В прошлом году на российских дорогах произошло более 170 тысяч аварий, которые повлекли 20 тысяч летальных исходов. При этом по вине пьяных водителей случилось 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли почти четыре тысячи человек. Таким образом, каждое пятое смертельное ДТП в России – на совести безответственных водителей, севших за руль подшофе.
В Татарстане на «пьяное вождение» приходится еще больше смертей – каждое четвертое вождение «под мухой» уносит две человеческие жизни еженедельно.
«Следует жестче карать преступников, – скажут некоторые, – навсегда лишать водительских прав!» Но это предложение весьма сомнительно. Власти и так в последние годы идут по пути ужесточения наказания: с 2015 года управление автомобилем в состоянии опьянения наказывается штрафом в 30 тысяч рублей и лишением водительских прав на полтора года. За повторное нарушение штраф увеличивается в десять раз. Более жесткая кара ожидает виновников аварии с летальным исходом: они лишатся не только водительских прав, но и свободы – на срок от двух до девяти лет.
Проект «Автотрезвость» развивается в рамках общей стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и поддерживает инициативы по снижению уровня смертности и травматизма на дорогах. Основная цель проекта – повлиять на общественное мнение, сделать вождение в нетрезвом состоянии неприемлемым и невозможным
Казалось бы, реальная угроза оказаться за решеткой должна «отрезвить» любителей выпить, однако практика показывает обратное. В тот год, когда правила были ужесточены, по вине пьяных водителей в республике произошло 397 ДТП – на 12,2 процента меньше, чем в 2014 году, зато аварии оказались трагичнее: в них погибли 113 человек (157 процентов к предыдущему году). Следующий, 2016 год порадовал хоть незначительным, но снижением числа летальных исходов в авариях (111). Но, увы, количество аварий по вине нетрезвых водителей выросло до 500! Положительной такую статистику можно назвать с большой натяжкой.
Не останавливает пьяных автомобилистов ни жесткость наказания, ни даже угроза собственной смерти, гибели родственников, пешеходов и пассажиров других автомобилей. Самоуверенность и переоценка своих возможностей – вот почему некоторые садятся за руль «под мухой». Одни при этом надеются на пресловутое «авось», другие – на свой профессионализм и водительский стаж.
Артур АБДУЛЬЗЯНОВ, генеральный директор Федерации автошкол РТ: | |
Дополнительные занятия не повлекут увеличения платы за обучение – инициатор запуска этого социального проекта в Татарстане – пивоваренная компания Efes Rus выделила на реализацию проекта 600 тысяч рублей. |
Переломить ситуацию можно, только переломив сознание водителей. И задача это вполне выполнимая, только вот работать нужно на опережение. Вспомним: еще лет 30 назад ремнями безопасности в республике пристегивались единицы, теперь же посмотрите хотя бы на наших детей: они пристегиваются автоматически, а не под угрозой лишения водительских прав либо штрафа!
Каждый год на дороги республики, условно говоря, выезжают 20 тысяч начинающих водителей – столько курсантов выпускают татарстанские автошколы. В основном это молодые, не отягощенные негативным опытом люди с еще не сформированной первичной культурой вождения. Именно на этом, самом раннем этапе взаимодействия с автомобилем, еще до получения водительских прав наи-более эффективно формирование осознания факта, что вождение и алкоголь несовместимы. С 2013 года в России реализуется международный проект «Автотрезвость», цель которого – значительное снижение количества случаев вождения в нетрезвом состоянии. Как сообщил на пресс-конференции в «Татар-информе» генеральный директор Федерации автошкол РТ Артур Абдульзянов, в проекте участвуют 10 регионов страны, и в июне к ним присоединился Татарстан. «В проекте мы задействуем десять лучших автошкол Казани – в них введут полуторачасовой образовательный модуль «Ответственный водитель», в рамках которого курсанты получат исчерпывающую информацию о статистике итогов «пьяного» вождения в России, влиянии алкоголя на организм водителя, узнают о юридической ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии и о многом другом. Дополнительные занятия не повлекут увеличения платы за обучение – инициатор запуска этого социального проекта в Татарстане – пивоваренная компания Efes Rus выделила на реализацию проекта 600 тысяч рублей», – сообщил Артур Абдульзянов.
Лекции, видеоролики, а также дискуссии помогут будущим водителям усвоить простую истину: алкоголь за рулем законодательно преследуем и смертельно опасен. При этом теорией курсанты не ограничатся. Алкоголь влияет на остроту зрения, скорость реакции, координацию движений, способность к адекватной оценке и провоцирует рискованное поведение на дороге. Ученики автошкол смогут убедиться в этом сами и усвоят прямо на занятиях правило не пить за рулем. Это не значит, что их напоят алкоголем и посадят за руль. Их убедят в этом специальные очки «Фатальное зрение», способные «опьянить» человека. Вернее, эти очки имитируют состояние алкогольного опьянения, расстройство восприятия, характерное для нетрезвого человека.
Алексей КУЗНЕЦОВ: Efes Rus – это социально ориентированная компания, активно выступающая против употребления и продажи алкоголя несовершеннолетним и употребления спиртного за рулем
Журналист «РТ» одним из первых в республике испытал очки на себе и получил неизгладимое впечатление. Надев их, с трудом прошел прямо и вовсе не смог обойти конусы (упражнение «змейка») и остановиться в нужном месте. Такое практическое занятие, пожалуй, поубавит спеси у любого и навсегда отобьет охоту сесть под градусом за руль.
Как сообщила руководитель федерального проекта Маргарита Плотникова, в Татарстане к реализации «Автотрезвости» подключился ряд министерств – транспорта и дорожного хозяйства, образования и науки, здравоохранения, татарстанское управление ГИБДД МВД, федерации автошкол, а также несколько предприятий общественного питания и торговые сети республики. Помимо работы в автошколах, в рамках проекта планируется проведение выездных акций совместно с сотрудниками ГИБДД в местах проведения рейдов, привлечение предприятий общественного питания, развлекательных заведений, магазинов и супермаркетов к распространению соответствующих брошюр для водителей. Организатор «Автотрезвости» в России – Международный альянс за ответственное по-требление алкоголя – вовлек в реализацию проекта российские алкогольные компании и рассчитывает, что в нашей республике к акции подключится «Татспиртпром».
Казалось бы, есть доля лукавства в том, что «Автотрезвость» в массы «внедряют» производители и продавцы алкоголя. Координатор проекта в РТ Алексей Кузнецов пояснил по этому поводу, что пивоваренная компания придерживается политики ответственного потребления алкоголя. «Efes Rus – это социально ориентированная компания, активно выступающая против употребления и продажи алкоголя несовершеннолетним и употребления спиртного за рулем. Считаем необходимым сообща и последовательно формировать в обществе культуру ответственного потребления алкоголя. Теперь, когда в проект включился Татарстан, наша работа по информированию водителей об опасности употребления спиртных напитков за рулем будет продолжена с удвоенной силой», – заверил Алексей Кузнецов.
Принесет ли «Автотрезвость» свои плоды – это станет известно через год, при официальном подведении итогов акции.