3 августа 2020  18:16
Распечатать

Дружили два художника

Опубликовано: 20.12.2018 16:26

 

Шемякин-выставка

 

В эти дни в казанской арт-галерее «БИЗОN» (ул. М.Гафури, 50) можно увидеть знаменитые «Метафизические головы» Михаила Шемякина, прижизненную гипсовую маску Петра Первого, которая послужила «натурой» Шемякину-скульптору, а также окунуться в атмосферу Парижа начала 1970-х, когда в одном котле «варились» потомки русских белоэмигрантов, советские диссиденты и опальные художники.

 

 

Ольга САЗОНОВА,
художественный директор Центра Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге:

ольга-сазонова

Уже в 1960-х годах, в условиях «железного занавеса», Михаил Шемякин устраивал перформансы. И хотя тогда это так не называлось, эти опыты абсолютно актуальны даже сегодня.

Главной же темой выставки, приехавшей из Санкт-Петербурга, стали дружба и сотворчество двух легендарных личностей – Михаила Шемякина и Владимира Высоцкого. И повод для этого имеется – в этом году художник отметил своё 75-летие, а Высоцкому исполнилось бы 80… А познакомил их в своё время в Париже ещё один легендарный «отщепенец» – Михаил Барышников… «Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это – навсегда, – вспоминает Шемякин. – Ангелы наши, творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже».

Так, цикл работ Михаила Шемякина «Чрево Парижа», с которого началась международная слава художника, вдохновил Высоцкого на создание одноимённой песни. Под влиянием шемякинских образов написаны также «Охота на волков», «Купола», «Я был слаб и уязвим» и многое другое. Высоцкий также подтолкнул Шемякина к созданию памятника Петру Первому, который позже был установлен в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Шемякин в свою очередь помог Высоцкому сделать первую студийную запись его песен, а также создал к ним цикл иллюстраций, который насчитывает 42 листа: ровно по числу лет, прожитых великим российским бардом. Часть работ из этого цикла занимает центральное место в экспозиции. Это иллюстрации не столько сюжетов известных песен Высоцкого, сколько его собственного внутреннего мира. Шемякин часто сравнивает творчество Высоцкого с жизнью скоморохов: «Это хождение по вечно натянутому канату, с ощущением смертельной опасности, нависшей над тобой, это желание «отчаянно балагурить», зная, что за это крамольное зубоскальство тебя ожидают топор или виселица».

«Я тоже выросла в то время, когда песни Высоцкого знали все мои друзья, – отметила на открытии выставки министр культуры РТ Ирада Аюпова. – Есть много фотографий, где Высоцкий и Шемякин вместе. Но мне особенно нравится одна – где они сидят, обнявшись, как братья. Ещё совсем молодые, и неизвестно, что будет дальше. Но уже видно это родство их душ». По её словам, Высоцкого и Шемякина роднит качество, которое является доминантой творческого пути любого гениального художника, – стремление в любой ситуации оставаться самим собой.

 

Шемякин-высоцкий

 

Первую экскурсию по выставке провела её куратор, художественный директор Центра Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге Ольга Сазонова. Особое внимание гостей она обратила на ту часть экспозиции, которая посвящена личному фотоархиву Шемякина. По словам куратора, многие снимки художник буквально оторвал от сердца. «Уже в 1960-х годах, в условиях «железного занавеса», Михаил Шемякин устраивал перформансы. И хотя тогда это так не называлось, эти опыты абсолютно актуальны даже сегодня», – отметила Ольга Сазонова. По её словам, мало того, что Шемякин очень известный, успешный художник, которого можно отнести к классикам, но и сегодня он продолжает поражать, создавая очень интересные и абсолютно новаторские вещи, которые вызывают огромный интерес у профессионалов и любителей современного искусства.

А открылся вернисаж, собравший казанских поклонников творчества Высоцкого и Шемякина, театрализованной композицией в исполнении артистов «Театра на Булаке», которые через стихи, письма и отрывки из книги «Две судьбы» воссоздали историю дружбы двух больших художников.

 


Фото: business-gazeta.ru; vk.com; estetmag.ru
Автор статьи: МИТИНА Ольга
Выпуск: №187 (28569)


Добавить комментарий

isu.ru 03.08.2020

Вечерний сеанс под открытым небом

На протяжении последнего летнего месяца у жителей и гостей республики будет возможность бесплатно посмотреть кино на большом экране вне стен кинотеатра....
460
Новый Кырлай 03.08.2020

Культурная жизнь снова забьёт ключом

В Буинском районе после капитального ремонта открыли сельский Дом культуры, а в Новокырлайской библиотеке вдвое увеличился книжный фонд....
530
зулейха 02.08.2020

Сериал «Зулейха открывает глаза» стал самым популярным в России

  Сериал «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузель Яхиной стал самым популярным в России. Сервис «Кино Mail.ru» составил рейтинг,...
3290
Шахматная-рассадка1 30.07.2020

Осторожно, двери открываются!

Театры в числе первых подпали под ограничительные меры, связанные с пандемией, и последними среди учреждений культуры вернутся к привычному режиму работы....
1 0600
ДИКТАНТпобеды 30.07.2020

Что мы знаем о Великой Победе?

В оргкомитет «Диктанта Победы» уже подано более 6,5 тысячи за­явок на места проведения акции...
6770
  • Мнение

    Артур ВАЛИАХМЕТОВ, председатель комитета экономического развития исполкома Казани:

    валиахметов

    7740 наших самозанятых получили возврат ранее уплаченного за прошлый год налога на профессиональную деятельность на общую сумму более 62,5 миллиона рублей. Кроме того, в рамках федеральных мер поддержки все они смогли получить налоговый капитал в размере МРОТ – 12 130 рублей.

    Все мнения

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Цены на рынках


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Дни рождения

    3 августа

    Николай Михайлович Атласов (1976), депутат Госсовета Татарстана.

    Лима Галиевна Кустабаева, директор культурного центра «Сайдаш», народная артистка России.

    Айдар Саитгараевич Салимгараев (1971), руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.

    Денис Васильевич Улесов (1975), гендиректор Центра информационных технологий Татарстана.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров