1 июня 2020  2:42
Распечатать

Беспилотники в правовом вакууме

Опубликовано: 27.06.2019 19:47

Автомобили без водителей уже десять месяцев перевозят пассажиров в Иннополисе

 

беспилотники

 

Сажусь в бело-красное такси. Пристёгиваюсь. Машина плавно трогается – руль крутится, а водителя нет. Это уже не фантастика, а повседневная реальность в татарстанском Иннополисе. Как за десять месяцев тестовой эксплуатации зарекомендовали себя беспилотники «Яндекса» на улицах IT-столицы России, узнал корреспондент «РТ».

 

КОГДА ЗА РУЛЁМ НИКОГО НЕТ

Напцомним, что впервые в Европе беспилотные автомобили стали перевозить людей именно в Иннополисе. Старт проекту в августе 2018 года дали Президент Татарстана Рустам Минниханов и генеральный директор компании «Яндекс» в России Елена Бунина. Тогда же было подписано соглашение между Правительством РТ и «Яндексом» о развитии беспилотного транспорта.

Для совершенствования систем высокоавтоматизированных автомобилей нужна практика – они должны колесить по дорогам общего пользования. Однако этому мешает правовой вакуум, причём не только в России – аналогичная ситуация сейчас во всём мире. Законы отстают от развития высоких технологий. В нашей стране беспилотники ездят на основании пока единственного документа – постановления Правительства России. Однако следующий большой шаг уже сделан – в Госдуму внесён законопроект «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств», который учитывает практику Татарстана (наша газета писала об этом в №76 от 30.05.2019 г.). Парламентарии республики активно работают над этим, без преувеличения, прорывным документом. При необходимости будет разработан и принят аналогичный республиканский закон.

Чтобы оценить обстановку с беспилотниками в самом центре инноваций, в Иннополис выехала рабочая группа депутатов парламента и представителей профильных министерств и ведомств.

 


В 2018 году в Татарстане было зарегистрировано 4580 ДТП, в которых погибли 377 человек, ранения получили более 5,6 тысячи жителей. Число смертельных аварий в республике снижается в течение пяти лет, в 2013 году на дорогах погибли 709 человек


 

Сначала все желающие прокатились в качестве пассажиров в беспилотниках «Яндекса», а потом в мэрии города прошло заседание.

Корреспондент «РТ» уже ездил на автомобиле без водителя в августе прошлого года. Так что эмоциональным шоком новая поездка не стала. Беспилотник «Яндекса» строго соблюдает правила – в городе движется со скоростью не более 40 км в час. Перед пешеходным переходом автомобиль аккуратно притормаживает и пропускает пешеходов. Вот бы все водители так спокойно и по правилам ездили по улицам наших городов и сёл!

На планшете внутри машины виден маршрут движения со всеми знаками и передаётся картинка с видеокамер. Инженер «Яндекса» во время поездки находился на переднем пассажирском сиденье. В случае внештатной ситуации он может нажать кнопку остановки.

 

ОРИЕНТИРЫ НА БУДУЩЕЕ

«Нам нужно определиться с рядом принципиальных моментов – как двигаться дальше», – задал тон заседанию рабочей группы председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. По его словам, недавно в Иннополисе прошла конференция ЦИПР («Цифровая индустрия промышленной России»), где одна из секций была посвящена беспилотным автомобилям. На ней оптимистично настроенные эксперты утверждали, что сейчас технических проблем для внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств нет, остались только юридические.

«Я бы с этим не согласился. Есть и технические проблемы, да и много вопросов по взаимодействию на дорогах автомобилей с водителями и бесцпилотников», – высказал своё мнение Марат Галеев. По его словам, на российских дорогах водители иногда ездят на машинах с серьёзными техническими неисправностями, нарушают ПДД, а порой люди садятся за руль и вовсе в состоянии алкогольного опьянения со всеми вытекающими последствиями… Беспилотник на дороге всегда принимает рациональные решения, а человек иногда действует иррационально (под воздействием сильных эмоций, например).

 

  Руслан ШАГАЛЕЕВ,
мэр Иннополиса:

руслан-шагалеев

Беспилотники нужно эксплуатировать в реальных условиях, а не только в тепличных на полигонах.

По мнению Марата Галеева, разработчики беспилотников, во-первых, должны доказать, что они более безопасны, чем обычные транспортные средства, а во-вторых, что они рентабельнее при эксплуатации. Возможно, сначала грузовики без водителей появятся в карьерах и на других объектах, где ограничен доступ транспортных средств. Кроме того, перед запуском на дороги автоматизированных машин трассы для них нужно оцифровать.

Заместитель директора по развитию ПАО «КамАЗ» Фирдаус Кабиров проинформировал собравшихся, что камский автогигант занимается проектами по созданию беспилотного грузовика и беспилотноцго погрузчика (который будет заниматься технологическими перевозками по заводским цехам). В перспективе автоматизированные транспортные средства должны будут осваивать и дороги общего пользования. «Наш беспилотный автомобиль должен лучше человека детектировать ситуацию на дороге и быстро принимать необходимые решения, чтобы безопасность перевозки была выше, чем с водителем», – заявил он.

Мэр Иннополиса Руслан Шагалеев отметил важность разрабатываемого законопроекта, в который, видимо, будет внесено ещё много поправок и предложений. Долго запрягать в этом деле нельзя. Сейчас одна из проблем для беспилотного транспорта (которую инженеры решают) – это прогнозирование ситуации на дороге. То есть автопилот на основе имеющихся данных должен знать, что произойдёт перед автомобилем в ближайшем будущем – через доли секунды, через секунду и так далее. Для адекватного прогнозирования нужны большие массивы информации по разнообразным ситуациям на дороге, а чтобы их получить, беспилотники должны активно ездить и набираться опыта.

«Беспилотники нужно эксплуатировать в реальных условиях, а не только в тепличных на полигонах, – подчеркнул Руслан Шагалеев. – Марат Гадыевич, вы правы в том, что есть и этическая проблема: может ли человечество передать компьютерным алгоритмам право распоряжаться жизнью и здоровьем пассажиров? С другой стороны, в России десятки тысяч людей гибнут в ДТП. И беспилотники призваны уменьшить риск аварий с тяжёлыми последствиями. Главная задача – снизить смертность на дорогах».

 


Для совершенствования систем высокоавтоматизированных автомобилей нужна практика – они должны колесить по дорогам общего пользования. Однако этому мешает правовой вакуум, причём не только в России – аналогичная ситуация сейчас во всём мире


 

После заседания руководитель IT- и технологических проектов АНО «Фонд развития города Иннополис» Станислав Ефимов рассказал корреспонденту «РТ», что за десять месяцев эксплуатации беспилотные такси «Яндекса» совершили в Иннополисе около трёх тысяч поездок (они бесплатны для жителей). При этом не произошло ни одного ДТП или внештатной ситуации. Высокоавтоматизированные автомобили хорошо себя зарекомендовали и летом и зимой в непростых погодных условиях.

Пока трудно точно предсказать, когда беспилотные автомобили станут обыденным явлением на наших улицах.

Остаётся пожелать российским и татарстанским законотворцам удачи в деле создания юридической базы для использования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.

 

 

 

 


Фото: Сергей Семеркин, "РТ"
Автор статьи: СЕМЕРКИН Сергей
Выпуск: №91 (28665)


Добавить комментарий

День-химика 31.05.2020

Сегодня – День химика

С Днем химика поздравил Премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин работников фармацевтической, химической и нефтехимической промышленности....
3580
лебяжье 29.05.2020

Лесопарк Лебяжье после экореабилитации

Президент Рустам Минниханов посетил казанский лесопарк Лебяжье и ознакомился с результатами экореабилитации системы озёр и благоустройством территорий....
6970
песошин 29.05.2020

Плата за детские сады будет начисляться по-­новому

Премьер­-министр Алексей Песошин провёл в Доме Правительства совещание по вопросу начисления родительской платы в дошкольных образовательных организациях республики....
7280
набиева 29.05.2020

Гарантирован курс на развитие

В стране и в Татарстане в частности продолжается обсуждение поправок в Конституцию Российской Федерации. Своим мнением поделилась депутат Госсовета, ректор Казанского кооперативного института Российского университета кооперации Алсу Набиева:...
6430
Учения-3 29.05.2020

Бесконтрольность ведёт к халатности, халатность – к трагедии

Нынешний май, помимо эпопеи с коронавирусом, неприятно удивил чередой трагических происшествий в лечебных учреждениях....
8890
  • Мнение

    Андрей КОНДРАТЬЕВ, председатель Центризбиркома РТ:

    КОНДРАТЬЕВ11

    В условиях непростой эпидемиологической обстановки наша задача – сделать избирательный процесс максимально безопасным для здоровья населения, сохранив при этом все принципы легитимности. Мы должны предусмотреть любые детали, начиная от обработки помещений, заканчивая дезинфекцией шариковых ручек, которыми избиратели будут пользоваться.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    1 июня

    Айнур Тауфикович Айдельдинов (1969), директор Инвестиционно-венчурного фонда Татарстана.

    Резеда Закиевна Ахиярова, композитор, автор оперы «Любовь поэта», заслуженный деятель искусств России и Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Марат Набиевич Зарипов (1956), профессор Казанской консерватории, директор Государственного струнного квартета РТ, заслуженный артист России, народный артист Татарстана, лауреат Госпремии им. Г.Тукая.

    Рифкат Нургалиевич Минниханов (1955), директор государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения».

    Сергей Александрович Миронов (1983), глава администрации Кировского и Московского районов Казани.

    Леонид Григорьевич Толчинский (1967), руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ.

    Гузель Шамилевна Яхина, писатель, автор романа «Зулейха открывает глаза», лауреат всероссийских премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров