Что делать с заиканием? | Республика Татарстан
21 августа 2018  18:29
Распечатать

Что делать с заиканием?

Советы специалиста помогут предотвратить или взять под контроль речевой дефект

 

Earth

 

Логопеды и другие специалисты по нарушениям речи бьют тревогу: правильная и «здоровая» речь у детей становится редкостью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым «загадочным» и тяжело поддающимся коррекции является заикание. Что делать, если оно появилось у ребенка? Есть ли надежда устранить его? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже специалисты? Об этом на нашей встрече, которая состоялась в Московском институте психоанализа, нам рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель. Специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог, Татьяна Григорьевна разработала высокоэффективную методику, которая позволяет избавить от заикания детей и существенно помочь страдающим этим недугом взрослым.

 

– Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

– Поиск причин возникновения заикания велся с давних времен. Например, Гиппократ связывал заикание с накоплением влаги в головном мозге. А Аристотель и Платон пришли к выводу, что заикание связано с патологией речевого аппарата. Имелись и другие точки зрения: например, что заикание – результат инфекционных болезней или подражания другим заикающимся… Многие родители считают, что их дети стали заикаться после того, как испытали испуг. Однако пугаются многие дети, а заикание возникает далеко не у всех… Как теперь установлено, перечисленные обстоятельства, включая испуги, – это провокационные, но не причинные факторы. Для того чтобы заикание в результате их воздействия появилось, нужна предрасположенность к нему. Нет предрасположенности – нет заикания.

– Откуда берется такая предрасположенность?

– Очень многие ученые, как российские, так и зарубежные, полагают, что заикание – это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров, управляющих озвученной речью. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Иван Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. Следовательно, существует множество видов заикания с различными по форме и тяжести судорогами. Сикорский подчеркнул также, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания, то есть закономерного в плане речевого развития, у детей не бывает. Бывает физиологическое нарушение звукопроизношения: маленькие дети говорят «ючка» вместо ручка, «сяпка» вместо шапка и так далее. Это нормально. А появляющиеся запинки в речи – это патология. Даже если они сами собой уйдут, то остается опасность их рецидивов в более позднем возрасте. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание.

– Каковы все-таки причины появления заикания, если болезни и испуги носят только провоцирующий характер?

– Академик Иван Павлов высказывал предположение, что в основе заикания – нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Специальные исследования показывают, что практически все заикающиеся – явные или скрытые левши. Это важно, потому что правое полушарие отвечает преимущественно за эмоции, а левое – за рациональные действия и мышление. Соответственно, дети-левши более эмоциональны, а значит, более предрасположены к неврозам, чем правши. Такая ситуация осложняется тем, что существуют скрытые левши: это те дети, которых в свое время незаметно переучили, и они не знают об этом. Для левшей, явных или скрытых, даже, казалось бы, незначительное эмоциональное возбуждение может оказаться пусковым: правое, эмоциональное полушарие вступает тогда в конфликт с левым, рациональным. И этого уже может быть достаточно для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария, образно говоря, родная. Ведь девочкам разрешается поплакать, покапризничать, а мальчикам говорят: плакать стыдно, ты ведь мальчик. Для детей мужского пола возбуждение правого полушария «неродное», и если оно получает усиленный эмоциональный заряд, межполушарные отношения нарушаются и может возникнуть любой невроз, в том числе и заикание.

 


В настоящее время используются речевые тренинги и психотерапевтические сеансы. Логопедические тренинги – это система упражнений для дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Заикающихся учат правильно дышать, организовывать голосоподачу и артикулировать


 

– Заикание у всех имеет одинаковую форму?

– Нет, оно бывает двух видов: органическое и функциональное. Некоторые ученые органическое именуют неврозоподобным, а функциональное – невротическим, но суть от этого не меняется.

– Чем они отличаются?

– Функциональное – это невроз, чаще всего оно обозначается как логоневроз. У подростков и взрослых, как правило, на этой почве формируется логофобия, то есть страх речи. Такое заикание имеет волнообразное течение: заикающийся может то хорошо говорить, то плохо. В моменты возбуждения – плохо, в периоды успокоения – лучше. Органическое заикание, напротив, отличается стабильностью, степень его выраженности мало зависит от того, волнуется заикающийся или нет, а также от ситуации, в которой он находится. Маленькие дети, к счастью, не всегда дают невротические реакции даже при функциональном заикании. У взрослых же заикающихся основная проблема – нервные реакции на дефект речи.

– В какой «точке» организма возникает заикание?

– Точка, о которой вы говорите, всегда находится в головном мозге. Только это не точка, а ряд мозговых зон. Дело в том, что запинки (судороги) бывают в трех отделах речевого аппарата – артикуляционном, голосовом и дыхательном, которые регулируются разными структурами, не говоря уже о двух полушариях мозга.

 

Kto-chto-gde.ru_

 

– Какие методы нормализации речи заикающихся сейчас используют?

– В настоящее время используются речевые тренинги и психотерапевтические сеансы. Логопедические тренинги – это система упражнений для дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Заикающихся учат правильно дышать, организовывать голосоподачу и артикулировать. Конечно, это не вредно: любому человеку полезно поработать и над дыханием, и над голосом, и над артикуляцией. Но беда в том, что – и я убеждена в этом – такие меры не имеют отношения к техническим приемам преодоления заикания. Можно возразить: практика показывает, что взрослым заикающимся это иногда помогает. Согласна, но почему? Потому что они уверены, что, если с ними занимаются специалисты, значит, все будет хорошо. В подобном случае это сродни психотерапии. Более того: подавляющее большинство взрослых заикающихся с невротическим заиканием умеют хорошо говорить, только не знают об этом, потому что страх речи сильнее. Если взрослого заикающегося убедить, что с ним поработали и теперь он должен говорить правильно, то это произведет определенное воздействие. Так что в работе со взрослыми виды речевых техник можно оставить в качестве приема психотерапии. Ребенку же они, по моему мнению, не только не нужны, но могут навредить, поскольку будут фиксировать его внимание на том, что в детском возрасте не должно осознаваться. Ребенок не должен знать, что можно говорить плохо, с запинками, и тем более, он не должен догадываться о том, что их надо избегать.

– А вот в фильме «Король говорит» логопед учил заикающегося короля Великобритании говорить под музыку…

– Да, другие направления работы с заикающимися – это ритмизированная речь в разных вариантах. Это отдельная большая тема, и я не буду сейчас ее развивать, скажу только, что этот метод всегда помогает. Однако это справедливо лишь в том случае, если ритмизированная речь будет использоваться в жизни вместо неритмизированной.

 

  Поскольку заикание – это «детская болезнь», то и действовать надо в детстве, причем не упуская время.
Мой авторский метод рассчитан на выработку у ребенка способности делить предложения на смысловые отрезки, соблюдать между ними паузы и правильно выделять смысловые акценты голосом. И сделать это нужно до того, как в мозге сформируется патологический стереотип говорения, до того, как ребенок осознает свой дефект и запомнит его. 

 

На начальном этапе коррекционного обучения учат «выпуклой» ритмизации. Например, если попросить заикающегося сказать: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!», то он скажет это четко. При этом учат отбивать ритм рукой, как бы помогая себе не сбиваться с него. При переносе данного приема в жизнь советуют отбивать ритм незаметно, держа, например, руку в кармане или за спиной. Заикающиеся, прошедшие курсы лечения, пользуясь таким приемом, на занятиях и на экспертных оценках речи говорят прекрасно. Казалось бы, все в порядке, способ найден: говори с ритмом – и проблема заикания решена! Однако – нет. В нивелированной ритмизированной речи есть искусственность, не позволяющая человеку показать свою индивидуальность. И человек, умеющий говорить гладко в кабинете в присутствии специалиста, вне его стен переходит на привычную речь, не лишенную эмоций. Она же, как правило, возвращает к запинкам. Все дело в том, что наша прозаическая речь неритмична. Она требует умения делить предложения не на ритмические, а на смысловые отрезки.

– Выходит, эти методы неэффективны?

– Нет, это не совсем так: они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым.

– Как тогда следует работать?

– Поскольку заикание – это «детская болезнь», то и действовать надо в детстве, причем не упуская время. Мой авторский метод рассчитан на выработку у ребенка способности делить предложения на смысловые отрезки, соблюдать между ними паузы и правильно выделять смысловые акценты голосом. И сделать это нужно до того, как в мозге сформируется патологический стереотип говорения, до того, как ребенок осознает свой дефект и запомнит его. Очень важно, что в процессе речи со смысловыми акцентами и паузами гармонизируется работа полушарий мозга. К тому же решается проблема рефлекторного вдоха. Самая «провальная», но, к сожалению, часто употребляемая инструкция, которая дается ребенку: «Вдохни, набери воздух, а потом говори». Во время такого вдоха дыхательная система напрягается, и речь может вообще не появиться. Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом.

Напоследок могу дать родителям весьма конструктивный, на мой взгляд, совет: независимо от того, предрасположен ли ваш ребенок к заиканию или нет, следует учить его выразительной речи. А поскольку ребенок копирует речь взрослых, не худо и самим ей поучиться. Это и есть лучшая профилактика заикания.

 

Лариса ЗЕЛИНСКАЯ (ИА «Столица»)

 


Фото: Earth.com; Kto-chto-gde.ru
Дата:25.07.2018
Выпуск: №106 (28488)


Добавить комментарий

111 20.08.2018

Здоровье ребенка в статусе государственной политики

Почти семьдесят процентов выпускников российских школ имеют хронические заболевания....
4060
mor 20.08.2018

Экологическая катастрофа местного масштаба

По факту массовой гибели рыбы в Елабужском районе Следственный комитет возбудил уголовное дело....
1720
gali 20.08.2018

Гвозди бы делать из этих людей…

В выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля состоялось открытие персональной экспозиции работ казанского фотохудожника Рамиля Гали под названием «Железные люди»....
1240
ivolga 20.08.2018

«Человек с…» от Клюкиной

Делегат от Татарстана Инесса Клюкина стала победительницей молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга 2018»....
2120
zkh 17.08.2018

Занять денег не получится…

Энергетики продолжают бороться с должниками при помощи Национального бюро кредитных историй....
2550
  • Найди свою малую Родину
  • Прямая связь

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    К слову


    А что в Сети?


  • Дни рождения

    21 августа

    Ирина Николаевна Бакова (1973), директор казанской гимназии №102, депутат Госсовета Татарстана.

    Гали Юнусович Даутов (1931), член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки и техники России и Татарстана.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Цены на рынках


    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Комментарии

    В доме 50/13 постоянно горячая вода желтая. Тарифы на горячую воду с каждым месяцем растут. А со стороны ЖЭКа никаких…
    Куда жаловаться на управляющую компанию?
    16.08.2018
    То что пляж Локомотив может быть опасен для купания понятно, не раз там наблюдалось массовое развитие токсичных сине-зеленых водорослей. А…
    Казанские пляжи «Локомотив» и «Комсомольский» вновь признаны опасными для купания
    13.08.2018
    Отвечает заместитель начальника Управления ПФР в Кировском районе Казани Светлана Герасимова Страховой стаж – это периоды трудовой деятельности, во время…
    Прибавка работающим пенсионерам
    13.08.2018
    Получила выписку о своих начислениях в пенсионный фонд. Оказалось, что в 2015 году работодатель, у которого я была официально оформлена,…
    Прибавка работающим пенсионерам
    13.08.2018
    Как, видимо, последний из живых команды проектировщиков Казанского цирка, я очень рад обновлению уникального объекта, я был в бригаде Ефима…
    «Фиеста» в обновленном цирке
    11.08.2018
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров