Дороги станут «умнее», а значит безопаснее

print

Такова цель масштабного национального проекта

 

дорога

 

Внедрение интеллектуальных транспортных систем в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и подготовку к международному форуму Kazan Digital Week – 2021 обсуждали на днях на заседании рабочей группы в столице республики.

 

В заседании, состоявшемся в Адмиральском зале казанской «Ривьеры», приняли участие представители Росавтодора, профильных федеральных учреждений и организаций, Миндортранса РТ, ГИБДД, а также правительств субъектов Российской Федерации. Помимо официальных выступлений, здесь состоялся живой обмен мнениями о перспективах цифровизации отрасли.

 

АСФАЛЬТ ЭПОХИ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов обратил внимание участников встречи на самые актуальные проблемы – повышение качества, пропускную способность и уровень безопасности транспортных артерий. Решать эти стратегические задачи призван инициированный Президентом Владимиром Путиным национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За два года его реализации в республике приведено в нормативное состояние почти пятьсот километров дорог и уличной сети. Причём работы идут в увязке с другими инфраструктурными проектами, программами городской застройки, что хорошо видно на примере Большого казанского кольца.

Однако сегодня речь не только о «погонных километрах» асфальта. Для городских агломераций с населением свыше трёхсот тысяч человек (в Татарстане это Казань и Набережные Челны) национальным проектом предусмотрено внедрение ИТС – интеллектуальных транспортных систем, позволяющих автоматизировать управление и более эффективно эксплуатировать транспортную сеть.

Дело это новое, но очень перспективное. И, как ни странно, всё более привычное, начиная от работы «умных» городских светофоров в зависимости от изменения трафика до организации грузовых перевозок по федеральным трассам. Впрочем, это лишь вершина айсберга цифровых технологий, которые планируют использовать в транспортной отрасли в ближайшем будущем.

– Строить хорошие дороги мы научились, очень важно сегодня, чтобы они были комфортными и безопасными. Для этого и необходимо внедрять наши интеллектуальные транспортные системы, – подчеркнул Фарит Ханифов.

Тему продолжил начальник республиканского ГИБДД Ленар Габдурахманов. По его словам, реализация национального проекта в первую очередь отражается на простых людях, поскольку новые технологии заметно снижают число и тяжесть дорожно-транспортных происшествий.

 

ДЕНЬГИ ПЛЮС ИНТЕЛЛЕКТ

Татарстан успешно и в полном объёме освоил 370 миллионов рублей, выделенных в прошлом году на повышение «дорожного интеллекта». Средства, как сообщил директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, были, в частности, направлены на создание центра диспетчеризации, мониторинга и управления. Для обеспечения его работы установлены 15 метеостанций, столько же табло переменной информации и «видеостен», 18 датчиков интенсивности движения.

Кроме того, был реализован первый этап создания Единой платформы управления транспортной системой РТ. Она позволит контролировать транспортные потоки и дорожные работы, движение общественного транспорта и выдачу транспортных разрешений, централизованно информировать участников движения и работать с «цифровыми двойниками». Оказывается, теперь технологии позволяют, словно в фантастическом фильме, создавать виртуальные двойники транспортных объектов. А затем моделировать на них реальные ситуации и процессы, быстро находя решение тех или иных проблем с безопасностью и трафиком.

По-настоящему единой цифровой платформой ЕПУТС, по словам Рифката Минниханова, должна стать в республике уже в 2023 году.

 


Для городских агломераций с населением свыше трёхсот тысяч человек национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрено внедрение интеллектуальных транспортных систем, позволяющих автоматизировать управление и более эффективно эксплуатировать транспортную сеть


 

Помимо прочего, выделенные на внедрение ИТС средства были использованы на развитие «старой доброй» системы фотовидеофиксации нарушений ПДД (за-

куплено 49 новых комплексов) и автоматизированной системы управления дорожным движением. В частности, обустроены пять адаптивных светофорных объектов, о которых уже было сказано.

В целом по стране, как сообщил куратор региональных проектов Росавтодора Денис Кирюхин, на программу внедрения интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях было выделено 3,3 миллиарда рублей. Но получить деньги – это полдела. Некоторые из 22 регионов-участников проекта, по сути, сорвали установленные программой сроки, не сумев вовремя подготовить «интеллектуальные» документы и провести необходимые конкурсные процедуры.

Татарстан в этом плане и в целом в реализации инновационных технологий является позитивным примером для всей страны, отметил в своём выступлении заместитель главы Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Игорь Костюченко. Республика сегодня имеет все возможности и моральное право делиться опытом в рамках предстоящего в этом году форума Kazan Digital Week. Символично, что в Казани он вновь вернётся к нарушенному пандемией очному формату, что позволит визуализировать цифровые проекты.

Финансирование программы внедрения интеллектуальных транспортных систем будет продолжено. В частности, Татарстану в текущем году предстоит освоить такой же, как и в 2020-м, межбюджетный трансферт. А это значит, что наши дороги в ближайшей перспективе станут ощутимо «умнее».