20 октября 2017  0:33
Распечатать

Бюджет-2017: возвращение к трехлетнему планированию

 

bud-27

 

14 октября Президент Татарстана внес бюджетное послание в Государственный Совет. На прошлой неделе проект бюджета обсудили в комитетах республиканского парламента. Состоялись парламентские слушания, зональные совещания, готовится рассмотрение проекта в первом чтении. В этом году бюджет республики вновь принимается на три года. Какие еще новшества ожидают нас в следующем году, с какими трудностями можем столкнуться при исполнении главного финансового документа республики? Об этом наш разговор с главным разработчиком бюджета – министром финансов Татарстана Радиком Гайзатуллиным.

 

– Радик Рауфович, прежде чем перейти к бюджету на следующий год, расскажите, как исполняется бюджет в текущем году?

– В целом я бы назвал исполнение бюджета в 2016 году удовлетворительным. За 9 месяцев в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 164,9 млрд рублей. В бюджет Татарстана мобилизовано 136,7 млрд
рублей. По основным налогам прирост в консолидированный бюджет обеспечен по трем из них на сумму 15,5 млрд рублей, снижение – по четырем налогам на 5,6 млрд рублей.

Налог на прибыль поступил в бюджет республики в объеме 53,7 млрд рублей. Несмотря на то что большинство организаций увеличили платежи, нам надо усилить работу с налогоплательщиками, снизившими уплату налогов, и добиться роста темпов его мобилизации.

Сроки уплаты имущественных налогов, таких как земельный, транспортный и налог на имущество физических лиц, перенесены с 1 октября на 1 декабря. Сейчас ведется активная работа по рассылке налоговых уведомлений. Пользуясь возможностью, настоятельно рекомендую читателям газеты как можно раньше, сразу же после получения уведомления, оплатить свои налоги.

 


В текущем году продолжилось финансирование капитального ремонта и строительство школ, объектов здравоохранения и фельдшерско-акушерских пунктов, обустройство парков, скверов, водоохранных зон, в части культурной сферы – строительство клубов, ремонт объектов культуры, а также строительство спортивных площадок


 

Расходы консолидированного бюджета Татарстана составили 169 млрд рублей, бюджета республики – 145,6 млрд рублей. Межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены своевременно в объеме 26,7 млрд рублей.

Одним из основных вопросов исполнения бюджета девяти месяцев по расходам является реализация майских указов Президента РФ в части достижения по итогам года запланированных параметров заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Считаю, что лишь усилив работу по сбору доходов, максимально сократив задолженность по налогам, рационально и эффективно используя средства расходной части, обеспечив эффективное и полное использование федеральных средств, мы сможем завершить год без долгов, в полном объеме и эффективно освоить бюджетные средства.

 

– Ваш комментарий по фактическому исполнению бюджета говорит о том, что он исполняется достаточно напряженно. В связи с этим нельзя ли прокомментировать, как выполняются президентские программы, которые реализуются уже не первый год? Хватает ли поступающих доходов для финансирования этих средств?

– Данные расходы для нас являются приоритетными. В текущем году продолжилось финансирование капитального ремонта и строительство школ, объектов здравоохранения и фельдшерско-акушерских пунктов, обустройство парков, скверов, водоохранных зон, в части культурной сферы – строительство клубов, ремонт объектов культуры, а также строительство спортивных площадок. По результатам года в рамках реализации президентских программ мы профинансируем и освоим около 9 млрд рублей.

Комментируя итоги исполнения бюджета за девять месяцев, отмечу, что остатки бюджетных средств на начало года и поступившие доходы позволили полностью и своевременно выплатить заработную плату с начислениями и профинансировать в достаточном объеме запланированные первоочередные расходы бюджетов всех уровней и произвести расходы капитального характера.

 

  Впервые в материалах к бюджету прилагается долгосрочный бюджетный прогноз Татарстана на 12 лет до 2028 года.

Бюджетный прогноз включает в себя показатели консолидированного бюджета и бюджета республики по налоговым и неналоговым доходам, безвозмездным поступлениям, расходам, дефициту бюджета. Также впервые к бюджету прилагается реестр источников доходов бюджета республики.

– Как протекала работа над формированием бюджета на 2017 год, с какими сложностями столкнулись?

– Она началась задолго до внесения проекта в Государственный Совет. Большая работа в рамках формирования доходной части была проделана на многочисленных совещаниях с предприятиями, организациями. В два этапа были проведены встречи с руководителями муниципальных районов и городских округов. Рассмотрены вопросы формирования местных бюджетов по доходам и расходам, определены взаимоотношения республиканского бюджета с местными бюджетами. По ряду вопросов, волнующих муниципалитеты, принято решение об учете их в процессе исполнения бюджета в зависимости от объемов мобилизации доходов.

 

– Итак, мы вновь возвращаемся к трехлетнему планированию бюджета. Какие еще есть здесь новшества?

– Впервые в материалах к бюджету прилагается долгосрочный бюджетный прогноз Татарстана на 12 лет до 2028 года.

Бюджетный прогноз включает в себя показатели консолидированного бюджета и бюджета республики по налоговым и неналоговым доходам, безвозмездным поступлениям, расходам, дефициту бюджета. Также впервые к бюджету прилагается реестр источников доходов бюджета республики.

 

– Расскажите подробнее о доходной части бюджета на предыдущий период.

– При формировании доходной части бюджета на 2017 год использована цена на нефть в 40 долларов за баррель, курс доллара – 65 рублей, инфляция – 4,9 процента.

Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налоги на доходы физических лиц, на прибыль и на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 73 процента и в бюджете республики – 78 процентов. Конкретные цифры таковы.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2017 году прогнозируется в сумме 64,3 млрд рублей, в бюджет республики – 45 млрд рублей.

Налог на прибыль прогнозируется в объеме 63 млрд рублей.

 

fin-27

Министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин

 

Прогноз поступления акцизов на 2017 год в консолидированный бюджет Татарстана составляет 25,8 млрд рублей, в бюджет республики – 25,1 млрд рублей.

Налог на имущество организаций в 2017 году прогнозируется в размере 21,5 млрд рублей.

 

– Позволяют ли объемы планируемых доходов обеспечить необходимые расходы? И каковы особенности расходов бюджета?

– В области расходов проведены процедуры согласования проектов бюджетных ассигнований с республиканскими министерствами и ведомствами. По отдельным актуальным вопросам Президентом принято положительное решение.

 


Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налоги на доходы физических лиц, на прибыль и на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 73 процента и в бюджете республики – 78 процентов


 

При формировании расходной части заложены средства на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, предусмотренных в «дорожных картах». Также публичные обязательства, продукты питания и приобретение медикаментов индексируются в меру инфляции с 1 января на 4,9 процента. Стипендии предлагается повысить с 1 сентября на 4,9 процента, а коммунальные услуги будут проиндексированы с 1 июля на 6,1 процента.

Бюджет ориентирован на реализацию послания Президента РТ Государственному Совету и традиционно является социально направленным.

Растут первоочередные и социально значимые расходы. В плановом бюджете на 2017 год они вырастут на 2,9 процента и составят 70,1 процента от общего объема расходов.

Предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры.

В 2017 году планируется продолжить финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 5,1 млрд рублей.

Государственными программами будет охвачено около 90 процентов расходов бюджета.

Расходы на 2017, 2018 и 2019 годы распределены в трех приложениях в различных разрезах, обеспечивающих полную прозрачность их целевой направленности. Одно из приложений распределяет расходы по главным распорядителям бюджетных средств, другое приложение – по государственным программам. Особенностью распределения расходов по государственным программам является то, что в определенную программу могут входить около десяти главных распорядителей бюджетных средств. Узковедомственные программы, как правило, включают одного-двух распорядителей бюджетных средств.

И третий разрез расходов – по разделам бюджетной классификации, то есть по отраслям экономики и социальной сферы.

 


Расходы на 2017, 2018 и 2019 годы распределены в трех приложениях в различных разрезах, обеспечивающих полную прозрачность их целевой направленности. Одно из приложений распределяет расходы по главным распорядителям бюджетных средств, другое приложение – по государственным программам


 

В целом доходная часть консолидированного бюджета на 2017 год прогнозируется в объеме 203,3 млрд рублей, расходная – 210,9 млрд рублей, с дефицитом в 7,6 млрд рублей. Бюджет республики на 2017 год по доходам определяется в сумме 166,8 млрд рублей, по расходам – 174,4 млрд рублей с дефицитом в 7,6 млрд рублей. Необходимо отметить, что проект бюджета не содержит федеральных средств в связи с переносом сроков внесения федерального бюджета на конец октября. Мы планируем, что объемы федеральных средств будут известны ко второму чтению законопроекта.

 

– У нашей республики большой долг перед федеральным бюджетом. Сколько средств мы должны вернуть в Федеральный центр в следующем году и каковы объемы госдолга?

– По состоянию на 1 октября, государственный долг составил 95,1 млрд рублей и увеличился по сравнению с началом года на 3,8 млрд рублей. Прирост долга произошел за счет привлечения дополнительных бюджетных кредитов из федерального бюджета в сумме 3,5 млрд
рублей. Также увеличился объем обязательств по государственным гарантиям Республики Татарстан вследствие изменения курса рубля на 300 млн рублей. Из 95,1 млрд рублей – 70 процентов, то есть 66,9 млрд рублей, – реструктуризованный долг на долгосрочной основе. По графику мы начнем их выплачивать в 2023 году.

Общий объем долговых обязательств муниципальных образований республики составил 29,9 млрд рублей и уменьшился по сравнению с началом года на 300 млн рублей в результате уменьшения обязательств по бюджетным кредитам, выданным из бюджета Татарстана.

 

– Говорят, предупрежден – значит вооружен. С какими трудностями мы можем столкнуться при исполнении бюджета в 2017 году? Реально ли он выполним?

– На исполнение бюджета может негативно повлиять наличие дефицита в объеме 7,6 млрд рублей. Кроме того, ожидаются изменения федерального законодательства в части дополнительного зачисления одного процента налога на прибыль в федеральный бюджет для распределения его в основном по областям и республикам – реципиентам.

Следующий фактор – потеря по налогу на прибыль в связи с планируемым увеличением НДПИ на нефть.

Одновременно предстоит возврат в федеральный бюджет ранее привлеченных бюджетных кредитов в объеме 6,8 млрд рублей.

Вместе с тем, несмотря на дефицит бюджета и возможные отдельные риски по изменениям федерального законодательства, мы уверенно смотрим в 2017 год. Эта уверенность основывается на прочной налогооблагаемой базе республики, расширяющейся в последние годы, производственном, научном потенциале Татарстана. И самый главный фактор здесь – это наши люди, наш человеческий ресурс.

Беседовал
Александр НИКОЛАЕВ

 


Фото: rybinskcity.ru
Дата:26.10.2016
Выпуск: №157 (28151)

Добавить комментарий

0000 18.10.2017

«Варвара Кашеварова» пошла на рынок

Бугульминский комбинат хлебопродуктов №1 запустил новую фасовочную линию, и на днях с нее сошла первая партия гречневой крупы и геркулеса....
2490
uvt 17.10.2017

«ЮВТ Аэро»: в надежде на эффективный полет

Единственная татарстанская региональная авиакомпания рассчитывает на федеральную поддержку....
5200
mgmedical 17.10.2017

Смирение – не наш метод

Что такое паллиативная помощь, и кому она нужна? Тем, чья болезнь признана неизлечимой, говорит главный онколог Приволжского федерального округа, ректор КГМА Рустем Хасанов....
3100
ford 13.10.2017

Автомобильной компании требуются…

Более чем на пятьдесят процентов выросло производство автомобилей Ford на площадке ОЭЗ «Алабуга» за восемь месяцев текущего года в сравнении с тем же периодом прошлого....
4850
ea05ac41-d70a-4d2c-9fb8-015f063ea909 12.10.2017

«Алабуга» лучшая в Европе

Особая экономическая зона «Алабуга» признана лучшей в Европе третий раз подряд....
4770
  • Прямая связь

    РТ в сети


    Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    История в рисунках и цифрах

    13.01.1928

    11.13.01.1928


    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №11.13.01.1928

    Другие рисунки и цифры
  • Не забудьте поздравить с Днем рождения!

    20 октября

    Альберт Ильгизарович Рахматуллин (1976), глава Кайбицкого муниципального района.

    Асгат Ахметович Сафаров (1961), руководитель Аппарата Президента РТ, полномочный представитель Президента в Госсовете республики.

    Александр Витальевич Сладковский (1965), художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ.

  • Юмор

    2488dbd5f70a
    Детство – счастливейшие годы жизни, но только не для детей.
    Весь юмор

    Анекдоты от Ходжи

    Знаете ли, вы, стихи?

    Анекдоты от Ходжи Насреддина. Анимация.

    Все анекдоты

  • Партнеры

    kai-85

  • СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Опросы

    Какая социальная проблема вас больше всего волнует?

    Результаты →

    Загрузка ... Загрузка ...

    Другие опросы Подробнее

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Комментарии

    Мы делали ремонт. Впервые, кстати, за почти 40 лет, то есть это была не блажь, а насущная необходимость. У нас…
    Тишина — «от» и «до» по закону
    19.10.2017
    Эта статья всколыхнула во мне самые светлые воспоминания о моем ушедшем отце и самые грустные воспоминания о бывшем муже. Помню,…
    Папы все могут. Если захотят!
    18.10.2017
    Существует Министерство по делам МОЛОДЁЖИ и СПОРТА. Хорошо. Почему нет подобного Министерства для тех же ВЕТЕРАНОВ СПОРТА? Ведь вся эта…
    «Желтый свет» для ветеранов
    17.10.2017
    Почему нельзя принять закон о чётком графике ремонтных работ в многоквартирных домах с исключением работ при аварийных ситуациях? рабочий день…
    Тишина — «от» и «до» по закону
    17.10.2017
    Поправочка. На остановках общественного транспорта курить не запрещено. Это распространенное заблуждение, пришедшее из первоначального законопроекта, который претерпел поправки. Да и…
    Иллюзии антитабачной реальности
    17.10.2017
    Все комментарии

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров