31 мая 2020  12:40
Распечатать

Автобусы в законе

Опубликовано: 06.05.2019 18:48

Государство, вернув лицензирование перевозчиков, намерено направить нелегалов в правовое поле

 

автобус

 

В последние годы участились случаи резонансных аварий на дорогах, повлекших за собой гибель людей. К примеру, на слуху прошлогодняя катастрофа в Ханты-Мансийском автономном округе (столкновение заказного автобуса с двумя фурами), жертвами которой стали десять юных спортсменов и двое их тренеров. Буквально на днях в Подмосковье фура и микроавтобус не поделили дорогу, в результате – шестеро погибших.

 

Да что далеко ходить! На памяти случай в Татарстане, когда возле Заинска автобус Neoplan врезался в грузовик MAN, опрокинулся, загорелся. Это ДТП унесло жизни 14 человек, включая четырёх детей. И такую печальную статистику можно приводить долго…

 

ВОЗВРАЩАЕМСЯ НА КРУГИ СВОЯ

С тех пор как в 2011 году в России отменили лицензирование автобусных перевозок с целью либерализации данного бизнеса (мол, не надо его «кошмарить»), количество аварий с участием этого вида транспорта неуклонно росло. Конечно, лицензиатами оставались регулярные перевозчики, официально обслуживающие городские и межмуниципальные маршруты. Но на сегодня, по данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, таких предприятий по всему Татарстану всего лишь 42, которые работают по 149 направлениям на почти 580 автобусах.

Между тем, как показывает статистика Госавтоинспекции, в республике зарегистрировано около восьми тысяч перевозчиков, на руках у которых свыше 17,5 тысячи автобусов, из них более 5,6 тысячи – принадлежат физическим лицам, остальные – юридическим. И львиная доля этого автопарка до недавнего времени на вполне законных основаниях оставалась, так сказать, в свободном плавании. А по сути – осуществляла нелегальную деятельность.

 


Многие частные перевозчики осуществляют регулярные рейсы под видом заказных, до сих пор минуя требования, которые предъявляются к муниципальным предприятиям


 

– Однако с 1 марта 2019 года вступил в силу федеральный закон о лицензировании автобусных перевозок, который призван обеспечить их безопасность, – говорит главный государственный инспектор Госавтодорнадзора по РТ Борис Смирнов. – Если до данного момента под лицензирование попадали только регулярные перевозчики, то сейчас это касается всех владельцев такого транспорта, в частности, осуществляющих заказные рейсы, перевозящих людей школьными автобусами. Закон распространяется и на промышленные предприятия, спортивные, культурные и прочие организации, в активе которых есть автобусы, перевозящие, к примеру, сотрудников вахтовым способом. Государство наконец-то уравняло требования к муниципальным, корпоративным и частным перевозчикам.

Есть и исключения. От лицензирования освобождаются перевозки, выполняемые автобусами пожарной охраны, скорой медпомощи, силовых структур. А также субъекты, которым не нужны автотрассы общего пользования, – их техника «катается» исключительно по сельским дорогам.

 

ДВЕ ПРОПИСКИ? ТОГДА ОТПИСКА

Законодатель постарался максимально упростить процедуру лицензирования, на которую начиная с 1 марта отвёл 120 дней – до 29 июня. Чтобы получить необходимую бумагу (её стоимость – 7 300 рублей), достаточно написать соответствующее заявление и предоставить три документа: список имеющихся в наличии транспортных средств, приказ о назначении лица, ответственного за безопасность дорожного движения, и договор о медицинском освидетельствовании водителей.

– И минимум через 45 дней клиент получит на руки лицензию, – констатирует Борис Смирнов. – За это время мы должны проверить подлинность предъявленных документов. Если, допустим, окажется, что приказ о назначении лица, ответственного за безопасность, поддельный, или другой документ не соответствует действительности, то лицензию не выдадим.

 

 

Борис СМИРНОВ,
государственный инспектор Госавтодорнадзора по РТ:

Смирнов

«Самое важное для нас – чтобы пассажир не задумывался о том, на каком транспорте он перемещается – муниципальном или частном. Главное – чтобы было безопасно. На это и направлен новый закон».

Имеется ещё одно веское основание, из-за которого заявителю могут отказать в выдаче необходимого для его дальнейшей деятельности документа. Раньше автобусные перевозчики с лёгкостью необыкновенной передавали в распоряжение друг друга «железных коней», коими пользовались и те и другие. И в случае дорожной аварии пойди распознай, какая фирма должна нести ответственность за ущерб. По новому законодательству лицензию предприятию не выдадут, если его автобус «прописан» и у другого перевозчика.

– Для чего нам предоставляются списки транспортных средств? – вопрошает главный в Татарстане надзиратель. – Для того чтобы мы занесли в реестр все автобусы, которые будут заниматься перевозками. В перечне указано, какая техника и за какой организацией закреплена. И другое предприятие, претендующее на ту же машину, не сможет получить лицензию. К слову, этот документ бессрочный, нет необходимости получать его ежегодно.

 

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ РИСКА

По словам Бориса Смирнова, перевозчику при выдаче ему лицензии присваивается категория риска, исходя из наличия административных нарушений, связанных с конт­рольно-надзорной деятельностью, правилами дорожного движения. Чем больше нарушений, тем выше степень риска, от которой будет зависеть, когда контролёры придут к владельцу автопарка с проверкой – через год или через десять лет.

– Законодатель предусмотрел, что на следующий год после выдачи лицензий мы должны всех проверить, надзор осуществляется в плановом порядке, – замечает Борис Смирнов. – План утверждается прокуратурой и выставляется на нашем сайте. То есть перевозчики заранее знают, когда мы к ним придём. И все авто­владельцы должны соответствовать одинаковым требованиям безопасности, независимо от того, имеют они в автопарке один автобус или сто агрегатов.

Если после 29 июня инспекторы Госавтодорнадзора кого-то «заловят» без лицензии, то санкций нарушителю не избежать. Административный штраф для граждан и должностных лиц составляет 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – 100 тысяч, юридическим лицам, то есть предприятиям, придётся раскошелиться на 400 тысяч. Внушительные суммы по сравнению со стоимостью лицензии. Для небольших фирм 400 тысяч может означать крах их деятельности.

– Уже 30 июня мы выйдем на дорогу. И в таком случае, как говорится, не обижайтесь, – предупреждает Борис Смирнов. – Кроме плановой работы, существует ещё и рейдовая, когда мы совместно с инспекторами ГИБДД и специалистами Минтранса отправляемся на выполнение операций по выявлению нарушителей. Не хотелось бы пугать автоперевозчиков. Но придётся. Если у владельца автобусов повторно будет обнаружено отсутствие лицензии, тогда к нему будут применены те же штрафы, а ещё и конфискация транспортного средства. Либо ему грозит приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

 

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Напомним, сегодня в республике около восьми тысяч владельцев автобусов. Вроде бы столько лицензий и должно быть получено до 29 июня (на середину апреля данный результат чуть превышал сто единиц). Но этот показатель наверняка будет меньше, поскольку сейчас некоторые учреждения, к примеру театральные, спортивные, школьные, начинают передавать свои транспортные средства на обслуживание профессиональным перевозчикам.

 


Законодатель постарался максимально упростить процедуру лицензирования, на которую начиная с 1 марта отвёл 120 дней – до 29 июня. Чтобы получить необходимую бумагу (её стоимость – 7 300 рублей), достаточно написать соответствующее заявление и предоставить три документа: список имеющихся в наличии транспортных средств, приказ о назначении лица, ответственного за безопасность дорожного движения, и договор о медицинском освидетельствовании водителей


 

Понятно, что организации, у которой на балансе всего один автобус, сложно обеспечить безопасность перевозок. А требования ко всем одинаковы. «Одиночке» принять в штат профессионала, ответственного за безопасность дорожного движения, весьма сложно. Его ещё нужно по­искать или заплатить 12 тысяч рублей за 280 часов обучения «технаря». Плюс к тому – обязательно создать системы технического и медицинского надзора, учёта режима работы и отдыха водителя, что тоже стоит немалых денег.

– Большая заслуга республики в том, что уже 75 процентов из более семисот школьных автобусов обслуживаются профессиональными перевозчиками, многие из которых имеют лицензии, – подчёркивает начальник управления транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров.

 

НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ВСЁ ЖЕ ПРИСТРУНЯТ

Многие частные перевозчики осуществляют регулярные рейсы под видом заказных, до сих пор минуя требования, которые предъявляются к муниципальным предприятиям. Почувствуйте разницу: в Татарстане официально работают около 580 автобусов, а только из Казани ежесуточно выезжают 500 машин в нелегальных направлениях. Кроме того, в 2018 году сотрудники Управления ГИБДД МВД по РТ за нарушения правил дорожного движения оштрафовали владельцев автобусов в общей сложности на 40 млн рублей, из них 80 процентов приходятся на частников-«неофициалов».

– На территории столицы Татарстана 12 несанкционированных точек, откуда отправляются нелегальные автобусы: это железнодорожные вокзалы «Казань-1» и «Казань-2» (здесь стихийная остановка находится неподалёку от официальной), улица Космонавтов, театр имени Камала, компрессорный завод, ЦУМ и другие, – утверждает Алексей Сидоров. – Теперь при межмуниципальных перевозках разрешено использовать только остановочные пункты, включённые в реестр, – регулярные перевозки из Казани осуществляются с автовокзалов Столичный, Восточный и Южный.

 


В Татарстане официально работают около 580 автобусов, а только из Казани ежесуточно выезжают 500 машин в нелегальных направлениях. Кроме того, в 2018 году сотрудники Управления ГИБДД МВД по РТ за нарушения правил дорожного движения оштрафовали владельцев автобусов в общей сложности на 40 млн рублей, из них 80 процентов приходятся на частников-«неофициалов»


 

Ещё в 2017 году, как сообщил чиновник Минтранса, в федеральный закон об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом были внесены изменения, гласящие, что любой перевозчик, «накатавший» определённый маршрут, вправе подать заявление в Минтранс о том, чтобы узаконить данное направление, приняв участие в открытом конкурсе на его официальное получение. Знаете, сколько с того момента в министерство поступило заявлений? Всего пять. Почему? Потому что невыгодно недобросовестным предпринимателям выезжать с определённых остановок, оснащаться системой ГЛОНАСС, «светиться» перед надзорными органами…

– К сожалению, в положении о лицензировании прописано, что при повторном выявлении грубых нарушений, к примеру применении транспортных средств без медицинского контроля водителей, систематическом игнорировании их труда и отдыха, мы можем направлять материалы дела в суд. Лишение лицензии – это не наша прерогатива, а судебная. Я считаю это неправильным, – отмечает Борис Смирнов. – Допустим, наш многоуважаемый Национальный банк РТ выдаёт лицензии, он же их изымает. Почему мы лишены такой функции? Потому что законодатель излишне защищает перевозчиков. И напрасно…

 


Фото: Маргарита ГАФУРОВА, "РТ"
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Выпуск: №65 (28639)


  1. Руслан Ивеков, Казань:

    Когда государство отменило лицензирование автобусных перевозок, многие обыватели предрекали начало произвола на этом рынке и увеличение числа ДТП с участием автобусов. Так то обыватели! Почему же государственные мужи не смогли просчитать столь очевидные вещи? Или депутаты Госдумы были сильно заинтересованы в лоббировании такого решения?
    Руслан Ивеков, Казань

Добавить комментарий

мошенники 29.05.2020

Десять преступлений за один день

Жители автограда продолжают попадать на нехитрые уловки дистанционных мошенников....
5020
мошенники1 28.05.2020

Не будьте наивными…

В республике значительно выросло число дистанционных мошенничеств....
6980
экстремизм 28.05.2020

Оштрафовали за оскорбительные комментарии

Прокуратура автограда провела проверку соблюдения закона о противодействии экстремизму....
4030
приговор 18.05.2020

Апелляционный военный суд оставил приговор без изменения

За финансирование терроризма житель Татарстана получил восемь лет лишения свободы....
9970
полицеские 18.05.2020

Служить и защищать

В период ограничений, на въездах и выездах из Казани, а также внутри города ежедневно функционировало двадцать постов....
1 0470
  • Мнение

    Андрей КОНДРАТЬЕВ, председатель Центризбиркома РТ:

    КОНДРАТЬЕВ11

    В условиях непростой эпидемиологической обстановки наша задача – сделать избирательный процесс максимально безопасным для здоровья населения, сохранив при этом все принципы легитимности. Мы должны предусмотреть любые детали, начиная от обработки помещений, заканчивая дезинфекцией шариковых ручек, которыми избиратели будут пользоваться.

    Все мнения

    Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Найди свою малую Родину
  • Цены на рынках


  • Дни рождения

    30 мая

    Юлдуз Накиевна Исанбет, музыковед, заслуженный деятель искусств России и Татарстана.

    Александр Александрович Талов (1952), гендиректор – главный конструктор АО «Казанское НПП «Вертолеты Ми».

  • История в рисунках и цифрах

    11.01.1930

    11.01.1930

    Газета «Республика Татарстан» («Красная Татария»), №08-11.01.1930

    Другие рисунки и цифры

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    СПЕЦСЛУЖБЫ

    112 - Единый номер вызова экстренных оперативных служб 
    спецслужбы
    Единый номер
    всех спецслужб – ВИДЕО

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров