30 марта 2020  22:00
Распечатать

Беспилотники: законопроект на аутсорсинге

Опубликовано: 20.02.2020 16:56

Госсовет Татарстана завершил подготовку документа по заказу Государственной Думы

 

беспилотники

 

Татарстан – территория инноваций. Неслучайно именно наша республика наряду со столичным регионом стала участником эксперимента по выводу беспилотных автомобилей на дороги общего пользования. Решение многих технических вопросов потребовало создания соответствующей юридической базы. Этим вплотную занялись татарстанские парламентарии, да так успешно, что получили карт-бланш на разработку федерального закона.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И УРОВЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ

При слове «беспилотник» одни представляют себе светлое цифровое будущее, другие – восстание машин, а третьи искренне удивляются, почему предмет, далёкий от их насущных проблем, вдруг стал объектов жарких дискуссий. Но если отказаться от фантастического образа кибермобиля и использовать понятие «высокоавтоматизированные транспортные средства», то тема оказывается близкой к реальной жизни.

Эксперты выделяют шесть уровней автоматизации, характеризующих техническую эволюцию. На первом – привычные уже машины с круиз-контролем, на пятом машина едет условно самостоятельно. Человек-диспетчер присутствует в процессе лишь в качестве дистанционного «выключателя» – на всякий случай. Ну и, разумеется, является изготовителем «железа», автором программ и создателем умной дорожной инфраструктуры. Ведь движение беспилотников невозможно без своевременной оцифровки дороги и устойчивого Интернета – желательно в формате 5G. Да и о самой обычной разметке забывать нельзя: в нашем климате она за считаные минуты может скрыться под слоем снега, льда или грязи, оставив умное авто без ориентиров.

Тем не менее перспективы у беспилотников заманчивые. Представьте себе цепочку грузовиков, которые в считаных сантиметрах друг от друга способны безопасно двигаться сутки напролёт. Нет проблем ни с тахографом, устанавливающим предельное время нахождения водителя за рулём, ни с безопасностью – скорость реакции электроники измеряется в миллисекундах. Девять из десяти ДТП, в которых ежегодно погибают 1,3 миллиона жителей планеты, беспилотники бы просто не совершили.

 


Cовершенствование систем высокоавтоматизированных автомобилей требует практики – они должны ездить по дорогам общего пользования, чему пока мешает правовой вакуум


 

ПАРЛАМЕНТ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2018 года, пилотными для эксперимента с беспилотниками были выбраны столичный регион и Татарстан. В Иннополисе у нас с лета прошлого года с успехом тестируется беспилотное такси от «Яндекса», которое, к слову, на днях допустили и к ночным поездкам. На КАМАЗе реализуется проект «Одиссей» для большегрузов. И уровень «погружения в тему» у Госсовета Татарстана оказался настолько высоким, что Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин обратился к главе республиканского парламента Фариду Мухаметшину с просьбой о разработке законопроекта об инновационных транспортных средствах. Депутаты отнеслись к задаче с энтузиазмом.

– Несмотря на то что «автомобили без водителя» всё ещё находятся на стадии испытаний, они показали большой потенциал в плане экономики и безопасности, – говорит председатель Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин. – Такие машины не нарушают правила движения, не отвлекаются от дороги, непрерывно сканируют пространство вокруг себя на 360 градусов и «видят» объекты в радиусе до 300 метров. Для беспилотника на дороге гораздо меньше неожиданностей, чем для человека-водителя. Но совершенствование систем высокоавтоматизированных автомобилей требует практики – они должны ездить по дорогам общего пользования, чему пока мешает правовой вакуум.

– В Европе на сегодня принято уже 400 нормативных актов, которые регламентируют разработку, параметры и порядок использования беспилотных транспортных средств, – продолжает тему депутат Марат Галеев, руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта. – В Китае, в ряде европейских стран и в США развитие этого направления возведено в ранг государственной политики с соответствующей поддержкой. Речь идёт не об инженерной экзотике, а о крайней необходимости повышения безопасности и эффективности автомобильного транспорта.

 


Девять из десяти ДТП, в которых ежегодно погибают 1,3 миллиона жителей планеты, беспилотники бы просто не совершили


 

По словам Марата Галеева, разработанный у нас закон носит рамочный характер. Закладывая фундамент для дальнейших законо-творческих инициатив, он, в частности, призван определить основные понятия, связанные с развитием нового транспортного направления, и ответственных за разработку и эксплуатацию беспилотников. Документ чётко обозначает, что такое инновационные, высокоавтоматизированные и беспилотные транспортные средства, кто является водителем и что представляет собой автоматизированная система вождения. Отвечает он и на вопрос «кто виноват?» в случае ДТП – водитель, оператор или собственник, который ненадлежащим образом обслуживал машину или устанавливал на неё несертифицированные программы и детали.

Подробные «инструкции для беспилотника», его эксплуатантов и владельцев, согласно тексту законопроекта, должен разрабатывать специально назначенный Правительством России федеральный орган исполнительной власти. Помимо всего прочего ему предстоит вникнуть и в вопрос информационной безопасности, дабы управление инновационной техникой не могли перехватить злоумышленники.

20 февраля законопроект о беспилотниках (текст доступен по ссылке http://gossov.tatarstan.ru/file/gossov/docs/other_2781.pdf) был одобрен на заседании республиканского парламента и скоро поступит в Государственную Думу. По мнению экспертов, в силу он вступит по окончании «полномочий» упомянутого выше постановления Правительства, рассчитанного на период до 2022 года. Таким образом, впереди есть время, чтобы отшлифовать текст с учётом всех нюансов новой отрасли. Ну а дальше в прямом и переносном смысле – дело техники.

 


Фото: sk.ru
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №26 (28795)


Добавить комментарий

рустам-минниханов 30.03.2020

Всё в наших руках

Обращение Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой и недопущением распространения коронавирусной инфекции....
600
эльмира-зарипова 30.03.2020

Не подвергайте опасности себя и близких

Министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова выступила с обращением к пенсионерам....
490
волонтеры1 30.03.2020

Бескорыстная помощь важна всегда. А сегодня особенно

Рустам Минниханов ознакомился с организацией работы по доставке еды и лекарств одиноким гражданам....
730
карантин1 30.03.2020

Тест на уважение к жизни

Не стоит относиться к карантинным мерам легкомысленно....
730
барьерные-ограждения 30.03.2020

Чтобы трагедий на дорогах стало меньше

Около восьми километров барьерного ограждения для повышения безопасности дорожного движения установят на трассе Казань – Оренбург....
1020
  • Мнение

    Марат САФИУЛЛИН, директор Центра перспективных экономических исследований при АН РТ:

    марат-сафиуллин

    Возможно, мы переживаем кризис такого же масштаба, как и развал Советского Союза. Это действительно очень серьёзно. Я бы всем посоветовал перейти в режим экономии. Сейчас такой период, когда нам нужно затянуть пояса. А на досуге заняться саморазвитием.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    1 апреля

    Камиль Камалович Гилманов (1956), глава Аксубаевского муниципального района.

    Дмитрий Юрьевич Солуянов (1971), депутат Госсовета Татарстана, гендиректор ОАО «Татэлектромонтаж».

    Эдуард Германович Трескин (1949), солист оперы, заслуженный и народный артист Татарстан.

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров