19 ноября 2019  10:06
Распечатать

Доклад о состоянии гражданского общества в Республике Татарстан за 2018 год

Опубликовано: 25.01.2019 0:04

Введение

2018 год в истории России и нашей республики остается как год новых вызовов, острых проблем, ответы на которые четко обозначены в майских указах Президента России. Именно запросы людей, интересы граждан формируют повестку институтов гражданского общества, а также основные направления деятельности Общественной палаты Республики Татарстан.

Год выборов Президента Российской Федерации был отмечен принципиально новыми контрольными полномочиями общественных палат регионов как основного института гражданского общества для реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в части обеспечения гласности, открытости процедуры выборов в Российской Федерации со стороны граждан, общественных объединений и организаций. Впервые на выборах работали наблюдатели – более трех тысяч представителей некоммерческих организаций республики, общественных советов, жителей с активной гражданской позицией, которые зафиксировали высокий уровень доверия граждан к власти, направленный на устойчивое социально-экономическое и политическое развитие страны. Три члена Общественной палаты РТ – заместители председателя Общественной палаты РТ Г.Р.Руденко, Т.Р.Халиков и заместитель председателя Комиссии по межэтническим и межконфессиональным отношениям Т.Р.Кадыров – стали доверенными лицами В.В.Путина, принимавшими участие в дебатах, многочисленных встречах с гражданами, СМИ.

В соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в 2018 году председатель Общественной палаты республики выступил с докладом на сессии Государственного Совета Республики Татарстан, где были обозначены основные направления деятельности палаты как координирующего центра общественных организаций, объединений и гражданских инициатив.

В отчетном году Общественная палата Республики Татарстан во взаимодействии с органами государственной власти и местного само-

управления, ведомственными и муниципальными общественными советами, СО НКО, общественными организациями и объединениями была активно вовлечена во все процессы социально-экономического развития республики.

В 2018 году палатой были проведены 140 мероприятий, большая часть которых прошла с участием депутатского корпуса, органов исполнительной власти, экспертного сообщества, некоммерческих организаций, СМИ. В деятельность комиссий, рабочих групп палаты были вовлечены более 250 СО НКО.

Члены Общественной палаты традиционно участвуют в работе комитетов и Президиума Государственного Совета Республики Татарстан, активно взаимодействуют с Общественной палатой Российской Федерации, представляют интересы в Общественном совете Приволжского Федерального округа по развитию институтов гражданского общества, ведомственных и муниципальных общественных советах, межрегиональных и федеральных структурах.

Как неотъемлемые составляющие нашей жизни прошли День Победы в Великой Отечественной войне, акция «Бессмертный полк России», День Республики Татарстан и День народного единства, празднование 100-летия комсомола, демонстрируя солидарность народа.

Год добровольчества в России актуализировал вопросы патриотизма, духовности и нравственного воспитания молодежи, внес особый вклад в развитие некоммерческого сектора Республики Татарстан.

 

  1. Социально-экономическое развитие Республики Татарстан: взгляд гражданского общества

1.1. Стратегия-2030 – новые импульсы

Повышение роли институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии Татарстана стало очевидной тенденцией в текущем году. Вопросы реализации Стратегии-2030 в рамках плановых мероприятий рассматривались в формате дня Общественной палаты Республики Татарстан в Дрожжановском муниципальном районе с участием Общественной молодежной палаты при Государственном Совете РТ, с организацией круглого стола по вопросам взаимодействия палаты с муниципальным общественным советом, молодежными общественными организациями. В мае текущего года в г.Заинске прошли

Дни СО НКО для Актанышского, Заинского, Мензелинского, Муслюмовского, Сармановского и Тукаевского муниципальных районов Республики Татарстан. В июне проведен День Общественной палаты Республики Татарстан в Бугульминском муниципальном районе с обсуждением вопроса «О роли Общественной палаты Республики Татарстан в формировании гражданского общества в Республике Татарстан» с участием Общественной молодежной палаты при Государственном Совете РТ, исполнительного комитета г.Бугульмы, глав сельских поселений, общественности и молодежного актива района.

В ноябре 2018 года состоялось выездное расширенное заседание совета Общественной палаты с участием институтов гражданского общества в г.Набережные Челны по теме «Социальные практики СО НКО». Данные мероприятия позволили провести анализ включенности некоммерческого сектора в решение важнейших проблем общества, выявить проблемы и ресурсы для эффективной реализации Стратегии-2030.

Обсуждение проекта закона Республики Татарстан «О внесении изменений в приложение к Закону Республики Татарстан «Об утверждении Стратегии социального экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» прошло во всех органах исполнительной власти и местного самоуправления, ведомственных и муниципальных общественных советах республики. В ноябре в Общественной палате Республики Татарстан по данному вопросу состоялся круглый стол с участием академического и экспертного сообществ. Мероприятия показали высокую сопричастность граждан к идущим процессам модернизации.

Были созданы специальный сайт i.tatarstan2030.ru и специальные мобильные приложения к нему, где каждый житель республики мог оставить свою стратегическую инициативу. С момента их запуска на сайт Стратегических инициатив от населения получено более 3,5 тысячи инициативных предложений.

К этой же теме обращалась рабочая группа по предпринимательству Общественной палаты совместно с Торгово-промышленной палатой РТ, Ассоциацией малого и среднего бизнеса РТ, выражая озабоченность изменившимися условиями развития татарстанского бизнеса и необходимостью внесения в связи с этим корректировок в Стратегию-2030. Особое внимание члены палаты также уделили вопросу увеличения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до 3 лет, целесообразностью включения в проект закона предложений о создании новых мест для данной категории детей через размещение муниципального задания в частных дошкольных организациях, что, соответственно, позволит также снизить нагрузку на бюджет. Значимыми дополнениями в Стратегию-2030 стали предложения о необходимости подготовки высокопрофессиональных специалистов для системы дошкольного образования, которые полностью синхронизируются с соответствующими положениями национального проекта «Образование».

В 2018 году в целях обеспечения учета общественного мнения при формировании целей и задач исполнительных органов государственной власти было принято соответствующее Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «О реализации пилотного проекта по публичному формированию целей и задач исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и общественному контролю за их исполнением».

В рамках постановления Общественная палата разработала и утвердила порядок и критерии отбора экспертов для участия в публичном формировании целей и задач, сформировала составы групп экспертов для министерств здравоохранения; культуры; образования и науки; труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

В настоящее время прошли публичные обсуждения реестров приоритетов с участием членов и экспертов палаты, общественных советов при органах исполнительной власти обозначенных министерств, которые показали живую обратную связь с гражданами республики. В настоящее время продолжается дальнейшая работа по их реализации.

Вместе с тем принятое еще в 2010 году Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан (Постановление КМ РТ от 22.02.2010 №87) «О порядке организации учета общественного мнения при принятии и реализации органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления нормативных правовых актов Республики Татарстан и муниципальных правовых актов», в соответствии с которым проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Татарстан, направленные на реализацию мероприятий, включенных в Реестр публичных приоритетов, направляются в Общественную палату Республики Татарстан для проведения общественной экспертизы, не исполняется в полной мере. Конструктивное взаимодействие в данном вопросе позволит вовлечь в процесс нулевых обсуждений экспертное сообщество, представителей профильных некоммерческих организаций.

Для Комиссии по экономическому развитию, инфраструктуре жизнедеятельности граждан совместно с бизнес-сообществом в центре внимания оставались вопросы усиления национальной конкурентоспособности, создания благоприятного делового климата в республике. По результатам мониторинга делового климата и деловой активности в муниципальных районах Республики Татарстан за период 2015–2018 гг. состоялся круглый стол по теме: «Потенциал развития и качественного обновления МСП Республики Татарстан», круглый стол на тему: «Развитие малого предпринимательства: проблемы и новые меры стимулирования». Обсуждение законопроекта №273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» было инициировано обращением саморегулируемой организацией аудиторов «Российский союз аудиторов».

Ключевыми темами были также административные барьеры для бизнеса, вопросы повышения прозрачности госзакупок с проведением круглого стола по теме: «Государственные закупки и субъекты малого и среднего предпринимательства». С участием членов палаты состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Татарстанского УФАС России в сфере соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, а также соблюдения законодательства о государственных закупках на территории Республики Татарстан.

Члены Общественной палаты участвовали в анализе результатов реализации программ комплексного развития транспортной инфраструктуры Казанской и Набережночелнинской городских агломераций в рамках приоритетного проекта Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» за 2018 год, проведении сравнительного анализа стоимости строительства автомобильных дорог в республике и за рубежом.

Проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Республике Татарстан рассматривалась на расширенном заседании Комиссии по экономическому развитию, инфраструктуре жизнедеятельности граждан с участием экспертного сообщества, представителей академической и вузовской науки, Государственного Совета Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ, инвестора мусоросжигательного завода (МСЗ), планируемого к строительству в г.Казани, общественности и средств массовой информации. Анализ современного состояния законодательного обеспечения сферы обращения с отходами позволил разработать предложения в Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года.

В апреле текущего года прошли общественные слушания на тему: «О создании лесопаркового зеленого пояса города Казани» при поддержке Академии наук Республики Татарстан, участии Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Республике Татарстан, Института экологии и природопользования Казанского федерального университета (КФУ), министерств лесного хозяйства; экологии и природных ресурсов РТ, Управления архитектуры и градостроительства исполкома г.Казани, Всероссийского общества охраны природы, активистов инициативных общественных групп и СМИ. Рекомендации по внесению в «зеленый щит» ряда зеленых территорий города, которые могут быть подвергнуты вырубке, засыпке или застройке, были направлены в Государственный Совет РТ.

В предстоящем году Общественная палата продолжит свою работу по реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», национальных программ, в том числе майских указов Президента РФ.

 

1.2. Социальные приоритеты: качество жизни, семья и дети, образование, здравоохранение, культура

Содержательная работа Общественной палаты выстраивается благодаря четкому осознанию, что базовыми условиями развития российского общества являются социальная справедливость и воплощение гуманитарных ценностей. Через вовлеченность в деятельность комиссий, рабочих групп представителей НКО палата зачастую в ситуациях критики, дискуссий последовательно развивает идеи гражданственности, деятельного патриотизма, новой солидарности.

В партнерстве с Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Комиссия Общественной палаты РТ по межнациональным и межрелигиозным вопросам реализует социальный проект «Что нас объединяет?», посвященный поиску новых методов и ценностей формирования общегражданского единства. Сессии этого проекта прошли в Казани, Уфе, Санкт-Петербурге, Москве с участием свыше 300 человек – ученых, студентов, представителей СО НКО.

В рамках подготовки к 100-летию ТАССР палатой с участием кафедры «Институты гражданского общества» на базе КИУ (ИЭУП) была открыта учебная аудитория «Татарстан», подготовлено учебное пособие «История и культура Татарстана», проведены круглые столы на тему: «От Казанской губернии к ТАССР: Поволжье в эпоху кардинальных перемен (1914–1920 гг.)». Данная площадка должна стать центром изучения истории республики, диалогов студенческих и школьных общественных организаций и объединений. Состоялась презентация анимационного образовательного фильма, посвященного 100-летию образования ТАССР «Век Татарстана», который широко представлен в образовательных организациях республики.

Привлечение внимания общественности к знаковым датам страны, республики, вовлеченность молодежного актива в межпоколенческое историческое пространство остается приоритетным направлением палаты.

В Дни 25-летия Конституции РФ состоялся круглый стол «Реализация положений Конституции РФ и развитие институтов гражданского общества» с участием академического сообщества, органов исполнительной власти, в рамках которого кафедрой КФУ «Менеджмент в социальной сфере» был представлен проект региональной модели социального предпринимательства как актуальной межкомиссионной задачи палаты.

В 2018 году Комиссия по межнациональным и межрелигиозным вопросам инициировала три социальные инновации: «Актуальные проблемы развития социокультурной идентичности муниципальных районов Татарстана», «Диалог религий Татарстана: культура сотрудничества и стратегии этноконфессионального взаимодействия», «Динамика развития теологического образования: проблемы, практики, перспективы», направленные на формирование социокультурной региональной идентичности, воплощающей в себе множественность этноконфессиональной истории Татарстана.

Общественная палата, ведомственные и муниципальные общественные советы должны постоянно поддерживать локальные гражданские инициативы в целях сплоченности местного сообщества и развития новой идентичности с участием в этом процессе общественных организаций и объединений, горожан и сельчан.

В этом вопросе чрезвычайно важная роль принадлежит институту семьи, на развитие которой в том числе была направлена деятельность Комиссии Общественной палаты РТ по образованию и науке. Продолжается проект «Республиканское родительское интернет-собрание», поддержанный Общественным советом Министерства образования и науки РТ в целях повышения психолого-педагогической культуры родителей, информированности в актуальных вопросах развития семьи, общества, школы. Вот некоторые темы: «Виртуальная жизнь ребенка: Интернет – друг или враг?», «Стресс у ребенка: как распознать и чем помочь?», «Можно ли на ЕГЭ идти с удовольствием?» и другие.

Вопросы духовно-нравственного воспитания подростков рассматривались на выездных семинарах для родителей, например, в Чистополе, Бугульме по теме: «Возможности комплекса программ «Содружество поколений» в объединении воспитательного потенциала семьи и школы для вовлечения детей и подростков в живое общение и конструктивную деятельность». Члены палаты осознают важность выстраивания диалога семьи и образовательных организаций в вопросах формирования личности молодого человека, осознания родительской ответственности, развития традиционных ценностей отечественной семьи. В этом направлении на протяжении многих лет последовательно реализуется конкурс «Нечкэбил», который в том числе при поддержке палаты проходит в рамках республиканской акции «Татарстан – территория крепких семей».

Гражданское общество консолидируется в вопросах качества образования, в том числе дошкольного образования. Комиссия активно участвует в создании реестра реальной базы негосударственных дошкольных организаций, просвещении родителей в вопросах выбора детского сада. Комиссией проведены мероприятия в целях обмена опытом по организации оценки квалификаций выпускников в условиях внедрения в образовательный процесс федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования нового поколения, профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills. Подготовлены предложения в адрес Государственной Думы Российской Федерации об установлении особых условий при приеме и зачислении для победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia и WorldSkills Russia Junior, совершенствовании системы подготовки педагогических кадров для работы в образовательных организациях дошкольного образования, способных обеспечить качественный уровень присмотра и ухода за детьми в возрасте от 2 месяцев до полутора лет, а также их развития и консультативной поддержки родителей, совершенствовании номенклатуры должностей педагогических работников и внедрении новых критериев оценки профессионального роста учителей.

Для комиссии приоритетной оставалась тематика музеев как социально-образовательных центров, территорий сопричастности к историко-культурному наследию республики. В г.Тетюши состоялись Республиканский научно-практический семинар «Музей как ресурс туристско-рекреационной сферы» и общее собрание Ассоциации музеев Татарстана.

Членами палаты были проведены исследования студенчества крупнейших вузов РТ на предмет их социального самочувствия и особенностей понимания высшего образования как общественного блага или услуги. Выяснено, что около четверти студентов первых курсов планируют в дальнейшем заниматься бизнесом, но большая часть ориентирована на наемный труд по получаемой в вузе специальности. Большинство (66% из числа опрошенных) воспринимают высшее образование как общественное благо, а не как услугу, и поддерживают идею бесплатного образования.

Предметом исследования также стало поле деятельности СО НКО и восприятия деятельности СО НКО гражданами республики. Среди рекомендаций – увязывание поддержки деятельности СО НКО с постоянным мониторингом общественных проблем, волнующих население, а также анализ возможностей вузов в открытии специальных программ ДПО, ориентированных на подготовку кадров для СО НКО. В настоящее время в рамках подписанного соглашения Общественной палаты и Казанского федерального университета запланировано открытие магистерской программы по направлению «Социальное предпринимательство».

Важным направлением в деятельности Общественной палаты РТ, некоммерческих организаций остается чувствительная сфера защиты детства. В рамках федеральной программы «Десятилетие детства» Комиссия палаты по социальным вопросам и благотворительности провела круглый стол на тему: «Формы и методы развития СО НКО, осуществляющих деятельность в сфере защиты материнства и детства», мероприятия по обучению воспитанников детских домов финансовой грамотности, социальному предпринимательству, проектной деятельности. Состоялись рабочие встречи по реализации программы наставничества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Профессия в руки».

Общественная палата Республики Татарстан продолжает совместную с Общественной палатой Российской Федерации работу по проведению общественного мониторинга состояния детских домов, что позволило придать этому вопросу большую открытость и возможность быстрого решения возникающих проблем.

При участии Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав был продолжен проект «Институт общественного воспитателя», в рамках которого более 4000 активистов были вовлечены в вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних. По данным вопросам были проведены зональные семинары, республиканская конференция, в том числе при поддержке уполномоченного по правам ребенка в РТ. Общественная палата продолжит свою работу по привлечению в деятельность общественного воспитателя активных граждан как значимый нравственный ресурс в воспитании подрастающего поколения.

Новые инициативы, формы и методы работы развиваются в инклюзии, работе с детьми с ОВЗ. Проведены круглые столы по темам: «Нормализация жизни: на что могут рассчитывать семьи с детьми-инвалидами, и опекуны взрослых инвалидов», «Редкие заболевания: за будущее детей, за жизнь», горячая линия по вопросам установления инвалидности детям и обеспечения техническими средствами реабилитации детей-инвалидов. Была продолжена работа по развитию темы социальной поддержки детей и взрослых с синдромом Ретта с анализом практики инклюзии в зарубежных странах. По итогам предложений родителей и общественных организаций Комиссия по социальным вопросам и благотворительной деятельности провела круглый стол по теме: «Состояние первичной инвалидности среди граждан в возрасте до 18 лет в Республике Татарстан» с участием уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан, членов Общественного совета при ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РТ», а также представителей регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ, министерств здравоохранения; образования и науки; труда, занятости и социальной защиты РТ, ДРКБ, некоммерческих организаций и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Рекомендации мероприятий направлены на повышение качества предоставляемых государственных услуг детскому населению, а также созданию межведомственной программы ранней реабилитации детей в РТ.

Для Общественной палаты важным остается развитие темы выплат матерям, воспитывающим детей-инвалидов в части региональной компоненты.

Общественная палата республики совместно с пациентскими сообществами продолжала привлекать внимание общественности к вопросам здорового образа жизни, проблеме нехватки лекарств, качеству оказания медицинской помощи. В этом направлении рабочие группы палаты по здравоохранению, по противодействию наркомании и алкоголизму провели ряд мероприятий – общественный мониторинг доступности и качества медицинских услуг с анализом индикативных показателей деятельности медицинских учреждений, мероприятий по их улучшению, маршрутизации пациентов, их консультативной помощи. Был также проведен анализ ценообразования платных услуг, часовой радиоэфир на радио «Миллениум» в передаче «Доктор тут» – «Пациентский терроризм» и «Отсутствие травм – заслуга каждого».

В октябре Общественная палата Республики Татарстан по инициативе Всероссийского общества онкогематологии «Содействие» провела круглый стол по теме: «Медицинская помощь онкологическим и онкогематологическим больным в Республике Татарстан: реальность и перспективы».

В ноябре 2018 года в Общественной палате РТ прошел круглый стол, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом, с участием представителей Правительства, министерств и ведомств Республики Татарстан, СО НКО РТ. Почетным гостем дискуссионной площадки стал Виней Патрик Салдана – региональный директор ЮНЭЙДС (UNAIDS) по странам Восточной Европы и Центральной Азии, который отметил эффективное взаимодействие государственных и общественных организаций республики в сфере ВИЧ/СПИД. По итогам круглого стола была принята резолюция, нацеленная на совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти СО НКО в сфере противодействия распространению ВИЧ в РТ.

По инициативе федерального проекта «Трезвая Россия» Общественная палата провела заседание рабочей группы для проработки вопроса необходимости повышения возрастного ценза при продаже алкоголя (инициатива «Закон 21»), которое прошло при участии Аппарата Президента Республики Татарстан, министерств здравоохранения; по делам молодежи; представителей МВД по РТ, прокуратуры и Росгвардии, Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Участники отметили необходимость глубокого анализа обозначенного вопроса до принятия рекомендаций, тем самым обозначив важность преднулевой экспертизы проектов документов.

Среди комплекса социальных проблем особое внимание в палате уделялось вопросам ресоциализации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так же как и вопросам трудоустройства граждан, вышедших из мест заключения, открытию пунктов помощи нуждающимся, оказанию данной категории лиц консультативной, юридической, психологической помощи. Данная работа проводится в партнерстве с уполномоченным по правам человека в РТ, общественными организациями, экспертами-юристами Общественной палаты РТ.

Важной составляющей качества жизни, ресурсом развития человека остается культура. Комиссия по культуре и взаимодействию со СМИ акцентировала внимание на мониторинге действующих республиканских и муниципальных программ в сфере культуры, вовлеченности СО НКО, работающих в отрасли, в проектную деятельность палаты с участием экспертного сообщества палаты. Состоялись выездные заседания комиссии в Елабуге, Набережных Челнах для анализа проблем отрасли и включенности комиссии в их решение. Тема «Кинопрокат в сельских домах культуры: проблемы и перспективы развития» обсуждалась комиссией в г.Менделеевске с участием комитета Государственного Совета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, Союза кинематографистов РТ, где были актуализированы вопросы, связанные с прокатными удостоверениями, специальным оснащением домов культуры, необходимыми для показов, изменением планировки самих объектов и другие.

Комиссия совместно с комиссией Общественной палаты РТ по экономическому развитию, инфраструктуре жизнедеятельности граждан провела рабочую встречу с представителями профессионального сообщества сфер туризма и гостеприимства в целях более четкой постановки задач отрасли в контексте передачи их полномочий в адрес Министерства экономического развития, тесного взаимодействия с НКО, их грантовой поддержки, анализа перспектив развития детского туризма.

Для Общественной палаты Республики Татарстан в предстоящем году ключевыми направлениями останутся вопросы качества жизни людей, социальная поддержка социально незащищенных граждан, защита прав интересов семьи и детства.

 

1.3. Молодежь и добровольчество

Год волонтерства в Российской Федерации был отмечен дальнейшим развитием добровольческих повседневных практик в республике, в которые все больше вовлекаются дети, подростки, молодежь и взрослые. Общественная палата в июне текущего года рассматривала вопрос об активизации деятельности работы общественных организаций на портале «Добровольцыроссии.рф», включая регистрацию самих НКО, добровольцев, работающих в них.

При поддержке Общественной палаты Республики Татарстан региональной общественной организацией «Центр развития добровольчества» при содействии Министерства по делам молодежи Республики Татарстан проведены Весенняя и Зимняя республиканские добровольческие школы, Форум добровольцев Татарстана, межрегиональный слет профилактических волонтеров, Республиканский образовательный сбор татарстанского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Волонтеры Победы», республиканская экошкола, а также сбор для специалистов в сфере молодежной политики по развитию добровольческого движения в учреждениях по месту жительства. Всего образовательными мероприятиями охвачено 853 добровольца. В сентябре 2018 года в Общественной палате Республики Татарстан прошла встреча по обмену опытом среди представителей Серебряного добровольчества городов Самара и Казань.

В настоящее время волонтерство стало реальным ресурсом общественного развития, в связи с чем закономерными остаются вопросы оценки эффективности добровольческого труда, где наряду с моральной ценностью и социальными результатами появляются критерии оценки вклада труда добровольцев в валовый внутренний продукт страны (ВВП) и /или валовый региональный продукт (ВРП). Вместе с тем безвозмездная помощь или работа на пользу другим людям в различных формах продолжает нарастать, что характеризует величайший дух сопричастности наших граждан к проблемам страны, республики, граждан. В городе Буинске 14 ноября 2018 года присвоено наименование вновь образовавшейся улице – улица Волонтеров.

В фокусе внимания палаты должны оставаться вопросы развития мотивации для участия в добровольческой работе через льготные путевки в лагеря отдыха, сертификаты на обучающие программы, посещение музеев и другое.

Комиссия Общественной палаты по молодежной политике и патриотическому воспитанию в течение года обращалась к результатам мониторинга реализации государственной программы «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014–2020 годы», проектам НКО в развитии лидерского потенциала молодежи Республики Татарстан».

По инициативе площадки по реализации общественных проектов «Карта инициатив» и центра стратегических исследований «Платформа XXI» была проведена дискуссия по теме: «Почему из Республики Татарстан уезжает молодежь» с глубоким анализом причин внутренних миграционных потоков. Были озвучены результаты мониторинга по теме: «Социальное самочувствие молодежи в Республике Татарстан». Палата озабочена вопросами возвращения молодежи после обучения в родной город, созданием условий для молодых семей.

Приоритетным направлением для комиссии оставалась организация спортивно-оздоровительных лагерей «Юный десантник», участие во всероссийском проекте «Эстафета поколений», мероприятий с участием учащихся и ветеранов труда, по формированию библиотек в школах, где находились эвакогоспитали во время Великой Отечественной войны. В центре внимания – поддержка кадетского движения, примером которой выступает МБОУ «Школа №67» Кировского района г. Казани, где при участии членов палаты, Республиканской специальной школы им.Н.А.Галямова, Алатской школы Высокогорского района, регионального военно-патриотического движения «Юнармия РТ», Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» многие мероприятия проходят в соответствии с армейскими традициями и ритуалами.

С целью реализации программ государственной политики по патриотическому воспитанию граждан, государственной молодежной политике, объединению ресурсов в текущем году были проведены традиционные «Уроки мужества», ежегодный Республиканский патриотический фестиваль, посвящённый памяти В.А.Ачалова.

Анализ проблемы роста активности молодежи и подростков к занятиям неолимпийскими видами единоборств и востребованности спортивных залов актуализировал тему круглого стола по эффективному взаимодействию федерации с образовательными организациями.

Приоритетными для комиссии палаты по молодежной политике и патриотическому воспитанию в предстоящем году остаются вопросы формирования института наставничества – от ветеранских организаций к молодежи, развитие добровольчества, работа по формированию содержательного патриотического контента в социальных сетях.

 

  1. Государственная поддержка СО НКО

2.1. Новые векторы развития третьего сектора

Характерной особенностью 2018 года стал качественный рост третьего сектора, который проявляется как в вовлеченности СО НКО в решение важнейших проблем общества, так и в количественных и качественных результатах их деятельности.

Республика Татарстан занимает одну из лидирующих позиций в Приволжском федеральном округе по количеству зарегистрированных НКО. По состоянию на 1 декабря 2018 года в республике зарегистрировано 5802 некоммерческие организации, в том числе 1900 общественных объединений (в том числе 53 региональных отделения политических партий), 1955 религиозных организаций, 1947 иных некоммерческих организаций. Ведущее место среди социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан занимают организации, деятельность которых направлена на социальную поддержку и защиту граждан, благотворительность, образование, просвещение, науку, физическую культуру и спорт.

В Республике Татарстан действует подпрограмма поддержки СО НКО РТ на 2014–2020 годы государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014–2020 годы» (далее – Подпрограмма). В 2016 году общий объем финансирования Подпрограммы, без учета внебюджетных источников, составил 215,6 млн рублей, в 2017 году –240,3 млн  рублей (рост на 11,5% к 2016 г.), в 2018 году – 291,0 млн рублей (рост на 21,1% к 2017 г.).

Также во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан приняты и реализуются муниципальные программы поддержки СО НКО. Продолжает формироваться Реестр СО НКО, который размещен на официальном сайте Министерства экономики Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На 1 декабря 2018 года в нем содержатся сведения о 801 организации.

Продолжают работать во исполнение Поручений Президента Республики Татарстан межмуниципальные ресурсные центры СО НКО, которые осуществляют обучение, консалтинг и сопровождение деятельности СО НКО за счет средств Подпрограммы. В Казанской экономической зоне функцию межмуниципального ресурсного центра осуществляет Центр инноваций в социальной сфере при Некоммерческой микрокредитной компании «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» (г.Казань), в Камской экономической зоне – Автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр развития и дополнительного образования институтов гражданского общества «Перспектива» (г.Набережные Челны), в Альметьевской экономической зоне с 2018 года функцию межмуниципального ресурсного центра осуществляет Автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр социально ориентированных некоммерческих организаций «Вертикаль» (г.Альметьевск).

В настоящее время Премьер-министром Республики Татарстан А.В. Песошиным согласовано с Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым создание в 2019 году в г.Чистополе нового межмуниципального ресурсного центра по поддержке СО НКО. В дальнейшем работа по расширению сети ресурсных центров поддержки СО НКО в республике будет продолжена.

Отмечая значимость работы данных Центров с НКО республики, Общественная палата вместе с тем считает необходимым выстраивание системной работы Центров с комиссиями палаты в части сопровождения проектной деятельности СО НКО, анализа их опыта и включенности в мероприятия комиссий и рабочих групп палаты.

АНО «Ресурсный Центр развития и дополнительного образования институтов гражданского общества «Перспектива» сформировал кейс проведения «Социальных ярмарок» – это публичная негосударственная торговая площадка альтернативных социальных услуг, направленная на развитие социального партнерства общества, власти и бизнеса, целью которой является проведение встреч с бизнес-сообществом по выявлению социально ориентированного бизнеса и повышения уровня доверия к СО НКО как альтернативному поставщику социальных услуг. В текущем году в г.Набережные Челны прошел зональный этап Республиканской ярмарки с участием Агрызского, Актанышского, Заинского, Мензелинского, Муслюмовского, Сармановского муниципальных районов.

В целях поощрения гражданских инициатив и содействия формированию институтов гражданского общества в республике принят и реализуется Указ Президента Республики Татарстан от 03.07.2015 №УП-619 «Об учреждении премии Президента Республики Татарстан за вклад в развитие институтов гражданского общества в Республике Татарстан».

В 2018 году по поручению Президента количество премий увеличилось с 3 до 5 премий по 400 тыс.руб. каждая – для организаций и с 2 до 3 премий по 250 тыс. руб. каждая – для граждан (группы граждан). В текущем году поступило 10 ходатайств от муниципальных общественных советов, 8 от ведомственных общественных советов. География представлена 16 районами.

По итогам проведенного конкурса на соискание премии Президента Республики Татарстан за вклад в развитие институтов гражданского общества в 2018 году премия присуждена Ганибаеву Р.Ш. (председатель Общественной организации «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» – «Общество инвалидов Республики Татарстан»), Тимуца О.В. (директор АНО «Ассоциация содействия больным синдромом Ретта»), Халикову Т.Р. (заместитель председателя Общественной палаты Республики Татарстан, ответственный секретарь Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности естественных монополий при Президенте Республики Татарстан, руководитель регионального штаба общероссийского гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России»); Республиканскому Совету региональной общественной организации ветеранов (пенсионеров) Республики Татарстан, Региональной молодежной общественной организации «Центр развития добровольчества Республики Татарстан», Региональной общественной организации «Национально-культурная автономия чувашей Республики Татарстан», местной общественной организации «Женщины города Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района», Национальному исламскому благотворительному фонду «Ярдэм» (Указ Президента Республики Татарстан от 10.10.2018 № УП-716).

В соответствии с Комплексным планом мероприятий Республики Татарстан проводится работа по обеспечению доступа негосударственных организаций, в том числе СО НКО, к предоставлению услуг в сфере социального обслуживания, отработке механизмов поддержки негосударственных организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере, на постоянной основе проводится системная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области социального обслуживания населения.

Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ведется Реестр поставщиков социальных услуг в рамках реализации Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». На 1 декабря 2018 года в нем содержатся сведения о 139 организациях – поставщиках социальных услуг, из них 19 негосударственных организаций, в том числе 12 негосударственных организаций, оказывающих реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, и 7 негосударственных организаций, оказывающих реабилитационные услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями. При этом из 19 негосударственных поставщиков 14 (73,7%) являются СО НКО. За 11 месяцев 2018 года обслужено 5 429 человек, из бюджета Республики Татарстан выплачена компенсация в размере 99,6 млн рублей.

Для поддержки некоммерческих организаций Общественной палатой Республики Татарстан совместно с Министерством экономики Республики Татарстан создан специализированный портал, где НКО могут бесплатно создать свою страничку в интернете (http://nkort.ru/).

Продолжил работу Республиканский центр СО НКО, где на основании проводимого Общественной палатой РТ Конкурса в настоящее время располагается 22 СО НКО. За прошедший год на базе Центра прошло 55 мероприятий. Вместе с тем, палате необходимо максимально полно использовать возможности центра для нужд некоммерческих организаций и наполнения его деятельности новыми формами работы.

Общественной палатой Республики Татарстан и Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» продолжается работа по пропаганде и популяризации деятельности СО НКО. В 2018 году состоялся конкурс на лучшее освещение деятельности СО НКО Республики Татарстан, проводимый при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан и Общественной палаты Республики Татарстан. На Конкурс поступило 252 работы по Республике Татарстан, по итогам конкурса с призовым фондом 400 тыс. руб. Победителями стали 12 авторов СМИ.

Продолжала действовать система республиканской грантовой поддержки деятельности СО НКО. В 2018 году 113 проектов республиканских НКО получили поддержку на сумму 35 млн рублей по итогам конкурса, уполномоченным органом которого является Министерство экономики Республики Татарстан. В конкурсе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан 86 некоммерческих организаций стали победителями республиканского конкурса на получение грантов Кабинета Министров Республики Татарстан и получили финансовую поддержку на общую сумму в 19,9 млн рублей, что на 10 млн рублей больше прошлого года по поручению Президента Республики Татарстан.

В 2018 году от Республики Татарстан на конкурс Президентских грантов было подано 608 проектов, что на 34,8% больше, чем в аналогичном конкурсе 2017 года, победителями признаны 118 проектов. Общая сумма грантовой поддержки составила 174,1 млн. рублей (на 24,7% больше, чем в 2017 году). Среди победивших проектов такие приоритетные направления, как охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни (более 20%); сохранение исторической памяти (18%); социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; поддержка проектов в области культуры и искусства (по 13%); поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (более 9%). Более 60% победивших проектов из г.Казани, более 9% – из г.Набережные Челны, около 8% – из Спасского района, более 4% – из Елабужского и Зеленодольского районов, почти 3% – из Альметьевского района.

Важной задачей Общественной палаты остается поддержка и сопровождение деятельности СО НКО, мониторинг социальных проектов – победителей федеральных, республиканских грантов, анализ социальных эффектов их реализации. Целесообразным представляется обращение в Фонд президентских грантов с инициативой проведения на площадке палаты «нулевых чтений» проектов НКО, подавших заявки на конкурсы президентских грантов.

СО НКО остаются источниками позитивных социальных изменений, диагностика их состояния, учет мнений и возможностей, вовлеченность в деятельность палаты позволят с учетом текущих условий развития некоммерческого сектора знать и понимать возможные пути его развития.

 

2.2. Социальные проекты, реализуемые при поддержке Общественной палаты Республики Татарстан

Отчетный период отмечен новыми гражданскими инициативами членов Общественной палаты Республики Татарстан, которые отражают тенденцию дальнейшего качественного роста

СО НКО, их включенность в решение важнейших социально-экономических проблем республики, формирование духовности и гражданственности соотечественников.

Проект «Великие имена России» посвящен присвоению международным аэропортам страны имен великих российских соотечественников, которые олицетворяют грандиозность, величие и славу страны. В нем участвовали более 40 аэропортов России, которые были определены на основании данных Росавиации по пассажиропотоку. Инициаторами выступили Русское географическое общество, Российское военно-историческое общество, Общество русской словесности, Российское военно-патриотическое общество, Общественная палата России. В Татарстане проект был реализован под патронажем Общественной палаты Татарстана, на площадке которой прошли публичные обсуждения с участием широкой общественности и экспертов, были открыты горячие линии, при содействии движений «Волонтеры Победы» проведено болеет 800 акций в трех городах – Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, где было задействовано более 200 волонтеров, собрано более 51 тыс. анкет с выбором имени. Максимально открытый конкурс позволил вовлечь в обсуждение более 110 тыс. человек и определить имена победителей – по аэропорту «Казань» – это Г.Тукай (татарский народный поэт. Основоположник школы поэзии, заложивший крепкий фундамент татарского языка и литературы. Его произведения, несущие знамя гражданственности и народности, стали классикой татарской литературы и обрели славу по всему миру), по аэропорту «Бегишево» – Н.В.Лемаев (строитель и генеральный директор Нижнекамского производственного объединения «Нижнекамскнефтехим», министр химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Стоял у истоков всей нефтехимической промышленности Татарстана).

Деятельность членов палаты – руководителей известных СО НКО республики, их профессионализм, качество проектной деятельности вносит значимый вклад в развитие российского гражданского общества, тиражирование вариативных моделей социального партнерства, механизмов и социальных технологий.

Продолжает действовать Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности, региональным оператором которого является Благотворительный фонд «АК БАРС СОЗИДАНИЕ». Решением коллегиального органа в республике реализуются массовые социально значимые проекты, направленные на возрождение духовно-нравственных ценностей, прививание детям и молодежи культуры благотворительности.

Для оперативного поиска информации о реально действующих благотворительных организациях и направлениях их деятельности Благотворительным фондом «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» под эгидой Общественной палаты РТ разработана специальная рубрика на платформе 2ГИС и подготовлен электронный сборник по современной истории благотворительности в РТ в разрезе всех муниципальных районов.

Для содействия объединению ресурсов и выработке единой концепции развития благотворительности в республике при Общественной палате создана экспертная площадка. Благотворительным фондом «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» (Валиева А.Ф.) под эгидой Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО в рамках проекта «Вернуть детство» совместно с Общественной палатой РТ с 2016 года для одной из самой социально уязвимой категории населения – воспитанников детских домов – реализуется практико-ориентированная образовательная программа «Благопредприниматель». Целевой группой программы по финансовой грамотности, направленной на обучение механизмам планирования личного бюджета путем вовлечения в проектную деятельность по социальному предпринимательству, являются дети-сироты в возрасте от 13 до 18 лет, проживающие в специализированных учреждениях 14 регионов Приволжского федерального округа. В отличии от других образовательных проектов по финансовой грамотности данная программа предусматривает по итогам обучения, подготовки и защиты своих бизнес-планов получение на конкурсной основе грантовой поддержки детских инициатив по решению актуальных, на их взгляд, социальных проблем в своем регионе.

Благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой (Вавилов В.В.) начал реализацию проекта «Открытие первого детского хосписа в Республике Татарстан» с 2010 года. 25 января 2011 года было подписано Соглашение о государственно-частном партнерстве между Министерством здравоохранения Республики Татарстан и Фондом имени Анжелы Вавиловой о реализации проекта «Открытие первого хосписа в РТ». Ежедневно 35 тяжелобольных пациентов получают круглосуточную стационарную хосписную помощь, 150 пациентов находятся на патронаже выездной службы хосписа (стационар на дому). С момента открытия хосписа 2051 пациент получил квалифицированную помощь в круглосуточном стационаре, 6500 выездов на дом было сделано бригадами выездной хосписной службы. Несомненным преимуществом казанского хосписа стало то, что впервые в России при поддержке Общественной палаты Республики Татарстан хоспис был открыт и находится в подчинении СО НКО (Фонда им. Анжелы Вавиловой). Казанский хоспис зарегистрирован как НКО – некоммерческое медицинское учреждение.

Проект «Взаимоподдержка: расширяя границы» Автономной некоммерческой организации «Ассоциация содействия больным синдромом Ретта» (Тимуца О.В.) получил поддержку Фонда президентских грантов. Данный проект направлен на поддержку семей с детьми с синдромом Ретта, проживающих в странах СНГ – Армения, Казахстан и Молдавия. Основная миссия проекта – улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с синдромом Ретта. Проект предполагает проведение круглых столов в каждой из указанных стран по проблемам семей с представлением опыта организации работы в Татарстане. Видеоматериалы станут и учебным материалом, и помощью для родителей в ежедневной практике, а ролики приблизят людей, далеких от проблем людей с редкими заболеваниями, к пониманию их трудностей и дружественному отношению.

Автономная благотворительная некоммерческая организация «Новый век» (Таишева Л.А.) предложила инновационные подходы по использованию мобильных технологий в социальной сфере. В 2017 году проект «Апробация и тиражирование модели комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции мигрантов» был поддержан Фондом Президентских грантов. Проект реализуется в 2018 году по четырем ключевым направлениям:

  • поддержка социального мобильного приложение M-Help для мигрантов;
  • организация и проведение вводных ориентационных курсов для трудовых мигрантов;
  • оказание бесплатных услуг на базе Низкопорогового центра – Центра помощи мигрантам;
  • внедрение мобильного социального патронажа в местах проживания, трудовой деятельности и досуга мигрантов с помощью которого будет завершено создание модели комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов.

В рамках проекта проводится серия из трёх обучающих семинаров для государственных и некоммерческих организаций из 27 регионов России с практическими занятиями на базе сервисов для мигрантов, реализуемых в государственных учреждениях республики.

В целях популяризации социального предпринимательства среди подрастающего поколения Общественной организацией «Казанский центр «Достижение молодых» (Бикчентаева Л.Д.) открыт первый детский коворкинг с бизнес-уклоном, проводятся занятия среди школьных компаний по созданию реально действующих бизнес-проектов, в рамках которых участники проходят обучение всем этапам организации бизнеса – от выбора идеи, написания бизнес-плана до организации производства, разработки и реализации маркетинговой стратегии. Центром проводятся ежегодно два выездных обучающих семинара для школьников и преподавателей, новогодняя благотворительная ярмарка школьных компаний, Республиканский слет школьных компаний.

Опыт Регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (Романов Д.С.) является уникальным и представлен на площадках Палаты РФ как лучшая социальная практика, а также в рамках Международной конференции «Развитие жилищных ассоциаций и их взаимодействие с органами государственной власти, общественностью и бизнесом на принципах устойчивого развития» в Беларуси.

Вариативные модели «Школы грамотного потребителя» центра активно функционируют во многих субъектах РФ.

Автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации и адаптации» (Гайнутдинов А.Г.), известная социальными практиками по работе с людьми, освободившимися из мест лишения свободы, в 2017 году получила поддержку Фонда президентских грантов. Проект организации «Развитие центра ресоциализации и адаптации бывших заключенных» направлен на комплексную реабилитацию в условиях многофункционального центра, в котором бывшим осужденным предоставляются комната для проживания, трудоустройство, комплект сезонной одежды, предметы первой необходимости, а также оказывается психологическая, юридическая помощь, содействие в восстановлении документов и получении медицинского обслуживания.

С 2018 года Общественной палатой Республики Татарстан и Аппаратом уполномоченного по правам человека был запущен еще один социальный проект, получивший название «Приют». Данный проект направлен на поддержку людей, оставшихся без жилья и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В рамках проекта на парковке Центрального рынка города Казани были установлены пять вагончиков-бытовок с вывесками «Бесплатная помощь нуждающимся», в которых оказывается помощь по трудоустройству, предоставлению временного жилья, обеспечению сезонной одеждой и предметами первой необходимости, содействию в оказании медицинской и юридической помощи.

Проект организации Региональной общественной организации Республики Татарстан «Под крылом семьи» (Жуйкова И.П.) – республиканский конкурс красоты, материнства и семьи «Нечкэбил», направленный на пропаганду семейных ценностей, повышение престижа семьи, сохранения культуры народов, является примером успешной социальной практики. С 2004 года в отборочных турах конкурса «Нечкэбил» приняли участие более 6500 семей из Казани и районов республики; более 650 семей вышли в полуфиналы конкурса – Фестиваль семей Татарстана; более 170 семей представили свою семью в финалах конкурса ко Дню матери. Тысячи татарстанцев приезжают в Казань поддержать семьи конкурсантов, выразить дань уважения семье, гордость за земляков.

Центр образования «Егоза» (Реснянская Н.Л.), созданный в форме государственно-частного партнерства, является успешным примером частного дошкольного образовательного учреждения, который стал первым лицензированным частным детским садом Республики Татарстан. Здесь создана модель дошкольного учреждения, которая определяется эффективно организованным педагогическим процессом, представляющим единую, личностно ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Лейтмотивом программы является переход от монологической педагогики к диалогической: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями. Центр «Егоза» стал научно-методическим центром в рамках всероссийского проекта помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической,  диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

Проект «Мечтай со мной» Общественного движения «Наше дело» (руководитель – Т.Ф.Сафин) приобрел статус Всероссийского и вошел в платформу «Россия – страна возможностей». Благотворительный проект исполняет мечты детей (от 3 до 17 лет) и пожилых людей (от 60 лет) с состоянием здоровья, угрожающим их жизни, и дает им возможность собраться с силами для победы над болезнью. По результатам реализации проекта было исполнено более 50 заветных детских желаний, в том числе с участием Президента Российской Федерации В.В.Путина, видных политических и общественных деятелей, бизнесменов и деятелей культуры.

Накопленный членами палаты потенциал проектной деятельности, социальных технологий, социального партнерства, опыт опережающего реагирования на острые вопросы дня позволяет палате оставаться обучающей площадкой для НКО, институтов гражданского общества, площадкой выработки консолидированных позиций в диалоге с органами государственной власти и местного самоуправления.

 

2.3. Ведомственные и муниципальные общественные советы

Общественная палата Республики Татарстан продолжает работу по взаимодействию с ведомственными и муниципальными общественными советами и видит свою задачу во включенности данных институтов гражданского общества в решение важнейших вопросов муниципальных территорий, людей, проживающих в них. Комиссия Общественной палаты Республики Татарстан по вопросам развития институтов гражданского общества, взаимодействию с общественными советами продолжила работу по мониторингу их деятельности. В настоящее время действует 32 общественных совета при органах исполнительной власти и 44 муниципальных общественных советов, в которых численность и составы приведены в соответствие с нормативными актами, регулирующими порядок образования и деятельности общественных советов. Анализ составов советов показывает, что в них входят представители общественных организаций, профессиональных сообществ, научных сообществ, научных объединений, благотворительных фондов, профсоюзов, СМИ. В текущем году созданы общественные советы при Министерстве молодежи Республики Татарстан, Государственном комитете РТ по охране объектов культурного наследия.

Председатели ведомственных общественных советов вошли в состав Коллегий министерств и ведомств Республики Татарстан, председатели муниципальных общественных советов стали помощниками глав муниципальных районов, что позволяет актуализировать вопросы отрасли и территорий, а также содействует диалогу чиновников с общественным сектором.

Практически в каждом общественном совете созданы рабочие группы по противодействию коррупции, идет процесс завершения создания рабочих групп по независимой оценке качества условий оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Во всех профильных министерствах были созданы Советы по НОК, проведены обучающие семинары по процедуре проведения НОК совместно с ЦЭСИ.

В соответствии с Положением о ежегодном конкурсе «Лучший Общественный совет муниципального образования Республики Татарстан», утвержденным председателем общественной палаты Республики Татарстан А.А. Фоминым 17 июля 2018 года, проведен конкурс по лучшим практикам деятельности Общественных советов муниципальных образований Республики Татарстан. Организатором конкурса выступает Общественная палата Республики Татарстан, Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Татарстан», автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр дополнительного образования и развития институтов гражданского общества «Перспектива». Целью проведения конкурса является обеспечение открытости, прозрачности и популяризации деятельности общественных советов муниципальных образований Республики Татарстан. Заявки на участие в конкурсе в 2018 году поступили от 33 общественных советов муниципальных образований Республики Татарстан.

Анализ показывает, что деятельность ведомственных и муниципальных общественных советов стала содержательнее, на обсуждение советов выносятся актуальные вопросы. Например, Общественный совет Чистопольского муниципального образования в текущем году провел анализ доступности мест в учреждениях дошкольного образования детям дошкольного и школьного возраста, обращался к вопросам качества жизни горожан, проблем одиноких и престарелых людей. На повестке дня были антикоррупционные мероприятия, проблемы экологии, строительства, миграции.

В Общественном совете Муслюмовского муниципального образования были проведены общественные слушания по ряду вопросов – благоустройство, уличное освещение, сельские дороги, спортивные и детские площадки, зоны отдыха, водоохранные зоны, строительство, реконструкция. Здесь практикуются отчеты председателя совета перед жителями, участие в сходах граждан, совместно с волонтерами – анкетирование и интернет-опросы населения. В Сабинском общественном совете внимание в текущем году сосредоточили на вопросах пропаганды и возрождения национальных и республиканских традиций и праздников.

Основными направлениями Общественного совета Азнакаевского муниципального района стал мониторинг общественного мнения по социальным и экономическим вопросам (за 2 года проведено 26 социологических опросов), поддержки гражданских инициатив, например «Покупай Азнакаевское». Продолжает развиваться проект «Общественные воспитатели за подростками». Для Лениногорского общественного совета в центре внимания оставалась тема ЖКХ, транспортного обслуживания, занятости спортсооружений, детские лагеря. В Дрожжановском общественном совете особое внимание уделяли социальным программам района, межнациональным и межконфессиональным отношениям, работе с мигрантами.

Особое внимание в текущем году Общественная палата сосредоточила на вопросах оценки качества предоставления услуг в сферах образования, культуры, социального обслуживания и здравоохранения. Независимая оценка качества условий оказания услуг в различных сферах жизнедеятельности граждан является, как известно, одной из форм общественного контроля и направлена на вовлеченность граждан в процессы реализации государственной политики и построение конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти и местного самоуправления. Открытость, прозрачность, информирование граждан в обозначенных вопросах, контроль за исполнением мер по совершенствованию деятельности организации – это также неотъемлемые составляющие обозначенной проблемы. Состоялся круглый стол «Роль и место общественных организаций и общественных советов при министерствах, ведомствах и муниципальных образованиях в организации общественного контроля».

Состоялась рабочая встреча по вопросам независимой оценки качества оказания услуг в сфере культуры. Мероприятие, прошедшее на площадке палаты Татарстана, прошло при участии представителей Министерства культуры Республики Татарстан, Общественного совета при Министерстве культуры РТ, Общественного совета по НОК при обозначенном министерстве, а также оператора проведения НОК. В рамках встречи обсуждались проблемные вопросы проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры, взаимодействия с организациями-операторами, выработки критериев оценки. Участники высказали предложения по организации серии обучающих семинаров для членов общественных советов по НОК, а также организаций-операторов в 2019 году.

Прошли совещания по вопросу подготовки обязательного публичного отчета Президента РТ о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, представляемого в Государственный Совет РТ с участием профильных министерств. Вместе с тем, анализ проблемы показывает, что в данном вопросе есть недостатки и трудности, связанные как с пока еще недостаточно высоким уровнем компетенции операторов, проводящих оценку, не отработанными механизмами и технологиями, так и с отсутствием опыта таких процедур у членов НОК. Палата должна продолжить работу в этом направлении вместе с общественными советами органов исполнительной власти.

По сведениям ЦЭСИ на 1 декабря 2018 года информация о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг представлена в полном объеме только от 9 муниципальных районов Республики Татарстан: Азнакаевского, Алексеевского, Альметьевского, Лениногорского, Муслюмовского, Нижнекамского, Рыбно-Слободского, Сабинского, Чистопольского.

Общественная палата видит свою задачу в построении эффективной модели взаимодействия общественных советов с вновь созданными советами по НОК, качественном проведении самой процедуры оценки, общественном контроле за принятыми решениями и включенности общественности в управление и реализацию принятых программ и стратегий. Важнейшая задача палаты – повышение уровня компетенций членов общественных советов, развитие конструктивного диалога. Координационному совету общественных советов исполнительных органов власти при Общественной палате РТ сосредоточиться на вопросах повышения квалификации членов ведомственных и муниципальных общественных советов, изучении лучших социальных практик их деятельности, в том числе общественных советов при Управлениях федеральных органов исполнительной власти, обмену опытом, в том числе через проведение выездных заседаний.

Общественная палата также видит целесообразным включение в состав советов представителей молодежного парламента, Кадрового резерва, молодежного правительства, что позволит также актуализировать вопросы молодежной политики, содействовать развитию «социальных лифтов» общественных активистов.

Общественная палата продолжит свою работу по дальнейшему развитию ведомственных и муниципальных общественных советов как институтов гражданского общества. Несмотря на то что все рекомендации общественных советов носят рекомендательный характер, нам необходимо отработать механизмы реагирования органов власти и местного самоуправления на действенную критику.

 

  1. Общественная палата Республики Татарстан – площадка диалога власти и гражданского общества

3.1. Общественная экспертиза и общественный контроль

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 14.10.2005 №103-ЗРТ «Об Общественной палате Республики Татарстан» среди основных задач палаты – осуществление общественного контроля за деятельностью Кабинета Министров Республики Татарстан, других органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, а так же за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации Республики Татарстан. Палата в прошедшем году продолжила работу в этом направлении, в том числе руководствуясь ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Общественная палата, также как и ведомственные и муниципальные общественные советы, являясь основными субъектами общественного контроля, в настоящее время имеют определенный опыт проведения общественного контроля, например, практикуется общественный мониторинг реализации государственных стратегий и программ.

Сферами общественного контроля для палаты остаются ЖКХ, государственные закупки, экология, обеспечение прав человека в местах принудительного содержания. Работа в этом направлении ведется уже несколько лет, в нее активно вовлечены Комиссия палаты по правовым вопросам, общественному контролю и экспертизе, рабочая группа по защите прав участников долевого строительства, рабочая группа для оперативного действия в поисках путей выхода из банковского кризиса, Региональный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации» в партнерстве с Прокуратурой Республики Татарстан, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан; УФСИН России по Республике Татарстан, Общественной наблюдательной комиссией Республики Татарстан, другими структурами.

В процедурах общественного контроля начали использоваться такие формы работы, как общественная проверка, опросы граждан, общественное обсуждение. Состоялось расширенное заседание Комиссии палаты по правовым вопросам, общественному контролю и экспертизе по теме: «Проблемы жилого комплекса «Новые Куюки», проведены рабочие встречи по жилищному комплексу «Победа», продолжается мониторинг строительства объекта «Три богатыря», в центре внимания комиссии вопросы партнерского взаимодействия в решении проблем.

Общественная палата продолжала мониторинг организации отдыха детей, например, в районном лагере «Волга» Камско-Устьинского МО РТ совместно с членами Общественного совета Камско-Устьинского района. В течение сентября и октября 2018 года вместе с редакцией районной газеты «Волжские зори» взяли под общественный контроль завершение ремонтных работ в Кирельской образовательной школе, попавшей под критику Президента РТ Р.Н.Минниханова.

Последовательная деятельность палаты в этом направлении привела к необходимости создания на своей базе «Центра общественного контроля в сфере государственного и муниципального управления Республики Татарстан» как координатора деятельности субъектов общественного контроля на территории Республики Татарстан, в том числе с целью повышения качества и эффективности общественного контроля. Усилиями экспертного сообщества, ученых и практиков, членов палаты разработан Регламент по организации и осуществлению общественного контроля на территории Республики Татарстан. Центром разработано Положение о центре, Положение о проведении общественной экспертизы, Положение об осуществлении общественного контроля.

Во исполнение протокола Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан центр совместно с ведомственными и муниципальными общественными советами республики провел общественный мониторинг освещения антикоррупционной деятельности в средствах массовой информации за первое полугодие 2018 года.

Центром общественного контроля проведено первое обучение по осуществлению общественного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок. Обучение прошло на базе Государственного комитета РТ по закупкам.

Совместно с АНО «Академия социального образования» при поддержке и участии Управления Аппарата Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики были проведены курсы повышения квалификации «Осуществление общественного контроля институтами гражданского общества на территории РТ». Удостоверения о повышении квалификации получили 130 членов общественных советов муниципальных образований и при органах исполнительной власти.

Телеканал «Новый Век» посвятил целый выпуск программы «Татарстан без коррупции» теме осуществления общественного контроля в РТ.

Проведены круглый стол на тему: «Общественный контроль против коррупции в органах государственной власти: стратегия и методы», брифинг для СМИ по результатам социологического исследования 2018 года по теме: «Изучение мнения населения Республики Татарстан о коррупции».

Центр общественного контроля принял участие в организации II Совета молодежных общественных организаций и объединений РТ в сфере противодействия коррупции.

В текущем году палата вернулась к такой форме работы, как Общественная приемная по вопросам противодействия коррупции, которая ориентирована на повышение информированности граждан о проводимой антикоррупционной политике Республики Татарстан, вовлечения общественности в реализацию антикоррупционных мер. По данным палаты, в настоящее время на повестке дня многих ведомственных и муниципальных общественных советов тематика противодействия коррупции практически всегда обозначена. В 14 из них созданы рабочие группы.

Вместе с тем общественный контроль палата рассматривает как механизм или технологию, прежде всего, этической направленности в профилактике коррупционных действий, правонарушений и бюрократических ситуаций. Очевидными пока еще остаются вопросы, смысл которых в нахождении эффектов и результатов нашей деятельности. Главным остается вопрос – как сменить коррупционный менталитет граждан, преодолеть ту пассивность населения, которая зачастую воспринимает коррупцию как неотъемлемую часть нашей жизни? Как привлечь и вовлечь в эту работу рядовых граждан, молодых людей?

Этот вопрос выходит на уровень осознания людьми наличия самой проблемы коррупции, осознания ее причин, формирования гражданской ответственности, долга и других базовых нравственных ценностей, позволяющих преодолевать двойные стандарты и реально выступать субъектами антикоррупционной деятельности.

Палата традиционно проводит общественную экспертизу нормативно-правовых актов, в прошедшем году рассмотрено 89 проектов, в том числе 24 проекта федеральных законов, 48 проектов Законов Республики Татарстан, 17 ведомственных проектов.

Обращения граждан также вычленяют проблемы для общественного мониторинга, в 2018 году в палату поступило более 500 обращений, связанных с возникшими вопросами в сфере ЖКХ, дошкольного образования, проблемами Татфондбанка, участниками долевого строительства.

В текущем году общественные приемные Общественной палаты начали работать на двух площадках – на территории Общественной палаты РТ и на базе Республиканского центра СО НКО. Прием граждан осуществлялся с участием Коллегии адвокатов Республики Татарстан, Общества защиты прав потребителей РТ, Ассоциации банков РТ, Регионального Центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ. Продолжали работать приемные членов палаты в Елабуге, Азнакаеве, Буинске.

Были организованы горячие линии и прием граждан по вопросам образования и воспитания в г.Казань, Аксубаевском, Высокогорском, Зеленодольском, Новошешминском, Чистопольском муниципальных районах Республики Татарстан, личный прием граждан в рамках Единого дня приема родителей дошкольников. Каждое обращение граждан – тема для внимательного анализа вопроса и возникших ситуаций.

Осознавая ответственность как основного субъекта общественного контроля, Общественная палата ориентирована на более эффективное использование различных его форм – общественная проверка, общественные слушания, публичные отчеты должностных лиц и другие. Центр общественного контроля должен более активно выстраивать межкомиссионные связи, анализировать имеющиеся практики общественного контроля в РФ и РТ, проектировать свои, расширяя поле этой важной деятельности в сферах продовольственной безопасности, процессах взыскания задолженностей по взносам за капитальный ремонт и оплате за жилищно-коммунальные услуги, дошкольного образования и других. Методологическим центром в вопросах общественного контроля, в том числе противодействия коррупции, должен также оставаться Институт по проблемам коррупции Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова (ИУЭП).

Одним из направлений Общественной палаты РТ оставались вопросы безопасности жизни человека. Палата с болью откликнулась на трагедию в Керченском политехническом колледже, провела ряд рабочих встреч по проблемам безопасности на объектах образовательных организаций.

С участием палаты прошла международная научно-практическая конференция «Инновационные подходы к решению проблем «Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы».

В вопросах противодействия терроризму палата активно взаимодействует с социально ориентированными общественными организациями и образовательными учреждениями – АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», АНО ВО Академия социального образования, ЧОУ ВО «Академия управления «ТИСБИ», в том числе с акцентом на мониторинг социальных сетей в целях недопущения проявления агрессии и участия молодежи в противоправных экстремистских объединениях.

 

3.2. Качество диалога и доверие в общественном секторе

Текущий год показал, что Общественная палата Республики Татарстан выступает основным координационным центром общественного движения Татарстана, ресурсным центром по поддержке социально ориентированных НКО в республике, представляет их интересы. В работе Общественной палаты Республики Татарстан регулярно принимают участие 70 членов и более 150 представителей экспертного сообщества. Действует 8 комиссий по актуальным вопросам общественного развития, 22 рабочие группы.

Общественная палата Республики Татарстан – площадка диалога власти и гражданского общества, в деятельность которой вовлечены представители более 250 СО НКО. Постоянно на площадках палаты проходили встречи и консультации с руководителями некоммерческих организаций по актуальным вопросам их деятельности, в том числе с участием Аппарата Общественной палаты РТ. За 2018 год на общественной площадке – Карта инициатив – представлено и поддержано более 70 гражданских инициатив.

Продолжает наращивать научный потенциал кафедра «Институты гражданского общества» на базе КИУ (ИУЭП), изданы учебные пособия, монографии по проблемам развития гражданского общества. Кафедра должна стать центром анализа идущих процессов развития институтов гражданского общества, вовлечения молодых ученых к проблематике, выстраиванием академических связей с отечественными и зарубежными социальными институтами.

Палата продолжала активно взаимодействовать с Общественной палатой Российской Федерации, в том числе участвовала на форуме «Сообщество», конференциях, круглых столах, общественных слушаниях.

В текущем году состоялись рабочие встречи с СО НКО, членами палат, общественных советов при органах управления образованием г. Москвы, Великого Новгорода, Республик Марий Эл, Чувашии, Архангельской, Брянской, Новосибирской, Ростовской, Тюменской областей. Союз потребителей из Таджикистана изучал опыт работы общественных советов.

Общественная палата РТ продолжила работу по позиционированию палаты в информационном пространстве, узнаваемости институтов гражданского общества, повышению уровня доверия некоммерческому сектору. Был реализован проект «Я и общество» с серией сюжетов о деятельности Общественной палаты, СО НКО республики. Одним из нововведений 2018 года является Медиапроект Общественной палаты Республики Татарстан, в участии которого приняли 15 членов палаты, на ютуб-канале представлено 64 видеоматериала.

Посещаемость сайта Общественной палаты Республики Татарстан выросла до 170 человек в день. За время работы обновленной версии сайта палаты с 1 марта текущего года на новостной ленте было опубликовано более 700 публикаций. Ежедневно размещаются новости о проведенных мероприятиях Общественной палаты, некоммерческих организаций Республики Татарстан, конкурсах и грантах. Многие члены Общественной палаты Республики Татарстан инициируют создание новых разделов на сайте, посвященных актуальным вопросам, появились разделы «Дом НКО», «Общественные советы по НОК», «Общественный контроль», «Социальная ярмарка».

Была возобновлена работа с пресс-службой Общественной палаты Российской Федерации. На данный момент ведется работа по продвижению деятельности Общественной палаты Республики Татарстан на площадках «ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграм».

Общественная палата, отмечая высокую активность своих членов, считает целесообразным и в дальнейшем развивать систему оценки качества деятельности комиссий, членов палаты в соответствии с разработанным регламентом. Требует дальнейшего развития межкомиссионное взаимодействие, вовлеченность экспертного сообщества в деятельность палаты, более тесное взаимодействие с ведомственными и муниципальными общественными советами, которые должны более настойчиво и убедительно транслировать народную повестку дня.

Доверие к институтам гражданского общества формируется каждодневными делами, эффективной обратной связью с гражданами, в том числе «колючими» активистами, прозрачностью своей деятельности. Из гражданской активности, диалогов, дискуссий и рождается новая солидарность, включенность граждан в созидание реальной жизни.

 

Заключение

Отчетный год Общественной палаты Республики Татарстан показал, что значение гражданского общества в настоящее время все более возрастает. Сильные СО НКО, институты гражданского общества формируют фундамент социальной стабильности, который и выступает основой позитивного развития республики. Устойчивыми условиями развития институтов гражданского общества является государственная поддержка их деятельности, в том числе Правительства и Президента Республики Татарстан.

Основной тенденцией текущего года стала дальнейшая профессионализация деятельности СО НКО, их самоопределение в качестве исполнителя общественно полезных услуг. В партнерское взаимодействие начинают встраиваться профессиональные сообщества, ассоциации, академические сообщества. Все более содержательной становится деятельность ведомственных и муниципальных общественных советов.

Общественная палата РТ в лице ее членов, экспертного сообщества имеет опыт, квалификацию, креативность, слаженную команду, авторитет для решения важнейших проблем общества.

В предстоящем 2019 году состоятся выборы нового состава Общественной палаты, и главными приоритетами действующего состава станут реализация майских указов Президента Российской Федерации и послания Президента Республики Татарстан.

 


Выпуск: №10 (28584)


Добавить комментарий

03.10.2019

Объявление

Парламентские слушания по обсуждению проекта закона Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» состоятся 10 октября 2019 года в 10 часов в Малом зале Государственного Совета Республики Татарстан....
1660
02.08.2019

Сведения о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва

Продолжение. Печатается с дополнениями. Начало – см. «РТ» №104 от 20 июля и №107 от 26 июля, №111 от 2 августа с. г. Центральный одномандатный...
9090
  • Мнение

    Артём ХОХОРИН, министр внутренних дел по РТ:

    ХОХОРИН

    По сравнению с 1990 годом в Татарстане в полтора-два раза меньше преступлений, в том числе по отдельным категориям. Согласно статистике, республика занимает 32-е место по уровню преступности в России, год назад занимала примерно 20-е. Татарстан всегда отличался спокойной обстановкой в силу экономических и социальных факторов.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    20 ноября

    Ренат Исламович Ибрагимов (1947), эстрадный певец и композитор, народный артист России, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров