Биржу труда ждёт перезагрузка

print

 

nabchelny

 

Традиционные биржи труда сегодня устарели, стали формальными посредниками между безработными и работодателями, поэтому не слишком востребованы ни у тех, ни у других. Работодатели обращаются в службы занятости порой для проформы, без особой надежды найти сотрудников, а об имеющихся вакансиях заявляют только по обязанности. Аналогичная ситуация складывается на стороне соискателей: они идут на биржи труда, как правило, только за пособием по безработице, а в поисках реальной работы обращаются на альтернативные коммерческие площадки.

 

Руководство страны намерено повысить эффективность работы государственной службы занятости и, по сути, изменить её миссию. В рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», который в числе других, напомним, реализуется по инициативе Президента России Владимира Путина, в стране началась системная трансформация бирж труда. По планам все они должны преобразоваться в современные кадровые центры, кардинально переформатировать свою работу и в итоге снизить риски безработицы, реально помогать работодателям подбирать качественный персонал. Согласно заданию главы государства Владимира Путина в результате ребрендинга удовлетворённость граждан службами занятости уже через три года должна вырасти с 40 до 90 процентов, а производительность труда на средних и крупных предприятиях – с 1,4 до пяти процентов. Только в этом случае переформатирование служб занятости будет считаться успешным.

 

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

Правительство Татарстана в числе первых среди российских регионов заявилось на участие в проекте, и под занавес 2019 года в Набережных Челнах открылся первый в республике и один из первых в стране кадровый центр «Работа России». По словам министра труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмиры Зариповой, преобразования в республике начали именно с набережночелнинской службы занятости ввиду того, что она оказалась наиболее подготовленной. «Это один из крупнейших центров занятости не только в республике, но и в стране. К тому же город имеет статус резидента территории опережающего развития, здесь открываются новые производства», – пояснила министр.

 


Модернизированная служба занятости станет оказывать комплекс услуг и гражданам, исходя из жизненных ситуаций. Одна из них – «Содействие занятости женщин из малоимущих семей, имеющих несовершеннолетних детей, а также малоимущих граждан пенсионного и предпенсионного возраста»


 

У биржи труда изменились не только название, но и внешний вид: после ремонта невероятно преобразилось здание, кардинально поменялся интерьер, обновились оборудование и мебель. Помещение центра разделено на несколько зон: для первичного приёма, индивидуальной работы с потенциальными соискателями и работодателями, для групповых занятий. В зоне информирования предусмотрены секторы ожидания и цифровых сервисов, где есть всё для комфортного ожидания приёма, в том числе детский уголок, кулер, телевизор… Электронная система управления очередью учитывает и заявителей, которые записались по телефону, через МФЦ или портал госуслуг. На стойке консультанта – телефон, книга отзывов и предложений, средства для оказания первой медицинской помощи, рядом со стойкой – бесплатный ксерокс. Таким образом, согласно требованиям Минтруда должны будут выглядеть кадровые центры по всей стране.

 

ПО ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ

Роструд и Минтруд разработали также единые стандарты регламента и формата работы таких центров. Как рассказала Эльмира Зарипова, службам занятости предстоит перейти от оказания отдельных услуг по обращениям граждан или работодателей к решению комплекса проблем: «Мы будем сотрудничать с работодателями в более тесном режиме и прежде всего с малым, и средним бизнесом в соответствии с бизнес-ситуацией. На сегодня смоделированы две бизнес-ситуации работодателей: «Инвестиционный проект» и «Создание малого предприятия», в формате которых предприниматели могут получить помощь в той или иной мере от специалистов центра занятости. Центры помогают зарегистрировать предприятие, подготовить документы для МФЦ – прежде всего тем, кто открывает свой бизнес по программе финансовой поддержки безработных. Или ещё пример: для начинающего предпринимателя содержание кадровой службы затратно, к тому же у него не всегда есть специалист, который знает все тонкости кадрового законодательства, вопросы охраны труда, безопасности условий труда. Новая служба занятости может взять на себя на начальном этапе ведение кадрового делопроизводства или подготовку кадровика».

 

  Эльмира ЗАРИПОВА,
министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана:

зарипова

Это один из крупнейших центров занятости не только в республике, но и в стране. К тому же город имеет статус резидента территории опережающего развития, здесь открываются новые производства.

Модернизированная служба занятости станет оказывать комплекс услуг и гражданам, исходя из жизненных ситуаций. Одна из них – «Содействие занятости женщин из малоимущих семей, имеющих несовершеннолетних детей, а также малоимущих граждан пенсионного и предпенсионного возраста». Это система комплексной под­держки граждан в поиске работы, профессиональной ориентации, социальной адаптации, профобучения, помощи в самозанятости и других вопросах. Здесь же можно получить юридическую помощь, разъяснения о возможности получения государственной социальной помощи, составить с помощью специалистов резюме и разместить его на портале «Работа в России».

Вторая жизненная ситуация для граждан – «Содействие занятости инвалидов I, II и III групп», в рамках которой в Набережных Челнах, помимо государственных услуг службы занятости по системе одного окна, предлагаются психологическая помощь в Центре реабилитации «Изгелек» и другие услуги.

В дальнейшем перечень жизненных ситуаций для бизнеса и граждан будет расширяться.

 

ПЕРЕЗАГРУЗКА ПЕРСОНАЛА

В модернизированном кадровом центре работают специалисты, которые трудились на «старой» бирже труда. Все они прошли «перезагрузку», ведь, помимо привычных для них функций, они обязаны теперь оказывать дополнительные услуги. Как сообщила директор Набережночелнинского центра Татьяна Быданова, на курсах повышения квалификации сотрудники обучались в том числе кадровому делопроизводству, новейшим подходам к работе с выпускниками, инвалидами, молодёжью и пожилыми людьми, особо нуждающимися в помощи при трудоустройстве, получили другие новые компетенции.

Как сообщили «РТ» в Минтруда и занятости Татарстана, на повышение квалификации специалистов и на ремонт центра занятости в автограде выделено около 39,5 млн рублей, в том числе около двух миллионов рублей – из республиканского бюджета. В будущем году планируется модернизировать службы занятости в Московском районе Казани и в Заинске, что обойдётся бюджетам обоих уровней почти в 80 млн рублей.

Помимо Татарстана, в проект по модернизации служб занятости включились Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Пермский, Краснодарский и Ставропольский края, а также ряд областей. Ребрендинг системы предполагается завершить до 2024 года, а опыт шестнадцати пилотных регионов станет основой при запуске национальной программы по всей стране.