Выходцы из небольшого села в Дрожжановском районе объединились для спасения своей малой родины
Казань, согласитесь, знают сегодня во всем мире. Если она появится на двухсотрублевой купюре (а это вполне вероятно), вопрос о ее узнаваемости вообще отпадет. Но каково жителям маленьких сел и деревень, названия которых не то что в России, в самом Татарстане мало кто знает? Однако, к примеру, мочалейцев этот факт мало беспокоит: из их древнего села Мочалей столько знаменитых земляков вышло! Но всех их – и немногочисленных нынешних жителей, и целую армию уехавших по разным причинам – волнует вопрос дальнейшего существования родного села.
УВЕРТЮРА
Всю остроту проблемы кратко обрисовала местный библиотекарь Таскира Идиятуллина: «Родилась я здесь. После окончания школы уехала в Ульяновск, через год вернулась и вот уже 37 лет работаю в библиотеке. Сейчас в селе живут 343 человека, в этом году умерли семь стариков, никто не родился. Работы в селе и окрестностях нет, молодые уезжают, дети не рождаются. Все мои трое детей уехали… Школа у нас после реорганизации осталась только начальная, учатся в ней шестеро ребятишек, первого класса в этом году нет, зато на следующий год будут два первоклассника. 34 ученика возят на школьном автобусе в соседнее село. Мочалей оживает только летом, когда старикам внуков привозят. А дома у нас добротные, ухоженные, природа замечательная. Организовали бы здесь какое-нибудь производство, конечно, вернулась бы молодежь, ведь нелегко ей в городе…»
ИЗ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
Татарский энциклопедический словарь утверждает, что время основания села Мочалей датируется периодом Казанского ханства. Дотошные мочалейцы, решив написать историю родного села, откопали в архивах «Приходно-расходную книгу Синбирской приказной избы 1665–1667 гг.», в которой на стр. 85 нашли первое письменное упоминание о Мочалее. Оттуда и узнали, что к 60-м годам XVII века в деревне уже было 23 двора – достаточно крупное по тем временам поселение.
– Наши предки пришли сюда из Нижегородской области. Поэтому у нас и говор чуть-чуть другой, и традиции некоторые сохранились из того региона, – рассказывает бывший директор Мочалейской средней школы, а ныне учитель физики в соседней школе Дамир Халитов. – По словам моего деда, первоначально село располагалось компактно, потом постепенно расширялось и достигло своего расцвета – 650 дворов. Здесь даже волостной центр располагался. Занимались в основном земледелием, но в сложные 20–30-е годы прошлого века, в военные и не менее тяжкие послевоенные годы выжили только благодаря лесу.
У Мочалея есть особая энергетическая притягательность, сила. Этой силы набираются все рожденные здесь – талантливые, трудолюбивые. Но они уезжают. Хотя и очень хотят вернуться. Надо им помочь
С Дамиром Халитовым довелось познакомиться на сельском празднике. Официальное его название – V Мочалейские чтения. До недавних пор праздник именовался как День села, а раньше это был обычный Сабантуй. Впрочем, и здесь все не так просто. По словам моего собеседника, предки нынешних мочалейцев были «лесными» селянами, Сабантуй испокон веков отмечали в середине мая, приглашая на него жителей окрестных «степных» деревень. А через две недели уже сами в качестве гостей гуляли на празднике плуга у соседей. Сейчас же праздник, рассказывает экс-директор, приобрел другой оттенок: «Несколько лет назад во время организации очередного Дня села мы решили добавить ему духовный смысл. Так появилась новая традиция».
БЕЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДОПЛЕКИ
Но гладко, как говорится, бывает только на бумаге. О том, с какими трудностями организаторам пришлось столкнуться при «переформатировании» праздника, выясняю у родного дяди бывшего директора Ирфана Халитова. С этим удивительно скромным человеком, бывшим руководителем Тетюшского лесничества, а ныне дотошным краеведом судьба свела около полугода назад. Это он, видя, как угасает родное село, вместе с молодым выходцем из Мочалея Ильмиром Измайловым, который сейчас живет и работает в райцентре, несколько лет назад раскачал общественность, нашел единомышленников в Госсовете и в Казанском отделении Всемирного конгресса татар, среди научного сообщества республики, поднял земляков, разлетевшихся по всей великой России, нашел благотворителей, договорился с представителями ВКТ, ДУМ РТ, и все вместе они вдохнули в привычный праздник новый смысл. Очень верят, что совместными усилиями возродят и родное село.
Ирфан ХАЛИТОВ, краевед: | |
Многим людям пришлось доказывать, что рассказывать детям об их истоках, о родной религии, о нравственности – это нужно и правильно, что в наших намерениях нет никакой политической подоплеки. |
– Многим людям пришлось доказывать, что рассказывать детям об их истоках, о родной религии, о нравственности – это нужно и правильно, что в наших намерениях нет никакой политической подоплеки, – говорит краевед. – Объясняли, что хотим, чтобы земляки встретились на родной земле после долгой разлуки, чтобы дети послушали литературный татарский язык, услышали вагазы, нашиды, национальную музыку в исполнении профессиональных артистов, научные доклады. Только тогда, когда к нашим тогда еще нестройным рядам присоединился Туфан-абый (знаменитый драматург и общественный деятель Туфан Миннуллин. – Прим. авт.), дело пошло.
Про Туфана Абдулловича все местные говорят с восхищенным придыханием. Легенду-быль рассказывают: «Привезли писателя в село. Когда он увидел старую школу – она была 1898 года постройки, в этом здании когда-то располагалась контора волостной управы, то едва не расплакался. Поднял власть, одному местному чиновнику так и сказал: «Тебя расстрелять надо за такую школу!»
Расшевелил всех в конце концов, с его инициативы и началось строительство нового здания.
– Когда в 2004 году открывали школу, местные жители просили присвоить ей имя Туфана Миннуллина. Сам он на открытие приехать не смог – лежал в больнице. Народ был за, а чиновники не поддержали, хотя он, как никто другой, этого заслуживал. Когда Туфана Абдулловича не стало, мы установили на фасаде школы мемориальную доску в честь него, – с гордостью рассказывает Ирфан Халитов.
И с тех пор благодарные мочалейцы и гости села ежегодно в день проведения Мочалейских чтений обязательно возлагают к памятной доске цветы. Одновременно вспоминают и своего знаменитого земляка, бывшего прокурора Татарстана Сайфихана Нафиева, которого драматург «мобилизовал» на помощь в строительстве. Так и висят рядом на стене школы в маленьком селе две памятные доски с именами выдающихся сынов татарского народа.
ПРАЗДНИК УДАЛСЯ
…Когда закончились конкурс юных чтецов сур Корана (лучшие получили грамоты от оргкомитета и ценные призы – сотовые телефоны), детский Сабантуй, приветственные выступления главы района Александра Шадрина, представителей ДУМ Ульяновской области, ДУМ Чувашии, ДУМ РТ, доклады и сообщения ученых, представления артистов, когда после совершения намаза многочисленных гостей усадили за длинные столы, установленные прямо на майдане, и накормили домашними изысками, Ирфан Халитов наконец-то облегченно вздохнул.
– Мероприятие удалось, народу приехало много из многих городов не только Татарстана, но и соседних областей – Ульяновска, Самары, Чебоксар. Люди встретились, общаются, вместе навестили могилы предков, навели там порядок, садаку раздали. Все довольны. Это главная наша цель – укрепить связи родственников, друзей, чтобы не отдалялись от родной земли, – рассказывает краевед. – Представляете, семь человек пожертвовали по барану для праздника – это о многом говорит! Так люди сделали свой вклад в него: кто рис привез, кто овощи, выпечку. Я счастлив, что люди нас поддерживают.
ПРО БУДУЩЕЕ
Немного о том, что осталось за кадром сельского праздника, который пока держится исключительно на инициативе организаторов и спонсорской помощи. Она, надо сказать, иногда бывает довольно существенной: бизнес-леди, которая предпочитает не афишировать себя, после смерти своего супруга, родившегося в Мочалее, передала селу средства, на которые, как утверждает Ирфан Халитов, удалось отремонтировать три моста, издать книгу, посадить множество деревьев. Также на пожертвования прокладываются дороги. А Ильмир Измайлов мечтает ввести Мочалей в программу возрождения малых деревень. В масштабах страны такой программы нет, пока они действуют только в нескольких российских регионах, но есть реальная возможность появления ее и в Татарстане. И тогда можно будет говорить не только о начале крупномасштабных археологических исследований в этой местности (Дрожжановский район, по утверждению заведующего отделом татаро-булгарской цивилизации ИИ АН РТ Альберта Бурханова, наименее изучен в Татарстане), но и о появлении близ села промышленного производства.
Дамир ХАЛИТОВ: Наши предки пришли сюда из Нижегородской области. Поэтому у нас и говор чуть-чуть другой, и традиции некоторые сохранились из того региона
Речь идет о крупнейшем в европейской части России Татарско-Шатрашанском месторождении цеолитсодержащих мергелей, а попросту – цеолита. Разговоры о строительстве завода ведутся уже много лет, а между тем цеолит незаменим в химической, атомной, пищевой промышленности, нефтехимии (для обезвоживания и очистки нефтепродуктов, для тампонажных растворов в скважинах), сельском хозяйстве (как эффективная минеральная добавка для крупного и мелкого рогатого скота, птицы и рыбы, как удобрение), быту и медицине. Остается только удивляться, почему инвесторы не стоят в очереди за право разработки этого сокровища.
…У Мочалея есть особая энергетическая притягательность, сила. Этой силы набираются все рожденные здесь – талантливые, трудолюбивые. Но они уезжают. Хотя и очень хотят вернуться. Надо им помочь.