Автобусы в законе

Государство, вернув лицензирование перевозчиков, намерено направить нелегалов в правовое поле

В последние годы участились случаи резонансных аварий на дорогах, повлекших за собой гибель людей. К примеру, на слуху прошлогодняя катастрофа в Ханты-Мансийском автономном округе…

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: Маргарита ГАФУРОВА, “РТ”

Государство, вернув лицензирование перевозчиков, намерено направить нелегалов в правовое поле

 

автобус

 

В последние годы участились случаи резонансных аварий на дорогах, повлекших за собой гибель людей. К примеру, на слуху прошлогодняя катастрофа в Ханты-Мансийском автономном округе (столкновение заказного автобуса с двумя фурами), жертвами которой стали десять юных спортсменов и двое их тренеров. Буквально на днях в Подмосковье фура и микроавтобус не поделили дорогу, в результате – шестеро погибших.

 

Да что далеко ходить! На памяти случай в Татарстане, когда возле Заинска автобус Neoplan врезался в грузовик MAN, опрокинулся, загорелся. Это ДТП унесло жизни 14 человек, включая четырёх детей. И такую печальную статистику можно приводить долго…

 

ВОЗВРАЩАЕМСЯ НА КРУГИ СВОЯ

С тех пор как в 2011 году в России отменили лицензирование автобусных перевозок с целью либерализации данного бизнеса (мол, не надо его «кошмарить»), количество аварий с участием этого вида транспорта неуклонно росло. Конечно, лицензиатами оставались регулярные перевозчики, официально обслуживающие городские и межмуниципальные маршруты. Но на сегодня, по данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, таких предприятий по всему Татарстану всего лишь 42, которые работают по 149 направлениям на почти 580 автобусах.

Между тем, как показывает статистика Госавтоинспекции, в республике зарегистрировано около восьми тысяч перевозчиков, на руках у которых свыше 17,5 тысячи автобусов, из них более 5,6 тысячи – принадлежат физическим лицам, остальные – юридическим. И львиная доля этого автопарка до недавнего времени на вполне законных основаниях оставалась, так сказать, в свободном плавании. А по сути – осуществляла нелегальную деятельность.

 


Многие частные перевозчики осуществляют регулярные рейсы под видом заказных, до сих пор минуя требования, которые предъявляются к муниципальным предприятиям


 

– Однако с 1 марта 2019 года вступил в силу федеральный закон о лицензировании автобусных перевозок, который призван обеспечить их безопасность, – говорит главный государственный инспектор Госавтодорнадзора по РТ Борис Смирнов. – Если до данного момента под лицензирование попадали только регулярные перевозчики, то сейчас это касается всех владельцев такого транспорта, в частности, осуществляющих заказные рейсы, перевозящих людей школьными автобусами. Закон распространяется и на промышленные предприятия, спортивные, культурные и прочие организации, в активе которых есть автобусы, перевозящие, к примеру, сотрудников вахтовым способом. Государство наконец-то уравняло требования к муниципальным, корпоративным и частным перевозчикам.

Есть и исключения. От лицензирования освобождаются перевозки, выполняемые автобусами пожарной охраны, скорой медпомощи, силовых структур. А также субъекты, которым не нужны автотрассы общего пользования, – их техника «катается» исключительно по сельским дорогам.

 

ДВЕ ПРОПИСКИ? ТОГДА ОТПИСКА

Законодатель постарался максимально упростить процедуру лицензирования, на которую начиная с 1 марта отвёл 120 дней – до 29 июня. Чтобы получить необходимую бумагу (её стоимость – 7 300 рублей), достаточно написать соответствующее заявление и предоставить три документа: список имеющихся в наличии транспортных средств, приказ о назначении лица, ответственного за безопасность дорожного движения, и договор о медицинском освидетельствовании водителей.

– И минимум через 45 дней клиент получит на руки лицензию, – констатирует Борис Смирнов. – За это время мы должны проверить подлинность предъявленных документов. Если, допустим, окажется, что приказ о назначении лица, ответственного за безопасность, поддельный, или другой документ не соответствует действительности, то лицензию не выдадим.

 

 

Борис СМИРНОВ,
государственный инспектор Госавтодорнадзора по РТ:

Смирнов

«Самое важное для нас – чтобы пассажир не задумывался о том, на каком транспорте он перемещается – муниципальном или частном. Главное – чтобы было безопасно. На это и направлен новый закон».

Имеется ещё одно веское основание, из-за которого заявителю могут отказать в выдаче необходимого для его дальнейшей деятельности документа. Раньше автобусные перевозчики с лёгкостью необыкновенной передавали в распоряжение друг друга «железных коней», коими пользовались и те и другие. И в случае дорожной аварии пойди распознай, какая фирма должна нести ответственность за ущерб. По новому законодательству лицензию предприятию не выдадут, если его автобус «прописан» и у другого перевозчика.

– Для чего нам предоставляются списки транспортных средств? – вопрошает главный в Татарстане надзиратель. – Для того чтобы мы занесли в реестр все автобусы, которые будут заниматься перевозками. В перечне указано, какая техника и за какой организацией закреплена. И другое предприятие, претендующее на ту же машину, не сможет получить лицензию. К слову, этот документ бессрочный, нет необходимости получать его ежегодно.

 

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ РИСКА

По словам Бориса Смирнова, перевозчику при выдаче ему лицензии присваивается категория риска, исходя из наличия административных нарушений, связанных с конт­рольно-надзорной деятельностью, правилами дорожного движения. Чем больше нарушений, тем выше степень риска, от которой будет зависеть, когда контролёры придут к владельцу автопарка с проверкой – через год или через десять лет.

– Законодатель предусмотрел, что на следующий год после выдачи лицензий мы должны всех проверить, надзор осуществляется в плановом порядке, – замечает Борис Смирнов. – План утверждается прокуратурой и выставляется на нашем сайте. То есть перевозчики заранее знают, когда мы к ним придём. И все авто­владельцы должны соответствовать одинаковым требованиям безопасности, независимо от того, имеют они в автопарке один автобус или сто агрегатов.

Если после 29 июня инспекторы Госавтодорнадзора кого-то «заловят» без лицензии, то санкций нарушителю не избежать. Административный штраф для граждан и должностных лиц составляет 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – 100 тысяч, юридическим лицам, то есть предприятиям, придётся раскошелиться на 400 тысяч. Внушительные суммы по сравнению со стоимостью лицензии. Для небольших фирм 400 тысяч может означать крах их деятельности.

– Уже 30 июня мы выйдем на дорогу. И в таком случае, как говорится, не обижайтесь, – предупреждает Борис Смирнов. – Кроме плановой работы, существует ещё и рейдовая, когда мы совместно с инспекторами ГИБДД и специалистами Минтранса отправляемся на выполнение операций по выявлению нарушителей. Не хотелось бы пугать автоперевозчиков. Но придётся. Если у владельца автобусов повторно будет обнаружено отсутствие лицензии, тогда к нему будут применены те же штрафы, а ещё и конфискация транспортного средства. Либо ему грозит приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

 

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Напомним, сегодня в республике около восьми тысяч владельцев автобусов. Вроде бы столько лицензий и должно быть получено до 29 июня (на середину апреля данный результат чуть превышал сто единиц). Но этот показатель наверняка будет меньше, поскольку сейчас некоторые учреждения, к примеру театральные, спортивные, школьные, начинают передавать свои транспортные средства на обслуживание профессиональным перевозчикам.

 


Законодатель постарался максимально упростить процедуру лицензирования, на которую начиная с 1 марта отвёл 120 дней – до 29 июня. Чтобы получить необходимую бумагу (её стоимость – 7 300 рублей), достаточно написать соответствующее заявление и предоставить три документа: список имеющихся в наличии транспортных средств, приказ о назначении лица, ответственного за безопасность дорожного движения, и договор о медицинском освидетельствовании водителей


 

Понятно, что организации, у которой на балансе всего один автобус, сложно обеспечить безопасность перевозок. А требования ко всем одинаковы. «Одиночке» принять в штат профессионала, ответственного за безопасность дорожного движения, весьма сложно. Его ещё нужно по­искать или заплатить 12 тысяч рублей за 280 часов обучения «технаря». Плюс к тому – обязательно создать системы технического и медицинского надзора, учёта режима работы и отдыха водителя, что тоже стоит немалых денег.

– Большая заслуга республики в том, что уже 75 процентов из более семисот школьных автобусов обслуживаются профессиональными перевозчиками, многие из которых имеют лицензии, – подчёркивает начальник управления транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров.

 

НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ВСЁ ЖЕ ПРИСТРУНЯТ

Многие частные перевозчики осуществляют регулярные рейсы под видом заказных, до сих пор минуя требования, которые предъявляются к муниципальным предприятиям. Почувствуйте разницу: в Татарстане официально работают около 580 автобусов, а только из Казани ежесуточно выезжают 500 машин в нелегальных направлениях. Кроме того, в 2018 году сотрудники Управления ГИБДД МВД по РТ за нарушения правил дорожного движения оштрафовали владельцев автобусов в общей сложности на 40 млн рублей, из них 80 процентов приходятся на частников-«неофициалов».

– На территории столицы Татарстана 12 несанкционированных точек, откуда отправляются нелегальные автобусы: это железнодорожные вокзалы «Казань-1» и «Казань-2» (здесь стихийная остановка находится неподалёку от официальной), улица Космонавтов, театр имени Камала, компрессорный завод, ЦУМ и другие, – утверждает Алексей Сидоров. – Теперь при межмуниципальных перевозках разрешено использовать только остановочные пункты, включённые в реестр, – регулярные перевозки из Казани осуществляются с автовокзалов Столичный, Восточный и Южный.

 


В Татарстане официально работают около 580 автобусов, а только из Казани ежесуточно выезжают 500 машин в нелегальных направлениях. Кроме того, в 2018 году сотрудники Управления ГИБДД МВД по РТ за нарушения правил дорожного движения оштрафовали владельцев автобусов в общей сложности на 40 млн рублей, из них 80 процентов приходятся на частников-«неофициалов»


 

Ещё в 2017 году, как сообщил чиновник Минтранса, в федеральный закон об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом были внесены изменения, гласящие, что любой перевозчик, «накатавший» определённый маршрут, вправе подать заявление в Минтранс о том, чтобы узаконить данное направление, приняв участие в открытом конкурсе на его официальное получение. Знаете, сколько с того момента в министерство поступило заявлений? Всего пять. Почему? Потому что невыгодно недобросовестным предпринимателям выезжать с определённых остановок, оснащаться системой ГЛОНАСС, «светиться» перед надзорными органами…

– К сожалению, в положении о лицензировании прописано, что при повторном выявлении грубых нарушений, к примеру применении транспортных средств без медицинского контроля водителей, систематическом игнорировании их труда и отдыха, мы можем направлять материалы дела в суд. Лишение лицензии – это не наша прерогатива, а судебная. Я считаю это неправильным, – отмечает Борис Смирнов. – Допустим, наш многоуважаемый Национальный банк РТ выдаёт лицензии, он же их изымает. Почему мы лишены такой функции? Потому что законодатель излишне защищает перевозчиков. И напрасно…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще