17 октября 2018  3:33
Распечатать

Что делать с заиканием?

Советы специалиста помогут предотвратить или взять под контроль речевой дефект

 

Earth

 

Логопеды и другие специалисты по нарушениям речи бьют тревогу: правильная и «здоровая» речь у детей становится редкостью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым «загадочным» и тяжело поддающимся коррекции является заикание. Что делать, если оно появилось у ребенка? Есть ли надежда устранить его? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже специалисты? Об этом на нашей встрече, которая состоялась в Московском институте психоанализа, нам рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель. Специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог, Татьяна Григорьевна разработала высокоэффективную методику, которая позволяет избавить от заикания детей и существенно помочь страдающим этим недугом взрослым.

 

– Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

– Поиск причин возникновения заикания велся с давних времен. Например, Гиппократ связывал заикание с накоплением влаги в головном мозге. А Аристотель и Платон пришли к выводу, что заикание связано с патологией речевого аппарата. Имелись и другие точки зрения: например, что заикание – результат инфекционных болезней или подражания другим заикающимся… Многие родители считают, что их дети стали заикаться после того, как испытали испуг. Однако пугаются многие дети, а заикание возникает далеко не у всех… Как теперь установлено, перечисленные обстоятельства, включая испуги, – это провокационные, но не причинные факторы. Для того чтобы заикание в результате их воздействия появилось, нужна предрасположенность к нему. Нет предрасположенности – нет заикания.

– Откуда берется такая предрасположенность?

– Очень многие ученые, как российские, так и зарубежные, полагают, что заикание – это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров, управляющих озвученной речью. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Иван Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. Следовательно, существует множество видов заикания с различными по форме и тяжести судорогами. Сикорский подчеркнул также, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания, то есть закономерного в плане речевого развития, у детей не бывает. Бывает физиологическое нарушение звукопроизношения: маленькие дети говорят «ючка» вместо ручка, «сяпка» вместо шапка и так далее. Это нормально. А появляющиеся запинки в речи – это патология. Даже если они сами собой уйдут, то остается опасность их рецидивов в более позднем возрасте. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание.

– Каковы все-таки причины появления заикания, если болезни и испуги носят только провоцирующий характер?

– Академик Иван Павлов высказывал предположение, что в основе заикания – нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Специальные исследования показывают, что практически все заикающиеся – явные или скрытые левши. Это важно, потому что правое полушарие отвечает преимущественно за эмоции, а левое – за рациональные действия и мышление. Соответственно, дети-левши более эмоциональны, а значит, более предрасположены к неврозам, чем правши. Такая ситуация осложняется тем, что существуют скрытые левши: это те дети, которых в свое время незаметно переучили, и они не знают об этом. Для левшей, явных или скрытых, даже, казалось бы, незначительное эмоциональное возбуждение может оказаться пусковым: правое, эмоциональное полушарие вступает тогда в конфликт с левым, рациональным. И этого уже может быть достаточно для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария, образно говоря, родная. Ведь девочкам разрешается поплакать, покапризничать, а мальчикам говорят: плакать стыдно, ты ведь мальчик. Для детей мужского пола возбуждение правого полушария «неродное», и если оно получает усиленный эмоциональный заряд, межполушарные отношения нарушаются и может возникнуть любой невроз, в том числе и заикание.

 


В настоящее время используются речевые тренинги и психотерапевтические сеансы. Логопедические тренинги – это система упражнений для дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Заикающихся учат правильно дышать, организовывать голосоподачу и артикулировать


 

– Заикание у всех имеет одинаковую форму?

– Нет, оно бывает двух видов: органическое и функциональное. Некоторые ученые органическое именуют неврозоподобным, а функциональное – невротическим, но суть от этого не меняется.

– Чем они отличаются?

– Функциональное – это невроз, чаще всего оно обозначается как логоневроз. У подростков и взрослых, как правило, на этой почве формируется логофобия, то есть страх речи. Такое заикание имеет волнообразное течение: заикающийся может то хорошо говорить, то плохо. В моменты возбуждения – плохо, в периоды успокоения – лучше. Органическое заикание, напротив, отличается стабильностью, степень его выраженности мало зависит от того, волнуется заикающийся или нет, а также от ситуации, в которой он находится. Маленькие дети, к счастью, не всегда дают невротические реакции даже при функциональном заикании. У взрослых же заикающихся основная проблема – нервные реакции на дефект речи.

– В какой «точке» организма возникает заикание?

– Точка, о которой вы говорите, всегда находится в головном мозге. Только это не точка, а ряд мозговых зон. Дело в том, что запинки (судороги) бывают в трех отделах речевого аппарата – артикуляционном, голосовом и дыхательном, которые регулируются разными структурами, не говоря уже о двух полушариях мозга.

 

Kto-chto-gde.ru_

 

– Какие методы нормализации речи заикающихся сейчас используют?

– В настоящее время используются речевые тренинги и психотерапевтические сеансы. Логопедические тренинги – это система упражнений для дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Заикающихся учат правильно дышать, организовывать голосоподачу и артикулировать. Конечно, это не вредно: любому человеку полезно поработать и над дыханием, и над голосом, и над артикуляцией. Но беда в том, что – и я убеждена в этом – такие меры не имеют отношения к техническим приемам преодоления заикания. Можно возразить: практика показывает, что взрослым заикающимся это иногда помогает. Согласна, но почему? Потому что они уверены, что, если с ними занимаются специалисты, значит, все будет хорошо. В подобном случае это сродни психотерапии. Более того: подавляющее большинство взрослых заикающихся с невротическим заиканием умеют хорошо говорить, только не знают об этом, потому что страх речи сильнее. Если взрослого заикающегося убедить, что с ним поработали и теперь он должен говорить правильно, то это произведет определенное воздействие. Так что в работе со взрослыми виды речевых техник можно оставить в качестве приема психотерапии. Ребенку же они, по моему мнению, не только не нужны, но могут навредить, поскольку будут фиксировать его внимание на том, что в детском возрасте не должно осознаваться. Ребенок не должен знать, что можно говорить плохо, с запинками, и тем более, он не должен догадываться о том, что их надо избегать.

– А вот в фильме «Король говорит» логопед учил заикающегося короля Великобритании говорить под музыку…

– Да, другие направления работы с заикающимися – это ритмизированная речь в разных вариантах. Это отдельная большая тема, и я не буду сейчас ее развивать, скажу только, что этот метод всегда помогает. Однако это справедливо лишь в том случае, если ритмизированная речь будет использоваться в жизни вместо неритмизированной.

 

  Поскольку заикание – это «детская болезнь», то и действовать надо в детстве, причем не упуская время.
Мой авторский метод рассчитан на выработку у ребенка способности делить предложения на смысловые отрезки, соблюдать между ними паузы и правильно выделять смысловые акценты голосом. И сделать это нужно до того, как в мозге сформируется патологический стереотип говорения, до того, как ребенок осознает свой дефект и запомнит его. 

 

На начальном этапе коррекционного обучения учат «выпуклой» ритмизации. Например, если попросить заикающегося сказать: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!», то он скажет это четко. При этом учат отбивать ритм рукой, как бы помогая себе не сбиваться с него. При переносе данного приема в жизнь советуют отбивать ритм незаметно, держа, например, руку в кармане или за спиной. Заикающиеся, прошедшие курсы лечения, пользуясь таким приемом, на занятиях и на экспертных оценках речи говорят прекрасно. Казалось бы, все в порядке, способ найден: говори с ритмом – и проблема заикания решена! Однако – нет. В нивелированной ритмизированной речи есть искусственность, не позволяющая человеку показать свою индивидуальность. И человек, умеющий говорить гладко в кабинете в присутствии специалиста, вне его стен переходит на привычную речь, не лишенную эмоций. Она же, как правило, возвращает к запинкам. Все дело в том, что наша прозаическая речь неритмична. Она требует умения делить предложения не на ритмические, а на смысловые отрезки.

– Выходит, эти методы неэффективны?

– Нет, это не совсем так: они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым.

– Как тогда следует работать?

– Поскольку заикание – это «детская болезнь», то и действовать надо в детстве, причем не упуская время. Мой авторский метод рассчитан на выработку у ребенка способности делить предложения на смысловые отрезки, соблюдать между ними паузы и правильно выделять смысловые акценты голосом. И сделать это нужно до того, как в мозге сформируется патологический стереотип говорения, до того, как ребенок осознает свой дефект и запомнит его. Очень важно, что в процессе речи со смысловыми акцентами и паузами гармонизируется работа полушарий мозга. К тому же решается проблема рефлекторного вдоха. Самая «провальная», но, к сожалению, часто употребляемая инструкция, которая дается ребенку: «Вдохни, набери воздух, а потом говори». Во время такого вдоха дыхательная система напрягается, и речь может вообще не появиться. Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом.

Напоследок могу дать родителям весьма конструктивный, на мой взгляд, совет: независимо от того, предрасположен ли ваш ребенок к заиканию или нет, следует учить его выразительной речи. А поскольку ребенок копирует речь взрослых, не худо и самим ей поучиться. Это и есть лучшая профилактика заикания.

 

Лариса ЗЕЛИНСКАЯ (ИА «Столица»)

 


Фото: Earth.com; Kto-chto-gde.ru
Дата:25.07.2018
Выпуск: №106 (28488)


Добавить комментарий

восстанавливают легендарный самолёт Пе-2 16.10.2018

Вернитесь, крылья!

О том, как в Татарстане восстанавливают легендарный самолёт Пе-2....
1210
Маганов Ульфат Маганович 16.10.2018

Маганов Ульфат Маганович

15 октября 2018 года на 90-м году жизни скончался Маганов Ульфат Маганович....
1030
гепатит в 16.10.2018

Если близкий человек заболел гепатитом В

Советы специалиста помогут организовать безопасную жизнь для всех членов семьи....
1040
заместитель директора Департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Андрей Липин 16.10.2018

Инфляция – это неплохо. Если в меру

Слово «инфляция», подразумевающее повышение цен на товары и услуги, у большинства россиян вызывает, мягко говоря, неприятные ощущения....
1500
бюджет республики 16.10.2018

Новый бюджет – новые перспективы

О новшествах доходной и расходной частей бюджета, степени его социальной направленности и национальных проектах мы попросили рассказать министра финансов Радика Гайзатуллина....
1350
  • Найди свою малую Родину
  • К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    17 октября

    Екатерина Александровна Гамова, волейболистка, бывший игрок «Динамо-Казань», двукратная чемпионка мира, лучшая спортсменка России в 2010 году. Факелоносец церемонии открытия Универсиады–2013 в Казани.

    Юрий Федорович Гортышев (1946), действительный член АН РТ, академик-секретарь отделения математики, механики и машиноведения АН РТ.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    Никакого продвижения по достройке домов в с.Куюки Пестречинского района РТ микрорайон " Яшьлек" по программе РФ "Жилье для российской семьи"…
    Рустам Нигматуллин: в Татарстане нашли модель решения проблем обманутых дольщиков
    12.10.2018
    Свою реплику начну с древнеиндийского афоризма: «Не рассказывай о том, что задумал: не бывает успеха у замысла, что открыт другому».…
    Новые точки роста
    11.10.2018
    Блин я сейчас у них на подготовках сижу. Дают книжки и диски там.
    «В крупную компанию требуются…»
    11.10.2018
    Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых изящных видов спорта . В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла…
    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
    11.10.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров