18 августа 2019  4:32
Распечатать

Беспилотники в правовом вакууме

Опубликовано: 27.06.2019 19:47

Автомобили без водителей уже десять месяцев перевозят пассажиров в Иннополисе

 

беспилотники

 

Сажусь в бело-красное такси. Пристёгиваюсь. Машина плавно трогается – руль крутится, а водителя нет. Это уже не фантастика, а повседневная реальность в татарстанском Иннополисе. Как за десять месяцев тестовой эксплуатации зарекомендовали себя беспилотники «Яндекса» на улицах IT-столицы России, узнал корреспондент «РТ».

 

КОГДА ЗА РУЛЁМ НИКОГО НЕТ

Напцомним, что впервые в Европе беспилотные автомобили стали перевозить людей именно в Иннополисе. Старт проекту в августе 2018 года дали Президент Татарстана Рустам Минниханов и генеральный директор компании «Яндекс» в России Елена Бунина. Тогда же было подписано соглашение между Правительством РТ и «Яндексом» о развитии беспилотного транспорта.

Для совершенствования систем высокоавтоматизированных автомобилей нужна практика – они должны колесить по дорогам общего пользования. Однако этому мешает правовой вакуум, причём не только в России – аналогичная ситуация сейчас во всём мире. Законы отстают от развития высоких технологий. В нашей стране беспилотники ездят на основании пока единственного документа – постановления Правительства России. Однако следующий большой шаг уже сделан – в Госдуму внесён законопроект «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств», который учитывает практику Татарстана (наша газета писала об этом в №76 от 30.05.2019 г.). Парламентарии республики активно работают над этим, без преувеличения, прорывным документом. При необходимости будет разработан и принят аналогичный республиканский закон.

Чтобы оценить обстановку с беспилотниками в самом центре инноваций, в Иннополис выехала рабочая группа депутатов парламента и представителей профильных министерств и ведомств.

 


В 2018 году в Татарстане было зарегистрировано 4580 ДТП, в которых погибли 377 человек, ранения получили более 5,6 тысячи жителей. Число смертельных аварий в республике снижается в течение пяти лет, в 2013 году на дорогах погибли 709 человек


 

Сначала все желающие прокатились в качестве пассажиров в беспилотниках «Яндекса», а потом в мэрии города прошло заседание.

Корреспондент «РТ» уже ездил на автомобиле без водителя в августе прошлого года. Так что эмоциональным шоком новая поездка не стала. Беспилотник «Яндекса» строго соблюдает правила – в городе движется со скоростью не более 40 км в час. Перед пешеходным переходом автомобиль аккуратно притормаживает и пропускает пешеходов. Вот бы все водители так спокойно и по правилам ездили по улицам наших городов и сёл!

На планшете внутри машины виден маршрут движения со всеми знаками и передаётся картинка с видеокамер. Инженер «Яндекса» во время поездки находился на переднем пассажирском сиденье. В случае внештатной ситуации он может нажать кнопку остановки.

 

ОРИЕНТИРЫ НА БУДУЩЕЕ

«Нам нужно определиться с рядом принципиальных моментов – как двигаться дальше», – задал тон заседанию рабочей группы председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. По его словам, недавно в Иннополисе прошла конференция ЦИПР («Цифровая индустрия промышленной России»), где одна из секций была посвящена беспилотным автомобилям. На ней оптимистично настроенные эксперты утверждали, что сейчас технических проблем для внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств нет, остались только юридические.

«Я бы с этим не согласился. Есть и технические проблемы, да и много вопросов по взаимодействию на дорогах автомобилей с водителями и бесцпилотников», – высказал своё мнение Марат Галеев. По его словам, на российских дорогах водители иногда ездят на машинах с серьёзными техническими неисправностями, нарушают ПДД, а порой люди садятся за руль и вовсе в состоянии алкогольного опьянения со всеми вытекающими последствиями… Беспилотник на дороге всегда принимает рациональные решения, а человек иногда действует иррационально (под воздействием сильных эмоций, например).

 

  Руслан ШАГАЛЕЕВ,
мэр Иннополиса:

руслан-шагалеев

Беспилотники нужно эксплуатировать в реальных условиях, а не только в тепличных на полигонах.

По мнению Марата Галеева, разработчики беспилотников, во-первых, должны доказать, что они более безопасны, чем обычные транспортные средства, а во-вторых, что они рентабельнее при эксплуатации. Возможно, сначала грузовики без водителей появятся в карьерах и на других объектах, где ограничен доступ транспортных средств. Кроме того, перед запуском на дороги автоматизированных машин трассы для них нужно оцифровать.

Заместитель директора по развитию ПАО «КамАЗ» Фирдаус Кабиров проинформировал собравшихся, что камский автогигант занимается проектами по созданию беспилотного грузовика и беспилотноцго погрузчика (который будет заниматься технологическими перевозками по заводским цехам). В перспективе автоматизированные транспортные средства должны будут осваивать и дороги общего пользования. «Наш беспилотный автомобиль должен лучше человека детектировать ситуацию на дороге и быстро принимать необходимые решения, чтобы безопасность перевозки была выше, чем с водителем», – заявил он.

Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев отметил важность разрабатываемого законопроекта, в который, видимо, будет внесено ещё много поправок и предложений. Долго запрягать в этом деле нельзя. Сейчас одна из проблем для беспилотного транспорта (которую инженеры решают) – это прогнозирование ситуации на дороге. То есть автопилот на основе имеющихся данных должен знать, что произойдёт перед автомобилем в ближайшем будущем – через доли секунды, через секунду и так далее. Для адекватного прогнозирования нужны большие массивы информации по разнообразным ситуациям на дороге, а чтобы их получить, беспилотники должны активно ездить и набираться опыта.

«Беспилотники нужно эксплуатировать в реальных условиях, а не только в тепличных на полигонах, – подчеркнул Руслан Шагалеев. – Марат Гадыевич, вы правы в том, что есть и этическая проблема: может ли человечество передать компьютерным алгоритмам право распоряжаться жизнью и здоровьем пассажиров? С другой стороны, в России десятки тысяч людей гибнут в ДТП. И беспилотники призваны уменьшить риск аварий с тяжёлыми последствиями. Главная задача – снизить смертность на дорогах».

 


Для совершенствования систем высокоавтоматизированных автомобилей нужна практика – они должны колесить по дорогам общего пользования. Однако этому мешает правовой вакуум, причём не только в России – аналогичная ситуация сейчас во всём мире


 

После заседания руководитель IT- и технологических проектов АНО «Фонд развития города Иннополис» Станислав Ефимов рассказал корреспонденту «РТ», что за десять месяцев эксплуатации беспилотные такси «Яндекса» совершили в Иннополисе около трёх тысяч поездок (они бесплатны для жителей). При этом не произошло ни одного ДТП или внештатной ситуации. Высокоавтоматизированные автомобили хорошо себя зарекомендовали и летом и зимой в непростых погодных условиях.

Пока трудно точно предсказать, когда беспилотные автомобили станут обыденным явлением на наших улицах.

Остаётся пожелать российским и татарстанским законотворцам удачи в деле создания юридической базы для использования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.

 

 

 

 


Фото: Сергей Семеркин, "РТ"
Автор статьи: СЕМЕРКИН Сергей
Выпуск: №91 (28665)


Добавить комментарий

десант 16.08.2019

Пока не похоронен последний солдат…

В экспедицию в Городищенский район Волгоградской области отправились ребята из поискового отряда «Снежный десант» Казанского федерального университета и казанского прихода Серафима Саровского....
1690
макаревич 16.08.2019

Градоначальник и музыкант в числе волонтёров

Мэр Казани Ильсур Метшин и лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич стали волонтёрами фестиваля «Том Сойер Фест»....
2740
Педсовет 16.08.2019

И всё-таки в центре всего – учитель

На республиканском педсовете в Казани попытались вывести формулу идеальной школы....
2050
тигролет 16.08.2019

Манит в небо «Тигролёт»

С чего начинается авиация? С картинки в твоём букваре! А может, она начинается с экскурсии на «Тигролёт» – Boeing 747-400 с необычной кабиной....
1980
двор 16.08.2019

Пойдём во двор, погуляем!

Мы спросили наших читателей: на их взгляд, каким должен быть современный двор?...
2000
  • Мнение

    Александр ДЕМБИЧ, завкафедрой градостроительства Казанского архитектурно­-строительного университета:

    ДЕМБИЧ2

    По новому генплану в Казани увеличится количество выездов на трассу М-­7, которые разгрузят центр города от транспорта. Существующее железнодорожное кольцо превратится в пассажирскую линию, то есть станет наземным метро, как в Берлине. Наконец, появится новый мост через Казанку, который соединит Советскую площадь и район улицы Адоратского.

    Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Цены на рынках


    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО
  • Дни рождения

    17 августа

    Рафис Тимерханович Бурганов (1961), заместитель Премьер-министра – министр образования и науки Татарстана.

  • Найди свою малую Родину
  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    А что в Сети?


    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров