18 апреля 2019  17:19
Распечатать

Богословы и журналисты: нужен диалог

Опубликовано: 06.06.2017 17:31

 

ekstremizm

 

Социальные сети – самое популярное место виртуального общения молодежи – все активнее используют деструктивные силы. Подростки с их обостренным чувством справедливости и размытыми границами добра и зла, студенты со своими духовными метаниями в поиске смысла жизни являются легкой добычей для всевозможных субкультур, в том числе экстремистских.

 

Именно в соцсетях расставляют ловушки молодым профессиональные вербовщики-экстремисты, а блогеры-любители и журналисты порой неосознанно льют воду на их мельницу.

Не потому ли поистине глобальный масштаб за последние годы приобрела угроза экстремизма и терроризма? Ведь давно известно, что во многом от средств массовой информации зависит, как в стране складываются межнациональные и межрелигиозные отношения, как будут взаимодействовать друг с другом страны и народы.

По словам муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, в последние годы некоторые соцсети, сознательно или неосознанно, генерируют исламский контент, не соответствующий традиционному вероучению и распространяющий идеологию экстремизма и религиозной нетерпимости. «Во многом поэтому у молодого поколения мусульман и у представителей иных религиозных конфессий складывается неверное представление об исламе».

 

    наша справка

Термин «экстремизм» начал употребляться с середины XIX в., сначала в Англии, где он получил широкое распространение в политической прессе; затем в США, когда бескомпромиссных представителей враждующих сторон Юга и Севера во время Гражданской войны (1861 – 1865 гг.) называли «экстремистами обеих частей страны». Понятие «экстремизм» во Франции вошло в оборот во время Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.). В России термин стал употребляться в начале 90-х годов ХХ века. Таким образом, экстремизм связан, прежде всего, с политической деятельностью.

Как сообщил нам член экспертного совета при Комитете верхней палаты российского парламента по делам Федерации и региональной политике Александр Савин, к настоящему времени экстремистами завербовано более четырех тысяч молодых россиян. И это не какие-то маргиналы или отщепенцы. «Девяносто процентов из них – люди с высшим образованием или получающие его. Почти все они пришли в ряды запрещенного в РФ «Исламского государства» через соцсети и сейчас воюют в Сирии», – говорит эксперт.

Протестная волна – вот на что опираются вербовщики при формировании у своих виртуальных собеседников террористического мировоззрения.

Журналист газеты «Новые Известия» Саид Бицоев много общался и со сторонниками радикальных течений. «В пропаганде они активно навязывают молодежи негативный образ современного мира, с которым якобы нужно бороться, – говорит журналист. – Что скрывать, в нашей относительно мирной жизни тоже немало поводов, являющихся причиной недовольства не только молодежи, но и взрослых. Растет число алкоголиков, наркоманов, больных гепатитом и СПИДом. У значительного сегмента молодежи, особенно в провинции, нет работы и ясных перспектив в жизни. Чем дальше от культурных центров страны, тем выше эта безнадега. Растет число тяжких преступлений, гибели малолетних детей, в том числе от рук своих родителей. На этом фоне возникают разные социальные группы, толкающие на суицид, – своего рода радикализм и даже экстремизм, но направленный против себя».

Наивные молодые девушки – предмет особого внимания вербовщиков, ведь боевикам нужны «фронтовые жены». Вспомним историю студентки МГУ Варвары Карауловой, невинное общение которой в соцсетях чуть не завершилось побегом в Сирию к виртуальному возлюбленному.

В мае в рамках международного экономического саммита «Россия – Исламский мир: Kazansummit» в столице Татарстана прошла конференция на тему «СМИ-онлайн: профилактика экстремизма в социальных сетях». На ней журналисты, богословы, ученые, аналитики и эксперты пытались понять, что им самим мешает использовать социальные сети для противодействия идеологии экстремизма? Выяснилось, что армии журналистов не всегда достает либо профессионализма, либо глубины в освещении темы экстремизма и терроризма. К тому же порой «правильная» пропаганда действует линейно и рационально и именно потому проходит мимо цели.

 


При освещении темы терроризма и экстремизма журналистам и блогерам крайне важно в полной мере осознавать степень своей ответственности перед обществом, быть предельно честными, объективными


 

«СМИ должны понимать, что они несут ответственность за информацию, которую распространяют. Порой на фоне конкуренции журналисты, пытаясь привлечь большее количество читателей, зрителей, показывают ужасающие кадры с участием террористов, придумывают хлесткие заголовки, тем самым не только нарушая этические нормы, но и играя преступникам на руку, неосознанно пропагандируя их идеи. Следует тщательно следить за тем, какая идея доносится до граждан и какое мнение формируется, – считает журналист телекомпании «Интер-Аз» Игбала Рустамов. – Необходимо, по возможности, избегать распространения большого количества новостей, связанных с террористическими событиями, показа кадров насилия и убийства. Лучше, если борьба журналистов с экстремизмом будет сведена не столько к освещению действий радикалов, сколько к профилактике терроризма и носить превентивный характер. Также следует объяснить журналистам, работающим с данной тематикой, правила и положения ислама, дабы они не вводили свою аудиторию в заблуждение».

 

  Анна БЕЛИКОВА,
востоковед:

belikova

В социальных сетях никто, кроме грамотного богослова, журналисту не сможет объяснить вопросы освещения исламской тематики. Получить правильную и компетентную информацию, в том числе и в религиозных вопросах, терминологических аспектах, может помочь только соответствующий специалист.

По мнению журналиста «Коммерсанта» Мусы Мурадова, традиционные средства массовой информации мало рассказывают об исламе, о том, какое место он занимает в жизни его приверженцев, и вообще о мусульманах. «Более десяти лет на федеральном телеканале «Россия 1» телезрители каждую пятницу могли смотреть единственную в своем роде на всем отечественном ТВ программу об исламе и мусульманах, которую вела замечательная Динара Садретдинова. Однако уже довольно давно программа «Мусульмане» не выходит в эфир. Теперь один раз в год передают репортаж из Соборной мечети о том, как празднуют Ураза-Байрам, и все! Зато не проходит и дня, чтобы телевизор и другие «большие» СМИ не упоминали о так называемых исламских экстремистах. Как правило, это бывают криминальные сюжеты, когда ловят молодых людей, заподозренных в деятельности террористических организаций».

Муса Мурадов предложил создать в России крупный телеканал, специализирующийся на пропаганде исламских ценностей, который бы профессионально и увлекательно рассказывал о жизни мусульман.

Известная востоковед Анна Беликова, модератор конференции, выступила в защиту СМИ: «Для того чтобы журналисты подавали информацию правильно, нужно вступать с ними в диалог. В социальных сетях никто, кроме грамотного богослова, журналисту не сможет объяснить вопросы освещения исламской тематики. Получить правильную и компетентную информацию, в том числе и в религиозных вопросах, терминологических аспектах, может помочь только соответствующий специалист», – считает Беликова.

Сотрудница издательства мусульманской литературы «Иман» Рузана Хуснутдинова призвала больше внимания уделять целенаправленной наставнической работе с неофитами в мечетях. С тем, чтобы они не искали сомнительные альтернативы в социальных сетях.

В дискуссии активное участие приняли заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев, руководитель отдела национальных проектов информагентства «Россия сегодня» Радик Амиров, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов, казый Казани Абдулла Адыгамов и другие. По итогам международной конференции ее участники приняли резолюцию с рекомендациями журналистскому сообществу.

При освещении темы терроризма и экстремизма журналистам и блогерам крайне важно в полной мере осознавать степень своей ответственности перед обществом, быть предельно честными, объективными. Очень важно не допускать установления и закрепления в массовом сознании связи между религией и преступлениями, совершаемыми якобы в соответствии с религиозными предписаниями. Нужно помнить, что попытки объяснить «исламом» теракты на самом деле являются манипулированием его понятиями и нормами, намеренным искажением его истинных основ.

Следует внимательно относиться к терминологии, с осторожностью употреблять такие понятия, как шахид, джихад, моджахед, при освещении терактов и характеристике террористических группировок, даже если их значения кажутся привычными и общепринятыми. Чтобы составить адекватное и объективное представление о принятом в традиционном исламе толковании, нужно обязательно обращаться за консультацией только к представителям официального духовенства и пользоваться заслуживающими доверие ресурсами Интернета. «Считаем, что только в единстве доброй воли мы сможем уберечь наш хрупкий мир и передать его молодому поколению», – говорится в резолюции.

В рамках одной конференции невозможно найти ответы на все вопросы, связанные с проблемой профилактики экстремизма в социальных сетях. Была достигнута договоренность продолжить дискуссию нынешней осенью в рамках круглого стола на площадке ведущего политологического центра по постсоветскому пространству – Института стран СНГ – с привлечением представителей российских муфтиятов и мусульман-блогеров.

 

на заметку

Чтобы не стать объектом манипуляции со стороны экстремистов, нужно придерживаться следующих правил:
  1. Не публикуйте информацию о себе и о своих родственниках: вера, политические взгляды и т. д.
  2. Не записывайте свой номер телефона.
  3. Не указывайте адрес проживания.
  4. Не делитесь сведениями о важных событиях, которые происходят в вашей жизни.
  5. Не вступайте в детальный диалог с незнакомыми людьми.
  6. Не вступайте в группы, которые кажутся вам подозрительными.

 

 


Фото: techcult.ru; islam-today.ru
Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида
Выпуск: №81 (28269)


Добавить комментарий

Нацбанка-РТ 18.04.2019

Национальный банк РТ стал экспонатом

Фотография казанской достопримечательности – здания Национального банка Татарстана, расположенного на улице Баумана, представлена на Никитском бульваре в Москве, где открылась выставка «Дом для банка»....
860
минниханов-в-уфе1 17.04.2019

У нас много общего. Всё это надо тщательно беречь

В Уфе открылись Дни Татарстана в Башкортостане....
1350
хаматов 17.04.2019

Он был педагогом, журналистом, учёным

15 апреля в республике отмечали 100-летие со дня рождения Шамси Хамматова, журналиста, стоявшего во главе главных в то время газет республики – «Советской Татарии» и «Социалистик Татар­стан»....
820
жкх 17.04.2019

Минсвязи учит экономить деньги и время

Министерство информатизации и связи РТ напоминает татарстанцам о способах экономии. Первый шаг – поставьте счётчики на все виды потребляемых ресурсов....
1410
дороги-Казани 17.04.2019

Вам на улицу Крутовскую? Тогда арендуйте танк!

Активисты ОНФ направили в исполком столицы РТ перечень убитых дорог Казани....
1330
  • Мнение

    Александр КАЛИНИН, руководитель бизнес-объединения «Опора России»:

    Александр-Калинин

    Мы законодательно придем к тому, что самозанятые –  это полноценные субъекты малого и среднего предпринимательства, и на них должны распространяться аналогичные для МСП льготы. Будем выступать за то, чтобы с 2020 года специальный налоговый режим для самозанятых,  действующий пока в Москве, Московской, Калужской областях и в Татарстане, распространился на все регионы.

    Все мнения
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    18 апреля

    Фирдус Салихович Гималтдинов (1980), директор ГТРК «Татарстан».

    Светлана Александровна Дёмина, заслуженный мастер спорта по стендовой стрельбе, член Общественной палаты Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров