культурных инициатив «Творческая среда», который видит свою задачу в поиске и освоении новых художественных форм и смыслов.

Впрочем, сами создатели экспериментальной постановки  в представлении не нуждаются: это режиссер Туфан Имамутдинов, композитор Эльмир Низамов, хореограф Марсель Нуриев и танцовщик Нурбек Батулла (кстати сказать, старший брат кинорежиссера Байбулата Батуллина). Главная идея спектакля – средствами современной хореографии рассказать о красоте и многозначности арабской графики, которая, как известно, на протяжении почти тысячи лет лежала в основе татарской письменности. Отсюда и название спектакля: «Алиф» – первая буква татарского алфавита. А Нурбек Батулла на пустой сцене, засыпанной сухим чистым песком, в прямом смысле изображает каждую букву своим гибким тренированным телом под аккомпанемент печальной мелодии и поэзии Тукая. По мнению специалистов, главное, что утратил татарский язык после перехода на современный алфавит, – это полутона, гибкость… Поэтому полнокровное, с произношением всех «исчезнувших» букв звучание стихов великого татарского поэта придает особую аутентичность и спектаклю, и наследию Тукая.

 

НЕ В БЮДЖЕТЕ СЧАСТЬЕ?

Нельзя не заметить, что большинство татарстанских номинантов – люди молодые, ищущие, и не только себя в искусстве, но и тех, кто бы поверил в их потенциал и помог ему раскрыться. Скажем, тот же фонд «Творческая среда», может, и хотел бы заниматься продвижением современного искусства и поддержкой молодых креативных художников, но на данный момент у фонда нет даже собственной площадки. Вот почему приходится буквально «ловить» в Казани спектакль «Алиф» (а увидеть его, поверьте, стоит), ведь даже сами исполнители не всегда знают, где состоится следующий показ и состоится ли вообще…

 

maska2

Cпектакль Альметьевского театра «Магазин».

 

Еще несколько лет назад имя Байбулата Батуллина можно было встретить в титрах фильмов татарстанского производства, а в этом году его короткометражка «Сокращение» стала призером Казанского фестиваля мусульманского кино. Однако на кинофестивале «Золотой орел», если, конечно, удача улыбнется нашему земляку, его фильм, строго говоря,  будет представлять Московскую школу кино, которую Байбулат успешно окончил в прошлом году. А вот о каких-то далеко идущих планах «Татаркино» относительно новоиспеченного кинорежиссера – профессионала с казанскими корнями и успешной фильмографией – пока ничего не слышно…

Напомним также, что спектакль Альметьевского театра «Магазин» создавался на скромный грант Союза театральных деятелей России. Но, согласно правилам, воспользоваться такой поддержкой коллектив может только один раз, а в текущий бюджет театра экспериментальные постановки, как правило, не вписываются. В этом смысле наши академические театры, ежегодно получающие солидные «президентские» гранты, казалось бы, более мотивированы на эксперимент и новации, но, признаться, мы уже подзабыли, какой из них и когда был в числе номинантов «Золотой маски»… Воистину, дух летает там, где хочет, не взирая на звания и бюджеты.

 


Фото: vk.com
Автор статьи: МИТИНА Ольга
Выпуск: №175 (28363)


Добавить комментарий

мастера-сцены 20.02.2020

Ведущие мастера сцены дадут уроки молодёжи

Второй слёт работающей молодёжи откроется 21 февраля в лагере «Волга» под Казанью. На нём в течение трёх дней будет проходить подготовка к ежегодному открытому республиканскому телевизионному фестивалю творчества работающей молодёжи «Наше время – Безнен заман»....
2090
спектакль-инклюзивной-театральной-студии-«Э-моция» 19.02.2020

При желании успешным может стать каждый

Президент Рустам Минниханов посетил 18 февраля в Казани театр им. Г.Кариева, на сцене которого прошёл спектакль инклюзивной театральной студии «Э-моция». Спектакль «Что я помню о себе» повествует об успешном молодом человеке, который переехал из Татарстана в Сидней (Австралия)....
2290
программа-культура 19.02.2020

Культура – в ранге приоритетов

«Клубы, музеи, театры и библиотеки должны посещать не одни и те же лица, в них нужно вовлекать новых людей», – подчеркнула министр культуры Ирада Аюпова в ходе брифинга, посвящённого реализации национального проекта «Культура» в Республике Татарстан....
2110
Качалов1 18.02.2020

Качаловские сезоны

На прошлой неделе в Казанском БДТ вспоминали и чествовали Василия Качалова, чьё имя театр носит с 1948 года. Круглая дата – 145 лет со дня рождения великого артиста – и вправду достойный повод, чтобы освежить в памяти качаловские сезоны в нашем городе....
2450
Село 17.02.2020

Из школы спешат в библиотеку

В Кукморском районе в два раза увеличилась посещаемость модельной библиотеки, созданной благодаря национальному проекту «Культура»....
4030
  • Мнение

    Радик ГАФУРОВ, ответственный секретарь оргкомитета Всероссийского мужского фестиваля «Камский клинок»:

    радик-гафуров

    «Камский клинок», который пройдёт с 22 по 24 февраля, станет традиционным для Нижнекамска, ежегодным. Он выявит то, что сейчас интересно современному мужчине. Основная задача – показать, что Россия сильно опирается на регионы. На фестивале будет работать уникальная выставка оружия от Великой Отечественной войны до современности.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    22 февраля

    Игорь Леонидович Савельев (1968), заместитель руководителя Аппарата Президента – руководитель Экспертного департамента Президента Татарстана.

    Азгар Шафикович Шакиров (1940), актёр ТГАТ им. Г.Камала, народный артист России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров