17 февраля 2020  10:04
Распечатать

«Демография – это важно, но не такой ценой»

Опубликовано: 12.12.2019 17:31

Альфия Махатадзе – о том, чем обеспокоены родители в Татарстане и почему гаджеты плохо влияют на детскую психику

 

заде

 

В Татарстане сейчас реализуется проект по публичному формированию целей и задач исполнительных органов государственной власти и общественному контролю за их исполнением. Теперь у каждого жителя республики есть возможность внести свои предложения, позвонив в ведомство или отправив письмо на электронную почту. Заявки обязательно обсудят, а самые популярные запросы определят в качестве задач.

Несколько посвященных этому заседаний провели в Министерстве образования и науки РТ совместно с Общественной палатой РТ. О том, чего ждут татарстанцы от министерства и с какими психологическими проблемами сталкиваются современные подростки, мы поговорили с экспертом проекта, педагогом-психологом высшей категории центра образования «Егоза», членом Общественной палаты РТ Альфиёй Махатадзе (на снимке).

 

– Альфия Габдельхамитовна, на какие задачи население в этом году просит обратить особое внимание?

– Мы несколько раз собирались с экспертами в Мин­обрнауки, чтобы определить, что из предложений населения  наиболее важно. Могу сказать: один из наиболее частых запросов – безопасность. Все обеспокоены новостями о том, как ребята приносят с собой в школу автоматы, взрывчатые устройства. Никто не хочет, чтобы несчастье произошло там, где учится его ребёнок. Поэтому эксперты уверены: все учебные заведения должны быть оборудованы надёжными системами безопасности. Причём если раньше говорили только о школах и, возможно, о ссузах, то теперь утверждают: нужно позаботиться и об учреждениях дополнительного образования.

Также люди хотят быстрее получать места в детских садах, их волнуют качество школьного питания, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, работа с одарёнными детьми, строительство и ремонт образовательных учреждений. Отдельно мы рассматриваем вопрос о способах мотивации молодых учителей. Ведь старение педагогических коллективов – большая проблема, многие молодые учителя уходят из профессии, не проработав и трёх лет.

 

– А за какую тему как эксперт отвечаете вы?

– Я вместе с несколькими коллегами курирую деятельность муниципальных психолого-педагогических центров и служб. Это большая сфера, и здесь очень много работы – с учителями, учениками, родителями. У нас в каждой школе есть свой психолог (а где-то даже два). И вроде люди знают, к кому можно обратиться, но я бы не сказала, что у нас здесь какие-то великие достижения. На мой взгляд, нужно пересмотреть механизмы работы, сделать так, чтобы система стала более практикоориентированной. Нелишним было бы, например, ввести индивидуальные консультации или больше заниматься в малых группах.

 

– Какие психологические проблемы наиболее остро стоят сейчас перед учениками?

– Одна из них – буллинг. Думаю, вам про это рассказывать не надо. Все так или иначе с этим сталкивались. Буллинг всегда был и будет, но надо уметь с этим работать – не только ликвидировать последствия «аварии», но и проводить профилактические мероприятия.

Ещё: сегодня в первый класс приходят дети, которые психологически не готовы к учёбе. Я бы не сказала, что их много, но они есть. С этими детьми до школы могли заниматься ментальной арифметикой, языками, развитием ещё каких-то важных навыков, но всё это – в ущерб игре. В итоге мы видим, что у них не до конца сформирована эмоционально-социальная компетентность. Понимаете, ребёнку нужны не только знания (хотя многие дети приходят в первый класс, практически полностью изучив годовую программу), у него должны быть развиты речь, моторика, он должен уметь общаться с другими детьми. Всего этого без игры достичь невозможно.

 

– Есть ли психологические трудности, характерные исключительно для школьников двадцать первого века?

– На мой взгляд, современные родители недооценивают негативное влияние гаджетов. Они обычно дают ребёнку смартфон или планшет для того, чтобы он успокоился, но пока ему не исполнилось пяти-шести лет, этого лучше не делать. Дело в том, что именно в этом возрасте начинают формироваться лобные отделы мозга. Вообще, это происходит примерно до двадцати лет. А пик процесса приходится на девять-четырнадцать лет. Гаджеты в очень юном возрасте могут негативно сказаться на развитии лобных отделов, это одна из причин того, почему дети теряют самоконтроль и начинают зависеть, например, от компьютерных игр или социальных сетей.

Ещё одна проблема (о ней вам скажет любой педагог) – стресс. Во многом это следствие того, что растёт рождаемость. Я понимаю, демография – это очень важно, но не такой ценой. Сегодня в городах есть классы, в которых учатся под сорок человек. В такой обстановке стресс испытывают все: учитель, которому нужно стараться уделить внимание каждому, ребёнок, находящийся в постоянной суете, ну и родитель тоже – очевидно, что учебную программу на сто процентов усвоить в образовательном учреждении не получается, и со многим приходится разбираться дома.

 

– Помочь детям справиться со стрессом могут школьные психологи. А как быть взрослым? Идти к платному специалисту?

– Не обязательно. Например, мы в образовательном центре «Егоза» проводим индивидуальные консультации для тех, у кого есть несовершеннолетние дети. Это всё совершенно бесплатно, потому что мы участвуем в грантовом проекте Министерства просвещения России «Ресурсный центр поддержки родителей» в рамках национального проекта «Образование». К нам можно обратиться по вопросам воспитания, образования и развития. Приходите, поможем.


Фото: facebook.com
Автор статьи: ТРИФОНОВА Полина
Выпуск: №185 (28759)


Добавить комментарий

игры снг 14.02.2020

Волонтёром на Играх стран СНГ может стать любой

В Казани в Доме дружбы народов был дан старт заявочной кампании кандидатов в волонтёры первых Игр стран СНГ, которые 20–27 августа примет столица Татарстана....
4380
жкх 14.02.2020

Первый рейтинговый блин получился не комом

Начиная путь по неизведанной дороге, мы, совершенно не исключено, можем споткнуться. И это объяснимо. Первый блин, как говорится, может оказаться и комом....
4920
терехова 14.02.2020

Мир становится ближе

Жительница Казани стала самой пожилой участницей всероссийского конкурса...
5240
cloudinary.com_ 14.02.2020

От домашней тирании спасёт новый закон?

Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» предполагалось обсудить на заседании российского парламента ещё в декабре. Однако уже февраль, а вопрос в повестку так и не внесён....
5030
tomatoz.ru 14.02.2020

Помним прошлое, живём настоящим, смотрим в будущее

Если верить утверждению классика, что человечество должно смеясь расставаться со своим прошлым, то получается, что наше прошлое – дорогие сердцу старые вещи, друзья детства и молодости, хорошие и не очень воспоминания – это лишний груз, с которым надо без сожаления расставаться?...
4650
  • Мнение

    Эдуард ВАФИН, управляющий Отделением Пенсионного фонда России по РТ

    ВАФИН1

    Обычно у участников войны две пенсии – страховая по старости и государственная по инвалидности. В среднем 42 тысячи рублей. К 75-летию Победы вместе с праздничными выплатами татарстанские фронтовики получат где-то по 150 тысяч рублей, которых действительно заслуживают ветераны, благодаря которым у нас мирное небо над головой.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    16 февраля

    Макаров Валерий Владимирович (1965), глава Агрызского района РТ

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров