Дружили два художника

print

 

Шемякин-выставка

 

В эти дни в казанской арт-галерее «БИЗОN» (ул. М.Гафури, 50) можно увидеть знаменитые «Метафизические головы» Михаила Шемякина, прижизненную гипсовую маску Петра Первого, которая послужила «натурой» Шемякину-скульптору, а также окунуться в атмосферу Парижа начала 1970-х, когда в одном котле «варились» потомки русских белоэмигрантов, советские диссиденты и опальные художники.

 

 

Ольга САЗОНОВА,
художественный директор Центра Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге:

ольга-сазонова

Уже в 1960-х годах, в условиях «железного занавеса», Михаил Шемякин устраивал перформансы. И хотя тогда это так не называлось, эти опыты абсолютно актуальны даже сегодня.

Главной же темой выставки, приехавшей из Санкт-Петербурга, стали дружба и сотворчество двух легендарных личностей – Михаила Шемякина и Владимира Высоцкого. И повод для этого имеется – в этом году художник отметил своё 75-летие, а Высоцкому исполнилось бы 80… А познакомил их в своё время в Париже ещё один легендарный «отщепенец» – Михаил Барышников… «Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это – навсегда, – вспоминает Шемякин. – Ангелы наши, творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже».

Так, цикл работ Михаила Шемякина «Чрево Парижа», с которого началась международная слава художника, вдохновил Высоцкого на создание одноимённой песни. Под влиянием шемякинских образов написаны также «Охота на волков», «Купола», «Я был слаб и уязвим» и многое другое. Высоцкий также подтолкнул Шемякина к созданию памятника Петру Первому, который позже был установлен в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Шемякин в свою очередь помог Высоцкому сделать первую студийную запись его песен, а также создал к ним цикл иллюстраций, который насчитывает 42 листа: ровно по числу лет, прожитых великим российским бардом. Часть работ из этого цикла занимает центральное место в экспозиции. Это иллюстрации не столько сюжетов известных песен Высоцкого, сколько его собственного внутреннего мира. Шемякин часто сравнивает творчество Высоцкого с жизнью скоморохов: «Это хождение по вечно натянутому канату, с ощущением смертельной опасности, нависшей над тобой, это желание «отчаянно балагурить», зная, что за это крамольное зубоскальство тебя ожидают топор или виселица».

«Я тоже выросла в то время, когда песни Высоцкого знали все мои друзья, – отметила на открытии выставки министр культуры РТ Ирада Аюпова. – Есть много фотографий, где Высоцкий и Шемякин вместе. Но мне особенно нравится одна – где они сидят, обнявшись, как братья. Ещё совсем молодые, и неизвестно, что будет дальше. Но уже видно это родство их душ». По её словам, Высоцкого и Шемякина роднит качество, которое является доминантой творческого пути любого гениального художника, – стремление в любой ситуации оставаться самим собой.

 

Шемякин-высоцкий

 

Первую экскурсию по выставке провела её куратор, художественный директор Центра Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге Ольга Сазонова. Особое внимание гостей она обратила на ту часть экспозиции, которая посвящена личному фотоархиву Шемякина. По словам куратора, многие снимки художник буквально оторвал от сердца. «Уже в 1960-х годах, в условиях «железного занавеса», Михаил Шемякин устраивал перформансы. И хотя тогда это так не называлось, эти опыты абсолютно актуальны даже сегодня», – отметила Ольга Сазонова. По её словам, мало того, что Шемякин очень известный, успешный художник, которого можно отнести к классикам, но и сегодня он продолжает поражать, создавая очень интересные и абсолютно новаторские вещи, которые вызывают огромный интерес у профессионалов и любителей современного искусства.

А открылся вернисаж, собравший казанских поклонников творчества Высоцкого и Шемякина, театрализованной композицией в исполнении артистов «Театра на Булаке», которые через стихи, письма и отрывки из книги «Две судьбы» воссоздали историю дружбы двух больших художников.